Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Соловьевой Т.П,Дубинской В.К,
при секретаре Дмитриеве С.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцовБулановой С.А, Китайцева А.Н. по доверенности Якубова А.Д. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 18 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Булановой С.А, КитайцеваА.А. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на земельный участок - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Буланова С.А, Китайцев А.А. обратились в суд с иском к ответчику ДГИ г. Москвы о признании за ними права собственности по ? доли за каждым на земельный участок площадью 1142 кв.м, расположенный по адресу: *.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками по ? доли жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, на основании договора дарения от 15.04.2015 г. Они обращались в Управление Росреестра по г. Москве по вопросу государственной регистрации права собственности на земельный участок, однако им было отказано. Истцытакже обращались в ДГИ г. Москвы по вопросу предоставления земельного участка, однако им было отказано в приеме документов. В архивах имеются сведения обо всех собственниках дома, из которых следует, что дом находится на земельном участке по указанному адресу, который был предоставлен в 1950 году в бессрочное пользование, и право пользования которым переходило на законных основаниях к собственникам дома. Истцы полагают, что к ним в порядке правопреемства перешло право на получение земельного участка в собственность.
В судебном заседании представитель истцов Булановой С.А, Китайцева А.А. по доверенности Якубов А.Д. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Путенко М.В. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела, мнения по иску не представил.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истцовБулановой С.А, Китайцева А.А. по доверенности Якубов А.Д, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд не дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов Булановой С.А, Китайцева А.А. по доверенности Якубова А.Д, представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Путенко М.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 г. N 361-ФЗ), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок площадью 0,12 га рядом с пос. Московского Центрального Аэропорта в 1950 г. был предоставлен Ланину Н.И. для постройки жилого дома.
В дальнейшем собственниками дома по адресу: * (ранее: *) учтены: Ланина О.М. и Зевакова А.Н. - свидетельство о праве на наследство по закону от 13.06.1967 г, Китайцев А.А. - свидетельство о праве на наследство по завещанию от 04.04.1987 г, Китайцева С.А. - договор дарения дома от 09.12.1987 г, Буланова (Китайцева) С.А. и Китайцев А.А. - договор дарения ? доли дома от 15.04.2015 г.
Истцам выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности от 06.07.2015 г. на ? доли дома по указанному адресу, общей площадью 59,7 кв.м.
Из указанных документов следует, что жилой дом расположен на земельном участке площадью 1058 кв.м. по указанному адресу.
Сведения об основаниях предоставления спорного земельного участка не сохранились.
Согласно свидетельства о праве на наследство от 13.16.1967 г, выданного после смерти Ланина Н.И, наследственное имущество состоит из ? доли жилого дома, находящегося в *, принадлежащего наследодателю по договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под индивидуальное строительство жилого дома, удостоверенное Подольской государственной нотариальной конторой 07.12.1951 г.
По данным БТИ по состоянию на 18.11.2014 г. по адресу: *был учтен жилой дом 1954 года постройки, общей площадью 83,3 кв.м, жилой площадью 31,6 кв.м.
Земельный участок по указанному адресу площадью 1142 кв.м. состоит на кадастровом учете с номером *, который присвоен 08.06.2017 г.
Из материалов дела также следует, что распоряжением ДГИ г. Москвы от 24.02.2016 г. было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1132 кв.м по адресу: *истцам на праве общей долевой собственности для целей эксплуатации жилого дома.
Истцы 02.03.2017 г. обращались в Управление Россреестра по Москве по вопросу регистрации права собственности на земельный участок.
Уведомлением от 01.12.2017 г. истцам отказано в государственной регистрации права по тем основаниям, что не представлен документ, подтверждающий решение ДГИ о предоставлении бесплатно или на возмездной основе заявленного к регистрации земельного участка, либо иных документов, являющихся основанием для регистрации права общей долевой собственности.
10.10.2017 г. истцы обратились в ДГИ г. Москвы для предоставления земельного участка бесплатно в собственность.
Согласно ответа ДГИ г. Москвы от 19.10.2017 г, истцам было отказано в приеме документов по тем основаниям, что право общей долевой собственности возникло 06.07.2015 г. после дня введения в действие Земельного кодекса РФ, и стороны не являются лицами, к которым перешло право собственности в порядке наследования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истцов отсутствует право на приобретение спорного земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", поскольку не соблюдены условия регистрации права на земельный участок.
Кроме того, из материалов дела следует, что земельный участок по адресу: *, площадью 1142 кв.м, 08.06.2017 г. поставлен на кадастровый учет с номером *.
В исковом заявлении истцы просят признать за ними право на земельный участок с указанным описанием.
Между тем, земельный участок, который предоставлялся в 1950 г. для постройки жилого дома, собственниками которого в настоящее время являются истцы, имеет иную площадь 1058 кв.м, ранее не был учтен и запись о правах на него в ЕГРН отсутствует.
Данные о том, что истцы в порядке, установленном ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", обращались за регистрацией права собственности на земельный участок, и им было в этом отказано, в материалах дела отсутствуют.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального и процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.