Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Лучкиной С.П. с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4041/2018 по административному исковому заявлению ООО "ПАНТЕОН" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
В пункт 18448 Перечня в редакции Постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, 28 ноября 2017 года N 911-ПП по состоянию на 1 января 2018 года включено принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Административный истец обратился в Московский городской суд с требованием о признании недействующим указанного выше пункта постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, указывая, что здание, включенное в пункт 18448 оспариваемого нормативного правового акта, расположено на земельном участке, предоставленном в аренду, в том числе, под амбулаторно-поликлиническое обслуживание; здание передано в аренду ООО "Научно-практический центр малоинвазивной хирургии и гинекологии", в здании осуществляется амбулаторное и стационарное лечение пациентов; торговые помещения, имеющиеся в здании, занимают менее 20% (18,76%); здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение его в Перечень нарушает права общества в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца Дмитриев Д.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Правительства Москвы Федотов П.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего заявленные требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта стороны не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов ( пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года и последующие изменяющие его редакции введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций, объектом налогообложения по которому в силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ является движимое и недвижимое имущество, а налоговая база отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данных статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Судом установлено, что в пункт 18448 Перечня в редакции Постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, 28 ноября 2017 года N 911-ПП по состоянию на 1 января 2018 года включено принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером *** по адресу: ***. Здание имеет площадь 1 414,6 кв.м, 2 этажа, принадлежит административному истцу на праве собственности, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права собственности.
На основании договора аренды от 15 апреля 2015 года N Рас-1а здание передано в аренду ООО "Научно-практический центр малоинвазивной хирургии и гинекологии". Договор в силу пункта 2.1 заключен сроком на семь лет.
Основанием включения здания с кадастровым номером 77:07:0013004:20193 в Перечень на 2018 год послужило его соответствие критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", то есть здание включено по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, предоставленном обществу в аренду по договору от 30.09.2013г. Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что земельный участок передан на условиях аренды для целей эксплуатации здания в административно-деловых целях. Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что он заключен на срок до 20 августа 2062 года.
08 июня 2017 года Управлением Росреестра по Москве зарегистрировано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 30.09.2013г, согласно которому пункт 1.1. раздела 1 "Предмет договора и цель предоставления земельного участка" дополнен абзацем следующего содержания: "Разрешенное использование участка согласно кадастровому паспорту от 29.11.2016г. N 77/501/16-1373979: "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)).
Аналогичные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположено спорное здание, приведены в публичной кадастровой карте.
Указанные виды разрешенного использования земельного участка установлены Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 27 октября 2016 года на основании ст.4 ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ", ст. 7,11.2 Земельного кодекса РФ, ст. 4 Закона города Москвы от 19 декабря 20087г. "О землепользовании в городе Москве".
Из представленной в материалы дела административным истцом фототаблицы спорного здания (л.д.58-66) следует, что в здании расположены помимо кабинетов амбулаторно-поликлинической помощи также магазины, химчистка-прачечная, часть помещений предлагается в аренду.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Оценивая приведенную в договоре аренды от 30.09.2013г. в редакции дополнительного соглашения от 08.06.2017г. формулировку видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, суд приходит к выводу, что один из видов разрешенного использования земельного участка прямо предусматривает размещение на нем объектов бытового обслуживания, торговли, общественного питания, следовательно, включение этого здания в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, по виду разрешенного использования земельного участка не противоречит статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, и в силу которой здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, такое здание признается торговым центром (комплексом) для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4).
Включение спорного объекта в Перечень также соответствует пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 (в редакции Закона города Москвы от 26 ноября 2014 года N 56), где административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, поименованы в числе объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Нашли свое подтверждение предоставленными суду доказательствами и доводы административного ответчика о том, что в юридически значимый период спорное здание и нежилые помещения в нем фактически используются в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В качестве доказательства, подтверждающего фактическое использование спорного здания в юридически значимый период под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суду предоставлен акт обследования фактического использования здания от 27 мая 2016г, составленный инспекторами Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Инспекторы Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы пришли к заключению, что 100% площади здания используется для целей налогообложения в соответствии со ст.378.2 Налогового кодекса РФ для размещения объектов торговли.
Оценивая указанный акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 27 мая 2016г. в совокупности с другими доказательствами по делу, суд считает данный акт обследования действительным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям пунктов 3.4- 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "ПАНТЕОН" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.