Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Марата у.Ш. на вступившее в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 16 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 16 ноября 2017 года гражданин Кыргызской Республики Марат у.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В порядке, предусмотренном ст.30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не пересматривалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе Марат у.Ш, выражая несогласие с названным постановлением, просит об его изменении путем исключения назначенного дополнительного наказания в виде выдворения из Российской Федерации, ссылаясь на то, что имеет близких родственников - мать и отца, которые являются гражданами Российской Федерации; при производстве по делу были нарушены его права, не предоставлен переводчик; дело было рассмотрено формально; он признает вину в совершении административного правонарушения, раскаивается.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершённое в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
В силу ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан законно находящийся в Российской Федерации, иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Закона о правовом положении иностранных граждан документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16 ноября 2017 года в 11 часов 00 минут на платформе станции "Южная" в г. Москве, ул*, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками 8 о/п УВМ на ММ и сотрудниками ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве выявлен гражданин Кыргызской Республики Марат у.Ш, прибывший в Российскую Федерацию 05 мая 2017 года в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания 02 августа 2017 года, уклонился от выезда из Российской Федерации, нарушив п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и вина Марата у.Ш. в его совершении подтверждаются доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортами сотрудника полиции; копией паспорта иностранного гражданина; письменными объяснениями Марата у.Ш.; справкой о проведении проверки; выписками из АС ЦБДУИГ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Марата у.Ш. в его совершении.
Доводы жалобы о том, что при производстве по делу нарушены права Марата у.Ш. на защиту, не был предоставлен переводчик, являются несостоятельными, поскольку при даче письменных объяснений и при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом Марату у.Ш. были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, положения ст.25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют его собственноручные подписи в процессуальных документах.
При рассмотрении дела судьей районного суда права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 24.2 КоАП РФ, в том числе право пользоваться услугами переводчика и защитника, Марату у.Ш. также разъяснялись, о чем свидетельствует имеющаяся в деле подписка о разъяснении процессуальных прав (л.д.13).
Изложенное свидетельствует о том, что право на защиту Марата у.Ш. при производстве по делу и рассмотрении судьей районного суда дела об административном правонарушении не нарушено.
Порядок и срок давности привлечения Марата у.Ш. к административной ответственности соблюдены.
Рассмотрев довод жалобы о необходимости применения ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с тем, что у Марата у.Ш. имеются родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В силу ч. 2 названной статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Как усматривается из приложенных к настоящей жалобе нотариально удостоверенных копий свидетельства о рождении, копий паспортов, на территории Российской Федерации проживают близкие родственники Марата у.Ш. - отец * М.Ж. и мать * Н.Р, которые являются гражданами Российской Федерации.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не установлено, к административной ответственности Марат у.Ш, *.р, ранее не привлекался, въехал 05 мая 2017 года на территорию Российской Федерации, будучи несовершеннолетним.
Приведенные выше обстоятельства, изученные при рассмотрении жалобы документы, достоверность которых сомнений не вызывает, в совокупности с материалами дела свидетельствуют о наличии семейной связи Марата у.Ш. в стране пребывания и не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Марата у.Ш. на уважение семейной жизни. При таком положении назначение Марату у.Ш. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
С учетом конкретных обстоятельств дела и принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 16 ноября 2017 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Марату у.Ш. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Н а основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
:
жалобу Марата у.Ш. удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 16 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Марата у.Ш. изменить, исключить из него указание на назначение Марату у.Ш. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 16 ноября 2017 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.