Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Савельева И.А., действующего на основании доверенности в интересах Хромова А.В., поступившую в суд кассационной инстанции 16 октября 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 апреля 2018 года по делу по иску Хромова А.В. к МВД РФ о признании отказа в приеме на работу в связи с переводом необоснованным, обязании заключить трудовой договор, компенсации морального вреда,
установил:
Хромов А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, просил, с учетом уточненных требований, признать отказ МВД России в приеме его на работу в связи с переводом необоснованным и нарушающим действующее законодательство, восстановить его нарушенные трудовые права, обязав МВД России заключить с ним трудовой договор на основании перевода, взыскать с ответчика в его пользу в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей, ссылаясь на то, что являлся сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, состоял в должности оперуполномоченного 5 отдела службы МВПР и ФСКН России по г. Москве, специальное звание капитан полиции. 31 мая 2016 года приказом Директора ФСКН России N380-лс на основании Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и своего рапорта о переводе в органы внутренних дел, был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента от 05 июля 2003 года N 613 в связи с переводом на службу в органы внутренних дел РФ. По утверждению истца, ответчик необоснованно лишил его трудовых и социальных гарантий, предусмотренных законом при ликвидации государственного органа. Как утверждал истец, его перевод в органы внутренних дел РФ для дальнейшего прохождения там службы не осуществлен; трудовая книжка не выдана, денежное довольствие не выплачивается. По утверждению истца, ответчик нарушает его трудовые права, в связи с тем, что не принимает его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, не заключает с ним контракт, что обязан был сделать в рамках возникших вновь служебно-трудовых отношений.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 ноября 2017 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Хромова А. В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании отказа в приеме на работу в связи с переводом необоснованным, обязании заключить трудовой договор, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 апреля 2018 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
15 ноября 2018 года данное дело было истребовано из Замоскворецкого районного суда г. Москвы для проверки в кассационном порядке и 03 декабря 2018 года поступило в Московский городской суд.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Указом N156 МВД России передана штатная численность упраздняемой ФСКН России, а также установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
Порядок поступления на службу в органы внутренних дел регламентирован Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон о службе) и приказом МВД России от 18 июля 2014 года N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" (далее - Порядок).
Так, согласно статье 17 Закона о службе, на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом о службе, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 18 Закона о службе и пункта 19 Порядка до поступления на службу в органы внутренних дел кандидат лично представляет документы, указанные в частях 1 и 2 статьи 19 Закона о службе: заявление о приеме на службу в органы внутренних дел с указанием должности для замещения; паспорт гражданина Российской Федерации; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации; собственноручно написанную автобиографию; документы об образовании и (или) о квалификации; документы воинского учета для военнообязанных граждан, подлежащих призыву на военную службу; трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые либо если трудовая книжка утрачена, или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору; уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по установленной законодательством Российской Федерации форме; согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений; согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел, а также иные документы, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 18 Порядка заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел принимается в случае представления перечисленных выше документов, в полном объеме.
По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, психофизиологических исследований (обследований), тестирования, уровня физической подготовки и личного поручительства, уполномоченным руководителем принимается решение о приеме на службу в органы внутренних дел либо об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) дополнительно регламентирована процедура приема на службу сотрудников органов наркоконтроля в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, согласно которому сотрудники органов наркоконтроля принимаются на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 5 статьи 33 Федерального закона N 305-ФЗ установлено, что по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно- штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральны й Закон N305-ФЗ предполагает возможность не принятия на службу в органы внутренних дел сотрудников ФСКН России и не устанавливает в обязательном порядке прием на службу в органы внутренних дел Российской Федерации всех сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел.
По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, уполномоченным руководителем принимается решение о приеме на службу в органы внутренних дел либо об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел.
Решение о возможности приёма на службу гражданина принимается в индивидуальном порядке, с учетом психофизиологических особенностей, личных и деловых качеств кандидата.
Указом N156 МВД России передана штатная численность упраздняемой ФСКН России, а также установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
Порядок поступления на службу в органы внутренних дел регламентирован Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе) и приказом МВД России от 18 июля 2014 года N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" (далее - Порядок).
Судом установлено, что Хромов А.В. являлся сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, состоял в должности оперуполномоченного 5 отдела службы МВПР и Р ФСКН России по г.Москве, специальное звание - капитан полиции.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) упразднена; ее функции и полномочия, штатная численность сотрудников переданы Министерству внутренних Российской Федерации (пункты 1 и 2 Указа Президента РФ N156 от 05 апреля 2016 года).
Приказом от 31 мая 2016 года N 380-лс истец уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел РФ, с исключением его из списка сотрудников органов наркоконтроля 31 мая 2016 г.
Обращаясь в суд с требованиями о признании отказа МВД России в приеме его на работу в связи с переводом необоснованным, обязании МВД России заключить с ним трудовой договор истец указывал на то, что в соответствии действующим законодательством при проведении организационно - штатных мероприятий связанных с ликвидацией ФСКН России, он должен быть принят на работу в МВД в порядке перевода.
Из письменных материалов дела и пояснений представителя ответчика в ходе судебного разбирательства, на основании заключения ЦВВК ФСКН России от 04 августа 2015 года N 566 истец был признан ограниченно годным к военной службе, признан негодным к службе в должности оперуполномоченного, в связи с данным заключением в трудоустройстве истцу было отказано.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Хромовым А.В. требований, поскольку оснований к удовлетворению требований о признании отказа МВД России в приеме его на работу в связи с переводом необоснованным и нарушающим действующее законодательство не усмотрел, исходя из положений Федерального Закона N 305-ФЗ.
Так, поскольку Хромов А.В. по заключению Центральной военно-врачебной комиссии (л.д. 38-39) признан ограниченно годным, не годным к службе в должности оперуполномоченного, ему было правомерно отказано в приеме на аналогичную должность оперуполномоченного. С иными требованиями об изменении основания увольнения истец не обращался.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перевод Хромова А.В. в органы внутренних дел был согласован, судебная коллегия признала необоснованными, поскольку они не подтверждается материалами дела.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Савельева И.А, действующего на основании доверенности в интересах Хромова А.В, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 апреля 2018 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.