Судья Московского городского суда Тихенко Г.А., изучив кассационную жалобу Кравец Е.А., поступившую в суд кассационной инстанции согласно штампу отдела делопроизводства Московского городского суда 13.11.2018г., на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 14.03.2017г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.05.2018г. по гражданскому делу по иску Кравец Е.А. к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Кравец Е.А. ** обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периоды ее работы в льготном исчислении как год такой работы за 1 год и 3 месяца - с **. по ***. в должности фельдшера-акушерки фельдшерско-акушерского пункта с. Асаново в Чердаклинской районной больнице, как год такой работы за 1 год и 6 месяцев - с **. по **. в должности фельдшера на Засвияжской подстанции скорой помощи, в календарном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет **. по **, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от ** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, т.е. с **, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 14.03.2017г, постановлено:
признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области от ** г. N ** об отказе в назначении Кравец Е.А. досрочной страховой пенсии по старости,
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж Кравец Е.А. период работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год 3 месяца): с ** г. по ** г. в должности фельдшера-акушерки ФАП с. Асаново в Чердаклинской районной больнице.
В удовлетворении требований Кравец Е.А. в части включения периода работы с ** г. по ** г. в должности фельдшера на Подстанции скорой помощи N 2 в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев работы, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ** г. по ** г. в календарном исчислении, а также в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 21.05.2015 г. - отказать.
Дополнительным решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 28.11.2017г, постановлено:
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж Кравец Е.А. периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
в календарном исчислении с ** г. по ** г, с ** г. по ** г, с ** г. по ** г, с ** г. по **, с ** г. по ** г, с ** г. по ** г, с ** г. по ** г, ** г. периоды нахождения на курсах повышений квалификации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.05.2018г, решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 марта 2017 года и дополнительное решение от 28 ноября 2017 года оставлены без изменения.
Не согласившись с решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 14.03.2017г. в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 15.09.1983г. по 20.08.1986 г. в должности фельдшера в льготном исчислении, а также с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.05.2018г, Кравец Е.А. подала настоящую кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения Кунцевского районного суда г.Москвы от 14.03.2017г. в указанной части и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.05.2018г.
В соответствии с ч.1 ст.381 ГПК РФ судьи изучают кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.
06.12.2018г. гражданское дело истребовано из Кунцевского районного суда г.Москвы, дело поступило в суд кассационной инстанции 21.12.2018г.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем, не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Рассматривая спор, суд первой инстанции установил, что Кравец Е.А, ** года рождения, **. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (протокол N612) от **. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кравец Е.А. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку специальный стаж составил **
При этом, в специальный стаж в календарном исчислении включены периоды работы истца **. по ***. в должности фельдшера-акушерки в Районной больнице, с ****. по **. в должности фельдшера в Больнице скорой медицинской помощи, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с **. по **.
Из специального стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, исключены периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы с **. по ***, с **. по **, с ***, на курсах повышения квалификации с **, с **, с **, с ***, поскольку их включение не предусмотрено п. 5 Правил N516 от 11.07.2002г.; в страховой и специальный стаж не включен период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с **
Судом установлено, что из трудовой книжки Кравец Е.А. следует, что она работала с 01**. в должности фельдшера-акушерки на ФАП с.Асаново в Чердаклинской райбольнице, с *. по **. в должности фельдшера на Засвияжской подстанции скорой помощи в Больнице скорой медицинской помощи, с * по *. в должности фельдшера в поликлинике N 2 УПК МСЧ УАЗ, с **. по *. в должности фельдшера з/п МТЗ "Рубин", с **. в должности медсестры процедурной в Поликлинике N 199 Киевского РЗО (** - ГУЗ ГП N 199, с ** - ГБУЗ ГП N 199, с ** - ГБУЗ ГП N 195), где продолжала работать на момент обращения в пенсионные органы за назначением пенсии.
Рассматривая требования истца в части обязания ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за 1 год и 3 месяца период работы с **. в должности фельдшера-акушерки ФАП с.Асаново в Чердаклинской районной больнице, суд первой инстанции, учитывая сведения, содержащиеся в справке N **от **, выданной ГУЗ "Чердаклинская центральная районная больница", и трудовой книжке, пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку в указанный период истец работала в должности фельдшера-акушерки, как того требовали положения действовавшего в спорный период Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, а ФАП Чердаклинской районной больницы располагался в с.Асаново, являющемся сельской местностью.
Удовлетворяя требования Кравец Е.А. об обязании включить в календарном исчислении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с **, суд первой инстанции исходил из того, что истец с **. и на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии работает в Поликлинике N *Киевского РЗО (с ** - *, с ** - **) в должности фельдшера здравпункта, медсестры процедурной, стаж работы в которой включен ответчиком в специальный стаж, направление на курсы повышения квалификации подтверждается справками работодателя, в указанные периоды за истцом сохранялось место работы, производилась выплата заработной платы, в связи с чем удовлетворение требований в этой части основано на положениях ст. 187 Трудового кодекса РФ, ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Отказывая в удовлетворении иска в части обязания ответчика включить в специальный стаж в календарном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с *. по **, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период засчитан ответчиком в специальный стаж истца, в связи с чем не имеется оснований для его повторного включения.
В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжаловалось.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, работа фельдшеров в учреждениях скорой медицинской помощи включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет; Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 льготное исчисление стажа работы не было предусмотрено.
Действующим Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, которым должность фельдшера не предусмотрена.
Согласно справке N * от **, выданной Ульяновским областным клиническим центром специализированных видов медицинской помощи на основании книги приказов по личному составу с ** гг, карточки Т-2, лицевых счетов на заработную плату с ** гг, Кравец Е.А. работала в Больнице скорой медицинской помощи в должности фельдшера на Подстанции скорой помощи N* с ***, данная работа засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; истец работала в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренного трудовым законодательством, постоянно в течение полного рабочего дня; за время работы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и в отпуске без сохранения заработной платы не находилась; находилась в отпуске по беременности и родам с **. по **, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 17**.
Разрешая требования Кравец Е.А. об обязании ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период ее работы с **. в должности фельдшера на Засвияжской подстанции скорой помощи, учитывая положения действовавшего в спорный период Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и действующего Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а также сведения, содержащиеся в справке работодателя и трудовой книжке истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку должность фельдшера не предусмотрена Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в связи с чем у суда отсутствовали основания для обязания его включения в специальный стаж в льготном исчислении.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия данный вывод суда первой инстанции признала правильным, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Основания и мотивы, по которым судебная коллегия пришла к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части апелляционного определения и оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный период лечебной деятельности в должности и учреждении, предусмотренных соответствующим Перечнем, дает ей право на исчисление указанного периода работы в льготном исчислении, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку направлены на ошибочное толкование заявителем норм материального права, по существу сводятся к оспариванию установленных судом фактических обстоятельств дела, переоценке доказательств и, как следствие, к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции стороны истца относительно возникшего спора и собственного мнения истца о правильности разрешения дела, в связи с чем, изложенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, кроме того, указанные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В силу положений ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
Оспариваемые заявителем судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, судебные постановления сомнений в законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 381, 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Кравец Е.А, на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 14.03.2017г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.05.2018г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья
Московского городского суда Г.А. Тихенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.