судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Сафиной А.Я. - Киселева Р.Д. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 03 августа 2018 года, которым Сафина А.Я. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2. КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
18 июня 2018 года в отношении Сафиной А.Я. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление, на которое подана жалоба защитником Сафиной А.Я. - Киселевым Р.Д. В своей жалобе защитник указывают на отсутствие в действиях Сафиной А.Я. состава правонарушения, ссылается на неверное применение судом норм права, а также ссылаются на допущенные процессуальные нарушения, ставит вопрос об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на нарушение требований о состязательности процесса, отказ в удовлетворении ходатайств, незаконное, с нарушением требований закона задержание Сафиной А.Я, нарушения при личном досмотре Сафиной А.Я, о недопустимости протокола об административном правонарушении, считает назначенное наказание чрезмерно суровым.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Сафину А.Я, ее защитника Опаренко О.В, обозрев видеозапись, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Сафина А.Я, являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования" и Законом города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" порядок проведения публичного мероприятия, а именно:
Сафина А.Я. 18 июня 2018 года в 17 час. 20 мин, находясь по адресу: город Москва, "***", в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиления мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедерации FIFA 2017", Федерального от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ приняла участие в пикете в составе группы граждан в количестве трех человек, не согласованном с органом исполнительной власти города Москвы, при этом была одета в футболку с надписью"***"" "***"" и фотографией тематического содержания, при себе имела листовки с надписями тематического содержания.
Обстоятельства совершения Сафиной А.Я. административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении серии ЦАО N "***" от 18 июня 2018 года (с приложением), согласно которому Сафина А.Я. 18 июня 2018 года в 17 час. 20 мин, находясь по адресу: город Москва, "***", в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиления мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедерации FIFA 2017", Федерального от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ приняла участие в пикете в составе группы граждан в количестве трех человек, не согласованном с органом исполнительной власти города Москвы, при этом была одета в футболку с надписью и фотографией тематического содержания, при себе имела листовки с надписями "***"" "***"";
- рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции "***" и "***" от 18 июня 2018 года, согласно которым Сафина А.Я. 18 июня 2018 года в 17 час. 20 мин, находясь по адресу: город Москва, "***", в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиления мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедерации FIFA 2017", Федерального от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ приняла участие в пикете в составе группы граждан в количестве трех человек, не согласованном с органом исполнительной власти города Москвы, при этом была одета в футболку с надписью и фотографией тематического содержания, при себе имела листовки с надписями тематического содержания;
- протоколами об административном задержании и о доставлении Сафиной А.Я. за совершение правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ;
- протоколом изъятия вещей и документов от 18 июня 2018 года, согласно которому у Сафиной А.Я. изъяты листовки с надписями тематического содержания;
- фотоматериалом с изображением Сафиной А.Я, одетой в футболку с фотографией и надписью: "***"" "***"";
- сообщениями из Префектуры ЦАО города Москвы, УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве и Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, из содержания которых следует, что уведомления о проведении 18 июня 2018 года публичного мероприятия в форме пикета по вышеуказанному адресу не поступали, мероприятие не согласовывалось.
Сафина А.Я. утверждала, что не осуществляла пикетирования.
Однако данный довод судом был обоснованно отклонен.
Согласно ст.2 указанного закона публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
При таких обстоятельствах, установив, что Сафина А.Я. 18 июня 2018 года в 17 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д.15, с целью выражения и формирования мнений, выдвижение требований по вопросам политической жизни, имея на себе средства наглядной агитации, а именно футболку с надписью "***"" "***"" и фотографией, а также листовки, суд пришел к правильному выводу о том, что Сафиной А.Я. осуществлялось пикетирование.
Представленное видео не опровергает выводов суда, поскольку на данном видео Сафина А.Я. постоянно не находится в кадре. Данное видео фрагментарно отражает ход событий и не свидетельствует о том, что как до начала видеозаписи. так и во время ее Сафиной А.Я. не осуществлялись действия, направленные на участие в публичном мероприятии.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Сафиной А.Я. составлен должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в данном протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данных доказательств недостоверными не усматриваю.
Все доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств не представляется возможным.
Административная ответственность по КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Положениями ст.7 Федерального от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Также согласно Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст.13 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Согласно ст.12 указанного Федерального закона к омплексная программа по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации.
данного Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Как отметил в своем определении N1148-О от 29 мая 2018 года Конституционный суд Российской Федерации данные нормы корреспондируют конституционным требованиям определенности правового регулирования и соразмерности ограничения прав, а также системе действующего правового регулирования проведения публичных мероприятий и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Таким образом, действия Сафиной А.Я, принявшей 02 июня 2018 года участие в несогласованном публичном мероприятии - пикете, образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Довод о незаконности задержания не влияет на выводы о виновности Сафиной А.Я. и квалификацию ее действий.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном задержании в отношении Сафиной А.Я. составлен должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченным составлять такие протоколы, в данном протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст.ст.27.4 КоАП РФ.
Статьей 27.1 КоАП РФ задержание предусмотрено как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, Сафина А.Я. приняла участие в публичном мероприятии на улице, в общественном месте, вследствие чего у сотрудников полиции отсутствовала объективная возможность для составления протокола об административном правонарушении в отношении нее на месте выявления административного правонарушения.
Довод о том, что судом было отказано в удовлетворении ходатайств защиты не может повлечь отмену постановления.
В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
Заявленные в ходе производства по делу ходатайства были разрешены судьей районного суда в соответствии с положениями ст. 24.4 КоАП РФ, что усматривается из определения суда первой инстанции (л.д.30). Суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных ходатайств.
В материалах дела имеются объяснения сотрудников полиции "***" и "***" При этом указанные лица были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний, оснований для их повторного допроса у суда не имелось.
Довод о нарушении прав при досмотре Сафиной А.Я. несостоятелен, поскольку, как усматривается из материалов дела, досмотр Сафиной А.Я, не проводился. В заседании Московского городского суда, Сафина А.Я. пояснила, что все листовки она отдала добровольно.
Обязательное участие прокурора или лица, составившего протокол об административном правонарушении, для поддержания обвинения для данной категории дел законом не предусмотрено.
Законом также не предусмотрено обязательное ведение протокола судебного заседания.
Доводы, изложенные заявителем в жалобе, также не являются основанием к отмене постановления судьи, так как они направлены на иное, неверное толкование норм. Административное наказание Сафиной А.Я. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 30.6-ст. 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 03 августа 2018 года в отношении Сафиной А.Я. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П.Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.