Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Пойа Амируллы на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 октября 2018 года, которым гражданин Республики Афганистан Пойа Амирулла, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
установил:
02 октября 2018 года в отношении гражданина Республики Афганистан Пойа Амируллы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На данное постановление судьи в Московский городской суд Пойа Амирулла подал жалобу, в которой выражает несогласие с указанным постановлением, назначенным наказанием, указывая что суд при вынесении постановления не учел тот факт, что в течение периода его нахождения на территории РФ он обращался о предоставлении ему статуса беженца, просил предоставить ему убежище.
В судебное заседание Пойа Амирулла, его защитник Глинкина Е.А, допущенная по ходатайству, явились, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Пойа Амируллу, защитника Глинкину Е.А, прихожу к следующему выводу.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Согласно ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения Пойа Амирулла к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, а именно: 02 октября 2018 года в 09 час. 50 мин. по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал. Д. 29 стр. 1 в зале N6 Курского вокзала, выявлен гражданин Республики Афганистан Пойа Амирулла, прибывший в Российскую Федерацию 12 августа 2015 года в соответствии с выданное ему визой, который по истечении установленного срока временного пребывания (30 июня 2016 года) уклонился от выезда с территории Российской Федерации, в нарушение ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", нарушил тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Однако, с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств и доводов заявителя.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Таким образом, для решения вопроса о наличии в действиях Пойа Амируллы состава административного правонарушения надлежало установить, имеются ли законные основания для его проживания (пребывания) на территории Российской Федерации.
Правовое положении иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Иностранный гражданин вправе попросить временное убежище, которым признается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Условия предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются - лица), а также прибывшим с ними членам их семей в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" возможности временного пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется - временное убежище) определяются Порядком предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 г. N 274 (далее - Порядок предоставления временного убежища).
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерством внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления ( пункт 2 Порядка предоставления временного убежища).
На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется - справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О беженцах", о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации ( пункт 4 Порядка предоставления временного убежища).
Справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища ( пункт 5 Порядка предоставления временного убежища).
Как следует из материалов дела, а также объяснений Пойа Амирулла, данных в ходе рассмотрения жалобы, на территорию РФ он въехал 12 августа 2015 г. в соответствии с выданной ему обыкновенной многократной учебной визой со сроком действия по 30 июня 2016 г, на тот период времени он обучался в ФГБОУ ВПО Ивановский государственный университет. По окончании срока действия визы 28 сентября 2016 г. он обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Москве с ходатайством о признании беженцем, ему было выдано свидетельство о рассмотрении ходатайства на срок с 04 октября 2016 г. по 04 января 2017 г. Решением УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 29 декабря 2016 г. ему отказано в признании беженцем, указанное решение им было обжаловано в установленном порядке, должностному лицу, затем в суд. Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 13 сентября 2017 г. в удовлетворении его жалобы было отказано, определением судебной коллегии по административным дела Московского городского суда от 22 ноября 2017 г. решения оставлено без изменения. В последующем 15 февраля 2017 г. он обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории РФ и ему была выдана справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ 15 февраля 2018 г. на срок до 15 мая 2018 г, на указанный период времени он был регистрировался по месту пребывания ООО "Саутам" Хостел Рус-Юрий Долгорукий до 02 июня 2018 г.
Решением Главного управления МВД России по г. Москве от 10 мая 2018 г. Пойа Амирулла отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Пойа Амирулла обжаловал данное решение, решением Главного управления по вопросам миграции МВД России от 27 июня 2018 г. в удовлетворении его жалобы отказано.
21 сентября 2018 г. Пойа Амирулла обратился с жалобой в Басманный районный суд г. Москвы, рассмотрение его жалобы в районном суде было назначено на 11 декабря 2018 г. (л.д.43).
Таким образом, на момент проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства в отношении Пойа Амируллы 02 октября 2018 г. решение его по заявлению о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации принято не было.
В силу положений Федерального закона "О беженцах" в период рассмотрения заявления лица о предоставлении иностранному гражданину и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища, иностранный гражданин вправе находиться на территории Российской Федерации.
Истечение срока действия справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, которая выдается иностранному гражданину территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии оснований для пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации до решения вопроса по его заявлению о предоставлении временного убежища.
Изложенное согласуется с позицией, изложенной в Обзоре судебной практики N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016: отсутствие в момент проведения государственного контроля (надзора) в сфере миграции у иностранного гражданина или лица без гражданства при себе действительных документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если имеются сведения о том, что такие документы выдавались в предусмотренном законодательством порядке компетентными государственными органами иностранному гражданину или лицу без гражданства, не утрачены и сохраняют свое действие.
В рассматриваемом случае, жалоба Пойа Амирулла на решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации была принята судом и на момент проведения государственного контроля рассмотрена не была.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая изложенное, прохожу к выводу об отсутствии в действиях Пойа Амирулла состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 октября 2018 г. в отношении Пойа Амируллы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Афганистана Пойа Амируллы, отменить, производство по делу прекратить на основании на основании п.2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.