Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б,
судей Дорджиева Б.Д. и Джульчигиновой В.К,
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" о признании незаконными действий направленных на введение ограничения режима потребления электрической энергии на котельной "4 микрорайон 1 очередь" по апелляционной жалобе представителя ответчика Шуняева Г.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б, объяснения представителя ответчика Габуншиной К.Б, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Бугдаевой М.Е, судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Элисты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" о признании незаконными действий направленных на введение ограничения режима потребления электрической энергии на котельной "4 микрорайон 1 очередь".
В обоснование требований указал, что прокуратурой г..Элисты проведена проверка по обращению заместителя генерального директора АО "Энергосервис" по факту введения ограничения режима потребления электрической энергии на котельной "4 микрорайон 1 очередь". В ходе проверки установлено, что Элистинским РЭС филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" по заявке филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" на введение ограничения режима потребления электрической энергии за N1288/1 от 21 сентября 2018 года произведено ограничение режима потребления электрической энергии в здании котельной "4 микрорайон 1 очередь", расположенной по адресу: Республика Калмыкия, г..Элиста, 4 мкр. (ПС "Элиста - Северная", Ф. 10кВ "3-4 мкр.", ТП N94/2х400). В соответствии с уведомлением об ограничении электропотребления от 15 октября 2018 года NКЛМ/031/615 частичное ограничение режима потребления электрической энергии планировалось ввести с 26 октября 2018 года. Указанная котельная обслуживает 10 многоквартирных жилых домов, МКДОУ "Детский сад N20". Отопительный сезон 2018-2019 г..г, в соответствии с Постановлением Администрации г..Элисты от 11 октября 2018 года N2306, начат с 15 октября 2018 года. ПАО "МРСК Юга" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории г..Элисты, в связи с чем, АО "Энергосервис" заключены договоры электроснабжения на объектах теплоснабжения.
По данным АО "Энергосервис" по состоянию на 23 октября 2018 года размер задолженности за потребленную электроэнергию составляет более 103245тыс.руб. В результате ввода ограничения режима потребления электрической энергии в здании котельной "4 микрорайон 1 очередь" в МБОУ "Детский сад N 20" был нарушен учебно-воспитательный процесс, что повлекло нарушение прав несовершеннолетних на общедоступность образования, а также могло привести к причинению вреда их здоровью, нарушены права неограниченного круга добросовестных потребителей проживающих в многоквартирных домах, на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества и в полном объеме. Просил признать действия филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго", направленные на введения ограничения режима потребления электрической энергии в здании котельной "4 микрорайон 1 очередь", обслуживающей многоквартирные жилые дома и дошкольное учреждение, незаконными.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2018 года исковые требования прокурора г.Элисты в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Признаны незаконными действия Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала ПАО "МРСК-Юга" - "Калмэнерго" направленные на введение ограничения режима потребления электрической энергии в котельной "4 микрорайон 1 очередь", расположенной по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, 4 мкр, д.4 (ПС "Элиста - Северная", Ф. 10кВ "3-4 мкр.", ТП N94/2х400), обслуживающей многоквартирные жилые дома и дошкольное образовательное учреждение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Шуняев Г.В. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в иске. Указывает, что в рамках заключенного между сторонами договора энергоснабжения от 9 января 2017 года акт технологической и (или) аварийной брони на объект здание котельной "4 микрорайон 1 очередь" не согласовывался. АО "Энергосервис" не относится к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. ПАО "МРСК Юга" действовало в целях защиты своих прав, предоставленных действующим законодательством, ограничение режима потребления электрической энергии на объекте АО "Энергосервис" введено в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнениям) обязательств по оплате электрической энергии. При этом ПАО "МРСК Юга" в отношении МКДОУ "Детский сад N20" ограничение не вводило. Вывод суда о том, что ПАО "МРСК Юга" преждевременно ввел ограничение режима потребления электрической энергии не соответствует действительности. В связи с неисполнением АО "Энергосервис" требований изложенных в уведомлении от 11 сентября 2018 года МКЛМ/061/491, 19 октября 2018 года ПАО "МРСК Юга" было введено ограничение режима потребления электрической энергии на объекте здание котельной "4 микрорайон 1 очередь", 26 октября 2018 года подача электрической энергии была возобновлена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, энергоснабжаемым объектом АО "Энергосервис" к договору является в частности котельная "4 микрорайон 1 очередь" по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, 4 мкр, д.4 (ПС "Элиста - Северная", Ф. 10кВ "3-4 мкр.", ТП N94/2х400).
Согласно справке АО "Энергосервис" по договорам поставки электроэнергии по состоянию на 23 октября 2018 года кредиторская задолженность составляет 103245 тыс.руб, в том числе за 2017 года - 57742 тыс.руб. и за 2018 года - 45503 тыс.руб.
15 октября 2018 года ПАО "МРСК Юга" в адрес АО "Энергосервис" направлено уведомление об ограничении электропотребления начиная с 26 октября 2018 года на 36 объектах АО "Энергосервис", в том числе здания котельной "4 микрорайон 1 очередь".
АО "Энергосервис" 18 октября 2018 года направило истцу письменное сообщение о том, что Обществом принимаются определенные мероприятия и разрабатывается план по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления. Учитывая большое количество объектов (36) и сложность электрического оборудования, составление плана займет определенное время.
Согласно акту ограничения потребления электрической энергии N356 от 19 октября 2018 года представителями филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" в указанной котельной была прекращена подача электроэнергии путем отключения рубильника и установления пломбы 19 октября 2018 года.
Судом установлено, что котельная "4 микрорайон 1 очередь" осуществляет поставку тепловой энергии в 10 многоквартирных жилых домов и в МКДОУ "Детский сад N 20".
В рамках заключенного между сторонами договора энергоснабжения от 9 января 2017 года акт технологической и (или) аварийной брони на объект здание котельной "4 микрорайон 1 очередь" не согласовывался.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконными действий ответчика по введению режима полного ограничения потребления электроэнергии с 19 по 26 октября 2018 года на объекте котельная "4 микрорайон 1 очередь", к сетям которого подключены и другие абоненты, своевременно оплачивающие использованные коммунальные ресурсы горячего водоснабжения.
С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и соответствует требованиям закона, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Положения действующего законодательства Российской Федерации - статья 12, пункт 1 статьи 523, пункт 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ, не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица.
При разрешении заявленного прокурором спора суд первой инстанции правомерно руководствовался конституционными принципами, изложенными в части 1 статьи 7 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; статье 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Федеральным законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии.
Так, согласно части 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничного рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.
Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
По смыслу указанной нормы, организация-потребитель, обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.
Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.
Соглашение носит гражданско-правовой характер и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено Главой 29 Гражданского кодекса РФ.
Действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, - добросовестные потребители при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (статья 40).
Согласно пункта 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N354 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В соответствии с пунктом 121 указанных Правил предоставления коммунальных услуг, не допускается ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно сложившейся судебной практике, закрепленной в Обзоре Верховного Суда РФ по отдельным вопросам практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 1 февраля 2012 года, разъяснено, что право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции РФ. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. В связи с этим при рассмотрении подобных споров суды не вправе ограничиваться формальным подтверждением того, что организация-потребитель не обращалась в ресурсоснабжающие организации для заключения соглашений о необходимых для обеспечения абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, объемах этих ресурсов, учитывая, что взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, и должны выяснять, какие меры могли быть предприняты либо предпринимались ресурсоснабжающей организацией для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях. Иное умаляет предусмотренное статьей 46 Конституции РФ право на судебную защиту и не соответствует требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
В силу специфики и интересов сторон договор на поставку энергоресурсов заключается, как правило, не с гражданами-потребителями, а с обслуживающими организациями (исполнителями), однако гражданин, использующий электрическую энергию для бытовых нужд, становится абонентом сетевой организации вне зависимости от наличия между ними письменного договора. Прекращение подачи отопления и горячего водоснабжения в жилой фонд без согласия проживающих в нем граждан нарушает их права как потребителей услуг, и является неправомерным. При этом не могут быть приняты во внимание условия договора, предусматривающие право Общества ограничивать или прекращать подачу электроэнергии, поскольку положения отдельного гражданско-правового договора не в силах отменить или ограничить гарантии и права, установленные федеральными законами для граждан-потребителей.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм закона в их системном толковании не следует вывод о том, что в отношении граждан, добросовестно производящих платежи, возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии из-за наличия долга между организациями, состоящими в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии, поставкой горячей воды и ее отведением.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ среди способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
Суд пришел к обоснованному выводу, что ограничение поставки электроэнергии на объекте котельная "4 микрорайон 1 очередь" является нарушением законных прав граждан.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, удовлетворив исковые требования прокурора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, постановилрешение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы о том, что действия по введению ограничения поставки электроэнергии были совершены в отношении недобросовестного контрагента в целях побуждения к погашению образовавшейся задолженности, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик, ограничивая поставку электроэнергии на объект котельная "4 микрорайон 1 очередь", должен был убедиться, что интересы третьих лиц, в том числе потребителей, полностью и в срок оплачивающих использованную электрическую и тепловую энергию, не пострадают.
Иные доводы апелляционной жалобы о неверном толковании судом Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ не содержат правовых оснований к отмене правильного судебного решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания к переоценке этих доказательств.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
М.Б. Кашиев
Б.Д. Дорджиев
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.