Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В,
судей Маловой Н.Б, Гудковой Г.В.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 октября 2018 г. по иску Жука С. М. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода в стаж.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жук С.М. обратился с иском по тем основаниям, что решением ответчика от 03 августа 2018 г. ему отказано во включении периода прохождения военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера, также было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера. Не согласившись с решением ответчика, истец, с учетом уточнения требований, просил признать его незаконным, обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить период прохождения военной службы по призыву с 17 ноября 1978 г. по 17 октября 1980 г. в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Решением суда иск удовлетворен.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что истец после увольнения с военной службы проходил обучение на курсах мотористов рулевых с 12 января 1981 г, 13 апреля 1981 г. принят матросом 1 класса - мотористом 2 класса на теплоход "Волго Дон 5053". Во время обучения оплата производилась согласно плану по труду без начисления районного коэффициента и северной надбавки. Следовательно, истец после увольнения с военной службы не поступил на работу в РКС или МКС, он проходил обучение для дальнейшего трудоустройства. Учебно-курсовой комбинат не является доказательством того, что истец был принят на работу, а обучение на курсах не является осуществлением трудовой деятельности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Жук С.М. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, пояснил, что на учебу его направлял работодатель.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела.
Заслушав пояснения истца, проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Жук С.М. является получателем страховой пенсии по старости.
30 июля 2018 г. истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, при этом просил учесть ему в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы в г. Апатиты Мурманской области с 15 ноября 1978 г. по 18 октября 1980 г.
Из трудовой книжки истца следует, что после увольнения с военной службы 12 января 1981 г. он был принят в Беломорско-Онежское пароходство на курсы мотористов-рулевых Учебного комбината пароходства, 13 апреля 1981 г. принят матросом 1 класса - мотористом 2 класса на теплоход "Волго Дон 5053".
Вышеизложенные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела письменными доказательствами, пояснениями сторон, ответчиком не опровергнуты.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от 03 августа 2018 г. N 309166/18 в удовлетворении заявления истца отказано в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом РФ от 20 ноября 1992 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Правовыми предписаниями, изложенными в ст.30 указанного нормативного акта, предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч.3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу ч.8 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации ст.ст.30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)", с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно п.3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абз.3 подп. "а", абз.3 подп. "б" и абз.3 подп. "в" п.1 данного постановления, применяются соответствующие положения п.п.97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подп. "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подп. "к").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подп. "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона РФ от 20 ноября 1992 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с изменениями и дополнениями) г. Апатиты Мурманской области является районом Крайнего Севера; г. Петрозаводск, где проходило обучение и дальнейшее трудоустройство истца, отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судом первой инстанции правомерно отражено, что истец направлялся на обучение на курсы фактическим работодателем, выплачиваемым в спорный период ему стипендию, обучение было организовано в соответствии с планом подготовки и повышения квалификации кадров пароходства, то есть проводилось обучение кадрового состава - работников БОПа, лицевой счет на истца ведется с января 1981 г, в трудовую книжку истца внесена запись об обучении 12 января 1981 г. То есть проводилось обучение кадрового состава - работников БОПа. Основной функцией учебно-курсового комбината БОП являлась подготовка и повышение квалификации кадров, что следует из п. 3 Положения о головном учебно-курсовом комбинате Управления БОП. За время обучения истцу выплачивалась работодателем стипендия, по окончании обучения и сдачи экзаменов истец направлен мотористом-матросом на судно.
В соответствии со ст.184 КЗоТ РСФСР для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации. Также период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.8 постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29, п.11 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Жуком С.М. требований, в связи с чем удовлетворил их.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Кроме того, данные доводы ответчика судебная коллегия находит основанными на неверном толковании норм материального права.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 октября 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.