Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Ковалевой Ю.В, Луневой С.П,
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 ноября 2018 года
административное дело по апелляционной жалобе главы Нефтекумского городского округа Ставропольского края Сокуренко Д.Н. на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 29 августа 2018 года
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Ковалевой Ю.В,
установила:
заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края обратился в суд с административном исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по защите окружающей природной среды, и возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных в Нефтекумском городском округе Ставропольского края по адресам: "адрес"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, категория земель - земли населенных пунктов; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты" га; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты" га; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес" на земельном участке, площадью "данные изъяты" га.
В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой Нефтекумского района Ставропольского края во исполнение задания прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения законодательства при осуществлении органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. Прокурорской проверкой установлено, что на территории Нефтекумского городского округа Ставропольского края на земельных участках, расположенных по адресам: "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, категория земель - земли населенных пунктов; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты" га; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; находятся свалки твердых бытовых отходов.
Определением о подготовке административного дела к судебному разбирательству от 15 августа 2018 года Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края привлечено в качестве соответчика.
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 29 августа 2018 года административное исковое заявление заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края удовлетворено, на администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края возложена обязанность в течение 3 лет со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных в Нефтекумском городском округе Ставропольского края по адресам: "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "данные изъяты" "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты". В удовлетворении заявленных административных исковых требований к Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края - отказано.
В апелляционной жалобе глава Нефтекумского городского округа Ставропольского края Сокуренко Д.Н. просит решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 29 августа 2018 года отменить, отказав заместителю прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края просит решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 29 августа 2018 года оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Колячкину И.В, которая просила решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 29 августа 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных заместителем прокурора Нефтекумского района Ставропольского края административных исковых требований к Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по защите окружающей природной среды в области обращения с отходами, в остальной части решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Нефтекумского района Ставропольского края установлены нарушения требований природоохранного и земельного законодательства в деятельности администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, а именно в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на земельных участках, расположенных по адресам: "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты" установлено несанкционированное размещение на почве твердых бытовых отходов производства и потребления.
Согласно части 1 пункта 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 10 ноября 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Из примечания к указанной статье следует, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из материалов дела следует, что распоряжением первого заместителя главы администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Заиченко А.А. от 13 июля 2018 года N552-р из эксплуатации Администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края выведены несанкционированные свалки, расположенные на территории "адрес", площадью "данные изъяты", "адрес", площадью "данные изъяты"; "адрес", площадью "данные изъяты"; "адрес", площадью "данные изъяты"; "адрес", площадью "данные изъяты"; "адрес", площадью "данные изъяты"; "адрес", площадью "данные изъяты".
Исходя из смысла указанного распоряжения до 13 июля 2018 года несанкционированные свалки, расположенные по вышеуказанным адресам, находились в эксплуатации администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края вышеуказанные земельные участки использовались в целях размещения отходов, в связи с чем, указанный административный орган должен был организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, удовлетворяя требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на указанных выше земельных участках, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что на административного ответчика, являющегося исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции.
Вывод суда о том, что факт наличия на территории Нефтекумского городского округа Ставропольского края несанкционированных свалок свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления обязанности по решению вопроса местного значения в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и охране земель, судебная коллегия находит верным.
Таким образом, разрешая заявленные прокурором требования в этой части, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки последнего и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта в этой части, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Нефтекумского района к Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по защите окружающей природной среды.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 29 апреля 2016 года N47-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Нефтекумского района Ставропольского края" в связи с преобразованием муниципальных образований, входящих в состав Нефтекумского муниципального района, образовано вновь созданное муниципальное образование Нефтекумский городской округ Ставропольского края.
Решением Думы Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 19 декабря 2017 года N56 утверждена структура администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, в которую входит, в том числе, Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края как отраслевой орган администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края.
Согласно подпункту "а" пункта 3 статьи 3 Положения об управлении городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Кроме того, согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 статье 3 Положения об Управлении городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края выступает главным администратором доходов бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края в соответствии с муниципальными правовыми актами на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края, предусмотренных на содержание подведомственных Управлению организаций и реализацию возложенных на Управление функций; муниципальным заказчиком в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Ставропольского края за счет средств бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отменить решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 29 августа 2018 года в части отказа в удовлетворении заявленных заместителем прокурора Нефтекумского района Ставропольского края административных исковых требований к Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по защите окружающей природной среды в области обращения с отходами на территории земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты" "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты". и возложить на Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа обязанность по осуществлению действий по защите окружающей природной среды в области обращения с отходами на вышеуказанных территориях.
Следует также учесть, что согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принимая во внимание изложенное выше, а также важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился истец, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок выполнения возложенных обязанностей по осуществлению действий по защите окружающей природной среды в области обращения с отходами на вышеуказанных территориях является неразумным, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым изменить срок исполнения обязанности, возложенной на ответчика решением суда, с 3 лет до 1 года.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 29 августа 2018 года в части отказа в удовлетворении заявленных заместителем прокурора Нефтекумского района Ставропольского края административных исковых требований к Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по защите окружающей природной среды в области обращения с отходами на территории земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; 2 км на север от х.Андрей-Курган, на земельном участке с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты"; "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; "адрес", на земельном участке площадью "данные изъяты" отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым требования заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края к Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа удовлетворить, возложить на указанное лицо обязанность по осуществлению действий по защите окружающей природной среды в области обращения с отходами на вышеуказанных территориях.
Это же решение в части установления 3-х летнего срока выполнения возложенной на ответчиков обязанности изменить, установить указанный срок в размере 1-го года.
В остальной части это же решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.