Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Слободянюка В.С. на решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 16 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Тихоновой Н. ЛеоН.ы, родившейся "дата" в "адрес", проживающей по адресу: Республика Марий Эл, "адрес", ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Слободянюка В.С. от 30 августа 2018 года N П-04-53/18 Тихонова Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 16 октября 2018 года, вынесенным по жалобе Тихоновой Н.Л, указанное постановление должностного лица отменено на основании части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Слободянюк В.С. просит решение судьи отменить, указывая на наличие в действиях Тихоновой Н.Л. состава административного правонарушения.
На рассмотрение жалобы Тихонова Н.Л, извещенная о рассмотрении надлежащим образом, не явилась; судья считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Селюниной О.В, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в отношении Тихоновой Н.Л, материалы дела по жалобе N 12-41/2018, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 4 июля 2018 года
N 974-ООД в отношении Тихоновой Н.Л, являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером "N", проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что указанный земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 119073 м2, расположенный по адресу: "адрес", на площади 53561 кв.м зарос древесной растительностью (береза бородавчатая, высота деревьев от 1 до
10 м).
На основании материала проверки 2 августа 2018 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Толмачевым Н.И. в отношении Тихоновой Н.Л. составлен протокол об административном правонарушении N ОЗН 04-114 по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Слободянюка В.С. от 30 августа 2018 года N П-04-53/18 Тихонова Н.Л. признана виновной в совершении указанного административного правонарушения, выразившегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и сорными растениями.
Судья Моркинского районного суда Республики Марий Эл с выводами должностного лица не согласился и прекратил производство по административному делу в связи с отсутствием в действиях Тихоновой Н.Л. состава административного правонарушения.
Судьей указано, что Тихонова Н.Л. является собственником земельного участка менее трех лет (право собственности зарегистрировано 30 июня 2016 года), доказательств того, что участок зарос древесной растительностью в результате невыполнения Тихоновой Н.Л. обязанностей по надлежащему его содержанию, не представлено. Кроме того, поскольку участок находится в долевой собственности Тихоновой Н.Л.(1/3 доля) и Т (2/3 доли), установить, кем из собственников допущено нарушение, не представляется возможным.
С выводами судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл нельзя согласиться в связи со следующим.
Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года
N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.
Указанный ГОСТ определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
ГОСТ 26640-85 установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас скота и другие мероприятия.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером "N" принадлежит на праве общей долевой собственности Тихоновой Н.Л. и Т
Объектом права общей долевой собственности является общий, единый земельный участок, не разделенный на доли в натуре.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из изложенного следует, что принадлежность земельного участка на праве долевой собственности не освобождает Тихонову Н.Л, как сособственника земельного участка, от обязанности по его содержанию и выполнению обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляют общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривают необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности.
Статьей 26.11 данного Кодекса законодательно установлена обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
С учетом изложенного, судье необходимо было установить, допущено ли Тихоновой Н.Л. бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению негативного воздействия на них.
Кроме того, согласно положениям пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного кодекса (в том числе право собственности и право пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и удостоверяются документами в порядке, предусмотренном указанным законом.
Из содержания приведенных положений следует, что право на земельный участок подтверждается государственной регистрацией, между тем законодательством не возлагается обязанность при возникновении прав на земельный участок незамедлительно произвести регистрацию этого права.
Следовательно, регистрация права общей долевой собственности на земельный участок не означает, что право Тихоновой Н.Л. на указанный участок не возникло ранее даты регистрации права.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были и выводы судьи об отсутствии вины Тихоновой Н.Л. в совершении административного правонарушения являются преждевременными.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Моркинский районный суд Республики Марий Эл.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 16 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тихоновой Н. ЛеоН.ы отменить.
Дело по жалобе Тихоновой Н.Л. на постановление по делу об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.