Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,
с участием: защитника общества с ограниченной ответственностью "Башкирская мясная компания" Сакаевой К.Р,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО9,
рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО10. на решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 10 октября 2018 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО11. N 04-04/28-Н/ЯОС от 04 июля 2018 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Башкирская мясная компания" к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО12. N 04-04/28-Н/ЯОС от 04 июля 2018 года общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Башкирская мясная компания" привлечено к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере... рублей (л.д. 52 - 56).
Судьей Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 10 октября 2018 года по жалобе генерального директора ООО "Башкирская мясная компания" вынесено вышеприведенное решение (л.д. 192 - 196).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан ФИО13. просит отменить решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 10 октября 2018 года, материалы дела направить на новое рассмотрение (л.д. 201 - 204).
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы законный представитель ООО "Башкирская мясная компания" и должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Федеральной службы в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по Республике Башкортостан, на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзор по Республике Башкортостан ФИО14, проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Башкирская мясная компания" с 02 апреля 2018 года по 30 мая 2018 года (л.д. 67 - 75).
Согласно акту проверки N 179 от 30 мая 2018 года, в ходе проверки установлено, что согласно лицензионного соглашения к лицензии УФА 01954 ВЭ ООО "Башкирская мясная компания" может осуществлять водоотбор из скважин в количестве 1140 м?/сут (416,1 тыс м?/год). Согласно выкипировке журнала учета водопотребления (водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами) за 2016 - 1 квартал 2018 года, забор воды ООО "Башкирская мясная компания" осуществлялся более 100 м?/сут. При этом у Общества, в нарушение требований положений Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", отсутствует утвержденный технический проект по лицензии УФА 01954 ВЭ (л.д. 76 - 81).
Установив нарушения требований по рациональному использованию недр, которое может привести к выборочной (внепроектной) отработке месторождения полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, нерациональному использованию недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО15. в отношении ООО "Башкирская мясная компания" 22 июня 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 57 - 62).
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан ФИО16. N 04-04/28-Н/ЯОС от 04 июля 2018 года ООО "Башкирская мясная компания" привлечено к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Судья районного суда, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что поскольку деятельность ООО "Башкирская мясная компания" по добыче подземных вод из водозаборных скважин для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения свинокомплекса осуществляется на основании выданной лицензии и фактически объем добытой Обществом подземных вод значительно меньше разрешенного лицензией добыче количества воды, то нельзя утверждать, что деятельность ООО "Башкирская мясная компания" приводит к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, нерациональному использованию недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Однако с данными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку при рассмотрении дела не учтены следующие значимые обстоятельства.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст.ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно абз. 1 ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с абз. 4 ст. 23.2 Закона о недрах, Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Порядок), подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
Согласно абз. 2 ст. 23.2 Закона о недрах, технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, надзорным органом установлено, что согласно выкипировке журнала учета водопотребления за 2016 - первый квартал 2018 года ООО "Башкирская мясная компания" забор воды осуществлялся более 100 кубических метров в сутки, при отсутствии утвержденного технического проекта по лицензии УФА 01954 ВЭ, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Более того, общество в последующем заключил договора в рамках исполнения условий лицензий на пользование недрами, в том числе на выполнение технического проекта по водозабору (л.д. 98 - 101).
Таким образом, при рассмотрении дела судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Башкортостан настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек, материалы административного дела подлежат направлению на новое рассмотрение в Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства, дать оценку доводам заявителя, и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛА:
жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО17. удовлетворить.
Решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 10 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Башкирская мясная компания" отменить.
Дело об административном правонарушении направить в Чишминский районный суд Республики Башкортостан на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М.Рахматуллина
Справка: Абдрахманов О.М.
Дело N 33А-21-1231/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.