Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Созаева С.А.,
при секретаре Отарове А.М,
с участием представителя Торосян М.С. адвоката Останко М.И. по ордеру от 14.12.2018г,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Торосян Марине Сарибековны на постановление судьи Зольского районного суда КБР от 25 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Торосян Марине Сарибековны,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении N от 25 ноября 2018 года, составленному УУП ОМВД России по Зольскому району КБР Лакушевым А.А, 25 ноября 2018 года в 00 ч. 20 мин. в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства на ФКПП "Малка" установлено, что гражданка Республики Армения Торосян Марине Сарибековна, ДД.ММ.ГГГГр, в нарушение статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не выехала за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания, который истек 23 ноября 2018 года. Действия Торосян М.С. квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Признав установленными вышеприведенные обстоятельства, Зольский районный суд КБР постановлением от 25 ноября 2018 года признал Торосян М.С. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Верховный Суд КБР, Торосян М.С. просит изменить состоявшееся по делу судебное постановление, исключив из его резолютивной части указание на ее выдворение.
Торосян М.С. указала, что согласно ее миграционной карте срок пребывания на территории Российской Федерации истек 23 ноября 2018 года. В то же время, 1 ноября 2018 года она заключила трудовой договор с гражданином Российской Федерации, копия которого приложена к жалобе. Ссылаясь на часть 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, заявитель полагает, что срок ее пребывания в РФ продлевается на время действия этого трудового договора. Признавая то обстоятельство, что она не обратилась в миграционную службу для регистрации трудового договора, Торосян М.С. так же указывает, что исходила из того, что срок ее пребывания в РФ истекал 26 ноября 2018 года. Поскольку этот день приходится на понедельник, то она, полагая, что срок пребывания не истек, намеревалась обратиться в миграционную службу для регистрации трудового договора.
В жалобе заявитель просит принять во внимание, что она принимала меры по легализации своего нахождения в РФ, что ей не было выдано разрешение на временное проживание в РФ. Трое ее несовершеннолетних детей с первого класса обучаются в "данные изъяты", в подтверждение чего ею представлены копии справок из названного образовательного учреждения и свидетельств о рождении М.Н.З, ДД.ММ.ГГГГр, М.Г.З, ДД.ММ.ГГГГр, М.М.З, ДД.ММ.ГГГГр.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Торосян М.С. адвоката Останко М.И. по ордеру от 14.12.2018г, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального закона, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 этого закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении N от 25 ноября 2018 года, составленного УУП ОМВД России по Зольскому району КБР Лакушевым А.А, следует, что 25 ноября 2018 года в 00 ч. 20 мин. в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства на ФКПП "Малка" установлено, что гражданка Республики Армения Торосян Марине Сарибековна, ДД.ММ.ГГГГр, в нарушение статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не выехала за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания, который истек 23 ноября 2018 года. Действия Торосян М.С. квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При составлении данного протокола Торосян М.С. в своих письменных объяснениях указала, что согласна с его содержанием.
Согласно сведениям миграционной службы ФМС АС ЦБДУИГ от 14.12.2018г, Торосян М.С. она въехала в Российскую Федерацию 26 августа 2018 года, срок ее пребывания истек 23 ноября 2018 года.
Доказательств, подтверждающих, что срок пребывания Торосян М.С. продлевался, и на момент ее задержания не истек, материалы дела не содержат.
При таких данных, суд пришел к выводу о доказанности совершения Торосян М.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.
Обращаясь в суд с настоящей жалобой, Торосян М.С. в обоснование своих требований ссылалась на то, что длительное время ее семья проживает на территории РФ, она работает по трудовому договору, полагая, что в период его действия она вправе находиться на территории РФ. В подтверждение своих требований Торосян М.С. представила копию трудового договора, заключенного 1 ноября 2018 года в г. Ставрополе с гражданином Российской Федерации М.Г.А. сроком действия до 31 марта 2019 года. К договору приложена копия паспорта гражданина РФ М.Г.А, ДД.ММ.ГГГГрождения, а также копия свидетельства о праве собственности М.Г.А. на домовладение, расположенное в "адрес".(л.д. "данные изъяты").
В соответствии с частью 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Согласно статье 96 Договора "член семьи" - лицо, состоящее в браке с трудящимся государства-члена, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
10 октября 2014 г. подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 420-ФЗ Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. ратифицирован Российской Федерацией.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно вышеназванному трудовому договору Торосян М.С. осуществляет трудовую деятельность.
Согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Приказом МВД России от 10.01.2018 N 11 "О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" обязанность по регистрации трудового договора также возложена на работодателя.
Таким образом, обязанность по уведомлению органа миграционной службы о заключении или расторжении трудового договора с иностранным гражданином в соответствии с названными нормативными актами возложена исключительно на работодателя или заказчика работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина.
Названый выше договор о трудовой деятельности Торосян М.С. от 1 ноября 2018 года не зарегистрирован в миграционной службе.
Однако не исполнение данной обязанности указанными лицами не несет неблагоприятных последствия для самого иностранного гражданина и не подлежит обсуждение в рамках производства по данному делу об административном правонарушении
При указанных обстоятельствах, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Торосян М.С. события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ сделан без учета фактических обстоятельств дела и положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд принимает решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Зольского районного суда КБР от 25 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Торосян Марине Сарибековны, подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
жалобу Торосян Марине Сарибековны удовлетворить.
Постановление судьи Зольского районного суда КБР от 25 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Торосян Марине Сарибековны, отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.А. Созаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.