Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В,
при секретаре Распитине А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Яковченко О.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Яковченко О.В. - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Яковченко О.В. обратилась в Пресненский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, о признании незаконным отказа ДГИ г. Москвы во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", об обязании ДГИ г. Москвы поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в состав участников подпрограммы.
Свои исковые требования мотивировав тем, что она совместно с сыном 19 мая 2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как граждан, перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием на Чернобыльской АЭС с целью получения жилищного сертификата в рамках действующей подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153. Уведомлением ДГИ г. Москвы от 09 июля 2018 года истец получила отказ в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец указывала на то, что она с 26 апреля 1986 года по 17 ноября 2016 года постоянно проживала в зоне, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по адресу: ***. В 2003 году истец перенесла операцию по поводу заболевания щитовидной железы. В 2004 году решением экспертного совета, заболевание щитовидной железы было признано связанным с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС. На основании решения экспертного совета 02 марта 2005 года истцу было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием Чернобыльской АЭС. Также 04 июня 2003 года истцу было выдано бессрочное удостоверение о том что истец имеет право на компенсации и льготы, установленные законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В 2016 году истец переехала на постоянное место жительства в город Москву и стала проживать по адресу: ****. Собственного жилья у истца нет.
Полагая свои права нарушенными, истец, с учетом принятых судом уточнений, просила признать незаконным решение ДГИ города Москвы от 09 июля 2018 года об отказе в принятии Яковченко О.В, совместно с членом семьи Яковченко А.А, на учет нуждающихся в жилых помещениях; обязать ДГИ г. Москвы поставить истца совместно членом семьи Яковченко А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать ДГИ г. Москвы включить истца совместно с членом семьи Яковченко А.А. в состав участников подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" Государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N1710.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела.
3-е лицо Яковченко А.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Яковченко О.В, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Яковченко О.В, Яковченко А.А, их представителя Романкову К.И, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Суд установил, что Яковченко О.В. через службу МФЦ района Таганский обратилась в Департамент с заявлением о признании ее и ее сына нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" Федеральной целевой программы "Жилище" и включении в список на получение жилищного сертификата.
Уведомлением ДГИ г. Москвы от 09.07.2018 г. истцу было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что Яковченко О.В. и Яковченко А.А. проживают в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет ( л.д.***).
Как усматривается из материалов дела, с 17.11.2016 года истец и ее сын - Яковченко А.А. с 19.01.2017 года постоянно зарегистрированы в квартире по адресу: ***, общей площадью 47,2 кв.м. Также по данному адресу с 25.05.2006г. зарегистрированы Еромоленко Н.И, Евдокимова Ю.Г, Савенко Г.В, Савенко А.Л. Указанная квартира находится в собственности Ермоленко Н.И. и Евдокимовой Ю.Г. (л.д.***).
Истец - Яковченко О.В. совместно с сыном прибыли на данную площадь из г. Новозыбков, Брянской области.
Истец перенесла операцию по поводу заболевания щитовидной железы. Решением экспертного совета 01.07.2004г, заболевание щитовидной железы было признано связанным с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС. 02 марта 2005 года истцу было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием Чернобыльской АЭС (л.д.***).
В обоснование доводов искового заявления истец указывала на то, что проживает вместе с сыном Яковченко А.А. в квартире по адресу: ***, данное помещение было предоставлено ей на основании договора безвозмездного пользования.
Проверяя доводы искового заявления, суд установил, что Департамент осуществляет учет граждан - участников подпрограммы ВГО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" и Постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 N 388-ПП "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Постановления N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений (далее - нуждаемость).
Понятие и критерии нуждаемости определены Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. "к", ч. 1, ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В субъекте Российской Федерации городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии с п. 3, ч. 1, ст. 7 Закона N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Яковченко О.В. с 17.11.2016 года, ее сын Яковченко А.А. с 19.01.2017 года зарегистрированы и проживают на территории города Москвы менее 10 лет.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец относится к категории граждан, право которых на обеспечение жильем определено федеральным законом, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ч.7 ст.52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Вместе с тем, какого-либо специального порядка признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилых помещений действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Яковченко О.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным не законным отказа ДГИ г.Москвы во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", об обязании ДГИ г.Москвы поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включить в состав участников подпрограммы.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и сводятся к переоценке добытых судом доказательств, обстоятельств дела, установленных и исследованных судом, надлежащая оценка которым дана в решении суда, также не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при вынесении судебного решения и имели бы правовое значение для разрешения спора, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают их.
Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Заявителем апелляционной жалобы каких-либо дополнительных доказательств, которые могли бы повлиять на выводы суда, не представлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковченко О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.