Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, С.В. Новосельцева,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Галиевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Фахриева Асгата Афзаловича на решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 29 октября 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Фахреева Асгата Афзаловича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан о признании неправомерным и незаконным отказ в признании инвалидом военной травмы и подтверждении права на получение всех видов социальных выплат и социальной помощи как инвалиду военной травмы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика С.Г. Камаевой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А. Фахриев обратился с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г..Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам РТ (далее - УПФР) о признании неправомерным и незаконным отказа в признании инвалидом военной травмы и подтверждении права на получение всех видов социальных выплат и социальной помощи как инвалиду военной травмы. В обоснование иска указано, что 20 июля 2018 года он обратился с заявлением к ответчику о выплате ему ежемесячной денежной выплаты согласно п. 27 Постановления Правительства РФ N 74 от 26.01.2018 в размере 5180 руб, устанавливающего, что таким правом наделены военнослужащие и лица приравненные к ним, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (ранения, контузии или увечья) полученных при исполнении обязанностей военной службы и выплачивать их с 01 августа 2018 года. В своем ответе ответчик за N56 от 08 августа 2018 года вынес определение, что оснований для выплаты ему ежемесячной денежной выплаты у УПФР не имеется. С данным отказом истец не согласен, поскольку в пенсионном деле имеются все необходимые документы, а вместе с заявлением о выплате им была вложена справка N2/401 от 24.11.2015 военного комиссариата Республики Татарстан по г..Бавлы, Бавлинского и Ютазинского районов, подтверждающая, что он является инвалидом вследствие военной травмы и др. Идентичная жалоба на неправомерные должностные полномочия начальника центра пенсионного обеспечения военного комиссариата Республики Татарстан 18.10.2013 была рассмотрена Ютазинским районным судом (дело N 2-1310/13) и вынесено решение, где совокупностью исследованных доказательств суд считает доказанным, что А.А. Фахриев является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы, и вступившего в законную силу 23.12.2013.
Судебная коллегия по гражданским делам Верхового Суда Республики Татарстан в своем определении согласилась с Ютазинским районным судом, что он является инвалидом второй группы вследствие военной травмы, в связи с заболеванием, полученным при выполнении работ при ликвидации аварии на ЧАЭС.
В ходе судебного разбирательства истец А.А. Фахриев представлял дополнения к исковому заявлению, которые по существу сводятся к тому, что ответчик и представитель ответчика проявили формальный подход к решению его заявления и неверно истолковали действующее законодательство.
В судебном заседании истец А.А. Фахриев поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР С.Г. Камаева иск не признала.
Представитель третьего лица - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе А.А. Фахриев просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу. Он является военнослужащим запаса, все денежные выплаты - пенсия, различного рода компенсации выплачивает военный комиссариат РТ на основании всех перечисленных документов в постановлении N607. В деле представлена справка филиала главного бюро медико-социальной экспертизы серия МСЭ-2007 N0872478 от 23.04.2010 на оборотной стороне указана причина инвалидности-заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в точном содержании закрепленного в пункте 2 статьи 29 базового закона N 179-ФЗ от 24.11.1995. Также в жалобе указано, что Ютазинским районным судом от 29.10.2018 не соблюдена статья 13 ГПК РФ, которой определено что вступившие в законную силу судебное постановление, a также законное распоряжение, требования, поручения; вызовы и обращение судов является обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, граждан подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В суд апелляционной инстанции истец не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель УПФР - С.Г. Камаева с жалобой не согласилась.
Представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Согласно Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 (ред. от 29.04.2005) "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:
общее заболевание;
инвалид с детства;
профессиональное заболевание;
трудовое увечье;
военная травма;
заболевание получено в период военной службы;
заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";
заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Согласно пп. 1 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Из материалов дела следует, что А.А. Фахриев в период с 1986 г. по 1987г. принимал участие в ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС.
А.А. Фахриеву при повторном освидетельствовании 23 апреля 2010 года установлена инвалидность второй группы бессрочно, причина инвалидности - заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой сери МСЭ-2007 N 0872478, выданной 23 апреля 2010г. филиалом Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан).
20 июля 2018 года истец А.А. Фахриев обратился в УПФР с заявлением о выплате ему ежемесячной денежной выплаты согласно п. 27 Постановления Правительства РФ N 74 от 26.01.2018 в размере 5180 руб. К заявлению истцом приложены: копия удостоверения серии А N 019284 и справка от 24 ноября 2015 года N 2/401, выданная военным комиссаром Республики Татарстан по г. Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам о том, что в А.А. Фахриев в составе в/ч 93612 в период с 01 июля 1986 года по 17 декабря 1986 года принимал участие при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на САЭС в 30 км "Зона отчуждения" и с 23 мая 1997 года по 12 августа 1987 года "Зона отселения".
Рассмотрев вышеуказанное заявление истца, УПФР отказал в его удовлетворении.
Полагая, что его права нарушены истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащей оценке судом обстоятельств по делу и представленных доказательств, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Истец фактически требует от УПФР признать его инвалидом вследствие военной травмы и производить соответствующие выплаты, полагающиеся инвалидам вследствие военной травмы.
Как указано выше, в силу статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определение наличия либо отсутствия оснований для определения группы инвалидности, причины инвалидности относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. К компетенции пенсионных органов установление причины инвалидности не относится.
Для назначения требуемой истцом выплаты необходимо представление в УПФР справки об инвалидности с формулировкой "военная травма", которая выдается лицу по результатам медико-социальной экспертизы. Установление причинно-следственной связи полученного увечья, относится к исключительной компетенции учреждений медико-социальной экспертизы.
Из письменного отзыва ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" следует, что для изменения причины инвалидности подается заявление со всеми необходимыми документами согласно Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 N59н. Истец с таким заявлением в учреждение медико-социальной экспертизы не обращался.
Ссылка истца на решение Ютазинского районного суда от 18.10.2013 и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23.12.2013 по гражданскому делу N201310/2013 по заявлению А.А. Фахриева об оспаривании решения должностного лица является несостоятельной. Поскольку в рамках того дела оспаривались действия должностного лица Центра социального обеспечения военного комиссариата РТ по истребованию от истца заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан заявление А.А. Фахриева удовлетворено (л.д.12-19). Причина инвалидности (заболевание, связанное с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС), истцом не оспаривалась.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления. Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку. Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 29 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Фахриева Асгата Афзаловича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.