Дата вступления в законную силу - 21 января 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием начальника Центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля, главного государственного ветеринарного инспектора Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Тушиной О.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
21 января 2019 года
жалобу начальника "данные изъяты" Тушиной О.П. на постановление судьи Центрального районного г. Симферополя от 23 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее - ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" либо Общество),
установил:
постановлением судьи Центрального районного г. Симферополя от 23 ноября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, в отношении ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, начальник Центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля, главный государственный ветеринарный инспектор Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Тушина О.П. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила вышеназванное постановление отменить. В обоснование жалобы указано, что судья районного суда неправильно оценил установленные обстоятельства, нарушил нормы процессуального и материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав должностное лицо органа ветеринарного надзора Тушину О.П, поддержавшую жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Диспозицией ч.3 ст.10.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" в период ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" осуществляющего деятельность по адресу: Республика "адрес" Данная проверка согласованна с Прокуратурой Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. N).
В результате проверки выявлены и зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ N нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов). Так, ДД.ММ.ГГГГ в 12 час 10 мин. при проведении осмотра холодильной камеры N ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ", в присутствии уполномоченного лица ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" ФИО5, выявлено хранение колбасы варенной " "данные изъяты"" в количестве "данные изъяты" кг с истекшим сроком годности (дата выработки ДД.ММ.ГГГГ, срок реализации до ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того в холодильной камере N выявлено хранение: полуфабриката мясного из свинины крупнокусковой бескостный категории А. Лопатка свиная охлажденная производства "данные изъяты"" в количестве "данные изъяты" кг без ветеринарных сопроводительных документов (дата выработки ДД.ММ.ГГГГ, срок реализации "данные изъяты" сутки); полуфабриката мясного из свинины крупнокусковой бескостный категории А. Вырезка свиная охлажденная, производства "данные изъяты" в количестве "данные изъяты" кг с истекшим сроком годности без ветеринарных сопроводительных документ (дата выработки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, срок реализации "данные изъяты" сутки); полуфабрикаты из мяса птицы (голень, четверть, крыло, нижняя часть спинки, бедро, шея, печень) без маркировки общим весом "данные изъяты" кг (л.д. N).
В соответствии с п.1.2 раздела 1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" вышеуказанная продукция на основании проведенной ветеринарно-санитарной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N приобрела статус биологических отходов. С целью недопущения использования в обороте вышеуказанной продукции, ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" передано требование Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об изъятии из оборота и помешение на ответственное изолированное хранение вышеуказанной продукции, с соблюдением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым от 04.12.1995 года N 13-7-2/469).
ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 10 мин. в присутствии представителя Общества ФИО5 осуществлен осмотр низкотемпературной холодильной камеры N ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ", в результате которого выявлено хранение фарша говяжьего "данные изъяты"" в количестве - "данные изъяты" кг с истекшим сроком годности (дата выработки ДД.ММ.ГГГГ, срок реализации до ДД.ММ.ГГГГ); фарша из свинины "данные изъяты" в количестве - "данные изъяты" кг с истекшим сроком годности (дата выработки ДД.ММ.ГГГГ, срок реализации до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 1.2 раздела 1 Ветеринарно-санитарных правил сбора утилизации и уничтожения биологических отходов" вышеуказанная продукция на основании проведенной ветеринарно-санитарной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N приобрела статус биологических отходов. ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" передано требование Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об изъятии из оборота и помещении на ответственное изолированное хранение вышеуказанной продукции, с соблюдением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Также установлено хранение в отдельном низкотемпературном холодильном ларе ранее изъятых из оборота биологических отходов (заключения ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов от ДД.ММ.ГГГГ N; постановления о запрещении использования продукции по назначению, о её утилизации или уничтожении от ДД.ММ.ГГГГ N).
В нарушение п.2.6 Ветеринарных правил ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" после погрузки биологических отходов в отдельный низкотемпературный холодильный ларь, документы, подтверждающих проведение обязательной дезинфекции места, на которое складировали биологические отходы (холодильные камеры N), использованного при этом инвентаря и оборудования, не предоставило.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 15 мин. в присутствии представителя Общества ФИО5 осуществлен осмотр места хранения биологических отходов (заключения ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N; постановления о запрещении использования продукции по назначению, о её утилизации или уничтожении от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ Nб/н). По результатам осмотра установлено, что вышеуказанные биологические отходы отсутствуют и переданы на уничтожение в адрес ООО "ЭКОСЕРВИСГРУПП" ( "адрес") в подтверждение чего, ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" предоставлены: акт обезвреживания отходов N от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ N, ветеринарное свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ N, выданное ветеринарным врачом ГБУ РК "Республиканский ВЛПЦ" ФИО7 для "данные изъяты"".
Однако, в нарушение п. 2.6 Правил ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" после погрузки биологических отходов в отдельный низкотемпературный холодильный ларь документы, подтверждающие проведение обязательной дезинфекции места, на которое складировались биологические отходы (холодильные камеры N, N, N), использованного при этом инвентаря и оборудования, не предоставлены.
Кроме того, не предоставлены должностным лицам органа ветеринарного надзора документы, подтверждающие проведение обязательной дезинфекции места, на которое складировались биологические отходы (низкотемпературный холодильный ларь), использованного при этом инвентаря и оборудования, после погрузки их на транспортное средство для перевозки в "данные изъяты"".
В соответствии с п.2.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7- 2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила), после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируется место, где складировались биологические отходы, использованный при этом инвентарь и оборудование.
Прекращая производство по административному делу, судья районного суда руководствовался тем, что вывод должностных лиц Государственного комитета ветеринарии Республики Крым, о том, что после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукция приобретает статус биологических отходов и на нее распространяются положения Ветеринарно-санитарных правил, является ошибочным ввиду того, что понятие биологических отходов дано в п.1.2. Ветеринарно-санитарных правил, которым предусмотрено, что к числу названных отходов относятся: трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, и что в пункте 3.23. ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение.
Обращение с отходами термины и определения" указано, что биологические отходы представляют собой биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности, и что мясо и мясная продукция с истекшим сроком годности (т.е. продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессе хранения) являются пищевыми отходами и не относится к числу биологических отходов (трупов) в понимании, придаваемом Ветеринарно-санитарными правилами и ГОСТом, и что согласно пунктам 1.1, 1.11 Ветеринарно-санитарные правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения и определяют условия сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции.
Кроме того, судья районного суда, обосновывая свои выводы, сослался на материалы дела и пояснения представителя Общества, согласно которым ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" осуществляет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, и что Общество не имеет статуса сельхозпроизводителя, не является владельцем животных и не осуществляет производство, транспортировку, заготовку и переработку продуктов и сырья животного происхождения.
Однако, судьей районного суда не приняты во внимание Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469.
В соответствии с п.1 cт.25 Федерального закона от 02.01. 2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Материалы дела содержат заключения ветеринарно-санитарных экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. N), выданных заведующей отделом регионального государственного ветеринарного надзора и согласования центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля Скрипка С.Д. Кроме того, данным должностным лицом органа ветеринарного надзора вынесены постановления о запрещении использования продукции по назначению, о её утилизации или уничтожении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. N).
В силу п.1.2 раздела 1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 04.12.1995 года N 13-7-2/469, продукция после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, является биологическим отходом и следовательно на данные биологические отходы распространяются предусмотренные Ветеринарно-санитарными правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым от 04.12.1995 года N).
Указанным обстоятельствам судья районного суда должной оценки не дал.
Таким образом, прихожу к убеждению, что суд первой инстанции не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела, а сделанные им окончательные выводы по результатам рассмотрения дела не находят полного подтверждения в материалах дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного г. Симферополя от 23 ноября 2018 года подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат и должны получить оценку при новом рассмотрении материалов дела судьей первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу начальника "данные изъяты" ФИО4 удовлетворить,
постановление судьи Центрального районного г. Симферополя от 23 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" отменить.
Дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение со стадии рассмотрения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.