Президиум Московского городского суда в составе:
Председателя Президиума: Базьковой Е.М.
и членов Президиума: Фомина Д.А, Афанасьевой Н.П, Ишмуратовой Л.Ю, Панарина М.М, Курциньш С.Э,
при секретаре Федотовой Ю.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Магжановой Э.А. истребованное по кассационной жалобе представителя ООО "ПОРТАЛ" по доверенности адвоката Дьяченко В.А. административное дело N 3а-2726/2017 по административному иску ООО "ПОРТАЛ" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПОРТАЛ" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить по состоянию на 01.01.2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: г. ***, в размере *** руб.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником указанных объектов, с размером кадастровой стоимости которых он не согласен.
Решением Московского городского суда от 07.12.2017г. постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ПОРТАЛ" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 года удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: г. ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 года в размере ***.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, распложенного по адресу: г. ***, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, распложенного по адресу: г. ***, считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью "ПОРТАЛ" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости -19.09.2017 года.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ПОРТАЛ" - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 25.04.2018 г. решение Московского городского суда от 07.12.2017г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ООО "ПОРТАЛ" по доверенности адвокат Дьяченко В.А. ставит вопрос об изменении состоявшихся судебных актов.
По запросу судьи Московского городского суда от 06.11.2018 года административное дело N 3а-2726/2017 истребовано из отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Московского городского суда. В кассационную инстанцию Московского городского суда административное дело N 3а-2726/2017 поступило 08.11.2018 года.
Определением судьи Московского городского суда от 04.12.2018г. кассационная жалоба представителя ООО "ПОРТАЛ" по доверенности адвоката Дьяченко В.А. с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда.
Проверив административное дело по административному иску ООО "ПОРТАЛ" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г, выслушав представителя ООО "ПОРТАЛ" по доверенности адвоката Дьяченко В.А, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Моисеева А.И, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, Президиум Московского городского суда находит, что апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 25.04.2018 г. подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции по настоящему делу.
Судами нижестоящих инстанций установлено и из материалов дела следует, что административный истец ООО "ПОРТАЛ" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: г. ***.
Кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 01.01.2016 года определена в размере *** руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Некоммерческого партнерства судебных экспертов и оценщиков "Союз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01.01.2016 года рыночная стоимость нежилого помещения составила *** руб.
Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости с учетом НДС на основании заключения судебной оценочной экспертизы. Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом суда первой инстанции.
Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда исходя из следующего.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регулируются нормами законодательства в сфере оценочной деятельности.
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 77, 78 КАС РФ).
Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости.
Устанавливая кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, по результатам судебной оценочной экспертизы и отклоняя доводы административного истца о необходимости ее определения без учета НДС, суд, руководствуясь положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности, исходил из того, что рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Следовательно, в момент возможного совершения сделки по цене, равной рыночной стоимости, цена сделки всегда будет содержать НДС.
При этом суд пришел к выводу, что уплата НДС и налога на имущество организаций не влечет двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом: уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объекта, а уплата НДС только в случае отчуждения объекта, когда налог на имущество уже не уплачивается.
Однако, данные выводы свидетельствуют о неправильном толковании и применении к спорным правоотношениям судами нижестоящих инстанций приведенных в судебных актах норм материального закона.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.05.2015 г. N 298, результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как усматривается из материалов дела, обращение Общества в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений обусловлено уплатой Обществом налога на имущество организаций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, и не связано с реализацией этого недвижимого имущества, возможным совершением сделки.
Кроме того, как указывает представитель заявителя, установление кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, влечет двойное налогообложение для собственника этого недвижимого имущества, поскольку в период владения им и его эксплуатации собственник будет исчислять и уплачивать налог на имущество организаций от итоговой величины рыночной стоимости указанных объектов недвижимости с учетом НДС, установленной судом в качестве кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, уже включающей в себя налог на добавленную стоимость.
Из пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) следует, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 данного Кодекса и с учетом положений данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В статье 146 НК РФ определены объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 данного Кодекса. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1).
Таким образом, имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются самостоятельными объектами налогообложения, в отношении каждого законом предусмотрен определенный налог.
Исходя из прямого толкования статьи 3 Закона об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации.
Однако само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения налогом на добавленную стоимость. Такой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества.
Тем самым, установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, не является правомерным и на законе не основано.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм права, которые привели к неправильному разрешению спора.
Согласно ч. 1 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию.
Приведенные выше требования закона судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, решение суда, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставлено без изменения.
С учетом изложенного, Президиум Московского городского суда находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 25.04.2018 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 КАС РФ, Президиум Московского городского суда
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 25.04.2018 г. по административному делу по административному иску ООО "ПОРТАЛ" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г, отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Председатель Президиума
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.