Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Лесновой И.С, Скипальской Л.И,
при секретаре Ивашкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Гришунина Дмитрия Алексеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе Гришунина Дмитрия Алексеевича на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Гришунин Д.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указал, что с 2002 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе. Решением комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 10 марта 2016 г..он с составом семьи из трёх человек был поставлен на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 21 декабря 2015 г..Вместе с тем, 30 августа 2012 г..администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия он был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 20 июня 2016 г..администрацией района ему и членам его семьи выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как участнику подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" в размере 617 293 рублей, в связи с чем, постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 6 октября 2016 г..он с составом семьи из трёх человек снят с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 29 июня 2016 г..за счёт ипотечного займа, а также средств предоставленной социальной выплаты, в общую долевую собственность была приобретена однокомнатная квартира площадью 41 кв. м в г..Саранске. Информация о приобретении указанной квартиры и улучшении жилищных условий не скрывалась, поскольку обеспеченность каждого члена семьи составила менее 15 кв. м. Полагал, что сохранил за собой право на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь. В 2018 году при проведении перерегистрации граждан им в УФСИН России по Республике Мордовия подан рапорт с пакетом документов о внесении изменений в учётное дело в связи с рождением второго ребёнка. Каких-либо других дополнений для внесения изменений в учётное дело не подавалось. Решением комиссии от 10 мая 2018г. он с составом семьи снят с учёта на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считал, что при наличии одних и тех же оснований комиссией принимались диаметрально противоположные решения, поскольку факт приобретения квартиры им не скрывался. Также полагал, что при принятии решения о снятии его с учёта комиссия должна была руководствоваться основаниями, указанными в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г..N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", а не нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Просил суд: признать решение комиссии УФСИН России по Республике Мордовия о снятии его и членов семьи с учёта на получение единовременной социальной выплаты незаконным и отменить; обязать комиссию восстановить его и членов семьи на учёт на получение единовременной социальной выплаты с момента обращения - 21 декабря 2015 г.
Определением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 5 сентября 2018 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Гришунина О.Е, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Г.Д.Д, Г.Н.Д.; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) и администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 24-25).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 октября 2018 г. исковые требования Гришунина Дмитрия Алексеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гришунин Д.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ссылается на то, что: судом допущены существенные нарушения норм процессуального права, неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; суд необоснованно отклонил его доводы о сохранении права на получение ЕСВ с учётом недостающей площади и согласился с доводами ответчика о реализации им, как гражданином, права на получение помощи от государства в виде субсидии и, соответственно, утрате права на получение ЕСВ, как сотрудником УИС; выплата ЕСВ сотруднику УИС является не какой-либо подпрограммой ФЦП "Жилище", а одним из видов социальных гарантий, предоставляемых государством отдельным категориям граждан, в том числе, и сотрудникам УИС; свои обязательства по подтверждению того, что ранее ни по одному месту прохождения службы безвозмездная финансовая помощь не предоставлялась, он выполнил; согласно перечню документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, подтверждение информации о получении, или неполучении каких-либо выплат из других учреждений, в том числе, муниципальных, не требуется; факт получения и реализации сертификата "молодая семья" не может служить основанием для исключения его из списков на получение ЕСВ; основания снятия с учёта сотрудников УИС на получение ЕСВ прописаны в пункте 15 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г..N369, в связи с чем, отсутствует основание для снятия его с учёта в качестве нуждающегося по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации; несмотря на то, что им была приобретена в долевую собственность квартира, он сохранил за собой право состоять на учёте, так как обеспеченность каждого члена семьи составила менее 15 кв. м; факт получения свидетельства в рамках подпрограммы "молодая семья" и его реализации правового значения не имеет, поскольку не лишает его права на получение ЕСВ, как сотрудника УИС, а лишь означает, что согласно пункту 20 Правил при расчёте размера ЕСВ он имеет право за получение выплаты в размере
стоимости недостающей площади.
В судебное заседание третье лицо Гришунина О.Е, представитель третьего лица администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены своевременно и надлежаще, представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие Гришуниной О.Е. (л.д. 192, 194, 195).
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Гришунин Д.А. апелляционную жалобу поддержал, представитель ответчика УФСИН России по Республике Мордовия и третьего лица ФСИН России Аверкина И.В. относительно удовлетворения апелляционной жалобы возразила.
Заслушав объяснения явившихся лиц, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гришунин Д.А. с 24 декабря 2002 г. непрерывно проходит службу в уголовно-исполнительной системе, в настоящее время - в должности "данные изъяты" (л.д. 76 оборот, 112).
29 апреля 2014 г. между УФСИН России по Республике Мордовия (наймодатель) и Гришуниной О.Е. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения N29, расположенного по адресу: "адрес", на время прохождения службы в УФСИН России по Республике Мордовия и подведомственных ему учреждениях. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: муж Гришунин Д.А, сын Г.Д.Д. (л.д. 5-6).
Согласно выписке из домовой книги от 31 января 2018 г. по адресу: "адрес", с 1 августа 2014 г. зарегистрированы: Гришунин Дмитрий Алексеевич "дата" года рождения, Гришунина Ольга Егоровна "дата" года рождения, Г.Д.Д. "дата" года рождения; с 20 января 2018 г. зарегистрирован Г.Н.Д. "дата" года рождения (л.д. 108 оборот).
21 декабря 2015 г. истец обратился в УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением (рапортом) о принятии его с составом семьи три человека на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия и подведомственных ему учреждений единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) от 10 марта 2016 г, оформленным протоколом N1, Гришунин Д.А. на основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ поставлен на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта - 21 декабря 2015 г, с составом семьи три человека: Гришунин Д.А. "дата" года рождения, супруга Гришунина О.Е. "дата" года рождения, сын Г.Д.Д. "дата" года рождения (л.д. 9-10, 33-34).
Постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 30 августа 2012 г. N1469 Гришунин Д.А. с семьёй включен в список участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2013 году под N48. 20 июня 2016г. молодой семье в составе: супруг Гришунин Д.А, супруга Гришунина О.Е, сын Г.Д.Д, являющейся участницей подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, руководителем органа местного самоуправления С.С.С. выдано свидетельство N000083 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 617 293 рублей (л.д. 7, 138-139, 140).
Впоследствии, в том числе за счёт полученных средств социальной выплаты, Гришунин Д.А, Гришунина О.Е, действующая за себя и несовершеннолетнего сына Г.Д.Д, по договору купли-продажи от 21 сентября 2016 г, заключенному с акционерным обществом "Мордовская ипотечная корпорация", приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доле в праве) квартиру общей площадью 41 кв. м, расположенную по адресу: "адрес". За истцом и членами его семьи зарегистрировано право общей долевой собственности на указанную квартиру, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющими проведённую государственную регистрацию прав от 29 сентября 2016 г. (л.д. 12-16, 82-84).
Постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 6 октября 2016 г. N1450 Гришунин Д.А. с составом семьи: жена Гришунина О.Е, сын Г.Д.Д. сняты с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 141).
Решением комиссии от 21 декабря 2016 г, оформленным протоколом N6, к учётному делу на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Гришунина Д.А, согласно его рапорту, приобщены выписки из ЕГРП, подтверждающие приобретение жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 41 кв. м (л.д. 98).
31 января 2018 г. Гришуниным Д.А. в комиссию представлены дополнительные документы, подтверждающие изменение состава семьи в связи с рождением "дата" второго ребёнка Г.Н.Д. (л.д.99, 100, 101).
Согласно рапорту заместителя начальника отдела собственной безопасности УФСИН России по Республике Мордовия М.С.И. от 6 апреля 2018 г, поступившему в УФСИН России по Республике Мордовия 17 апреля 2018 г, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела собственной безопасности установлен факт получения Гришуниным Д.А. в 2016 году денежных средств на себя и членов семьи в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в размере 617 293 рулей, данные сведения в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 Гришунин Д.А. в жилищную комиссию УФСИН России по Республике Мордовия не предоставил (л.д. 112).
Решением комиссии от 10 мая 2018 г, оформленным протоколом N3, Гришунин Д.А. с составом семьи три человека снят с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с получением денежных средств в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (л.д. 113).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что из смысла правовых норм, установленных статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (предусмотрено право на единовременную социальную выплату), и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (установлена обязанность указать на полученные ранее единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения), в их взаимосвязи следует, что содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия может быть оказано сотруднику за счёт федеральных средств только один раз.
При этом суд указал, что, выдав свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодой семье, государство выполнило свои обязательства. Право на повторное предоставление меры социальной поддержки в целях улучшения жилищных условий за счёт средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии со статьёй 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учёта.
При этом, согласно пункту 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний и Федеральной таможенной службе на осуществление деятельности в установленной сфере.
Одна из основных задач подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050, - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса. Основной принцип реализации подпрограммы - возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счёт средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз. Основные источники финансирования подпрограммы, в числе прочих - средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Из системного толкования указанных норм законодательства следует, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренная Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ, и социальная выплата для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы осуществляются, соответственно: сотрудникам, принятым на учёт для получения единовременной социальной выплаты, и молодым семьям, поставленным на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, из бюджетных средств.
При этом получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения является основанием для снятия их с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу пункта 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Таким образом, предоставление социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ.
Гришунин Д.А, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал иной способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий - приобрёл в общую долевую собственность квартиру, в том числе, за счёт полученных средств социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Исходя из смысла вышеприведённых норм, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав.
Доводы апелляционной жалобы Гришунина Д.А. о том, что факт получения и реализации сертификата по подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" не может служить основанием для исключения его из списков на получение единовременной социальной выплаты, как сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также о том, что он сохранил за собой право состоять на учёте, поскольку обеспеченность каждого члена семьи приобретённой квартиры составила менее 15 кв. м и единовременная социальная выплата будет рассчитываться, исходя из стоимости недостающей площади, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены. Реализовав право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, являющейся одной из форм государственной поддержки, предоставляемых федеральным бюджетом, семья Гришунина Д.А. утратила право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотруднику уголовно-исполнительной системы, которая также предусматривает форму государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета.
Довод жалобы Гришунина Д.А. о том, что при предоставлении документов в комиссию УФСИН России по Республике Мордовия свои обязательства по подтверждению того, что ранее ни по одному месту прохождения службы безвозмездная финансовая помощь не предоставлялась, он выполнил, правового значения для разрешения спора не имеет.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства, нормы материального права применены правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришунина Дмитрия Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.С. Леснова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.