ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дело N3а-5/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н, при секретаре судебного заседания Ниловой О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Акуловского Игоря Юрьевича об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Акуловский И.Ю. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом последующего уточнения, просил восстановить срок для обращения в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества - здания торгового назначения с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 9058 269 рублей, мотивируя свои требования тем, что он является собственником данного здания. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 586 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, в т.ч. принадлежащего ему здания магазина. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу здания составила 22384 837 руб. Однако согласно отчету от 31 августа 2018 года N 3859/09, составленному ООО "... ", действительная рыночная стоимость здания составляет 9058 269 руб.
В судебном заседании Акуловский И.Ю. не присутствовал, его представитель Петрова Л.В. поддержала заявленное требование.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Молоствова М.Г. в судебном заседании удовлетворение заявленного требования оставила на усмотрение суда по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск, имеющийся в материалах дела (104-105).
Представитель административного ответчика - Кабинета Министров Чувашской Республики, так же представитель заинтересованного лица Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Семенова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, представив в материалы дела письменный отзыв (л.д. 108-110), в котором удовлетворение заявленных требований оставлено на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Зейнутдинов Р.К. в судебном заседании удовлетворение требования оставил на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 09.10.2018 N 3773 и имеющемся в материалах дела(л.д.101).
Заинтересованное лицо администрация г.Алатыря в судебное заседание не направило своего представителя.
Выслушав объяснения участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Акуловский И.Ю. является собственником объекта недвижимости - нежилого здания магазина с кадастровым номером.., расположенного по адресу:...
Согласно п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508).
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ, далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности").
В соответствии с ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Федеральным законом "Об оценочной деятельности" деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что оспариваемые Акуловским И.Ю. результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 17 января 2013 года.
С настоящим административным иском Акуловский И.Ю. обратился в суд 20 сентября 2018 года, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
Вместе с тем в соответствии с абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" исключены.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 N 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных на территории Чувашской Республики. Однако Единый государственный реестр недвижимости новые сведения не внесены.
Согласно ч.1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу пункта 1.3 решения Собрания депутатов города Алатырь Чувашской Республики от 20.02.2016 N 02/07-6 "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога в новой редакции" установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 1.4).
Из объяснений представителя Акуловского И.Ю. Петровой Л.В. следует, что установленная кадастровая стоимость нарушает права административного истца ввиду включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской республики от 2 ноября 2017 года N 177-о, возлагая обязанность по оплате налога на имущество в завышенном размере.
Принимая во внимание изложенное, суд признает причины пропуска Акуловским И.Ю. срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением уважительными, поскольку обязанность по оплате налога на имущества физических лиц в завышенном размере на административного истца возложена с момента вступления в законную силу приказа Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской республики от 2 ноября 2017 года N 177-о.
В связи с изложенным, предусмотренный ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 586 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики" (в ред. от 29 февраля 2016 года) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики.
Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости составляет 22384 837 руб. Дата определения кадастровой стоимости - 6 июля 2012 года. Сведения о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости внесены 17 января 2013 года.
Из отзывов Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике - Чувашии, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики следует, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики являлись... и ЗАО... По результатам проведенных работ оценщиками (исполнителями работ) составлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики от 28 сентября 2012 года N 08-ГКООН-21-2012. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение НП... от 26 октября 2012 года N Э12-0903-01-02.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Как разъяснено в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Акуловским И.Ю. представлен отчет от 31 августа 2018 года N 3856/09, составленный оценщиком ООО "... "... согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... составляет 9058 269 руб.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 октября 2018 года по ходатайству представителя Акуловского И.Ю. - Петровой Л.В. назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия указанного отчета требованиям федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчетов, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, производство которой поручено эксперту...
Согласно заключению эксперта от 7 декабря 2018 года N 3027, выполненному экспертом... оценщиком ООО "... "... изготовившим отчет от 31 августа 2018 N 3859/09, которым по состоянию на 6 июля 2012 года определена рыночная стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., в размере 9058 269 руб, допущены нарушения в расчетах доходного подхода, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Рыночная стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., по состоянию на 6 июля 2012 года, составляет 9854000 руб.
Суд, оценивая представленное заключение эксперта, проведенное по результатам судебной экспертизы, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Так судебная экспертиза назначена определением суда в соответствии со ст. 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и который был в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости - здания магазина (лаборатории) с кадастровым номером 21:01:030205:232 определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., в размере, определенном экспертом, составляющим 9854000 руб.
В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 20 сентября 2018 года.
Следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Со дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 1 января 2017 года осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
На территории Чувашской Республики таким органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
При этом в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания с кадастровым номером... в Единый государственный реестр недвижимости в силу закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить Акуловскому Игорю Юрьевичу процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., равной его рыночной стоимости в размере 9854000 (девять миллионов восемьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 6 июля 2012 года на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.