Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назаренко О.Н.
судей Быстрова А.Н, Кияшко Л.В.
при секретаре Айбатулине С.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" по доверенности Кожуховой Екатерины Владимировны на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 октября 2018 года,
заслушав доклад судьи Быстрова А.Н,
УСТАНОВИЛА:
Дареева Н.В. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее МУП "СТЭ"), в котором просила обязать ответчика в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу, заключить с Дареевой Н.В. договор горячего водоснабжения нежилого помещения, расположенного в цокольном этаже жилого дома "... ", принадлежащего Дареевой Н.В. на праве собственности.
В обоснование иска указывалось на то, что Дареева Н.В. является собственником нежилого помещения, расположенного в цокольном этаже жилого дома "... " по "... " в "... ". Она обратилась в ресурсоснабжающую организацию МУП "СТЭ" за заключением соответствующих договоров на предоставление коммунальных услуг. Ей был предоставлен проект договора теплоснабжения "... ", предполагающий оказание коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления. Управляющей компанией ООО "Возрождение+" проведено обследование вышеуказанного помещения и в последующем составлен акт, согласно которого в помещении отсутствуют приборы отопления, трубопроводы отопления через нежилое помещение не проходят, технической возможности проведения отопления в нежилое помещение нет. Отсутствие радиаторов отопления также подтверждается техническим паспортом нежилого помещения. Таким образом, очевидно, что услуга по теплоснабжению (отоплению) истцу оказана быть не может. Руководствуясь данными обстоятельствами, истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора горячего водоснабжения (без отопления). Однако, письмом от 12.04.2018 "... " ответчик фактически отказался заключать отдельный договор горячего водоснабжения, потребовав заключения договора теплоснабжения, предусматривающего также услугу по отоплению. Дареева Н.В. считает действия ответчика незаконными, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Обжалуемым решением иск удовлетворен.
В жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Доводы жалобы мотивированы тем, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права. Истец сам отказался в заключении публичного договора, протокол разногласий не составлялся. Акт составленный управляющей компанией не является надлежащим доказательством, свидетельствующим об отсутствии технической возможности проведения системы отопления.
В возражениях на жалобу истец просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Чеботарев О.А. подержал доводы жалобы.
Представитель истца по доверенности Дареев Д.Н. в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 421, п. 4 ст. 445 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством, а также в случае уклонения от его заключения стороной, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, заключение договора обязательно.
Установлено, что Дареева Н.В. является собственником нежилого помещения, расположенного в цокольном этаже жилого дома N "... " по "... " в "... ", с кадастровым номером "... ".
Из материалов дела следует, что Дареева Н.В. обратилась в ресурсоснабжающую организацию МУП "СТЭ" в целях заключения соответствующих договоров на предоставление коммунальных услуг.
Дареевой Н.В. был предоставлен проект договора теплоснабжения "... ", предполагающий оказание ей коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления.
Не оспаривается по делу то обстоятельство, что в принадлежащем истцу помещении отсутствуют радиаторы отопления, о чём свидетельствует технический паспорт нежилого помещения.
Кроме того, факт отсутствия технической возможности проведения отопления в названное нежилое помещение, подтверждается актом обследования, составленного управляющей компанией ООО "Возраждение+".
Доказательств того, что истцу может быть оказана услуга по отоплению, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
По делу установлено, что Дареева Н.В. обратилась в МУП "СТЭ" с заявлением о заключении договора горячего водоснабжения (без отопления).
Письмом от 12.04.2018 года N 02-3558/18 ответчик отказался заключать отдельный договор горячего водоснабжения, потребовав заключения договора теплоснабжения, предусматривающего также услугу по отоплению.
С учетом изложенного, довод жалобы о том, что ответчик не уклонялся от заключения договора оценивается судебной коллегией как несостоятельный.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Как следует из части 1 статьи 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя из положений части 2 статьи 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Федеральным законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.
Договоры горячего или холодного водоснабжения являются публичными договорами, обязательными к заключению (часть 3 статьи 13 указанного закона).
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги, связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Таким образом, отказ от заключения договоров в сфере водоснабжения, являющихся публичными договорами, обязательными к заключению, не допускается.
В силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6 Правил поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Частью 4 ст. 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
В соответствии с подпунктом "г" п. 3 Правил предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Как следует из п. 27 Правил заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией осуществляется в порядке, указанном в пунктах 23 и 24 настоящих Правил.
Согласно п. 23 Правил собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.
Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах.
В соответствии с п. 24 Правил, если исполнитель уклоняется от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков.
Пунктом 28 Правил установлено, что основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении всех, некоторых или одной коммунальной услуги, может явиться только то, что степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома не позволяет предоставить потребителю соответственно одну, несколько или все коммунальные услуги, о предоставлении которых заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине ненаступления событий, указанных в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил. В случае отказа от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, исполнитель обязан в 5-дневный срок со дня обращения заявителя за заключением договора в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
По смыслу указанных норм права и в их взаимосвязи ресурсоснабжающая организация не вправе обуславливать заключение публичного договора на поставку одного вида ресурсов, применительно к спорным правоотношениям - горячего водоснабжения, дополнительными услугами, в частности по поставке теплоснабжения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции верно указал, что ответчик в нарушение вышеназванных предписаний отказал истцу в заключении договора горячего водоснабжения, без заключения договора теплоснабжения.
Между тем, оснований для отказа в заключении договора горячего водоснабжения, установленных п. 28 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а именно то, что степень благоустройства жилых домов, принадлежащих истцу, не позволяет предоставить потребителю коммунальные услуги, судом не установлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
По смыслу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 ГК РФ).
Поскольку услуга по теплоснабжению (отоплению) нежилого помещения истцу оказана быть не может, суд первой инстанции верно указал, что МУП "СТЭ", как гарантирующий поставщик коммунальной услуги по горячему водоснабжению неправомерно уклоняется от исполнения возложенных на него законом обязанностей по заключению письменных договоров на отпуск горячей воды.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылка апеллянта о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора противоречит материалам дела и оценивается судебной коллегией как несостоятельная. Так, истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора горячего водоснабжения (л.д. 33-34), который, по сути, является актом разногласий, поскольку содержит доводы о несогласии с проектом договора теплоснабжения, ранее представленного МУП "СТЭ".
Другие доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения.
При рассмотрении дела судом созданы все необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" по доверенности Кожуховой Екатерины Владимировны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.