Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей Низамовой А.Р.
Хамидуллиной Э.М.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Асадуллина М.М. на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 декабря 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Асадуллина М. М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда в Стерлибашевском районе РБ о признании решения N... от 29 июня 2018 года незаконным, включении в страховой стаж периода службы в рядах Российской Армии в двойном исчислении отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Асадуллин М.М. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стерлибашевском районе Республики Башкортостан о признании решения N... от 29 июня 2018 года незаконным, возложении обязанности включить в трудовой стаж периода службы в рядах Российской Армии в двойном исчислении для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в рядах Российской Армии с 09 декабря 1993 года по 11 июня 1995 года в двойном исчислении, назначить пенсию по старости с даты обращения, то есть с 17 июня 2018 года.
В обоснование иска указал, что решением N... от 29 июня 2018 года ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа работы по осуществлению педагогической деятельности. В решении указано, что не подлежит зачету период службы в рядах Российской Армии с 1993 года по 1995 год.
В период прохождения Асадуллиным М.М. службы в рядах Вооруженных Сил действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил.
Поскольку период службы Асадуллина М.М. в рядах Российской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, то данный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.
Также необходимо учитывать важное обстоятельство, имеющее значение: истец был трудоустроен по специальности до призыва в армию, 15 августа 1993 года принят на должность учителя Стерлибашевской средней школы N2.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Асадуллин М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Также указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что Федеральным законом от 27 января 1995 года N10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ" в связи с принятием Закона N 4338-1 от 22 января 1993 года часть 1 статьи 94 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была дополнена абзацем седьмым. В соответствии с данным абзацем законодатель обязывал применять при исчислении специального трудового стажа время службы по призыву в льготном исчислении - 1 месяц службы за 2 месяца работы. Суд не учел, что истец был трудоустроен по специальности до призыва в армию. После службы в армии Асадуллин М.М. незамедлительно приступил к исполнению трудовых обязанностей в той же школе. Суд первой инстанции в своем решении сделал ссылку только на то обстоятельство, что Асадуллин М.М. не выработал необходимый стаж до 01 января 1992 года. При этом, суд полностью проигнорировал нормативно-правовое обоснование позиции истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Асадуллина М.М, его представителя, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01 октября 1993 года, было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Разрешая спор и отказывая во включения в стаж истца периода службы в Вооруженных Силах СССР, суд первой инстанции исходил из того, что педагогическая деятельность истца началась с 16 августа 1993 года, тогда как Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года рождения N 1397, не применяется к периодам после 01 января 1992 года и утратило силу с 01 октября 1993 года.
Судебная коллегия соглашается с тем, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года рождения N 1397, не применяется к спорным правоотношениям.
Так, с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 1 января 1992 года (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении настоящего дела не подлежит применению абзац 1 пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы, поскольку указанная норма не регулирует вопросы зачета периодов военной службы в специальный стаж при установлении права на досрочную трудовую (в настоящее время страховую) пенсию.
Доводы истца приведены без учета специальной нормы, изложенной в абзаце 2 п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Исходя из анализа абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащего", можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 п. 3 ст. 10 указанного Закона. Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Асадуллина М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова
Судьи А.Р. Низамова
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья Семенов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.