Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2019 г. N 78-АПА19-8 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Спассковой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козырко Юрия Евгеньевича о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года принято постановление N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", которым утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "www.gov.spb.ru" 29 июня 2016 года и вступило в силу на следующий день после официального опубликования, то есть 30 июня 2016 года, за исключением пункта 1.8.10 раздела 1 приложения N 3 к Постановлению, вступающего в силу в иные сроки.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, в частности пунктом 1.2 Приложение N 2 "Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий строений, сооружений)" к указанному постановлению изложено в новой редакции согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526.
Козырко Ю.Е. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части включения земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 51, литера А, в территориальную зону ТР2/ТС1 "зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры" / "зона сельскохозяйственных угодий с включением объектов инженерной инфраструктуры".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что установление в отношении принадлежащего ему на праве собственности вышеуказанного земельного участка территориальной зоны ТР2/ТС1 произведено без учёта фактического землепользования, в связи с чем противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно положениям пункта 8 статьи 1, части 1 статьи 4, части 1 статьи 9, статье 23, части 1 статьи 42, части 1, пункту 1 части 7 статьи 43, части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Административный истец полагал нарушенным оспариваемым нормативным правовым актом его право на ремонт и реконструкцию жилого дома, расположенного на спорном земельном участке ввиду того, что для максимальная высота застройки для территориальной зоны ТР2/ТС1 равна 0 м.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства (том 3 л.д. 79), в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Правительства Санкт-Петербурга в суд явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт принятым в пределах полномочий, с соблюдением требований к процедуре принятия и опубликования, и не противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В частности, административный ответчик указал, что территориальная зона ТР2/ТС1 установлена в соответствии с функциональной зоной, определённой для соответствующей территории Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", что соответствует общему правилу об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений, которое содержится в части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Представителями административного ответчика представлены письменные возражения относительно административного иска (том 1 л.д. 79-87).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с градостроительным зонированием регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100).
Следовательно, Правительство Санкт-Петербурга компетентно утвердить Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, установив в них территориальные зоны, и внести в них изменения.
Постановление от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" принято Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с установленной процедурой, по форме и виду соответствует акту, который вправе принять Правительство Санкт-Петербурга, опубликовано в соответствии с установленным порядком, что установлено вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 апреля 2017 года по делу N3а-54/2017 (том 3 л.д. 84-91, 92-100), имеющим преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и по соответствующим основаниям не оспаривается.
Козырко Ю.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок (кадастровый N... ), расположенный по адресу: город Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 51, литера А, право собственности зарегистрировано 12 января 2004 года (том 1 л.д. 16, том 3 л.д. 108-122); на земельном участке находится многоквартирный дом, введённый в эксплуатацию в 1968 году, принадлежащий также административному истцу (том 1 л.д. 15, том 3 л.д. 102-104).Как следует из карты градостроительного зонирования Санкт-Петербурга (лист 174 приложения N 2 к оспариваемому постановлению), сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, указанный земельный участок располагается в границах территориальной зоны ТР2/ТС1 (зона рекреационного назначения - зелёных насаждений общего и зелёных насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры / зона сельскохозяйственных угодий с включением объектов инженерной инфраструктуры - до окончания срока расчётного срока Генерального плана Санкт-Петербурга) (том 2 л.д. 16-21, том 3 л.д. 75).
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" не затронуло зонирование спорной территории (том 3 л.д. 68-73).
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Генеральный план Санкт-Петербурга является в силу части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга. В силу части 3 статьи 9 данного Кодекса документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из совокупности положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" земельный участок административного истца отнесён к функциональной зоне "С/РР" (зона сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов инженерной инфраструктуру, связанных с обслуживанием данной зоны (на расчётный срок - 1 марта 2021 года) / зона объектов рекреационного назначения с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (на прогнозируемый период - 2025 год) (том 3 л.д. 50-67).
Таким образом, при принятии правил землепользования и застройки административным ответчиком были учтены требования территориального планирования, поскольку территориальная зона, установленная на спорной территории, соответствует функциональной зоне, определённой генеральным планом.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое правовое регулирование противоречит положениям градостроительного законодательства, поскольку не учитывает фактически существующее землепользование, подлежит отклонению.
Согласно положениям статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития всей зонируемой территории, и не направлен на фиксацию существующего положения. В свою очередь, правилами землепользования и застройки при установлении территориальных зон, как отмечено ранее, не может быть изменено назначение территории, установленное функциональными зонами.
Следует отметить и то, что в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Козырко Юрия Евгеньевича о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.