Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Лукишина Анатолия Ивановича к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, судебных расходов, поступившее по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И, судебная коллегия
установила:
Лукишин А.И. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее также ГУ РО ФСС по ЧР, Региональное отделение) о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и проезд к месту протезирования и обратно в размере 11745 руб. 50 коп, а также расходов по оплате услуг представителя в размере 3500 руб, расходов по уплате государственной пошлины в размере 470 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 15 октября 2012 года установлена нуждаемость истца с 15 октября 2012 года бессрочно с заменой по истечении срока пользования в... протезе пластмассовом. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 215 утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации - протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, срок пользования... протезом установлен не менее 2 лет. Последняя замена... протеза произведена 30 ноября 2015 года. В 2017 году индивидуальное... протезирование произведено 16 ноября 2017 года, то есть за 14 дней до истечения срока пользования... протезом. Указанное обстоятельство связано с тем, что истцу было необходимо обратиться за медицинской помощью в ФГБНУ "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина" по поводу заболевания. На приобретение индивидуального... протеза истец израсходовал 8000 руб, на проезд к месту протезирования и обратно - 3745 руб. 50 коп. На обращение истца ответчик отказал в компенсации этих расходов, указав на несоблюдение истцом срока замены протеза. Лукишин А.И. считает отказ в выплате компенсации не соответствующим требованиям ст.ст. 10, 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 2 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В судебном заседании истец Лукишин А.И. поддержал исковые требования.
Представители ответчика Шилова М.Н, Колесников Е.Н. просили отказать в удовлетворении иска.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 мая 2018 года (с учетом определения суда от 19 июня 2018 года об исправлении описки) с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в пользу Лукишина Анатолия Ивановича взысканы компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 7421 руб. 52 коп, расходы на проезд в размере 1456 руб. 20 коп, расходы по оплате услуг представителя в размере 2500 руб, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии просит решение суда от 19 июня 2018 года отменить по мотивам незаконности и необоснованности. Полагает, что Лукишиным А.И. нарушен срок пользования... протезом на две недели. Досрочная замена технического средства реабилитации допускается на основания решения, принимаемого по результатам медико-технической экспертизы, однако Лукишин А.И. с заявлением о проведении медико-технической экспертизы для досрочной замены протеза... пластмассового не обращался. Каких-либо уважительных причин для досрочной замены технического средства реабилитации не имелось. ГУ РО ФСС по ЧР указывает, что согласно абз. 4 п. 12 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, при проезде инвалида за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки. Между тем, Лукишин А.И. не обращался в Региональное отделение за получением направления для получения либо изготовления технического средства реабилитации.
В возражениях на апелляционную жалобу Лукишин А.И. просил оставить ее без удовлетворения, решение суда от 28 мая 2018 года - без изменения, к возражениям приложил справки Автономного учреждения Чувашской Республики "Республиканский клинической онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики" от 31 января 2018 года, от 28 мая 2018 года.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ РО ФСС по ЧР Колесников Е.Н. поддержал апелляционную жалобу.
От истца Лукишина А.И. посредством электронной почты поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов относится в том числе протезирование и ортезирование, а реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 11.1 указанного закона техническими средствами реабилитации инвалидов являются в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в п. 4 раздела "Реабилитационные мероприятия" которого предусмотрено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, в п. 8 раздела "Технические средства реабилитации" которого предусмотрены протезы и ортезы.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 3 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абз. 1-3 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление);
в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой ст. 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с абз. 1-2 п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 года N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В соответствии с п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лукишин А.И. является инвалидом группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N от 1 ноября 2012 года.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаванной 15 октября 2012 года федеральным казенным учреждением медико-социальной экспертизы, Лукишин А.И. с 15 октября 2012 года нуждается в техническом средстве реабилитации -... протезе пластмассовом, бессрочно с заменой по истечении срока пользования.
Также из материалов дела следует, что 27 октября 2017 года Лукишин А.И. обратился в Региональное отделение с заявлением об обеспечении... протезом пластмассовым (изготовление) и в тот же день ему выдано уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (... протезом пластмассовым). Однако согласно отзыву ответчика направление на его получение и специальный талон на право бесплатного проезда к месту получения технического средства реабилитации в день обращения выданы не были, поскольку не истек срок пользования ранее выданным 01 декабря 2015 года Лукишину А.И.... протезом.
Письменного уведомления Лукишину А.И. о необходимости получения им направления не ранее 1 декабря 2017 года не представлено.
16 ноября 2017 года в ООО "Центр... протезирования" Лукишин А.И. приобрел индивидуальный... протез стоимостью 8000 руб. Также Лукишин А.И. понес расходы на проезд к месту протезирования и обратно.
19 декабря 2017 года Лукишин А.И. обратился в ГУ РО ФСС по ЧР с заявлением о компенсации стоимости самостоятельно приобретенного протеза и расходов на проезд к месту протезирования и обратно.
Письмом от 28 декабря 2017 года Региональное отделение отказало истцу в компенсации указанных расходов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для выплаты по причине замены протеза до истечения срока пользования им.
Ранее протез... Лукишин А.И. получил 01 декабря 2015 года.
В соответствии с приказом Минтруда России от 24 мая 2013 года N 215н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены", действовавшим на момент замены истцом протеза и его обращения в Региональное отделение за выплатой компенсаций, срок пользования... протезом составляет не менее двух лет.
Согласно справке ФГБНУ "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина" 21 ноября 2017 года Лукишин А.И. посетил научно-консультативное отделение указанного учреждения по поводу заболевания, ему рекомендовано иссечение с гистологическим исследованием в пределах здоровых тканей.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что истец произвел замену протеза ранее истечения срока его использования, по тем основаниям, что истец обратился с заявлением о выплате компенсации по истечении срока пользования протезом, а замена протеза была обусловлена уважительными причинами - необходимостью прохождения оперативного лечения по поводу заболевания, рекомендованной истцу в ФГБНУ "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина", и срок замены нарушен истцом незначительно (на две недели).
Согласно государственному контракту N 193 на выполнение работ по обеспечению инвалидов... протезами пластмассовыми в 2017 году от 29 сентября 2017 года, заключенному ГУ РО ФСС по ЧР и ООО "КРАСМЕД", являющемуся последним по времени исполненным контрактом на дату подачи Лукишиным А.И. в Региональное отделение заявления о выплате компенсации, стоимость... протеза пластмассового установлена в 7421 руб. 52 коп.
С учетом положений контракта суд первой инстанции взыскал в пользу истца расходы на приобретение протеза в размере 7421 руб. 52 коп.
Разрешая заявленный спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на оплату приобретенного технического средства реабилитации и расходов на проезд к месту протезирования и обратно. Размер компенсации определен судом в соответствии с п. 4 Порядка выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 N 57н; размер расходов на проезд к месту протезирования и обратно определен с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
Указанные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы о рекомендательном, а не обязательном характере консультации о прохождении оперативного лечения по поводу заболевания, полученной истцом в ФГБНУ "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина", отсутствии у истца необходимости в лечении в указанном учреждении судебной коллегией отклоняются.
Из материалов дела следует, что истцу действительно при консультировании в указанном учреждении 21 ноября 2017 года рекомендовано оперативное лечение. Судебной коллегией в связи с доводами истца, изложенными в его возражении на апелляционную жалобу, о том, что на основании медицинского заключения ему проведена операция, приняты и исследованы справки Автономного учреждения Чувашской Республики "Республиканский клинической онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики" от 31 января 2018 года о проведении истцу... с результатом обследования, от 28 мая 2018 года о наблюдении после хирургического лечения...
Прошедшее с момента консультирования 21 ноября 2017 года до дня оперативного лечения время само по себе не свидетельствует о том, что не имелось необходимости в проведении медицинских обследований, консультаций, подготовки истца к операции. В связи с этим у истца имелись основания для досрочного обращения за заменой протеза 27 октября 2017 года.
Региональное отделение со ссылкой на абз. 4 п. 12 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, поскольку истцу направление не выдавалось, полагает, что оплата проезда к месту получения технического средства реабилитации без направления на получение или изготовление технического средства реабилитации оплачивается инвалидом за свой счет и не подлежит возмещению.
Согласно п. 12 Правил при необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в том числе двумя и более видами транспорта, уполномоченный орган выдает ему, а также лицу, сопровождающему инвалида (ветерана), если необходимость сопровождения установлена программой реабилитации (заключением), специальный талон и (или) именное направление на каждый вид транспорта (абз. 1).
При проезде инвалида (ветерана, сопровождающего лица) за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами, при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки в случае, если использовались виды транспорта, указанные в пункте 13 настоящих Правил, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении (абз. 4).
При этом согласно п. 5 Правил уполномоченный орган при наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил (заявление о предоставлении технического средства), одновременно с уведомлением о постановке на учет высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
Истцу направление при его досрочном обращении 27 октября 2017 года выдано не было. В последующем ввиду необходимости обследования и лечения по поводу новообразования кожи истец за получением направления в ГУ РО ФСС по ЧР не обратился, а самостоятельно обратился за индивидуальным... протезированием и приобрел индивидуальный... протез в ООО "Центр... протезирования", в последующем подав в ГУ РО ФСС по ЧР заявление о выплате компенсаций на приобретение протеза и проезд.
При изложенных обстоятельствах отсутствие у истца направления на получение либо изготовление технического средства реабилитации, учитывая необходимость проезда истца к месту изготовления протеза, а также отсутствие запрета на приобретение инвалидом технического средства реабилитации в иной организации, чем организация, в которую ему выдано направление, не может служить основанием к отказу в возмещении фактически понесенных им расходов на проезд в связи с протезированием.
Поскольку решение суда отвечает требованиям закона, гарантирующим социально незащищенным слоям населения государственную поддержку, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
З.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.