Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ярадаева А.В,
судей Иванова П.Д. и Филимоновой И.В,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Афанасьева Ивана Григорьевича к администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Ново-Айбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании сделки действительной и признании права собственности на нежилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе Афанасьева И.Г. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2018 года,
установила:
Афанасьев И.Г. обратился в суд с иском (с последующим уточнением) к администрациям Алатырского района Чувашской Республики и Ново-Айбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании сделки действительной и признании права собственности на нежилое помещение. Исковые требования мотивированы тем, что 3 июня 2005 года между Афанасьевым И.Г. и СХПК "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действующей на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 августа 2004 года, был заключен договор купли-продажи нежилого помещения - одноэтажного кирпичного здания под литером А с одноэтажным кирпичным пристроем под литером А1, находящегося по адресу: "адрес". Земельный участок площадью 2870 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения предназначен для обслуживания здания - базы фермерского хозяйства и ведения личного подсобного хозяйства, предоставлен истцу по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 13 от 28 мая 2012 года. С момента совершения данной сделки Афанасьев И.Г. пользуется недвижимым имуществом, несет расходы по его содержанию. Без обращения в суд зарегистрировать базу фермерского хозяйства на имя истца не представляется возможным. Ссылаясь на положения ст. ст. 12, 152, 158 ГК РФ, ст. 8 ФЗ "О введении в действие части 1 Гражданского кодекса РФ", Афанасьев М.Г. просил признать договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного в одноэтажном кирпичном здании под литером А, с одноэтажным кирпичным пристроем под литером А1, находящегося по адресу: "адрес", от 3 июня 2005 года, заключенный между Афанасьевым И.Г. и СХПК "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действительным; признать за Афанасьевым И.Г. право собственности на базу фермерского хозяйства - одноэтажное кирпичное здание под литером А с одноэтажным кирпичным пристроем под литером А1, общей полезной площадью 291,4 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Администрация Алатырского района Чувашской Республики обратилась в суд со встречным исковым заявлением (с последующим уточнением) о признании договора купли-продажи недействительным, мотивировав встречные исковые требования тем, что Афанасьевым И.Г. не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение установленного ФЗ "О банкротстве" порядка купли-продажи спорного объекта.
Определением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2018 года производство по встречному иску администрации Алатырского района Чувашской Республики к Афанасьеву И.Г. о признании договора купли-продажи недействительным прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Афанасьев И.Г. участие не принимал.
Представитель истца адвокат Славкина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Алатырского района Чувашской Республики Абаренов С.Н. не возражал против признания действительным договора купли-продажи нежилого помещения под пожарную часть, заключенного между СПК "Правда" и Афанасьевым И.Г. 3 июня 2005 года, исковые требования Афанасьева И.Г. о признании за ним права собственности на все здание, а не только под пожарную часть, не признал.
Представитель администрации Ново-Айбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики Казаков С.Л. не возражал против признания действительным договора купли-продажи нежилого помещения под пожарную часть, заключенного между СПК "Правда" и Афанасьевым И.Г. 3 июня 2005 года, исковые требования Афанасьева И.Г. о признании за ним права собственности на все здание, а не только под пожарную часть, не признал.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2018 года постановлено:
Исковые требования Афанасьева И.Г. к администрации Алатырского района Чувашской Республики и Ново-Айбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании сделки действительной и признании права собственности на нежилое помещение удовлетворить частично.
Признать договор купли-продажи нежилого помещения в "адрес" от 3 июня 2005 года, заключенный между Афанасьевым И.Г. и СПК "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действительным.
В удовлетворении исковых требований Афанасьева И.Г. о признании за ним права собственности на базу фермерского хозяйства - одноэтажное кирпичное здание под литером А с одноэтажным кирпичным пристроем под литером А1, общей полезной площадью 291,4 кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", отказать.
На указанное решение суда Афанасьевым И.Г. подана апелляционная жалоба на предмет его отмены в части и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что судом установлено заключение 3 июня 2005 года договора купли-продажи между Афанасьевым И.Г. и СПК "Правда" помещения под пожарную часть, находящегося по адресу: "адрес". Из отчета конкурсного управляющего установлено, что в конкурсную массу СХПК "Правда" было включено здание КОС-0,5, балансовой стоимостью 1747345 руб, рыночной стоимостью 48900 руб, в ходе конкурсного производства была реализована по договору купли-продажи от 3 июня 2005 года пожарная часть за 10000 руб. При этом пожарная часть представляет собой помещение в здании КОС-0,5 и продана пожарнику, ответственному за тушение пожаров в селах Новые Айбеси и Сойгино. Согласно п. 9 отчета от Афанасьева И.Г. за пожарное помещение поступило 3 июня 2005 года 10000 руб, что подтверждается приходно-кассовым ордером N 16 от 3 июня 2005 года. Из показаний свидетелей Еремеевой Л.Я. и Тигинова Ю.Н. следует, что КОС-0,5 представляет собой два стоящих на расстоянии друг друга в 30 метрах помещения, одно здание под пожарную часть было продано Афанасьеву И.Г, другое продано с аукциона Тигинову Ю.Н. Из технического паспорта от 11-16 ноября 2005 года следует, что постройка под литером А, А1, площадью 342,2 кв.м, возведена в 1983 году, состоит из двух строений под литером А, А1 (1- гараж, 2- дежурка, 3-6 помещения не используются), а согласно техническому паспорту на 31 марта 2012 года - состоит из двух строений под литером А, А1, имеет 8 помещений, здание переименовано в базу фермерского хозяйства, уточнена ее площадь - 291,4 кв.м, из чего следует, что Афанасьевым И.Г. проведены в помещениях здания строительные работы, без изменения остались помещения гаража и дежурки.
Указанное же решение суда без признания права собственности на объект недвижимости не подлежит регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что свидетельствует о его незаконности и бесполезности.
Истец Афанасьев И.Г, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Славкина О.А. поддержала апелляционную жалобу.
Представители ответчиков администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Ново-Айбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель администрации Алатырского района Чувашской Республики представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
На основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления (п. 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям; решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение в части не соответствует приведенным требованиям ввиду следующего.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В подтверждение заявленных требований истец представил в материалы дела договор купли-продажи от 3 июня 2005 года, акт приема-передачи помещения под пожарную часть от 3 июня 2005 года, а также техническую и кадастровую документации на спорный объект.
Удовлетворяя частично исковые требования Афанасьева И.Г, признавая договор купли-продажи нежилого помещения от 3 июня 2005 года, заключенный между Афанасьевым И.Г. и СХПК "Правда" действительным, отказывая в удовлетворении иска о признании права собственности на базу фермерского хозяйства - одноэтажное кирпичное здание под литером А с одноэтажным кирпичным пристроем под литером А1, общей полезной площадью 291,4 кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", суд первой инстанции исходил из того, что договор купли-продажи от 3 июня 2005 года нежилого помещения не противоречит действующему законодательству, но вместе с тем истцом каких-либо доказательств, подтверждающих возникновение у него права собственности на базу фермерского хозяйства - одноэтажное кирпичное здание под литером А с одноэтажным кирпичным пристроем под литером А1, общей полезной площадью 291,4 кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", не представлено.
Судебная коллегия находит, что решение суда о признании действительным договора купли-продажи спорного нежилого помещения от 3 июня 2005 года не соответствует указанным требованиям, так как при принятии решения не было учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В силу ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Из материалов дела следует, что 3 июня 2005 года между СПК "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действующей на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 августа 2004 года, с одной стороны (продавец), и Афанасьевым И.Г. (покупатель) с другой, был заключен договор купли-продажи помещения под пожарную часть, находящегося по адресу: "адрес", стоимость объекта составляет 10000 руб. Объект представляет собой пристрой к комплексу очистки семян - 0,5 (КОС-0,5) в виде подсобного помещения под пожарную часть. В тот же день во исполнение указанного договора купли-продажи был составлен акт приема - передачи помещения под пожарную часть (без указания каких-либо данных этого помещения, позволяющих определенно установить это недвижимое имущество), находящегося по адресу: "адрес".
Из отчета конкурсного управляющего СХПК "Правда" о своей деятельности от 14 сентября 2005 года следует, что в конкурсную массу СХПК "Правда" вошло здание КОС-0,5 балансовой стоимостью 1747345 руб, рыночной стоимостью 48900 руб. В ходе реализации имущества должника 3 июня 2005
года по договору купли-продажи пожарная часть продана за 10000 руб. Пожарная часть представляет собой помещение в здании КОС-0,5 и продана пожарнику, ответственному за тушение пожаров в селах Сойгино и Новые Айбеси (на стоимость лота не повлияло).
Из содержания договора купли-продажи видно, что он не содержит данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данных, определяющих расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (не указаны ни площадь, ни его местоположение в здании КОС-0,5), в связи с чем в силу прямого указания статьи 554 ГК РФ договор купли-продажи является незаключенным.
Незаключенный договор не порождает для его сторон, каких-либо прав и обязанностей. Правовым последствием признания договора незаключенным является отсутствие обязательственных отношений между сторонами по указанному договору.
При таких обстоятельствах у суда оснований для признания договора купли-продажи нежилого помещения в "адрес" от 3 июня 2005 года, заключенного между Афанасьевым И.Г. и СПК "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действительным не имелось.
Рассматривая исковые требования Афанасьева И.Г. о признании за ним права собственности на базу фермерского хозяйства - одноэтажное кирпичное здание под литером А с одноэтажным кирпичным пристроем под литером А1, общей полезной площадью 291,4 кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо иных доказательств, подтверждающих возникновение у него право собственности на указанный объект недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выводы суда, поскольку оформление истцом технической и кадастровой документации на спорный объект не может являться основанием признания права собственности на недвижимое имущество, а вышеуказанный договор купли-продажи не является доказательством возникновения права собственности истца на спорный объект недвижимости в силу изложенного выше.
При таких обстоятельствах, решение суда в части признания договора купли-продажи нежилого помещения в с. Новые Айбеси Алатырского района Чувашской Республики от 3 июня 2005 года, заключенного между Афанасьевым Иваном Григорьевичем и сельскохозяйственным производственным кооперативном "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действительным подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении этого требования.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2018 года в части признания договора купли-продажи нежилого помещения в "адрес" от 3 июня 2005 года, заключенного между Афанасьевым Иваном Григорьевичем и сельскохозяйственным производственным кооперативном "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действительным отменить, принять в данной части новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Афанасьева Ивана Григорьевича к администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Ново-Айбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного в одноэтажном кирпичном здании с одноэтажным кирпичным пристроем, находящегося по адресу: "адрес", от 3 июня 2005 года, заключенного между Афанасьевым Иваном Григорьевичем и сельскохозяйственным производственным кооперативном "Правда" в лице конкурсного управляющего Григорьевой Н.М, действительным.
Пункт первый резолютивной части Алатырского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2018 года исключить.
В остальной части апелляционную жалобу Афанасьева И.Г. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Ярадаев
Судьи: П.Д. Иванов
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.