Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Константиновой Ирины Николаевны о признании действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии незаконными, поступившее по апелляционной жалобе представителя Константиновой И.Н. Свиридова Н.Л. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 сентября 2018 года,
установила:
Константинова И.Н, действуя через представителя Свиридова Н.Л, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии (далее Управление Росреестра по Чувашской Республике), выразившееся в не приостановлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости: жилого дома, с кадастровым номером.., площадью... кв.м, количество этажей 3, в том числе подземных, расположенного по адресу:... и восстановить срок обращения в суд с данным административным иском.
Заявленные требования мотивированы тем, что определением Московского районного суда от 16 августа 2017 года по делу N... наложен запрет на любые регистрационные действия в отношении вышеуказанного объекта недвижимости. Однако, несмотря на наличие такого запрета, 4 марта 2018 года органом регистрации прав был произведен государственный кадастровый учет изменений спорного объекта недвижимости, о чем ей стало известно в судебном заседании 23 апреля 2018 года по делу N.., рассматриваемому Московским районным судом г.Чебоксары Чувашской Республики. В результате внесения изменений объект приобрел следующие характеристики: жилой дом, с кадастровым номером.., площадью... кв.м, количество этажей 3, в том числе подземных 1, расположенный по адресу:... При этом в своем ответе на ее жалобу, который получен ею 20 июля 2018 года, административный ответчик полагает, что оснований для приостановления государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости, в связи с наличием определения Московского районного суда от 16 августа 2017 года по делу N... не имелось.
Административный истец Константинова И.Н, в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовала, ее представитель Свиридов Н.Л. требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Чувашской Республике Иголкина Н.В, не признавая заявленных требований, заявила о пропуске Константиновой И.Н. срока для обращения в суд с данным иском.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, представитель Константиновой И.Н. Свиридова Н.Л. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Чувашской Республике Кудашкина Е.А. полагала решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место, то в кадастр недвижимости среди прочих, вносятся сведения о площади такого объекта недвижимости.
При этом кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 6 ч. 5 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Разрешая настоящий публично-правовой спор, районный суд установил, что 1 июля 2014 года в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности... на земельный участок с кадастровым номером.., относящегося к землям.., имеющего разрешенный вид использования -...
1 сентября 2016 года зарегистрировано право собственности... на нежилые строения: дом площадью... кв.м, с кадастровым номером..,... расположенные по вышеуказанному адресу.
2 марта 2018 года... обратился в Управление Росреестра по Чувашской Республике с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи уточнением местоположения объекта на земельном участке с кадастровым номером с... и изменением площади в результате реконструкции нежилого здания с кадастровым номером.., общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, садоводческое товарищество "Виктория", участок N 18 на основании технического плана здания от 26 февраля 2018 года, подготовленного кадастровым инженером... в состав которого входила декларация правообладателя об объекте недвижимого имущества от 26 февраля 2018 года.
7 марта 2018 года осуществлен государственный кадастровый учет изменений, в результате которых вышеуказанный объект с кадастровым номером... приобрел следующие характеристики: наименование - жилое строение, назначение - жилой дом, площадь -... кв.м, количество этажей - 3, в том числе подземных- 1, год завершения строительства - 2017.
Также разрешая настоящий публично-правовой спор, районный суд установил, что определением Московского районного суда г. Чебоксары от 16 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Константиновой И.Н. к... о... (дело N... ) наложен арест на имущество... и Управлению Росреестра по Чувашской Республике запрещено совершать любые регистрационные действия в отношении нежилого здания, наименование дом, площадь... кв.м, количество этажей 2, кадастровый номер... ; нежилого здания,.., находящегося по адресу:.., относящегося к землям.., имеющего вид разрешенного использования -.., в пределах суммы, не превышающей... руб. до момента принятия решения по делу.
16 августа 2017 года в Единый государственный реестр прав внесена запись о соответствующем ограничении.
Действительно, в силу п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В случаях же изменения основных характеристик объекта недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в том числе, в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 6 ч. 5 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости об основанных характеристик объекта недвижимости (в данном случае о площади объекта недвижимости) является, как верно указал районный суд в обжалуемом решении, действием не регистрационного, а учетного характера, которое каких-либо гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества не порождает и не прекращает.
В этой связи доводы Константиновой И.Н. о незаконности обжалуемых действий (бездействия) Управления Росреестра по Чувашской Республике, повлекших нарушение ее прав и законных интересов, следует признать безосновательными.
По смыслу же ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административного истца.
Соответственно, поскольку судом не было установлено вины административного ответчика, незаконности в его действиях или незаконного бездействия, нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административного истца, то оснований для удовлетворения заявленного ею административного иска у районного суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имелось.
Кроме того, в качестве самостоятельного основания к отказу в удовлетворении административного иска суд обоснованно сослался и на пропуск Константиновой И.Н. срока для обращения в суд с данным административным иском без уважительных причин, указав, что из содержания административного иска, а также пояснений представителя административного истца следует, что о проведенном кадастровом учете изменений основных характеристик спорного объекта недвижимости ей стало известно в ходе судебного заседания 23 апреля 2018 года по делу N.., рассматриваемому Московским районным судом г.Чебоксары Чувашской Республики. Приведенное же ею обстоятельство - обращение в орган регистрации прав по факту внесения изменений о площади нежилого здания и получения ответа лишь 20 июля 2018 года, в качестве уважительной причины пропуска срока, как верно указал районный суд, расценено быть не может, поскольку процессуальным законом не предусмотрена процедура обязательного досудебного порядка урегулирования настоящего публично-правового спора.
Соответственно, доводы жалобы о не разрешении судом вопроса о восстановлении срока подачи административного иска и не исследовании обстоятельств, послуживших основанием для его восстановления, судебная коллегия также находит несостоятельными, как не основанными на представленных материалах дела.
Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то в целом они повторяют основания заявленного требования и позицию стороны административного истца, выраженную в ходе рассмотрения дела, которые с учетом совокупности исследованных по делу доказательств, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Константиновой И.Н. Свиридова Н.Л. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.