Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Еремина В.А, Юрьевой М.А.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом заседании апелляционную жалобу истца Пайвиной Н.Н,
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 августа 2018 года по иску Клочковой Н.П, Пайвиной Н.Н,, Дешевых Н.В, Аграшовой Е.П, Путинцевой С.А, Путяевой Н.Т, Смирновой В.М,, Сильченко Е.П, Муравьевой К.А, Зайцева П.Е,, Новиковой О.А, Гульдяевой С.Н, Хмелиной В.А, Воленбаховой Н.П, Маслаковой Н.А, к ООО "Левобережное", ООО "УК "ЖЭУ ***", АО " "адрес"энерго" о признании многоквартирных домов оборудованными стационарными электроплитами, признании жилых комнат и квартир не оборудованными стационарными газовыми плитами, возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцам по настоящему делу на праве собственности принадлежат жилые помещения в доме по адресу: "адрес"а: Пайвиной Н.Н.- комната ***; Дешевых Н.В.- "адрес"; Аграшовой Е.П.- "адрес"; Путинцевой С.А.- комната ***, Путинцевой С.А.- комната ***; Зайцеву П.Е.- комната ***; Клочковой Н.П.- комната ***.
Собственниками жилых помещений в доме по адресу: "адрес" являются: Путяева Н.Т.- "адрес"; Смирнова В.М.- "адрес"; Сильченко Е.П.- "адрес"; Муравьева К.А. - "адрес"; Гульдяева С.Н. - "адрес"; Новикова О.А. - "адрес".
Собственниками жилых помещений в доме по адресу: "адрес" являются: Маслакова Н.А.- комнаты ***; Воленбахова Н.П. - комнаты ***; Хмелинина В.А. - "адрес".
Оплата электрической энергии производится по показаниям прибора учета, однако начисление сумм к оплате за электроэнергию производится по тарифу для домов, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами из расчета 3,81 руб.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15 декабря 2017 года N 684 Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2018 год определено, что начиная с 01.01.2018, население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к ним должно оплачивать электрическую энергию исходя из норматива 3,05 руб. за 1 кВт (одноставочный тариф).
Все иные потребители, приобретающие электроэнергию в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и без осуществления ими коммерческой деятельности, обязаны оплачивать электрическую энергию исходя из норматива 3,81 руб.
Истцы обращались к ответчику с заявлением о производстве перерасчета оплаты электрической энергии, исходя из норматива 3,05 руб. за кВт, однако получили отказ.
Из ответа следует, что для применения тарифа для домов, оборудованных стационарными электроплитами необходимо, чтобы при сдаче жилого дома в эксплуатацию проектно-сметной документацией предусмотрена установка электрических плит, проект соответствующим образом должен быть согласован с ресурсоснабжающей организацией и в наличии должно быть заключение и акт допуска, а также отсутствует возможность газификации, а документы, подтверждающие возможность и правомерность применения тарифа для "населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами" для домов, находящихся в распоряжении ответчика, отсутствуют.
С данным утверждением нельзя согласиться. Согласно ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объемам капитального строительства.
Проектная документация представляет собой документацию, определяющую, в том числе, инженерно-технические решения для обеспечения строительства (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации для проектирования застройщик (заказчик) обязан представить проектировщику, в том числе, технические условия в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий (часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями.
Согласно п.7.5 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 24.11.1992 N 127, электрокотлы и другие электронагревательные приборы, установленные без соответствующего согласования, к сетям энергосистем подключать запрещается.
Функционирование спорных жилых домов невозможно обеспечить без подключения их к сетям инженерно-технического обеспечения.
Между тем, спорные жилые дома подключены к электропитанию, а значит, разрешительная документация, предоставляющая доступ к электрическим сетям, имеется.
Согласно п.38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ( вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При таких обстоятельствах, истцы считают, что при оплате за электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный для расчета с гражданами, проживающими в домах, оборудованных электроплитами, то есть с применением понижающего коэффициента.
Как следует из ответа ООО "Газпром газораспределение Барнаул" от 20.02.2018, дома N *** и ***, расположенные по "адрес" в "адрес", не газифицированы природным газом.
Изложенными выше нормативными актами закреплено, что при отсутствии разрешительной документации запрещается подключение электроэнергии к объектам.
Однако законом не предусмотрено, что при поставке электроэнергии подлежат применению тарифы не в соответствии с фактически установленным оборудованием.
Таким образом, при наличии доказанности факта оборудования спорных домов электроплитами и при отсутствии доказательств несоблюдения установленного порядка их установки в указанных домах (при наличии факта электроснабжения), подлежат применению правила о понижающем коэффициенте, установленные п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Исходя из чего, истцы считают, что при отсутствии установленных стационарных газовых плит в принадлежащих им на праве собственности квартирах расчет за потребленную энергию должен производиться из норматива 3,05 руб. за 1 кВт.
У истцов в квартирах установлены относительно маломощные электроприборы, подключаются к однофазной сети (электроплиты, чайники, утюги).
До начала приватизации у всех жильцов были проведены электромонтажные работы с установкой розеток и укладке кабеля ВВГ 3х2,5 кв.м для последующего подключения бытовых электроплит ( до 3-5 кВт).
В соответствии с п.71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, с 01.07.2012 к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами для приготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент от 0,7.
Дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с утвержденным проектом (при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора) или если произведена реконструкция электрических сетей дома, с внесением соответствующих изменений в техническую документацию жилого дома.
К данной категории относится технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Несмотря на наличие у истцов всей разрешительной документации, ответчики необоснованно при начислении к оплате за фактически потребленный объем электрической энергии неправомерно применяли тариф для домов, не оборудованных в установленном законом порядке стационарными электроплитами.
Согласно ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В связи с чем, истцы считают необходимым произвести перерасчет за три предшествующих года, используя тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами:
- 3,05 руб. с 01.01.2018 по 30.06.2018 (Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15 декабря 2017 года N 884);
- 2,90 руб. с 01.01.2017 по 30.06.2017 и 3,05 руб. с 01.07.2017 по 31.12.2017 (Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 07.12.2016 N 447);
- 2,70 руб. с 01.01.2016 по 30.06.2016 и 2,90 руб. с 01.07.2016 по 31.12.2016 (Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 748);
- 2,50 руб. с 01.01.2015 по 30.06.2015 и 2,70 руб. с 01.07.2015 по 31.12.2015 (Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 декабря 2014 года N 657).
В соответствии с п.57 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 18.04.2018) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминализационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминализационного доступа к услугам администратора торговой системы, восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
С учетом уточнения, истцы просят: признать многоквартирные дома N *** в "адрес", оборудованными в установленном законом порядке стационарными электроплитами;
Признать жилые комнаты ***, ***, ***, ***, *** и "адрес", *** "адрес"а; жилые комнаты ***, *** и "адрес", ***, ***, *** "адрес"; жилые комнаты ***, *** и "адрес", расположенные по "адрес" в "адрес", не оборудованными в установленном порядке стационарными газовыми плитами;
Производить начисление размера оплаты для жилых помещений ***, ***, ***, ***, *** и квартир ***, *** "адрес"а; жилых комнат ***, *** и квартир ***, ***, ***, *** "адрес"; жилых комнаты ***, *** и "адрес", расположенные по "адрес" в "адрес", за электроэнергию с учетом тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном законом порядке стационарными электроплитами, применять тариф на электроэнергию с учетом понижающего коэффициента;
Обязать ответчиков произвести перерасчет за потребленную электроэнергию, в том числе ОДН по электроэнергии с учетом понижающего коэффициента в соответствии с п.71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 с 05.03.2015 по 04.03.2018;
Обязать ООО "Левобережное", ООО "ЖЭУ ***" восстановить, оформить (переофоромить) документы о технологическом присоединении для признания домов ***, ***, расположенных по "адрес" в "адрес", оборудованными в установленном законом порядке стационарными электроплитами.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 августа 2018 года в удовлетворении требований истцам отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Пайвина Н.Н. просит решение отменить, вынести новое об удовлетворении заявленных требований. В качестве доводов указывает на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела. Полагает, что вывод суда о необходимости предоставления для признания жилого дома, имеющим статус дома, оборудованного стационарными электроплитами, определенного пакета документов, не объективен и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Справка об отсутствии газа имеется в материалах дела, разрешение на технологическое присоединение имеется у каждого истца, что подтверждено соответствующими документами. Однако ответчик не внес изменения в технический паспорт дома в части прокладки в домах новой электропроводки. Разрешение на отпуск мощности для устанавливаемой электроплиты не требуется, поскольку модель отдельно взятой плиты не имеет значения. Вывод суда о необходимости выполнить определенные действия, отраженные в ответе истцу Пашковой Н.М. не обоснован, поскольку разрешение органа исполнительной власти успешно реализовано в 2007 году до начала приватизации квартир, были проведены все работы по реконструкции инженерных сетей, в том числе электропроводки, в связи с чем, из бюджета выделено более 3 миллионов рублей. Однако ответчик в дальнейшем утратил эти технические условия, представив иные технические условия по которым все мероприятия выполнены с целью возможности подключения водонагревателей, для чего разрешения вообще не нужно. Технические условия по прокладке новой линии электропроводки выполнялись с одной целью - подключить стационарные электроплиты, в связи с чем, в каждой квартире были установлены усиленные розетки, что само по себе свидетельствует о выполнении таких работ. Суждение суда о необходимости оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию, не основан на нормах права, поскольку сдача дома произведена в 70 -х годах. Процессуальное нарушение состоит в необоснованном отказе суда выдать мотивированную копию решения.
Также вне зависимости от доводов жалобы, следует проверить нарушение судом норм процессуального права, предусмотренные частью 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях (каждый в отдельности) представители ответчиков ООО "Левобережное" и ОО) "УК "ЖЭУ-1" с доводами жалобы не соглашаются, подробно изложив мотивы, по которым решение необходимо оставить без изменения.
Истец Пайвина Н.Н. и ее представитель настаивала на удовлетворении жалобы. Истец Зайцев Е.П. доводы жалобы поддержал.
Представители ООО "УК" ЖЭУN1" Колокольцева Л.Ю. и АО "Алтайкрайэнерго" Малькова Н.Г. просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд установил, что истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения в доме по адресу: "адрес"а: Пайвиной Н.Н.- комната ***; Дешевых Н.В.- "адрес"; Аграшовой Е.П.- "адрес"; Путинцевой С.А.- комната ***, Путинцевой С.А.- комната ***; Зайцеву П.Е.- комната ***; Клочковой Н.П.- комната ***.
Собственниками жилых помещений в доме по адресу: "адрес" являются: Путяева Н.Т.- "адрес"; Смирнова В.М.- "адрес"; Сильченко Е.П.- "адрес"; Муравьева К.А. - "адрес"; Гульдяева С.Н. - "адрес"; Новикова О.А. - "адрес".
Собственниками жилых помещений в доме по адресу: "адрес" являются: Маслакова Н.А.- комнаты ***; Воленбахова Н.П. - комнаты ***; Хмелинина В.А. - "адрес".
Управление многоквартирными домами *** и *** по "адрес" в "адрес" с ДД.ММ.ГГ осуществляет ООО "УК ЖЭУ-1" на основании решения общего собрания собственников помещений, управление многоквартирным домом ***а по "адрес" в "адрес" с ДД.ММ.ГГ осуществляет ООО "ЖЭУ ***" ( с ДД.ММ.ГГ переименовано в ООО "Левобережное").
Оплата электрической энергии в указанных домах производится по показаниям прибора учета, однако начисление сумм к оплате за электроэнергию производится по тарифу для домов, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Пункт 71 Основ ценообразования предоставляет органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов возможность при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, применить понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС разъяснило понятие "в установленном порядке". Под ним понимается установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий.
В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию.
Минстрой в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС отметил, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Из положений пунктов 4.1, 4.2.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 (зарегистрирована в Минюсте России 26.01.1993 N 127), пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, пункта 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, следует, что стационарные электроплиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений. При этом должны соблюдаться определенный порядок и условия монтажа электрических плит в жилом помещении.
Согласно пункту 7.5 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 24.11.1992 N 127, электрокотлы и другие электронагревательные приборы, установленные без соответствующего согласования, к сетям энергосистем подключать запрещается.
Судом первой инстанции установлено отсутствие в полном объеме документации на переоборудование всех жилых помещений домов, предусматривающей установку стационарных электроплит. В период эксплуатации данного дома в качестве общежития, в каждой комнате стационарной электроплиты не предусматривалось.
В материалах дела отсутствует информация об установке электроплит в результате санкционированного переоборудования помещений. Доказательства соблюдения технических норм и правил при подключении электроплит отсутствуют.
Представленные Технические условия на электроснабжение здания общежития в связи с реконструкцией электропроводки для установки водонагревателей, от 27.04.2007, Технические условия от 04.04.2007 на электроснабжение жилого дома с электроподогревом не содержат технических характеристик энергопринимающих устройств, свидетельствующих об использовании в домах электроплит. Более того, Технические условия от 04.04.2007 запрещают применение электроэнергии в целях отопления и установку электроплит.
Учитывая, что в материалах дела отсутствует документация и доказательства, бесспорно свидетельствующие об оборудовании многоквартирного дома электроплитами в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о невозможности применения при расчете стоимости потребленной кооперативом электроэнергии понижающего коэффициента и как следствие отказу в удовлетворении требований.
Кроме того, истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что они утратили возможность согласовать в установленном порядке оборудование квартир в многоквартирном доме стационарными электроплитами для пищеприготовления либо признать отказ в согласовании названного вопроса незаконным.
В данном случае истцы фактически использует свое обращение в суд с иском о признании многоквартирных домов оборудованными стационарными электроплитами, применении понижающего коэффициента для обхода законодательного закрепленного и обязательного для всех потребителей соблюдения порядка оборудования квартир стационарными электроплитами.
При таком положении, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истцов.
Доводы истцов о необходимости возложения обязанности по восстановлении технической документации на управляющие компании обоснованно отклонены судом, поскольку данная услуга не входит в обязанности ответчиков в рамках договора управления. Кроме того, судом правомерно указано на то, что работы, необходимые для признания дома оборудованным стационарными электрическими плитами, фактически относятся к реконструкции многоквартирного дома, решение о которой должны принимать собственники помещений и как следствие, определять источник финансирования данных работ (ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, признание дома не оборудованном газовыми плитами, прав истца для определения понижающего коэффициента при оплате электрической энергии, не восстановит, поскольку запрашиваемый истцами тариф, в настоящее время, применен быть не может.
Доводы жалобы фактически сводятся к иной оценке обстоятельств, установленных судом первой инстанции, с которой не соглашается судебная коллегия.
Нарушений процессуального закона, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда (пункт 4 ст. 330 ГПК РФ), судебной коллегией не установлено, истцом в апелляционной жалобе конкретные нарушения процессуального закона, допущенные судом не приведены. Изготовление мотивированного решения с пропуском установленного срока, основанием к отмене судебного акта не является.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Пайвиной Н.Н, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.