Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей: Субхангулова А.Н,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Сидоровой И.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Панфилова С.И. - Суханова С.В. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Панфилова СИ к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфы, Администрации ГО г.Уфа РБ, Заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ Гарипову А.Х. о признании незаконным отказа Панфилову СИ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ NП-6643 от 16.05.2018г, обязании Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ в течение 5 дней после вынесения решения суда утвердить и направить Панфилову С.И. схему расположения земельного участка площадью 1245кв. м, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N... в указанных координатах поворотных точек, отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панфилов С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфы, Администрации ГО г. Уфа РБ, Заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ Гарипову А.Х. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ NП-6643 от 16 мая 2018 года, обязании Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ в течение 5 дней после вынесения решения суда утвердить и направить Панфилову С.И. схему расположения земельного участка площадью 1245кв. м, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N.., в указанных координатах поворотных точек.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Панфилова С.И. - Суханов С.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на необоснованность ссылки суда на то, что земельный участок с кадастровым номером N... истцу не представлялся, ранее решением суда в таком представлении было отказано, поскольку данный участок был временным, снят с учета в ЕГРН, не существует как самостоятельный объект, и данное обстоятельство не препятствует утверждению схемы земельного участка. Образуемый в соответствии с испрашиваемой схемой земельный участок не находится в границах участка, предоставленного садоводческому товариществу.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Панфилова С.И. и его представителя Суханова С.В, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пунктов 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно, части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Частями 2, 3, 5 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Таким образом, утверждение схемы в целях перераспределения земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и отсутствием оснований для перераспределения земель, установленных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждение схемы расположения земельного участка производится в целях образования земельных участков при их разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков
Судом установлено, что Панфилов С.И. является членом садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) "Озеро Линевое", садовый участок N52, кадастровый номер N...
На основании декларации об объекте недвижимого имущества от 21.11.2007 года, договора с СНТ "Озеро Линевое" аренды земельного участка от 11.11.2005 года N 2269-05 за Панфиловым С.И. зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами N.., N...
Решением Управления по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа от 23 июня 2015 года N 645 Панфилову С.И. предоставлен в собственность земельный участок N52 площадью 620 кв. метров с кадастровым номером N... в собственность бесплатно для ведения садоводства.
01 июня 2015 года (вх. N 01-01-18742) им было подано заявление в Администрацию ГО г. Уфы с предоставлением кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером N.., на котором расположен жилой дом, (кадастровый номер N... ), примыкающего к участку N 52 СНТ "Озеро Линевое" (кадастровый номер N... ) об установлении категории и вида разрешенного использования земельного участка и передачи его в собственность.
10 июля 2015 г. (N П-9219) от заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа поступил ответ, что земельные участки с кадастровыми номерами N.., N... находятся вне территории СНТ "Озеро Линевое" (кадастровый номер земельного участка N... ), сообщено, что будет подано исковое заявление о признании права собственности на жилой дом отсутствующим, осуществление каких-либо действий в отношении испрашиваемого земельного участка не возможно до окончания судебных разбирательств.
Жилой дом с кадастровым номером N... находящийся по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, ОАО "Цветы Башкортостана", у озера Линевое, расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050704:1909 и частично на земельном участке с кадастровым номером N... (схема 1). Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером N... расположено нежилое строение - баня.
Решением Кировского районного суда г. Уфы от 09 февраля 2016 года было отказано в удовлетворении исковых требований Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа к Панфилову С.И. о признании строений - жилого дома, общей площадью 126 кв.м, и бани, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Кировский р-н (ОАО "Цветы Башкортостана"), у озера Линевое, на земельном участке с кадастровым номером N.., самовольными постройками, обязании за свой счет снести самовольно возведенные строения.
Этим же решением отказано в удовлетворении исковых требований Панфилова С.И. об обязании Администрации ГО г. Уфа предоставить в собственность за плату для ведения садоводства и размещения жилого дома Панфилову С.И. земельного участка с кадастровым номером N...
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2016 года решение Кировского районного суда г. Уфы отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ о признании жилого дома и бани самовольными постройками и обязании снести их. В отмененной части принято новое решение, которым жилой дом и баня, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N... по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Кировский р-н, ОАО "Цветы Башкортостана", у озера Линевое, признаны самовольными постройками. Суд обязал Панфилова С.И. снести за свой счет жилой дом и баню в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения решения суда разрешить Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ осуществить снос жилого дома и бани с последующим возмещением затраченных средств с Панфилова С.И.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
07 мая 2018 года Панфилов С.И. обратился в Управление по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N... расположенным по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, ОАО "Цветы Башкортостана", у озера Линевое, СНТ "Озеро Линевое", уч. 52 с землями, принадлежащими Администрации ГО г. Уфа РБ, путем утверждения приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно схеме, истец просил утвердить схему расположения нового земельного участка в границах земельного участка с кадастровым N.., площадью 620 кв.м, и смежного земельного участка, ранее имевшего кадастровый номер N.., площадью 625 кв.м, всего общей площадью 1 245 кв.м.
Письмом от 16 мая 2018 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики отказало Панфилову С.И. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, ОАО "Цветы Башкортостан", у озера Линевое, СНТ "Озеро Линевое", уч. 52, указав, что перераспределение земель и земельных участков на территории садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан не предоставляется возможным.
Оспаривая отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ, истец указывает, что подтверждений того, что земельный участок с кадастровым номером N... и испрашиваемые муниципальные земли являются землями, первоначально предоставленными СНТ, не имеется. Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения (утверждения схемы) указан в п. 9 ст. 39.29 и п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Такие основания в ответе не приведены, следовательно, отказ является незаконным. Тем самым, ответчиком нарушены его прав на перераспределение земельного участка, необходимого для обслуживания жилого дома.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд, сославшись на ст. ст. 11.3, 39.28 Земельного Кодекса РФ, указал, что правоустанавливающих документов либо документов о выделении земельного участка с кадастровым номером N.., либо проекта межевания истцом не представлено, тогда как установление границ и размеров земельных участков в существующей застройке осуществляется на основании проекта межевания. Суд также указал на то, что перераспределение земель и земельных участков на территории садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан не представляется возможным.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда, поскольку они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Вышеуказанным решением суда установлено, что жилой дом и баня возведены Панфиловым С.И. самовольно на не предоставленном ему земельном участке, что явилось основанием для отказа в удовлетворении его иска о выкупе земельного участка за плату и удовлетворении иска Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа о признании построек самовольными с обязанием снести их.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (п. 3).
Таким образом, установление границ и размеров земельных участков в существующей застройке осуществляется на основании проекта межевания.
Согласно п. 8 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014г. N 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2018 года допускается утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В силу пункта 9 ст. 34 указанной нормы до 1 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.
При указанных обстоятельствах, перераспределение земель и земельных участков на территории садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан не представляется возможным.
Довод административного истца о том, что подтверждений того, что земельный участок с кадастровым номером N... и испрашиваемые муниципальные земли являются землями, первоначально предоставленными СНТ, не имеется, не состоятельны, поскольку указанный земельный участок изначально находился в границах земельного участка, предоставленного СНТ "Озеро Линевое", которым он пользовался как член СНТ, право собственности на него было оформлено лишь на основании решения Управления по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа от 23 июня 2015 года N 645.
Нахождение части испрашиваемого земельного участка, ранее имевшего кадастровый номер N.., площадью 625 кв.м, за пределами земельного участка, выделенного СНТ, не влечет обязанность его собственника осуществить его перераспределение в пользу административного истца.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что утверждение схемы в целях перераспределения земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и при отсутствии оснований для перераспределения земель, установленных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
Такое соглашение сторонами не достигнуто, основания для перераспределения земель, предусмотренные частью 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, также отсутствуют.
Более того, из установленных по делу обстоятельств следует, что фактически требования истца направлены не на перераспределение земельных участков, а на приобретение прав на землю под возведенными им самовольными постройками, площадью больше чем земельный участок, являющийся его собственностью, с целью уклонения от исполнения вступившего в законную силу решения суда об их сносе.
Таким образом, является не состоятельной ссылка административного истца на то, что ответчиком нарушено его прав на перераспределение земельного участка, необходимого для обслуживания жилого дома.
При наличии вышеуказанного апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан о признании жилого дома и бани, расположенных на части испрашиваемого земельного участка, самовольными постройками, обязании за свой счет снести их, отсутствуют основания для перераспределения земель, установленных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, с постановленным по делу решением об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи, с чем не могут повлечь его отмену.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Панфилова С.И. - Суханова С.В, - без удовлетворения
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.