Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2019 г. N 49-АПА19-4 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры
Республики Башкортостан Фахретдиновой Ю.Ю,
при секретаре судебного заседания Искужиной Г.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юнусова А.С. к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан N431 от 07 сентября 2018 года "О признании утратившим силу постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году" установлен способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода с 1 октября 2018 года в муниципальных образованиях Республики Башкортостан по перечню согласно приложению N 1 к Постановлению, а также сохранен способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению с применением при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, рассчитанных исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, в муниципальных образованиях Республики Башкортостан по перечню согласно приложению N 2 к Постановлению.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 02 октября 2017 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N431 от
07 сентября 2018 года постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году" признано утратившим силу.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 10 сентября 2018 года.
17 сентября 2018 года Юнусов А.С. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан N431 от 07 сентября 2018 года "О признании утратившим силу постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году", мотивируя свои требования тем, что в соответствии с пунктом 42.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа; в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Между тем оспариваемое постановление Правительства Республики Башкортостан по существу устанавливает новый порядок способа оплаты за отопление менее чем за месяц до начала отопительного периода 2018-2019 годов, что противоречит пункту 42.2 Правил N354, действующему федеральному законодательству в сфере бюджетного планирования и прогнозирования и наносит вред хозяйственным субъектам и физическим лицам, заложившим способ оплаты за тепло в бюджет (л.д.... ).
В судебное заседание Юнусов А.С, заинтересованное лицо Юнусова Л.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О. возражала против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что принятое Правительством Республики Башкортостан оспариваемое постановление не изменяет способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению в городском округе город Уфа, поскольку на дату его принятия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, установленный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2016 года N422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан". Орган, принявший постановление, вправе признать его утратившим силу либо отменить, что не запрещено действующим законодательством. Права Юнусова А.С.оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Бейда З.Р. возражала по поводу удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что принятое Правительством Республики Башкортостан постановление от 7 сентября 2018 года N431 не изменяет способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению в городском округе город Уфа, поскольку на дату его принятия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, установленный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2016 года N422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан". Следовательно, оспариваемое постановление принято без нарушения федерального законодательства, в частности п. 42(2) Правил N354, п. 2 постановления Правительства РФ N603 и не нарушает прав и законных интересов истца. Согласно представленным в письменных возражениях расчетам с учетом регистрации индивидуального прибора учета 09 июня 2018 года оплата за отопительный период 2018-2019 годов при использовании способов оплаты 1/8 либо 1/12 будет производиться по показаниям общедомовых приборов учета с последующей корректировкой.
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Зиновьева О.А, Ямалетдинов А.И, Абдуллина Э.Р. возражали по поводу удовлетворения заявленных требований. Указали на то, что при утверждении тарифа для населения ГО г. Уфа Госкомитет Республики Башкортостан по тарифам руководствовался Федеральным законом от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 1012 года N1075 и бухгалтерскими документами, представленными организацией. Взаимосвязь между принятыми тарифами и способом оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями отсутствует.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление РФ N 603) установлено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит официальному опубликованию в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 603 Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 28 сентября 2016 года N422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан".
Установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода с 1 октября 2017 года в муниципальных образованиях согласно приложению N1.
Сохранен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, применяя при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативы потребления коммунальной услуги, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, в муниципальных образованиях Республики Башкортостан по перечню согласно приложению N2.
Город Уфа включен в приложение N2(л.д.... )
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N 441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году" (далее - постановление N 441) было установлено, что в 17 муниципальных образованиях ( в том числе, согласно приложения N1 -город Уфа) с 01 октября 2018 года изменяется способ оплаты услуги за "отопление" с равномерного в течение календарного года на оплату в отопительный период, в остальных муниципальных образованиях сохранялся существующий способ оплаты - равномерно в течение календарного года.
Правительством Республики Башкортостан принято решение о переносе перехода на более поздний период, в связи с чем, принято оспариваемое в рамках настоящего дела постановление от 07 сентября 2018 года N 431(далее по тексту - постановление N431, оспариваемое постановление) о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан N441.
Административный истец полагает, что постановлением N431 утвержден новый способ оплаты осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году и в нарушение требований п. 42(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) что было сделано после 1 июля и подлежит вступлению с 1 июля следующего за годом принятия решения или с начала нового отопительного периода следующего года, за годом принятия решения о способе оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
В соответствии с пунктом 42(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ принято решение о выборе такого способа.
Проверив доводы административного истца об изменении способа оплаты оспариваемым постановлением и о необходимости соблюдения порядка введения нового способа, предусмотренного пунктом 42(2) Правил, при издании оспариваемого постановления, суд находит их неубедительными, поскольку постановление Правительства Республики Башкортостан от 07 сентября 2018 года N 431 не изменяет способ оплаты потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению в городском округе г. Уфа в силу того, что на дату принятия оспариваемого постановления Правительства Республики Башкортостан от 07 сентября 2018 года N 431 при осуществлении расчетов с потребителями продолжал действовать способ оплаты коммунальной услуги - равномерно в течение календарного года согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2016 года N 422 (ред. от 02.08.2017). Согласно постановлению N441 изменение способа оплаты с равномерного в течение календарного года на оплату в отопительный период должно было наступить с 01 октября 2018 года. Данный способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан применен не был, отменен до начала его применения и отопительного периода, и был направлен на сохранение ранее существующего способа оплаты, на что указано в абзаце первом оспариваемого постановления "в целях сохранения способа оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению... "(л.д.... ). При указанных обстоятельствах соблюдение порядка введения нового способа, предусмотренного пунктом 42(2) Правил, не требовалось, в связи с тем, что данным пунктом регулируются иные отношения.
Доводы истца о несоответствии пункту 42.2 Правил N354 суд находит неубедительными также и в силу следующего. Пункт 42.2 Правил N 354 регулирует порядок начала применения способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, то есть возможность исполнителя коммунальной услуги по получению платы, а не вопрос о порядке вступления в силу решения об изменении способа оплаты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне. В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.
Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Судом проверены полномочия Правительства Республики Башкортостан на издание оспариваемого нормативного правового акта и установлено, что согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление РФ N 603) предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Действующее законодательство не содержит запрета на отмену Правительством Республики Башкортостан принятого в пределах предоставленных ему полномочий постановления или признание его утратившим силу.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления основанием для отмены явились ряд изложенных в ней обстоятельств.
В частности, указано на то, что при переходе на оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период с применением новых нормативов, по разъяснениям Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, в сопоставимых условиях приведет к превышению установленных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Действительно Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 года N2353-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Республике Башкортостан в размере 5,9%. Предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2016-2018 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 года N2222-р.
Как следует из пояснительной записки, оспариваемое постановление направлено на исключение возможности превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предусмотренных федеральным законодательством.
Судом рассмотрены доводы административного истца о нарушении его прав на расчеты по индивидуальным приборам учета.
Согласно пункту N 59 приложения N 2 к постановлению N 422 город Уфа относится к категории муниципальных образований, в которых сохранен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Принимая постановление N 441 в сентябре 2017 года Правительство Республики Башкортостан определило способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода, т.е. с 1 октября 2018 года. Данный способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан применен не был.
При этом, обосновывая свои доводы, в части признания незаконным постановления N 431 административный истец указывает, что его права нарушались ООО УК "... " в части расчета за коммунальные услуги собственникам жилых помещений, у которых установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
Судом не установлено взаимосвязи расчетов по индивидуальным приборам учета тепловой энергии, расположенных в квартире гражданина, и нарушения прав истца оспариваемым постановлением N431, по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 3 п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п. 81 Правил N354).
Из судебного решения Калининского районного суда г. Уфы по делу N... (... ) от... года, которое было оставлено в силе Верховным Судом Республики Башкортостан... года, следует? что член семьи собственника квартиры Л.Л.С. Л.Р.М, в которой зарегистрирован административный истец по данному делу, обратилась в управляющую компанию ООО УК "... " с заявлением о вводе индивидуального прибора учета тепловой энергии. 9 июня 2018 года ООО УК "... " был составлен акт ввода прибора учета в эксплуатацию и показания счетчика, на момент составления акта составили - 0,002 Гкал.
Таким образом, учитывая, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться в соответствии с п. 42(1) Правил N 354, так как индивидуальный прибор учета тепловой энергии, установленный в квартире истца, принят управляющей компанией к эксплуатации 09.06.2018 года, что подтверждается актом. Следовательно, расчеты между ООО УК "... " и Юнусовым А.С. должны проводиться в соответствии с п. 42(1) Правил N 354.
В связи с чем, права и обязанности Юнусова А.С. постановлением N 431 не нарушаются.
Еще одним из доводов административного истца Юнусова А.С. в обосновании признания незаконным Постановления N 431 является то, что в связи с отменой Постановления N 411 "... увеличены цены за тепло... и изменение момента перехода на 1/8 ГКТ РБ все включило в тариф".
Данный довод является не состоятельным в силу следующего.
На федеральном уровне отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 19.12.2017 г. N... был установлен тариф на тепловую энергию(мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "... "(далее ООО "... ").
22 октября 2012 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Основы ценообразования), из которых следует, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования; расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования, определен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 9 Федерального закона N 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В рассматриваемом случае на основании постановления N... Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам было осуществлено тарифное регулирование в отношении ООО "... ".
Так, для населения городского округа город Уфа тариф на тепловую энергию был установлен постановлением ГКТ Республики Башкортостан:
с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года тариф составлял 1978,32 руб./Гкал;
с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 2057,45 руб./Гкал.
Рост тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ООО "... " с 01.07.2018 г. составил не более 4%, по сравнению с предыдущим годом, что соответствует прогнозным показателям Министерства экономического развития РФ.
Судом установлено, что с учетом требований вышеприведенных нормативных правовых актов Госкомитет Республики Башкортостан по тарифам производит установление тарифов посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий отчетный расчетный период регулирования на 2016 год.
Судом не установлено, что имеется взаимосвязь между принятыми тарифами и способом платы коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с статьей 31 Жилищного кодекса РФ, п.п. 20, 21 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 г. N 25, члены семьи собственника имеют равные с ним права пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Дееспособные члены семьи собственника несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В подтверждение своих обязательств по уплате коммунальных услуг административный истец 07.10.2018 года предоставил суду светокопию листов паспорта, подтверждающего регистрацию по адресу: г. Уфа, ул. Мушникова, д. 27, кв. 293, а 20.12.2018 года - договор найма жилого помещения от 01.03.2016 года, которым предусмотрено внесение платы за коммунальные услуги Латыповой Р.М. и её сыном Юнусовым А.С.(л.д.65 т.2).
Утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) действовали с 09 июня 2006 года до 1 июля 2016 года и не предусматривали порядок расчета платы за отопление в отопительный период.
Правительством Российской Федерации 27 августа 2012 года было принято постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление РФ N 857).
Согласно пункту 1 постановления РФ N 857 (в редакции 27.08.2012) Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в необорудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или в необорудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (в случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными названным постановлением (подпункт "а" пункта 1);
б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан в соответствии с п.п. "б" п. 1 постановления РФ N 857 в Республике Башкортостан принято такое постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2012 года N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предусматривающее осуществление платы гражданами за коммунальную услугу "отопление" исходя из 1/12 (равномерно в течение года), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Пунктом 2 постановления РБ N 300 (в ред. от 31.08.2012) установлено, что данное постановление действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354. Соответствующие изменения внесены также в постановление Республики Башкортостан N 300 постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2016 г. N357.
В силу вышеизложенного с 1 июля 2016 года до настоящего времени применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению согласно Правилам N 354 с применением нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года (за исключением муниципальных образований, перечисленных в приложении N 1 к постановлению Правительства РБ от 28.09.2016 г. N 422, для которых с 1 октября 2017 установлен способ оплаты в течение отопительного периода).
Применение при расчете платы за отопление равномерно в течение года по Правилам N 354 нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 г, предусмотрено пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" до 2020 года.
Из решения Калининского районного суда г.Уфы РБ от... г. по делу N... следует, что собственником квартиры является Юнусова Л.С. Судебным решением установлено, что многоквартирный дом оборудован общедомовым и индивидуальными приборами учета.
В соответствии с решением Калининского районного суда г. Уфы РБ управляющая компания ООО "... " обязана производить расчет платы за отопление жилого помещения истца исходя из показаний индивидуального прибора учета. Решение Калининского районного суда г. Уфы вступило в силу... года (по информации на сайте Калининского районного суда г.Уфы).
Поскольку решение Калининского районного суда г. Уфы вступило в силу... года, соответственно, с нового отопительного периода 2018 года расчет за отопление должен производиться в соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354 по формулам, приведенным в п. 3(3), п. 3(4) Приложения 2 Правил N354.
Однако, учитывая, отсутствие у управляющей компании показаний индивидуального прибора учета за предыдущий год, расчет платы за отопление жилого помещения истца в течение отопительного периода 2018-2019 г.г. будет производится в соответствии с вышеизложенной формулой 3(1) Приложения N 2 ПравилN354, но с корректировкой по формуле 3(4) в первом квартале года, следующего за расчетным годом, то есть в 1 квартале 2020 года.
Если бы переход к оплате в течение отопительного периода с 2018 года состоялся (как было предусмотрено постановлением Правительства РБ от 29.09.2017 N 441), то истец с начала отопительного периода 2018 г. также производил бы оплату за отопление в соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354 по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к указанным Правилам N 354 исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поскольку формулы 3 и 3(1) Приложения N2 Правил N354 применяются при любом способе оплаты.
Из анализа приведенного законодательства и с учётом оценки прав заявителя, и действий собственника жилого помещения, обеспечившей ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета в июне 2018 гола, судом установлено, что размер платы за отопление, вносимый истцом за отопительный период 2018-2019 г.г. по результатам перерасчета (корректировки) в 1 квартале 2020 года, будет определен исходя из показаний индивидуального и коллективного (общедомового) приборов учета.
На момент принятия оспариваемого постановления производилась оплата коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года и иного способа оплаты оспариваемое постановление не содержит.
В соответствии с п.п. 4 ч. 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
В подтверждение применения оспариваемого акта в отношении Юнусова А.С, административный истец 07.10.2018 года предоставил суду светокопию листов паспорта, подтверждающего регистрацию по адресу:... ; 20.12.2018 года - договор найма жилого помещения от 01.03.2016 года.
На основании вышеизложенного судом установлено, что оспариваемое постановление Правительства РБ не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования способа осуществления потребителями оплаты коммунальных услуг, опубликовано в установленном порядке и не нарушает права Юнусова А.С.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Юнусова А.С. к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан N431 от 07 сентября 2018 года "О признании утратившим силу постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N441 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан в 2018 году" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.