Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Макаровой Р.П, представителя административного истца Матвеевой С.К, представителя административного ответчика Федоровой Д.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 26 октября 2018 года по делу по административному иску Макаровой Розалии Петровны, Макарова Виталия Евгеньевича к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, которым
постановлено:
Признать незаконным уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 14 сентября 2018 года N 243 о несоответствии указанных Макаровой Розалией Петровной, Макаровым Виталием Евгеньевичем в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым N... расположенном по адресу:... (Якутия),...
Обязать Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска в соответствии с действующими нормативными правовым актами повторно рассмотреть уведомление Макаровой Розалии Петровны, Макарова Виталия Евгеньевича от 06 сентября 2018 года N... -ДГ о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым N.., расположенном по адресу:... (Якутия...
В части требований Макаровой Розалии Петровны, Макарова Виталия Евгеньевича о взыскании с Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. - отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Макарова Р. П, Макаров В. Е. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, указывая на то, что являются собственниками земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: РС (Я),.., направили в Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска уведомление о планируемой реконструкции объекта жилищного строительства, на которое получили уведомление о несоответствии указанного в уведомлении объекта установленным параметрам. Ссылаясь на то, что их право собственности возникло и жилой дом построен до утверждения проекта межевания, установления новой территориальной зоны, просили признать названное уведомление незаконным и обязать ответчика принять решение о выдаче уведомления, а также взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
Судом по делу вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с данным решением, представитель административного ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Указывает, что земельный участок не соответствует действующему градостроительному регламенту, расположен в территориальной зоне "ОД-1АМ" (многофункциональный общественно-деловой центр малоэтажной застройки), в связи с чем оснований для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома не имелось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве).
В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно материалам дела Макаров В.Е. и Макарова Р.П. являются собственниками объектов недвижимости, находящихся по адресу.., корпус 2: земельного участка с кадастровым номером N... площадью ********, расположенного в зоне индивидуальной жилищной застройки, и жилого дома площадью ********.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от _______
06 сентября 2018 года Макаровы направили в Департамент градостроительства Окружной Администрации г. Якутска уведомление о планируемой реконструкции объекта - жилого дома по вышеуказанному адресу, на которое Департамент 14 сентября 2018 года направил уведомление N 243 о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, указанных в уведомлении, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Данный отказ мотивирован тем, что параметры объекта жилой застройки не соответствуют минимальному отступу от границ земельного участка (3 м.), что размещение объекта недопустимо в виду того, что земельный участок с кадастровым номером N... расположен в территориальной зоне "ОД-1АМ", и по проекту планировки и межевания территории квартала "55" земельный участок с кадастровым номером N... расположен в зоне обслуживания автотранспорта, что уведомление направлено лицом, не являющимся застройщиком, поскольку права на участок у истцов отсутствуют, что описание объекта жилищного строительства не соответствует предмету исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований и признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Разрешая спор и признавая незаконным оспариваемое уведомление, суд первой инстанции исходил из того, что Правила землепользования и застройки г.Якутска, проект планировки и межевания территории квартала, на котором расположен земельный участок и жилой дом истцов, приняты и изменения в них внесены после возникновения права собственности истцов и предшествующего лица на указанные объекты недвижимости, соответственно за истцами сохраняется право использовать земельный участок в соответствии с ранее установленным для него видом разрешенного использования, что доказательств расположения объекта строительства на территории исторического поселения федерального или регионального значения не представлено.
Судебная коллегия находит указанные в решении выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), ст. 43 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которым изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Так, в силу положений Гражданского кодекса РФ, ГрК РФ, ЗК РФ и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при принятии вышеуказанных нормативных правовых актов (правил и проекта межевания квартала) должно было быть учтено существующее сложившееся землепользование. Изменение территориальной зоны не должно ограничивать права и законные интересы законных владельцев земельного участка и ухудшать их положение по сравнению с условиями, существовавшими на момент предоставления им данного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст. ст. 60 - 62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 26 октября 2018 года по делу по административному иску Макаровой Розалии Петровны, Макарова Виталия Евгеньевича к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.