Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Новосельцева С.В.
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мирзаяновой Муниры Махмутовны - Николаева К.С. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 05 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Мирзаяновой Муниры Махмутовны к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан" о включении в страховой стаж периодов работы, установлении факта получения среднемесячного заработка, установлении отношения заработка пенсионера к среднемесячному заработку по стране, обязании произвести перерасчет пенсии, обязании назначить страховую пенсию, обязании выплатить образовавшуюся в связи с незаконными действиями ответчика задолженность по пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мирзаянова М.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан" о включении в страховой стаж периодов работы, установлении факта получения среднемесячного заработка, установлении отношения заработка пенсионера к среднемесячному заработку по стране, обязании произвести перерасчет пенсии, обязании назначить страховую пенсию, обязании выплатить образовавшуюся в связи с незаконными действиями ответчика задолженность по пенсии, указав, что 03.02.2014 ей была назначена пенсия по старости в размере 5886 рублей 17 копеек. При исчислении расчетного размера пенсии учитывался ее среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо вместо любых 60 месяцев работы подряд.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка истицы, в которой отражены периоды ее работы:
- ОГС НГОУ "Азнакаевскнефть" - с 01 сентября 1977 года по 08 июля 1980 года - 2 года 7 месяцев 8 дней;
- Трест столовых и ресторанов Комсомольского района города Набережные Челны, ресторан "Челны" - с 03 августа 1980 года по 17 февраля 1992 года - 11 лет 6 месяцев 14 дней;
- Трест столовых и ресторанов Комсомольского района города Набережные Челны, ресторан "Челны" переименован в Арендное коммерческо-производственное предприятие "Дуслык" - с 17 февраля 1992 года по 01 ноября 1993 года - 1 год 8 месяцев 16 дней;
- столовая "Челны" - с 01 ноября 1993 года по 20 января 1999 года - 5 лет 2 месяца 12 дней;
- Акционерное общество "Кентавр" - с 20 января 1999 года по 06 октября 2005 года - 6 лет 8 месяцев 17 дней;
- магазин "Янтарь" частного предпринимателя Хусаиновой Равили Вильдановны - с 02 декабря 2007 года по 31 июня 2008 года - 7 месяцев;
- ООО "Янтарь" - с 01 июля 2008 года по 17 января 2011 года - 2 года 6 месяцев 17 дней.
Трудовой стаж Мирзаяновой М.М. составляет 31 год 1 месяц 21 день.
Размер заработка за 1978-1982 годы, ввиду отсутствия сведений о заработке Мирзаяновой М.М, следует установить согласно Постановлению ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24 декабря 1976 года N 1057 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства". Часовые тарифные ставки для рабочих предприятий и организаций торговли и общественного питания для поваров IV разряда установлены на основании указанного постановления. Данным постановлением установлен среднемесячный заработок за 1978-1982 годы в размере 139,70 рублей для сдельщиков с тяжелыми и вредными условиями труда, поэтому соотношение заработка Мирзаяновой М.М. к среднемесячному заработку по стране составляет 0,804.
Истица просила обязать ответчика включить в страховой стаж указанные выше периоды работы, обязать произвести перерасчет пенсии Мирзаяновой М.М. с момента ее назначения с 03.01.2014, учитывая указанные периоды.
Также истец просила установить факт получения Мирзаяновой М.М. среднемесячного заработка с 1978 по 1982 годы - 139 рублей 70 копеек, установить отношение заработка Мирзаяновой М.М. к среднемесячному заработку по стране в размере 0,804, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, установить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения с заявлением, обязать назначить страховую пенсию по старости, обязать выплатить образовавшуюся в связи с незаконными действиями ответчика задолженность по пенсии.
В судебном заседании представитель истицы - Афанасьев Р.Е. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала и пояснила, что истице была назначена страховая пенсия по старости, размер которой за период до 01.01.2002 определяется с учетом общего трудового стажа и уровня среднемесячного заработка, а за период после 01.02.2002 - с учетом суммы перечисленных страховых взносов. За период работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 с учетом суммы страховых взносов, перечисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Согласно данным о стаже истицы, включен стаж 33 года 6 месяцев. Размер заработка с 1978 по 1982 годы ответчик также не может установить, так как не представлены документы, подтверждающие указанный заработок за 60 месяцев подряд. Пенсия истцу была назначена с 03.02.2014 по старости в связи с достижением пенсионного возраста 55 лет, все указанные в иске периоды работы истицы были включены. Должность повара не относилась к тяжелым, вредным условиям труда, поэтому неясно, почему истица считает свои условия труда таковыми. Ответчик взял для расчета пенсии размер заработка за 24 месяца за период с 2000 по 2001 год, это наиболее высокое соотношение ее заработка к среднему заработку по стране - 0,687. Заработная плата имеет строго индивидуальный характер, подтверждается соответствующими доказательствами и не может быть установлена на основании постановления органа исполнительной власти.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель Мирзаяновой М.М. - Николаев К.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований. Указывает, что обжалуемое решение является незаконным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.
УПФР представило возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что расчет пенсии истицы произведен по наиболее выгодному варианту, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года, расчет размера страховой пенсии по старости граждан РФ после указанной даты производится:
за период работы до 01 января 2002 года - с учетом продолжительности общего фактического трудового стажа и уровня среднемесячного заработка гражданина до 01 января 2002 года (по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ");
за период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - с учетом сумм страховых взносов, перечисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ");
за период работы после 01 января 2015 года - с учетом отношения годовой суммы страховых взносов за каждый календарный год, начисленных работодателем на страховую пенсию, начиная с 01 января 2015 года к нормативной сумме максимальных страховых взносов, и сходя из предельной величины базы заработной платы для начисления страховых взносов за соответствующий календарный год;
с учетом стоимости одного пенсионного коэффициента на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, устанавливаемой ежегодно федеральным законом.
Среднемесячный заработок за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подлежал установлению на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями.
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращает внимание, что документами, подтверждающими среднемесячный заработок, могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
На основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", страховая пенсия по старости исчисляется с учетом среднего заработка либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года - по справкам архивных органов или предприятия, где работал гражданин, выданным ему на основании лицевых счетов или платежных ведомостей либо за 2000-2001гг. (24 месяца) - на основании сведений работодателей на индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования РФ.
Таким образом, законодатель предоставил застрахованному лицу возможность выбора наиболее выгодного для него варианта представления среднемесячного заработка.
Из материалов дела следует, что решением УПФР от 06.03.2014 Мирзаяновой М.М. назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 ч. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", начиная с 03.02.2014 пожизненно, в размере 5886 рублей 17 копеек.
При расчете пенсии были использованы следующие данные: стаж страховой - 33 года 6 месяцев 8 дней, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости - 3844 рубля 98 копеек, страховая часть трудовой пенсии - 2041 рубль 19 копеек.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации установлено 0,687, исходя из представленного размера заработка за период с 01.01.2000 по 21.12.2000 в сумме 9142 рубля 48 копеек, за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 в сумме 15512 рублей, при этом общая сумма заработка за 24 месяца составила 24654 рубля 48 копеек, по Российской Федерации - 35868 рублей, страховые взносы за период с 01.01.2002 по 02.02.2014 составили 109161 рубль 82 копейки.
Из заявления Мирзаяновой М.М. видно, что она уведомлена о том, что при назначении пенсии отношение ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не достигает максимальной величины 1,2. Истице разъяснено, что она имеет право предоставить другую справку о заработной плате для перерасчета. Истица отказалась от возможности предоставления справки, настаивала на немедленном назначении пенсии. Также истица уведомлена, что период с 29.09.1998 по 12.01.1999 не будет учтен ввиду неподачи сведений индивидуального персонифицированного учета.
Из распоряжения о перерасчете размера пенсии от 26.12.2017 следует, что сумма назначенной Мирзаяновой М.М. пенсии с 01.01.2018 составляет 7655 рублей 12 копеек.
Указывая, что размер страховой пенсии по старости был рассчитан пенсионным органом неверно, Мирзаянова М.М. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии. В ответ на данное обращение ответчиком даны разъяснения, в частности, указано, что размер страховой пенсии по старости определяется с учетом продолжительности общего трудового стажа и уровня среднемесячного заработка до 01.01.2002, страховых взносов, начисленных работодателем за работу после 01.01.2002 до прекращения трудовой деятельности. Периоды работы после 01.01.2002 в стаж для исчисления размера пенсии не включаются, за эти периоды работы граждан после 01.01.2002 учитывается только сумма страховых взносов, начисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет работающего гражданина. В страховой стаж включены все периоды работы, указанные в трудовой книжке и на индивидуальном лицевом счете, указан общий трудовой стаж до 01.01.2002 - 24 года 09 месяцев 09 дней, до 01.01.1991 - 14 лет 01 месяц 02 дня. Для исчисления трудовой пенсии был взят во внимание среднемесячный заработок, исчисленный за 24 месяца периода работы с 01.01.2000 по 31.12.2001. Какие-либо сведения о заработке за 60 месяцев работы до 2002 года не представлены.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку расчет страховой пенсии по старости произведен истице в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия соглашается с выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Исходя из предоставленных в материалы дела сведений и документов, отношение среднемесячного заработка истицы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации установлено 0, 687.
После расчета отношения среднемесячного заработка истицы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с учетом архивной справки о сумме заработка истицы в ОРС НГДУ "Азнакаевскнефть" за 1977-1980 годы, представленной по запросу суда, установлено отношение 0,31, что невыгодно для истицы по сравнению с ранее установленным отношением.
Иных сведений истицей предоставлено не было.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что Мирзаяновой М.М. установлен наиболее выгодный коэффициент, исходя из имеющихся сведений о ее среднемесячном заработке.
Судом также обоснованно отклонены ссылки истицы на необходимость установления размера ее заработка за 1978-1982 годы, согласно Постановлению ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24 декабря 1976 года N 1057 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства". Как верно указал суд, истицей не представлено сведений, что в указанные годы она работала с тяжелыми и вредными условиями труда. Кроме того, размер заработной платы имеет индивидуальный характер, зависит от условий работы, предоставления административных отпусков.
Доводы истицы о том, что ей была назначена социальная пенсия, также обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку суду не предоставлено сведений о том, что истице была назначена социальная пенсия по старости. Из материалов дела следует, что истица получает страховую пенсию по старости.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с принятым по делу решением, без указания мотивов данного несогласия, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 05 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мирзаяновой Муниры Махмутовны - Николаева К.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.