Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы муниципального образования
город Нижневартовск
от 15 января 2003 г. N 12-р
Положение
о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным
управлением администрации города
I. Общие положения
1.1. Контрольно-ревизионное управление администрации города (далее именуется - управление) осуществляет финансовый контроль путем проведения ревизий и проверок в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным управлением администрации города (далее именуется - Положение).
1.2. При организации и проведении ревизий и проверок, оформлении и реализации их результатов работники управления руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российского Федерации, министерств и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа, постановлениями и распоряжениями Главы города и Положением.
II. Понятие, цель и задачи ревизий и проверок
2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
2.2. Цель ревизии или проверки (далее именуется - проверка) - осуществление контроля за соблюдением муниципальными учреждениями, организациями, предприятиями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и нормативных актов Главы города.
2.3. Основной задачей проверки является проверка исполнения бюджета города и финансово-хозяйственной деятельности организаций - получателей бюджетных средств по следующим направлениям:
- правильность формирования и исполнения бюджета города;
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
III. Организация и проведение проверки
3.1. Проверка поступления и расходования средств городского бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в городской собственности, и организаций любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке по поручению первого заместителя Главы города.
3.2. На проведение каждой проверки участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, согласно приложению к Положению, которое подписывается начальником управления и действительно при предъявлении служебного удостоверения.
3.3. Сроки проведения проверки, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются начальником управления с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется начальником управления по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.
3.4. Конкретные вопросы проверки определяются программой или перечнем основных вопросов проверки (далее именуется - программа проверки).
Программа проверки включает тему, период, который должна охватить проверка, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверке, и утверждается начальником управления.
3.5. Составлению программы проверки и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники проверки обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей проверке организации.
Руководитель ревизионной группы до начала проверки знакомит ее участников с содержанием программы проверки и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями, составляет план проверки и представляет его на утверждение начальнику управления.
Программа проверки в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 3.7. Положения.
3.6. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения проверки, программу проверки, план проверки, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в проверке работников, решить организационно-технические вопросы проведения проверки.
По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Требования работников управления, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемых организаций.
3.7. Проверка финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:
- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
- проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств городского бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в городской собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
- организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризации, обследования, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
- проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
- проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и других средств, доходов от имущества, находящегося в городской собственности;
- проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
3.8. Участники ревизионной группы исходя из программы проверки определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
Участники ревизионной группы в необходимых случаях вправе затребовать по конкретным эпизодам письменные объяснения соответствующих работников и должностных лиц.
3.9. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы проверки: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работниками и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации представить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению проверки, руководитель ревизионной группы сообщает об этих фактах начальнику управления.
3.10. Работники управления при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность ревизуемых организаций.
3.11. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководитель ревизионной группы составляет соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 Положения, и докладывает начальнику управления. Начальник управления направляет письменное указание о восстановлении бухгалтерского учета руководителю ревизуемой организации и извещает заместителя Главы города, курирующего деятельность ревизуемой организации, об отсутствии или запущенности бухгалтерского учета. Проверка проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
IV. Оформление и реализация результатов проверки
4.1. Результаты проверки оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта проверки, подписанный руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации, по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом проверки и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения начальником управления или лицом им уполномоченным направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам проверки.
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения начальник управления направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения Министерства финансов Российской Федерации или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы в установленном Положением порядке для вручения акта проверки.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт проверки, руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи и получения акта.
В этом случае акт проверки может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в управлении, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
4.2. Акт проверки состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать следующую информацию:
- наименование темы проверки;
- дата и место составления акта проверки;
- кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер проверки или ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения проверки;
- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- наименование управления (комитета) администрации города, осуществляющее общее руководство деятельностью ревизуемых муниципальных учреждений, муниципальных (унитарных) предприятий;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
- кем и когда проводилась предыдущая проверка, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Вводная часть акта проверки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе проверки.
4.3. В акте проверки ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально - ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте проверки не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально - ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
Объем акта проверки не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы проверки.
4.4. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально - ответственных лиц к ответственности, в ходе проверки составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы проверки, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт проверки.
4.5. Материалы проверки состоят из акта проверки и надлежащим образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте проверки (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы проверки представляются начальнику управления в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта проверки начальником управления либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: "Материалы проверки приняты", указывается дата и им подписывается.
Материалы каждой проверки в делопроизводстве управления должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
4.6. Начальник управления по представленным материалам проверки определяет порядок реализации материалов проверки.
4.7. По результатам проведенной проверки начальник управления:
- направляет руководителю ревизуемых организаций указания об устранении вскрытых нарушений, возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц;
- направляет информацию по результатам проверки Главе города, первому заместителю Главы города, заместителям Главы города по курируемым направлениям для принятия решения;
- вносит в установленном порядке на рассмотрение Главе города проекты нормативных актов по реализации материалов проверки на предмет наложения дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
- направляет по заданию Главы города в установленном порядке в правоохранительные органы материалы проверок, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, злоупотребления должностных лиц.
4.8. Управление обеспечивает контроль за ходом реализации материалов проверки и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по возмещению причиненного ущерба.
4.9. Управление обобщает материалы проверок и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти муниципального образования города.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных Положением, работники управления обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными и правовыми актами.
<< Назад |
Приложение >> к Положению. Удостоверение |
|
Содержание Распоряжение главы муниципального образования г. Нижневартовск от 15 января 2003 г. N 12-р "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.