Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А,
судей Бугаевой Е.М, Аршиновой Е.В,
при секретаре Усталковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гнусарева А.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности по восстановлению на учете, по апелляционной жалобе Гнусарева А.А. на решение Волжского районного суда города Саратова от 17 октября 2018 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А, объяснения административного истца Гнусарева А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гнусарев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, в котором просил признать незаконным распоряжение комитета по управлению имуществом города Саратова от 23 июля 2018 года N 817-рз о снятии его с учета граждан, имеющих трех и более детей, восстановить на данном учете.
В обоснование заявленных требований указывал, что состоит в зарегистрированном браке с Гнусаревой Е.Л, в котором они имеют троих детей и признаны многодетной семьей. Ссылался, что в 2010 году на его имя выдано удостоверение многодетной семьи, что явилось основанием для постановки в 2012 году Гнусарева А.А. на учет граждан, имеющих трех и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 01 августа 2005 года N 74-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области" (далее - Закон Саратовской области N 74-ЗСО), желающих приобрести в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества. В связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы, административный истец утратил возможность ежегодно продлевать срок действия удостоверения, в связи с чем в 2013 году удостоверение многодетной семьи было выдано его супруге. Полагал, что оспариваемое распоряжение о снятии его с учета является незаконным и нарушает его права и законные интересы, связанные с предоставлением земельного участка многодетной семье.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 17 октября 2018 года Гнусареву А.А. отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Гнусарев А.А. обратился в Саратовский областной суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшего по делу решения, как вынесенного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на обстоятельства, аналогичные изложенным в административном иске. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении. Полагает, что Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон Саратовской области N 119-ЗСО) не предусмотрено такого основания для снятия с учета, как истечение трех лет со дня окончания срока действия удостоверения многодетной семьи.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из материалов дела усматривается, что Гнусарев А.А. состоит в зарегистрированном браке с Гнусаревой Е.Л, в котором они имеют троих несовершеннолетних детей: Г. "дата" года рождения, Г. "дата" года рождения, Г. "дата" года рождения.
13 мая 2010 года Гнусареву А.А. выдано удостоверение многодетной семьи серии N, сроком действия по 12 мая 2011 года.
Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05 июля 2012 года Гнусарев А.А. поставлен на учет граждан, имеющих трех и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области N 74-ЗСО желающих приобрести в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества.
Из ответа директора государственного казенного учреждения Саратовской области от 18 июля 2018 года усматривается, что срок действия удостоверения многодетной семьи, выданного на имя Гнусарева А.А, закончился 28 мая 2013 года.
21 июня 2013 года выдано удостоверение многодетной семьи серии N на имя Гнусаревой Е.Л, сроком действия по 20 июня 2019 года.
Распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от 23 июля 2018 года N 817-рз Гнусарев А.А. снят с учета граждан, имеющих трех и более детей, по основаниям, предусмотренным статьей 5 Закона Саратовской области N 119-ЗСО.
Проверяя законность оспариваемого решения и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, районный суд исходил из того, что распоряжение комитета по управлению имуществом города Саратова соответствует положениям закона, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами районного суда в силу следующего.
Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
До 01 марта 2015 года действовала статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01 марта 2015 года действует статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
Такой порядок в Саратовской области определен Законом Саратовской области N 119-ЗСО.
Статьей 1 Закона Саратовской области N 119-ЗСО установлено, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества однократно предоставляются в собственность бесплатно имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области N 74-ЗСО.
Положениями статьи 2 Закона Саратовской области N 74-ЗСО регламентировано, что заявление о регистрации семьи в качестве многодетной подается одним из родителей (усыновителей), имеющим трех и более детей, учитываемых для признания семьи многодетной, в орган социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу статьи 3 Закона Саратовской области N 74-ЗСО документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, которое выдается на имя одного из родителей (усыновителей).
При наступлении обстоятельств, когда статус семьи, получившей удостоверение многодетной семьи, не соответствует требованиям статьи 1 настоящего Закона, в случае смерти родителя (усыновителя), на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи, а также в случаях замены ранее выданного удостоверения многодетной семьи, отказа от полученного удостоверения многодетной семьи ранее выданное удостоверение многодетной семьи признается органом социальной защиты населения недействительным.
Пунктом 4 статьи 3 Закона Саратовской области N 74-ЗСО также установлено, что удостоверение многодетной семьи является недействительным по истечении срока действия.
В силу пункта 6 части 1 статьи 5 Закона Саратовской области N 119-ЗСО определено, что гражданин, состоящий на учете, снимается с учета на основании решения органа местного самоуправления в следующих случаях: по истечении трех лет со дня окончания срока действия или признания недействительным удостоверения многодетной семьи, выданного на имя гражданина, состоящего на учете, в связи с (со): достижением ребенком (детьми) совершеннолетия, за исключением обучающегося (обучающихся) в образовательной организации по очной форме обучения в возрасте до 23 лет; достижением совершеннолетним ребенком (детьми), обучающимся (обучающимися) в образовательной организации по очной форме обучения, возраста 23 лет; окончанием обучения в образовательной организации по очной форме обучения совершеннолетним ребенком (детьми) в возрасте до 23 лет; смертью ребенка (детей), если смерть наступила не в результате виновных действий (бездействия) гражданина, состоящего на учете.
Поскольку срок действия удостоверения многодетной семьи, выданного на имя Гнусарева А.А, истек 28 мая 2013 года, истечение трех лет со дня окончания срока действия удостоверения многодетной семьи является самостоятельным основанием, предусмотренным положениями пункта 6 части 1 статьи 5 Закона Саратовской области N 119-ЗСО, для снятия гражданина с учета, удостоверение многодетной семьи в 2013 году выдано на супругу Гнусарева А.А. - Гнусареву Е.Л, которая при наличии указанных обстоятельств с заявлением о постановке на соответствующий учет не обратилась, у районного суда отсутствовали основания для признания незаконным оспариваемого решения и удовлетворения заявленных в административном иске требований.
Обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии принятого комитетом по управлению имуществом города Саратова распоряжения требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, а также нарушении таким решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными, выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований к отмене решения не содержат, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гнусарева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.