Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Койпиш В.В.
Морозовой И.Ю.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Яковлева Евгения Алексеевича к Государственной противопожарной службе Мурманской области государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" о возложении обязанности произвести перерасчёт процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Яковлева Евгения Алексеевича на решение
Оленегорского городского суда Мурманской области от 18 октября 2018 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Яковлева Евгения Алексеевича к Государственной противопожарной службе Мурманской области государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской оборины, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской Области" об обязании произвести перерасчёт процентной надбавки к заработной плате и компенсации морального вреда - отказать".
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Яковлев Е.А. обратился в суд с иском к Государственной противопожарной службе Мурманской области государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" (далее - ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области") о возложении обязанности произвести перерасчёт процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с 31 января 2017 года работает в Оленегорском филиале ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" в должности ***.
07 мая 2018 года он обратился к работодателю с заявлением о перерасчёте заработной платы с учётом процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера в размере 80%, поскольку он относится к числу лиц до 30 лет, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 5 лет, предоставив информацию Территориального отдела Государственного автономного Учреждения Республики Коми "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" по г. Печора о регистрации.
Работодатель произвёл ему перерасчёт процентной надбавки к заработной плате с момента получения заявления о перерасчете и документов, подтверждающих факт проживания в районах Крайнего Севера, отказав в перерасчёте с момента трудоустройства - 31 января 2017 года.
Полагая данный отказ неправомерным, просил обязать ответчика произвести перерасчёт процентной надбавки к заработной плате в полном размере (80%) с момента приёма на работу - 31 января 2017 года, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей.
Истец Яковлев Е.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав, что при трудоустройстве 31 января 2018 года работодатель не разъяснил ему необходимость представления документов о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Представители ответчика ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" Брюханова И.П. и Мекебаев Д.Т. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Яковлев Е.А. просит решение отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя мотивы, послужившие основанием для обращения в суд.
Настаивает на том, что на момент приема на работу к ответчику у него имелось право на получение процентной надбавки в полном объеме. Полагает, что непредоставление в момент трудоустройства необходимых справок, не свидетельствует об отсутствии у него прав на получение соответствующих гарантий и компенсаций, поскольку действующим законодательством данная льгота не ставится в зависимость от момента получения работодателем необходимых документов.
Указывает, что Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, на которую сослался суд в решении, не является нормативным документом и применяться в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации. При этом пункт 33 данной Инструкции предусматривает порядок перерасчета процентных надбавок к заработной плате в случаях восстановления стажа работнику решением Комиссии по восстановлению непрерывного стажа, то есть регламентирует иные случаи, не связанные с настоящим спором.
Обращает внимание, что факт проживания на территории Республики Коми с момента рождения по 02 сентября 1997 года подтвержден справкой Территориального отдела ГАУ Республики Коми "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" по городу Печора.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Яковлев Е.А, представитель ответчика ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также на равное вознаграждение за равный труд.
Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Согласно статье 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
На основании статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
На основании статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Аналогичные положения установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
На основании пункта 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 29 декабря 2004 года N 579-01-ЗМО (ред. от 19.06.2017) "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" лицам, являющимся работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации для районов Крайнего Севера.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Мурманской области "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" работникам в возрасте до 30 лет, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, процентная надбавка к заработной плате устанавливается в полном размере, если они прожили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет суммарно независимо от периода проживания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Яковлев Е.А. на основании трудового договора N 3/17 от 31 января 2017 года и дополнительных соглашений к нему N 2 от 29 декабря 2017 года, N 3 от 29 января 2018 года, N 4 от 11 мая 2018 года работает в Оленегорском филиале ГПС Мурманской области ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" в должности *** (л.д.6-8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 1.7 Положения об Оленегорском филиале ГПС Мурманской области ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области", утвержденному приказом N277 от 27 мая 2015 года, финансирование расходов филиала осуществляется за свет средств бюджета Мурманской области (л.д.27-30).
На момент приема на работу в филиал ГПС Яковлев Е.А. предоставил работодателю сведения о временной регистрации в районах Крайнего Севера с 19 января 2017 года, что сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 4.1 трудового договора оплата труда состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, к компенсационным выплатам относится также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Приказом N 315-к от 31 июля 2017 года, Яковлеву Е.А. с 31 июля 2017 года установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 10% (л.д.35).
Приказом N 30-к от 24 января 2018 года, Яковлеву Е.А. с 31 января 2018 года установлена процентная надбавка к заработной плате в размере 20% (л.д.36).
07 мая 2018 года истец обратился к работодателю с заявлением о перерасчёте заработной платы с учётом процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80%, предоставив справку Территориального отдела Государственного автономного Учреждения Республики Коми "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" по г. Печора, согласно которой с 16 марта 1992 года по 27 апреля 1993 года и с 04 января 1994 года по 02 сентября 1997 года истец имел регистрацию по месту жительства на территории района Крайнего Севера в г. Печора (л.д.56).
Рассмотрев заявление Яковлева Е.А, ответчик направил в Комитет по труду и занятости населения Мурманской области запрос о разъяснении порядка перерасчета указанной процентной надбавки.
04 июля 2018 года Оленегорским филиалом ГПС Мурманской области ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" получен ответ (N 26-06/2548-КЗ от 28 июня 2018 года), из которого следует, что право на назначение надбавки за работу в районах Крайнего Севера определяется работодателем на основании представленных сотрудником документов. Инструкции, утверждённые Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2 и N 3, не предусматривают обязанности работодателя производить перерасчёт начисленной надбавки за прошлое время в связи с представлением в более позднее время документов, подтверждающих стаж работы или проживания в районах Крайнего Севера, в связи с чем соответствующий перерасчёт производится с момента получения подтверждающих документов (л.д.33).
04 июля 2018 года истцу работодателем направлен мотивированный письменный ответ о перерасчете процентной надбавки с момента получения документов, дающих право на более высокую процентную надбавку (л.д.14, 15).
Приказом N 245-к от 04 июля 2018 года Яковлеву Е.А. с 07 мая 2018 года установлена процентная надбавка в размере 80% (л.д.37).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет процентной надбавки к заработной плате в полном размере (80%) с момента приема истца на работу (31 января 2017 года), суд первой инстанции исходил из того, на момент трудоустройства Яковлев Е.А. не представил работодателю документов, подтверждающих факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет суммарно, тогда как действующее законодательство не предусматривает обязанности работодателя производить перерасчёт начисленной надбавки за работу в районах Крайнего Севера за прошлое время в связи с представлением работником в более позднее время соответствующих документов, в связи с чем пришел к выводу, что у ответчика не возникла обязанность по начислению и выплате истцу процентной надбавки к заработной плате в полном размере (80 %) с момента трудоустройства Яковлева Е.А.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, которые достаточно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, судебная коллегия не находит.
Судом при разрешении спора правомерно принято во внимание, что положениями пункта 33 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, предусмотрено, что перерасчет надбавок с учетом восстановленного стажа производится работнику со дня принятия решения Комиссии по восстановлению непрерывного стажа работы для получения процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях при Советах Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомах и облисполкомах.
Указанное подтверждает правильность вывода суда о том, что правовое регулирование порядка начисления надбавки за работу в районах Крайнего Севера не предусматривает обязанности работодателя по перерасчёту начисленной надбавки за работу в районах Крайнего Севера за прошлое время в связи с представлением работником в более поздние сроки соответствующих документов.
Не установив нарушений трудовых прав истца действиями ответчика, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что на момент трудоустройства к ответчику право на получение указанной процентной надбавки у него имелось, а непредставление при приеме на работу необходимых справок, не свидетельствует об отсутствии у него права на получение соответствующих гарантий, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных сторонами доказательств, получивших в решении надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Допустимых доказательств, подтверждающих, что на день начала трудовой деятельности у ответчика в районах Крайнего Севера истец прожил в этих районах и приравненных к ним местностях не менее пяти лет, истцом, как того требуют положения статьи 12, части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Напротив, сведениями, представленными ответчику и имеющимися в материалах дела, подтверждается, что Яковлев Е.В. имел регистрацию на территории Республики Коми в период с 16 марта 1992 года по 27 апреля 1993 года и с 04 января 1994 года по 02 сентября 1997 года, при этом, на момент приема на работу Яковлев Е.А. представил только документ о временной регистрации в районах Крайнего Севера с 19 января 2017 года, в связи с чем на дату трудоустройства период проживания истца в районах Крайнего Севера составлял менее 5 лет.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, по существу основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 194, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлева Евгения Алексеевича - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.