Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Тихоновой Ж.В.
судей
Булыгиной Е.В.
Камерзана А.Н.
при секретаре
Таушанковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лодвиковой Ульяны Анатольевны к Управлению муниципальным имуществом администрации Кольского района о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства,
по апелляционной жалобе Управления муниципальным имуществом администрации Кольского района на
решение Кольского районного суда Мурманской области от 05 декабря 2018 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Управления муниципальным имуществом администрации Кольского района от 20.07.2018г. N1510/14 о невозможности предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, находящегося в муниципальной собственности, площадью 1254 квадратных метра, с кадастровым номером *, расположенного по адресу:... для индивидуального жилищного строительства.
Возложить на Управление муниципальным имуществом администрации Кольского района обязанность в срок не позднее одного рабочего дня с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 1254 квадратных метра, с кадастровым номером *, расположенного по адресу:.., на основании заявления Лодвиковой Ульяны Анатольевны от 21.06.2018г. в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов".
Заслушав доклад судьи Камерзана А.Н, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Лодвикова У.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению муниципальным имуществом администрации Кольского района (далее - Управление) о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указала, что 21 июня 2018 года она обратилась в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, находящегося в муниципальной собственности, площадью 1254 кв.м, с кадастровым номером: *, расположенного по адресу:.., для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 20 июля 2018 года N1510/14 административный ответчик сообщил о невозможности предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов под индивидуальное жилищное строительство, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении.
Полагала отказ Управления незаконным, поскольку при определении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка административный ответчик руководствовался сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, в котором содержится запись о виде разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - "земли под домами многоэтажной застройки".
Вместе с тем Генеральным планом муниципального образования сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Тулома Кольского района от 20.02.2013 N31/3 и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов Кольского района от 16 ноября 2017 года N12/15 на спорный земельный участок установлена зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Кроме того, находит незаконной ссылку Управления на то, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте в связи с принятием администрацией Кольского района постановления от 20 июля 2018 года N754 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях предоставления многодетным семьям", поскольку указанное постановление принято после её обращения с заявлением в Управление, порядок резервирования не соблюден.
Административный истец просила суд признать незаконным отказ Управления от 20 июля 2018 года N1510/14 о невозможности предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства и возложить на Управление обязанность в срок не позднее одного рабочего дня с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении названного земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В судебном заседании административный истец Лодвикова У.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Управления по доверенности Скакун Ю.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления по доверенности Воронина Е.Д. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Анализируя положения Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, приводит доводы о том, что само по себе нахождение земельного участка в территориальной зоне не определяет для него конкретный вид разрешенного использования, каждый из установленных видов является только потенциально возможным; ни один из предусмотренных в территориальной зоне видов разрешенного использования не является предустановленным для конкретного земельного участка; для установления того или иного вида разрешенного использования его необходимо выбрать, что происходит путем внесения в государственный кадастр недвижимости. При этом Лодвикова У.А. не имела права на такой выбор.
Ссылаясь на Правила землепользования и застройки сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, утвержденные решением Совета депутатов Кольского района от 16.11.2017 N12/15, отмечает, что для спорного участка может быть установлен любой из предусмотренных видов разрешенного использования в территориальной зоне Ж-4, а не только - "индивидуальные жилые дома".
Обращает внимание, что вид разрешенного использования "индивидуальные жилые дома" не имеет никакого приоритета перед другими основными видами. Упомянутые Правила допускают их установление на равных началах с индивидуальной жилой застройкой.
Находит необоснованной ссылку суда на правовую позицию высших судов, согласно которой вид разрешенного использования отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом, поскольку не опровергает доводов Управления. Вид разрешенного использования "земли под домами многоэтажной жилой застройки" отображен в государственном кадастре недвижимости и правомерность этого отображения не оспорена, поскольку он был установлен задолго до принятия Правила землепользования и застройки.
Указывает, что ни один из предусмотренных Правилами землепользования и застройки сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области видов разрешенного использования для спорного участка не выбран, не установлен и не отображен в кадастре.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Лодвикова У.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец, представитель административного ответчика Управления муниципальным имуществом администрации Кольского района, представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 150 - 152, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку их неявка не препятствует судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащим образом применил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, данная процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Так, согласно указанной статье в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу, в частности, относятся случаи, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 названной статьи).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 21 июня 2018 года Лодвикова У.А. обратилась в Управление муниципальным имуществом администрации Кольского района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, находящегося в муниципальной собственности, площадью 1254 кв.м, с кадастровым номером: *, расположенного по адресу:... для индивидуального жилищного строительства.
Указанный земельный участок находится в границах муниципального образования сельское поселение Тулома.
Решением от 20 июля 2018 года N1510/14 Управлением отказано заявителю в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов под индивидуальное жилищное строительство на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в отношении вышеуказанного земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, в Едином государственном реестре недвижимости установлен вид разрешенного использования - земли под домами многоэтажной жилой застройки. Кроме того, административный ответчик информировал Лодвикову У.А. о том, что администрацией Кольского района было принято решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях предоставления многодетным семьям.
При этом в ходе судебного разбирательства административный ответчик пояснил, что ссылка в оспариваемом решении на резервирование спорного земельного участка для предоставления многодетным семьям носила исключительно информационный характер и не являлась основанием для отказа в предоставлении Лодвиковой У.А. земельного участка в аренду.
Удовлетворяя исковые требования Лодвиковой У.А, суд, первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, подлежащие применению к спорным правоотношениям, обоснованно исходил из того, что вид разрешенного использования спорного земельного участка определяется не сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, которые были положены Управлением в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а градостроительными регламентами в составе Правил землепользования и застройки сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, согласно которым земельный участок с кадастровым номером * находится в территориальной зоне Ж-4, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами.
При этом суд верно указал, что вид разрешенного использования земельного участка лишь отображается в реестре, но не устанавливается им.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, к которым относятся основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Решением Совета депутатов Кольского района от 16 ноября 2017 года N 12/15 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области, включающие в себя карту градостроительного зонирования.
Из карты градостроительного зонирования Правил следует и административным ответчиком не оспаривалось, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно указанным Правилам к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4 относится в том числе застройка индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.
Таким образом, разрешенное использование испрашиваемого Лодвиковой У.А. земельного участка соответствует цели использования (индивидуальное жилищное строительство), указанной в заявлении о предоставлении этого земельного участка. Доказательств, опровергающих данный вывод, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
Следовательно, отказ Управления в предоставлении Лодвиковой У.А. земельного участка в аренду без проведения торгов со ссылкой на подпункт 14 пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации обоснованно признан судом первой инстанции не основанным на законе.
Учитывая отсутствие иных оснований к отказу в предоставлении земельного участка, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика в соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности устранить допущенные нарушения путем возложения на Управление обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Данный способ устранения нарушений соответствует выше указанным положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что само по себе нахождение земельного участка в территориальной зоне не определяет для него конкретный вид разрешенного использования, поскольку для установления того или иного вида разрешенного использования его необходимо выбрать правообладателю, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По смыслу статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Следовательно, Лодвикова У.А. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка на разрешенном виде его использования и по целевому назначению в соответствии с зонированием территории.
Доводы подателя жалобы о том, что ни один из предусмотренных Правилами землепользования и застройки сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области видов разрешенного использования для спорного участка не выбран, не установлен и не отображен в кадастре не влияют на законность выводов суда, поскольку указанное не освобождает от обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости (пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), для уточнения вида разрешенного использования земельного участка согласно части 4 статьи 15 названного Закона в соответствии с градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны.
При этом постановлением администрации Кольского района от 20 июля 2018 года N 754 предписано Управлению муниципальным имуществом администрации Кольского района внести изменения в ЕГРН в части приведения в соответствие с классификатором вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * - для индивидуального жилищного строительства (пункт 3.1 постановления).
В целом приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 05 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальным имуществом администрации Кольского района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.