Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 7 февраля 2006 г. N 634
"О принятии в новой редакции городской программы
"Молодежь города Нижневартовска на период 2006 - 2008 годы"
17 апреля, 23 мая, 27 июня, 27 сентября, 27 ноября 2006 г., 22 февраля, 23 марта, 20 апреля, 20 июня, 21 сентября, 26 октября 2007 г., 5, 29 февраля, 28 марта, 23 апреля, 22 сентября 2008 г, 17 октября, 2 декабря 2008 г.
Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 16 марта 2009 г. N 565 контрольные полномочия Думы за выполнением настоящего решения продлены на 2009 год
Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 29 февраля 2008 г. N 379 контрольные полномочия Думы за выполнением настоящего решения продлены на 2008 год
Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 22 февраля 2007 г. N 193 контрольные полномочия Думы за выполнением настоящего решения продлены на 2007 год
Рассмотрев проект городской программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 годы" в новой редакции, Дума города решила:
1. Принять в новой редакции городскую программу "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 годы".
2. Признать утратившим силу решение Думы города от 19.12.2005 N 599 "О принятии городской программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2006 - 2008 годы".
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по городскому хозяйству и социальной политике.
4. Решение вступает в силу с момента его подписания.
Глава города |
Б.С. Хохряков |
О внесении изменений в настоящую Программу см.:
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 2 декабря 2008 г. N 500
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 17 октября 2008 г. N 482
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 22 сентября 2008 г. N 460
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 23 апреля 2008 г. N 400
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 28 марта 2008 г. N 394
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 29 февраля 2008 г. N 376
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 5 февраля 2008 г. N 358
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 26 октября 2007 г. N 280
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 21 сентября 2007 г. N 260
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 20 июня 2007 г. N 237
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 20 апреля 2007 г. N 214
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 23 марта 2007 г. N 202
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 22 февраля 2007 г. N 175
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 27 ноября 2006 г. N 119
Городская целевая программа
"Молодежь города Нижневартовска на период 2006 - 2008 гг."
(Утв. решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 7 февраля 2006 г. N 634)
17 апреля, 23 мая, 27 июня, 27 сентября 2006 г.
Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 17 апреля 2006 г. N 14 паспорт настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания названного решения
Паспорт городской целевой программы
"Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 гг."
Наименование Программы | "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 гг." |
Основания разработки Программы |
распоряжение Главы города от 11.07.2005 N 817-р "О разработке программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 гг." |
Основной разработчик Программы | рабочая группа по разработке программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 гг." |
Сроки реализации Программы | 2006 - 2008 годы |
Координатор программы | управление по работе с общественностью и молодежными проектами |
Исполнители Программы | управление по работе с общественностью и молодежными проектами, департамент образования, управление культуры, управление по опеке и попечительству, департамент экономики, департамент жилищно-коммунального хозяйства, управление по физической культуре и спорту администрации города, управление внутренних дел, городской военкомат, учебные заведения города, детские и молодежные общественные организации и объединения, потребительский жилищно-накопительный кооператив "Молодежный жилищный комплекс", некоммерческое партнерство "Координационный центр социальных проектов", учреждения культуры города, автономная некоммерческая организация "Молодежный научно-исследовательский центр" |
Механизм реализации Программы | реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями на основе целевого финансирования социально-значимых проектов (муниципальные гранты) |
Объем финансирования Программы | 75 315 тысяч рублей |
Основная цель Программы | создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для духовно-нравственного воспитания молодежи и удовлетворения потребностей молодежи |
Основные задачи | - создание условий для формирования системы по гражданско-патриотическому воспитанию и обеспечения ее деятельности; - обеспечение поддержки детских и молодежных общественных объединений и организаций; - формирование системы поддержки молодых семей и содействие в решении их жилищных проблем; - обеспечение эффективной деятельности городского молодежного информационно-аналитического центра по информационному обеспечению молодежи города необходимой информацией; - формирование системы трудовой адаптации молодежи; - формирование системы работы по месту жительства; - формирование системы обеспечения отдыха и оздоровления и занятости молодежи; - создание условий для развития и поддержки молодежной культуры и творчества. |
Ожидаемые результаты | - улучшение демографической ситуации в городе; - снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков; - снижение уровня безработицы среди молодежи города; - снижение количества разводов; - снижение доли молодежи, употребляющей наркотики, табак, алкоголь; - сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления; - увеличение доли молодежи, вовлеченной в развивающие формы досуга; - повышение уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально-бытовых и жилищных условий; - повышение деловой активности молодежи; - повышение уровня гражданско-патриотического воспитания молодежи |
Контроль реализации Программы | контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке управлением по работе с общественностью и молодежными проектами администрации города |
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Сегодня в Российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики, в которой должен установиться приоритет гражданина над государством.
Важнейшим субъектом такой социально-экономической политики является молодежь. В связи с этим, необходимо серьезное обобщение, осмысление опыта реализации государственной молодежной политики как в Ханты-Мансийском автономном округе, так и в нашем городе. Необходима корректировка ее целей, приоритетов и механизмов реализации с учетом новых реалий.
Ханты-Мансийский автономный округ во многом передовой в области молодежной политики. В округе формируются мобильные основы молодежной политики, она имеет хорошее финансирование, есть значительные начинания в социальной поддержке молодежи, а главное, что есть не только начинания, но и действующие программы. Много сделано для развития государственной молодежной политики: действуют Закон "О государственной молодежной политике в Ханты-Мансийском автономном округе", окружная программа "Молодежь Ханты-Мансийского автономного округа", губернаторская программа МЖК "Молодой семье - доступное жилье". Комитет по делам молодежи города Нижневартовска активно принимает участие в разработке основных документов окружного уровня. В различные структуры исполнительной и законодательной власти направляются предложения по совершенствованию основных направлений государственной молодежной политики округа.
Эффективность деятельности по реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне зависит от целенаправленного взаимодействия различных структур и ведомств, занимающихся проблемами подрастающего поколения. Сегодня это сотрудничество в нашем городе приобретает разнообразные формы: создание межведомственных программ, работа межведомственных комиссий, проведение форумов, летней оздоровительной кампании и т.д.
Без серьезного анализа положения молодежи города, анализа демографического состояния не возможно строить работу и стратегически просчитывать перспективу развития. Динамика демографических процессов в последние годы характеризуется устойчивой тенденцией роста численности населения, которая обеспечивается естественным приростом. В 2005 году предполагается сохранение сложившихся тенденций. Среднегодовая численность постоянного населения возрастет на 0,1 тыс. человек и составит 240,2 тыс. человек. В городе проживает более 52 000 человек в возрасте от 18 до 29 лет, сфера занятости, образования, жизненных потребностей которых различна.
Ежегодно количество вступивших в брак колеблется от 2 000 до 2 500 человек. К сожалению, количество разводов имеет устойчивую тенденцию роста над количеством браков. В основном количество разводов (почти половина) падает на возраст 25-39 лет. Лишь 5% женщин и 11% мужчин от общего количества разводов, разводятся в возрасте от 18 до 24 лет. Естественный прирост населения составляет в 2003 г. - 1 684 чел., в 2004 г. - 1 689 человек. Количество родившихся детей 2003 г. - 3 155 человек, 2004г. - 3 180 человек. В соответствии с прогнозом в 2005 году уровень рождаемости более чем в два раза превысит уровень смертности, что обеспечит прирост численности населения города за счет естественного движения на 1 693 человек.
Таким образом, в среднесрочной перспективе на фоне роста общей численности населения города и роста численности молодежи, возникает необходимость увеличения затрат на специальные молодежные программы, эффективность которых способна оказывать позитивное влияние на молодежь города и округа в целом.
Целевая программа "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 годы" (в дальнейшем - Программа) должна стать продолжением программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2003-2005 г.г." и обозначить систему основных механизмов реализации государственной молодежной политики в городе на период 2006-2008 годы.
С 2002 года в городе активно развивается такое направление как укрепление института молодой семьи и содействие в решении жилищных проблем молодежи, являющееся стратегическим не только в нашем регионе, но и в России в целом.
Для совершенствования качества организации летнего отдыха системно проводится подготовка кадров, конкурсы вариативных программ, осуществляется деятельность студенческого педагогического отряда. Динамично развивается и совершенствуется система работы по месту жительства с детьми и подростками города в круглогодичном режиме. По заказу администрации города муниципальным общеобразовательным учреждением дополнительного образования детей "Центр детского творчества" разработана комплексно-целевая программа деятельности на 2005-2007 г.г. "Система социоклубной работы с детьми и подростками по месту жительства города Нижневартовска "Югорский квартал". В 2005 году потенциал подростковых клубов был использован при развитии в городе Нижневартовске внутреннего туризма. На территории города Нижневартовска и Нижневартовского района за летний период организованы экскурсии.
Реализация государственной молодежной политики в городе Нижневартовске осуществляется совместно с городскими общественными организациями "Молодая семья", "Молодежь будущего", "Молодежный жилищный комплекс", "Обратная сторона", "Совет молодых специалистов", городским студенческим Советом, городскими детскими общественными организациями "Жар-птица", "Ориентир", "Школьный Актив Города (ШАГ)", городским клубом КВН, военно-патриотическими клубами.
На сегодняшний день в городе действует 9 детских и молодежных общественных организаций, в 2002 году - 5. Общественные молодежные объединения включают в свой актив около 5 000 человек. Увеличение количества общественных объединений молодежи говорит о том, что в городе Нижневартовске созданы в целом благоприятные условия для деятельности общественных организаций. Ежегодно проводится конкурс Грантовой поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций, учреждается премия администрации города "Молодой человек года".
Постоянно обеспечивается участие представителей детских и молодежных общественных объединений города в окружных и региональных мероприятиях.
В 2005 году создана Молодежная палата города Нижневартовска.
Созданы условия для развития и активизации студенческого самоуправления и самодеятельного творчества, поддержки талантливой молодежи. Студенты города Нижневартовска активные участники фестивалей, конкурсов, научно-практических конференций, соревнований, предусмотренных федеральной межведомственной программой "Студенчество России 2004-2008 г.г.".
В апреле 2004 года администрацией города проведено социологическое исследование "Социальная активность студентов". По итогам исследования определились актуальные направления молодежной политики в студенческой среде города.
Молодежная политика определяется, как политическая деятельность, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов, способствующих реализации интересов и потенций молодых граждан, возможностей для раскрытия их способностей и выбора жизненного пути, на поддержку молодежных организаций и ассоциаций, ориентирующихся на консолидацию общественных сил, стремящихся к прогрессивному демократическому развитию общества.
Студенческая молодежь Нижневартовска, как особая социальная группа, определяет собственные приоритеты в формировании молодежной политики. Наиболее актуальной наши респонденты отметили такую проблему, как трудовая занятость молодежи - 62,7% опрошенных выбрали этот вариант ответа. Следующая по значимости проблема - борьба с алкоголизмом и наркоманией - 50,7%. Организация культурно - развлекательной, досуговой деятельности занимает лишь третье место - 48,7%.
В молодежной, студенческой среде появились новые тенденции в понимании роли социальной активности молодого человека и его места в будущей социальной среде. Молодежь стремится быть социально-активной, не всегда верно понимая свою роль в общественно - значимых процессах и мероприятиях. Роль местных органов власти в осуществлении молодежной политики, по мнению молодых людей, должна быть акцентирована на проблемах, которые молодежь не сможет решить самостоятельно. К ним относятся, прежде всего, - трудозанятость и борьба с наркоманией и алкоголизмом.
В процессе формирования городской системы гражданско-патриотического воспитания комитет по молодежной политике руководствуется основными принципами, целями и задачами, обозначенными в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.г.". Работа в данном направлении в нашем городе включает в себя следующие аспекты:
1. Формирование и развитие социально-значимых ценностей (в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях различных типов и видов).
2. Массовая патриотическая и военно-патриотическая работа.
3. Деятельность молодежных и детских организаций, клубов, средств массовой информации, направленная на отображение, изучение, поиск решения проблем патриотического воспитания.
Современная молодежная политика предполагает интерактивный характер информационного взаимодействия, т.е. не только доступность для молодежи сведений обо всех основных сферах жизни общества, но и возможность для молодых людей воздействовать на формирование политики государства по отношению к ним. Налаживание и расширение регулярного информационного обмена с органами власти по вопросам молодежной политики не только повышает осведомленность молодых людей о деятельности этих органов, но и способствует формированию у них доверия к власти с точки зрения приоритетного решения проблем, а также постановке значимых жизненных целей и планированию их достижения в реальные сроки. Одним из инструментом, обеспечивающим информационный обмен между властью и молодежью, является официальный сайт администрации города. На базе муниципального учреждения "Дворец культуры "Октябрь" создан городской молодежный информационно-аналитический центр. Используются возможности городских средств массовой информации, регулярно издается печатная продукция.
В целях более качественного обеспечения выполнения программных мероприятий, их реализация осуществляется через договоры социального заказа с муниципальным учреждением "Дворец культуры "Октябрь", муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей "Центр детского и юношеского технического творчества", "Центр детского творчества", государственным учреждением "Межрайонный профцентр", некоммерческим партнерством "Координационный центр социальных проектов".
Ежегодно проходят информационно-ознакомительные встречи учащихся выпускных классов общеобразовательных школ города Нижневартовска с представителями учреждений профессионального образования города Нижневартовска, специалистами государственных учреждений "Межрайонный профцентр", "Центр занятости населения города Нижневартовска", управления образования и комитета по молодежной политике администрации города.
В целях решения проблем трудовой адаптации молодых людей проводятся круглые столы: "Специалисты, востребованные на рынке труда города Нижневартовска", "Условия приема абитуриентов в высшие и средние специальные учебные заведения города", "Подготовка специалистов в системе профессионального образования и состояние рынка труда в городе Нижневартовске", "О проблемах трудовой адаптации студентов профессиональных образовательных учреждениях города в период обучения".
В ходе анализа процесса реализации городской целевой программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2003-2005 гг." выявлены следующие проблемы, существующие в молодежной среде города:
- необходимость совершенствования нормативно-правовых основ патриотического воспитания, определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций образовательных учреждений, организаций, ведомств, осуществляющих деятельность в данном направлении, а также обеспечение эффективного взаимодействия вышеперечисленных структур;
- недостаточное финансово-экономическое обеспечение системы патриотического воспитания требует разработки механизма привлечения экономической и финансовой помощи производственных, торговых, коммерческих и других предпринимательских структур к решению проблем эффективности воспитания;
- кризис общественной деятельности в молодежной среде, переход общественной деятельности в разряд профессиональной, что обусловлено малой востребованностью и отсутствием государственной поддержки, и как следствие подмена общественных организаций клубами по интересам;
- обесценивание института семьи в молодежной среде, как ячейки общества, необходимой для воспитания полноценного поколения;
- недостаточное финансирование программ по оказанию содействия молодым семьям в улучшении жилищных условий, что ведет к малым объемам строительства нового жилья и малому удовлетворению возрастающей потребности молодых семей в благоустроенном жилье;
- отсутствие системного подхода к информированию молодежи, позволяющего как удовлетворить потребности молодежи, так и оказывать воспитательное воздействие на молодежь;
- неэффективность работы при оказании содействия в выборе направления трудового становления молодежи после окончания школы, неоправданные усилия в создании системы позволяющей обеспечить трудоустройство молодежи без учета специфики сложившегося рыночных отношений на рынке труда;
- недостаточное финансирование молодежной культуры и творчества, что не позволяет выйти на новый качественный уровень в данном направлении.
Для решения данных проблем молодежи города Нижневартовска необходима системная деятельность по реализации направлений данной Программы.
Администрация города на период реализации программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 годы" ставит перед собой задачу - осуществить в городе Нижневартовске последовательный переход к комплексному решению молодежных проблем, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач развития города с учетом использования трудового, физического, духовного, профессионального, творческого и интеллектуального потенциала молодежи.
Устранение проблем, существующих в молодежной среде возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития города. Этого можно достичь усилиями всего городского сообщества при координирующей роли органов местного самоуправления.
Социальный и правовой статус личности молодого человека опирается на три системообразующие категории. Это - труд, образование, свобода творчества. Эти три категории обуславливают место молодых граждан в городском сообществе. Таким образом, развитие молодежной политики должно быть направлено на обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий трех социально значимых категорий молодежи.
Непременным условием эффективной работы органов местного самоуправления является высокая степень социальной сплоченности, высокий уровень доверия населения власти (включая и молодежь), ориентация на социальный, культурный, образовательный и в целом - человеческий капитал города. В этом плане совершенно очевидно, что молодежь является реальным, социально значимым стратегическим ресурсом городского развития. Этот фактор является ключевым для того, чтобы определять отрасль "Молодежная политика" как один из приоритетов городского развития.
Для разработки программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 г.г." использованы результаты социологических исследований:
1. Аналитического отдела социальных процессов управления по информационной политике администрации города
- "Проблемы молодой семьи в Нижневартовске" (2003 г.);
- "Отношение детей и подростков города к качеству работы подростковых клубов по месту жительства" (2004 г.);
- "социальная активность студентов" (2004 г.).
2. Управления по труду и социальной защите населения администрации города "Социально-трудовые отношения на территории города Нижневартовска" (2005 г.).
3. В 2005 году комитетом по молодежной политике администрации города проведено исследование по определению социального портрета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. Городского студенческого Совета "Приоритеты внеучебной деятельности студентов города" (2005 г.).
Направления по реализации Программы
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи
Основополагающим направлением государственной политики является патриотическое воспитание граждан. Это направление требует особого комплексного подхода, так как является важной составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации. Действующая государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и вновь принятая государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей. Комплекс мер, направленный на дальнейшее становление и формирование системы патриотического воспитания молодежи города, представленный в программе "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 г.г.", определяет содержание и основные пути дальнейшего развития системы и направлен на формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
На протяжении нескольких лет в городе существуют следующие клубы, объединения, организации, объединяющие детей, подростков и молодежь от 10 до 28 лет:
1. Нижневартовская городская молодежная общественная организация "Спортивно-технический клуб "Трек".
2. "Центр авиации общего назначения "Западносибирский Аэросоюз".
3. Казачье общество станица "Нижневартовская".
4. Автономная некоммерческая организация военно-патриотический клуб "Самотлорские Витязи".
5. Поисковый отряд "Память".
6. Гражданско-патриотический клуб Нижневартовского экономико-правового института (филиал ТГУ) "Сибиряк".
7. Военно-исторический клуб "Вольный ветер".
Сегодня городские военно-патриотические клубы и объединения - это место, где ребята изучают технику, историю, совершают прыжки с парашютом, занимаются борьбой, рукопашным боем, знакомятся с азами военного дела. В каникулярное время закрепляют на практике полученные знания на учебно-тренировочных сборах, полевых выходах, лагерях.
В ходе реализации программы "Молодежь города Нижневартовска на 2003-2005 г.г." накоплен большой опыт массовой патриотической и военно-патриотической работы - это праздничные мероприятия, посвященные Дням Воинской Славы России, месячник оборонно-массовой и спортивной работы, городские праздники "День призывника" военно-спортивные соревнования, митинги, конкурсы, фестивали патриотической песни, смотры среди учебных заведений города на лучшую подготовку граждан к военной службе, конференции, семинары, конкурсы вариативных программ по патриотическому воспитанию среди клубов, объединений, общественных организаций, в которых принимает участие около 50 тысяч молодых людей ежегодно.
Ежегодно издается печатная продукция, содержащая методические и информационные материалы по проблемам патриотического воспитания. Городские команды являются участниками и призерами зональных, окружных соревнований "Щит", "Орленок", "Зарница".
В образовательных учреждениях действует 16 тиров, 24 музея, экспозиции, уголка Боевой Славы (за период с 2002 по 2005 года их создано 20).
С 2002 года на базе муниципальной общеобразовательной средней школы N 30 открыты кадетские классы.
В ноябре 2004 года создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского и юношеского технического творчества". Предполагается, что данное учреждение станет центром гражданско-патриотического воспитания подростков и молодежи города.
Ежегодно город Нижневартовск занимает призовые места в окружном конкурсе на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. В 2004 году по итогам окружного конкурса город Нижневартовск занял первое место.
Сохранение уже существующих, внедрение инновационных форм, методов патриотического воспитания, содействие молодежи в выработке активной жизненной позиции, продолжение работы по созданию комплексной, эффективной системы патриотического воспитания в городе требует решения следующих задач:
1. Совершенствование нормативно-правовых основ патриотического воспитания.
2. Финансово-экономическое обеспечение системы патриотического воспитания.
3. Кадровое обеспечение деятельности по патриотическому воспитанию граждан - организация системы подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований, решать задачи воспитания молодежи.
4. Создание конкретных условий:
- для проявления гражданственности, патриотизма, подготовки к достойному выполнению воинского долга различными группами молодых людей с учетом их интересов и потребностей;
- для воспитания у подрастающего поколения уважения к закону, нормам коллективной жизни, развития социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности, а в конечном итоге обеспечение готовности молодежи к выполнению гражданского и воинского долга по защите Отечества.
Информационное обеспечение молодежи
Комитет по молодежной политике администрации города осуществляет информирование молодежи через выпуск специализированных информационных программ, издание буклетов, афиш, социальную рекламу, проведение консультаций, освещение через СМИ и официальный сайт администрации города, общественные молодежные объединения и творческие коллективы города.
Потребность молодежи в информационном обеспечении велика. Это обусловлено процессом обучения в учебных заведениях, информационным бумом, связанным с развитием компьютерных технологий и пытливостью ума, присущему данному возрастному периоду. Спектр интересов молодежи достаточно широк. Однако, в компетентность органов, реализующих государственную молодежную политику входит деятельность по обеспечению информацией, позволяющей в большей мере включать молодежь в общественную деятельность и способствующую воспитательным процессам. Решение проблемы развития правовой и политической культуры, создания специализированных консультационных пунктов по развитию и сохранению семейных традиций.
Основной проблемой создания системы работы по данному вопросу является недостаточное финансирование, что не позволяет создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить привлечение специалистов для работы по данному направлению.
Тем не менее, в 2005 году на базе муниципального учреждения "Дворец культуры "Октябрь" создан городской молодежный информационно-аналитический центр. Посредством работы данного центра, возможно, решать следующие задачи по информационно-правовому обеспечению детей и молодежи:
- изучение информационных потребностей молодежи и детей города Нижневартовска;
- сбор и анализ информации, представляющей интерес для детей и молодежи;
- предоставление информационных услуг для молодежи и детей по средствам СМИ, интернета, издания информационных брошюр, буклетов;
- проведение исследований в молодежной среде с целью выявления потребностей молодежи и обеспечения обратной связи с органами власти для более эффективного решения выявленных проблем;
- создание на базе центра клуба юных журналистов для решения кадрового вопроса в сфере информирования молодежи и детей;
- проведение различных конкурсов среди молодежи, направленных на выявление более эффективного способа информирования молодежи и детей.
Поддержка молодой семьи
Семейные отношения носят лично-доверительный характер, что обуславливает их подчинение не только и не столько закону, сколько нравственным (этическим, моральным) нормам. Для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, особенно сложными и важными являются именно отношения между мужчиной и женщиной. Семейные отношения имеют правовую, экономическую и нравственную основу. Поэтому проблемы, которые возникают у молодых, только созданных семей лежат в различных отраслях жизнедеятельности и требуют комплексного подхода со стороны государства и гражданского общества.
Безусловно, многое зависит от самого человека, его умения управлять своей жизнедеятельностью. Но больше зависит от условий, которые создает власть для возможности самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию, самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, характер профессиональной деятельности и форму социальной поддержки в государстве либо от общества в случае возникновения трудностей.
В связи с тем, что возрастает роль органов власти и управления, создающей объективные условия для жизни, требуется формирование концептуальных подходов к реализации политики в отношении молодой семьи.
Социологическое исследование, проведенное в 2003 году аналитическим отделом социальных процессов администрации города Нижневартовска, показало, что большинство молодых семей города (67,9% опрошенных) настроены оптимистически. Они считают, что в ближайшем будущем их жизнь станет лучше.
Деятельность по популяризации семейных традиций, престижа института брака, информационной подготовке молодого поколения и молодых семей к семейной жизни, сознательному родительству, осуществляется комитетом по молодежной политике администрации города совместно с отделом ЗАГС администрации города, муниципальными учреждениями "Дворец культуры "Октябрь", "Центр социально помощи семье и детям", общественной организаций "Молодая семья". Традиционными в городе стали семейные праздники - осенний бал для молодых семей, обрядовый праздник "Крепка семья - крепка держава", конкурс семейного творчества "Семья - источник вдохновения", фестиваль детских колясок, Международный день семьи, Праздник отцов и др. Финансирование мероприятий производится из средств городского бюджета и спонсорских средств.
В систему мер входит издание буклетов, освещение в средствах массовой информации деятельность общественных организаций, социальных учреждений, направленных на пропаганду семейных традиций.
В целях возрождения родительской культуры широкую пропагандистскую деятельность осуществляют Нижневартовская городская общественная организация "Молодая семья" и "Центр родительской культуры "Поколение". На сегодняшний день эта деятельность осуществляется стабильно и на хорошем профессиональном уровне. Подтверждение этого - присвоение организации "Молодая семья" статуса "Опорный экспериментальный центр по реализации молодежной семейной политики Министерства образования Российской Федерации". Городская общественная организация "Молодая семья" оказывает консультативную помощь различным организациям и клубам молодых семей на территории всего Ханты-Мансийского автономного округа.
Свое место здесь заняла газета "Семейка", издаваемая городской общественной организаций "Молодая семья".
Важной характеристикой уровня жизни и, как следствие, стабильности молодой семьи является обеспеченность жильем. На начало 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий в комитете по жилищной политике администрации города состояло 1 867 молодых семей.
За период действия программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2003-2005 годы", собственным благоустроенным жильем в городе Нижневартовске обеспечено 232 молодые семьи, при этом было затрачено более 79 млн. рублей из бюджетов города и округа.
Настоящий раздел Программы включает в себя ряд мероприятий, предусматривающих оказание содействия молодым семья помощи в решении жилищных проблем.
В 2005 году комитетом по молодежной политике было проведено социологическое исследование по изучению социального портрета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обратившихся в администрацию города для получения содействия в строительстве и приобретении жилья. В результате исследований было опрошено 238 молодые семьи.
Таким образом, можно составить социальный портрет молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий - это молодая семья в возрасте 25 лет (43,7 %), проживающая с родителями (58,4 %), имеющая одного ребенка (47,5 %), проживающая в городе Нижневартовске свыше 15 лет (75,2 %), испытывающая, приближенную к сильной, остроту жилищной проблемы (52,5 %), желающая приобрести 2-х комнатную квартиру (63,9 %) в доме типового проекта (60,1 %), имеющая собственные накопления от 10% до 65% от стоимости квартиры (53,8 %), имеющая доход до 15 000 рублей (23,9 %), и до 20 000 рублей (22,3 %), рассчитывающая на помощь администрации города и округа при приобретении жилья (68,1 %) и не владеющая информацией о финансовых схемах по приобретении жилья (42 %).
Для увеличения числа молодых семей, улучшивших свои жилищные условия, предусмотрено оказание содействия через накопительную (потребительский жилищно-накопительный кооператив) систему, которая позволяет увеличить источники финансирования:
1. Субсидии из окружного бюджета.
2. Субсидии из городского бюджета.
3. Средства молодой семьи (по накопительному или ускоренному тарифам).
4. Средства работодателей на предприятиях, которых работают члены молодых семей (выдача долгосрочных суд под гарантии кооператива).
Сама накопительная система является пятым источником финансирования. Члены кооператива своими средствами оказывают помощь друг другу. При этом возможно как участие в долевом строительстве, так и приобретение для молодых семей квартир на вторичном рынке жилья
Молодые семьи, проживающие в городе Нижневартовске, переживают те же жизненные проблемы, что и все общество в целом. Такие проблемы, как доходы, занятость, образование особенно остро выдвигаются в переходную эпоху, но они же остаются проблемами любого, в том числе высокоразвитого общества. Поэтому молодежная политика не может ограничиваться решением текущих проблем. Ее стратегия должна заключаться в поисках эффективных путей достижения общенациональных целей, например, в сфере образования, занятости молодежи., так как показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также критерием эффективности реализации муниципальных программ, в той или иной мере ориентированных на взаимодействие с молодой семьей. Содействие развитию и укреплению института молодой семьи определено одним из приоритетных направлений деятельности администрации города в рамках реализации государственной молодежной политики в городе Нижневартовске.
Для эффективного решения проблем молодых семей необходима реализация следующего комплекса мер:
- пропаганда в средствах массовой информации идей поддержки и укрепления авторитета семьи, необходимости социальной защиты молодежи;
- разработка предложений по финансированию молодежных и семейных программ и инициатив;
- реализация мер по повышению уровня жизни семей, улучшению социального положения женщин, имеющих детей;
- содействие развитию малого семейного и молодежного предпринимательства, семейных форм занятости;
- разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, проживающих в городе Нижневартовске;
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
- создание условий для ускорения сроков приобретения собственного жилья молодыми семьями;
- увеличение числа молодых семей улучшивших жилищные условия.
Взаимодействие с детскими и молодежными
общественными объединениями и организациями
Муниципальная поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений остается одним из ключевых направлений молодежной политики.
Общественные организации образуются по инициативе граждан и для удовлетворения потребностей части населения в процессе развития общества. Основными качествами, присущими общественным объединениям и влияющими на организацию их деятельности являются:
- большая самоотдача, обусловленная потребностью самореализации и самоутверждением;
- непосредственный контакт с общественностью;
- специализация по направлениям деятельности;
- свобода от бюрократического консерватизма и, соответственно, ограничений в инновациях.
Использование данных качеств целесообразно при проведении совместных мероприятий для более качественного и эффективного удовлетворения потребностей молодежи.
По результатам реализации городской программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2003-2005 г.г." в данном направлении как итоговые необходимо отметить следующие моменты:
- создание и включение в общественную жизнь города детского общественного объединения "Школьный Актив Города (ШАГ)", молодежных общественных организаций "Обратная сторона", "Совет молодых специалистов", "Молодежный научно-исследовательский центр";
- качественное изменение деятельности и рост авторитета существующих молодежных общественных организаций города;
- снижение оттока молодых людей в негативные сферы общества в результате программ деятельности городских общественных организаций и объединений;
- признание лидеров городских общественных организаций на окружном и российском уровне (Елена Никитина, Юрий Евтехов, Юрий Кузнецов, Иван Степанов, Евгений Кудин);
- создание Молодежной палаты города Нижневартовска.
Целью данного направления деятельности Программы является создание условий и поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, выполняющих общественно полезные и значимые функции.
Поддержку детских и молодежных организаций и объединений предполагается осуществлять через заключение договоров социального заказа, конкурсы грантовой поддержки деятельности организаций, организацию семинаров, тренингов, курсов для актива молодежных и детских объединений, включение мероприятий и программ общественных организаций в городскую Программу, инициирование деятельности общественных организаций путем пропаганды и популяризации их деятельности в ходе проведения городских мероприятий различной направленности, обеспечение участия представителей общественных организаций в окружных и региональных мероприятиях.
Также, для поддержки общественной деятельности необходимо публичное признание и оценка, что выступает одним из стимулов активизации общественной активности.
Молодежная культура и творчество
Молодежь - это мобильная и наиболее склонная к инновациям часть населения.
Цель данного направления программы - выявление и поддержка молодежной инновации в культуре и творчестве и поддержка самодеятельной культуры учащейся, студенческой и работающей молодежи, что позволит создать, в конечном счете, наиболее оптимальные условия для самовыражения и организации досуга молодежи.
В рейтинге социальных проблем молодежи округа вопросы улучшения досуга, развития позитивно ориентированных форм проведения свободного времени занимают важное место. Следует учитывать, что досуговые предпочтения молодежи существенно отличаются по своему жизненному содержанию от подросткового досуга и досуга людей старших поколения.
Итогом реализации городской программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2003-2005 г.г." можно считать превращение муниципального учреждения "Дворец культуры "Октябрь" из рядового учреждения культуры в эффективно действующий центр молодежных инициатив. Ежегодно на базе учреждения проходит более 200 молодежных мероприятий, помимо традиционных форм организации досуга, специалистами Дворца культуры разработаны формы поддержки неформальных молодежных объединений - рок-лаборатория, хип-хоп культура, байк-культура, роллеры.
Одним из показателей эффективности деятельности программы является рост исполнительского мастерства участников самодеятельных творческих коллективов. На сегодняшний день представители города Нижневартовска становятся победителями и дипломантами фестивалей, конкурсов, смотров различных уровней - окружной и Всероссийский фестиваль "Студенческая весна", Московский телевизионный фестиваль "Виват Победа", окружной фестиваль "Эхо войны", окружной и региональный фестиваль КВН, международный фестиваль "Franct artisique" (г. Париж), международный телевизионный музыкальный фестиваль "Морской узел", международный музыкальный фестиваль "Югорский трамплин".
Представители города Нижневартовска в течение 2-х лет становились финалистами и обладателями сертификатов 2-й степени в номинации "Специалист в области социального управления" окружного молодежного конкурса "Золотое будущее Югры".
Важным фактором стимулирования творческой деятельности молодых людей является моральная и материальная поддержка. Администрацией города на протяжении пяти практикуется назначение стипендии Главы города студентам учреждений профессионального образования города, имеющим отличные показатели в учебе, занимающихся научной деятельностью и активно участвующих в общественной жизни. Также, для поощрения талантливой молодежи города за счет средств городского бюджета приобретаются путевки для отдыха в летний период в молодежные лагеря черноморского побережья России и Турции.
Основой реализации данного направления программы является проведение конкурсов, фестивалей; обеспечение участия представителей молодежи города в культурных мероприятиях округа и федерации; поддержка неформальных молодежных движений; поддержка деятельности популярных в молодежной среде клубных объединений, таких как "Клуб КВН", "Клуб Что? Где? Когда?"; развитие интеллектуального, научного, творческого направлений работы с учащейся, студенческой и работающей молодежью.
Предполагается, что реализация данного направления программы будет способствовать оптимизации молодежной культурно-досуговой деятельности, повышению профессионального уровня молодых специалистов, работающих в данном сегменте жизнедеятельности человеческого сообщества, разработке и внедрению новых нестандартных форм содержательного досуга молодежи.
Работа по месту жительства
Работа по месту жительства в круглогодичном режиме является на сегодняшний день одним из эффективных и малозатратных способов организации досуга, занятости детей, подростков и молодежи.
Ориентируясь на задачи социальной и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа, администрация города Нижневартовска определяет приоритетными задачи развития социоклубной работы в условиях подростковых (молодежных) клубов по месту жительства.
Это обусловлено изменением миссии клубов. На этапе социально-экономических и политических преобразований нашего общества, клубы рассматриваются не только как субъекты органов по молодежной политике, обеспечивающие досуг детей в непосредственной близости от места их проживания, но и как учреждения, предоставляющие возможность для дополнительного образования, физического, духовного развития, жизненного и профессионального самоопределения молодых людей. В демократических условиях клубной среды молодежь использует свой творческий потенциал на реализацию социальных инициатив для улучшения гражданской жизни города. И что особенно актуально, клубы являются институтами профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде.
Клубы открыты для свободного посещения детьми, подростками и молодежью. Режим работы клубов гибкий, включает в себя работу в выходные дни. В течение учебного года клубы работают с 9.00 до 20.00. В летний период, учитывая занятость детей в пришкольных летних лагерях, потребность подростков в организованном досуге в вечернее время режим работы клубов устанавливается с 14.00 до 22.00. Анализ процентного соотношения детей и подростков по возрастным характеристикам, свидетельствует о преобладании в клубах подростков среднего возраста - 49,2%, подростки старшего возраста составляют 17,8%, студенты - 9,5%, младшие школьники - 27,2% и дошкольники - 2,1%.
Достаточно большой процент (31,5%) составляют дети из семей, относящихся к льготным категориям граждан.
Специфика работы по месту жительства предполагает активное включение в деятельность клубов детей из групп социального риска. Клубы посещают 32,2% детей девиантного поведения.
Соотнеся социальный заказ детей, родителей, представителей общественности с ресурсными возможностями подростковых клубов по месту жительства, учитывая заказ администрации города на развитие социоклубной работы, были определены профили клубов.
"Характеристика подростковых клубов по месту жительства в соответствии с профилем деятельности"
Координирует работу подростковых клубов и ведомств, ответственных за организацию их работы комитет по делам молодежи администрации города, который также является связующим звеном между учреждениями, ответственными за организацию культурно-досуговой, профилактической работы с детьми и молодежью города. Основанием для распределения объемов расходования средств городского бюджета на развитие материально-технической базы клубов, организационно-методические и досуговые мероприятия является межведомственный комплексный план.
С начала 2004 года работа по повышению уровня профессиональной компетенции с педагогами клубов ведется в рамках городского методического центра технологий дополнительного образования и характеризуется системностью, отбором содержания учебного материала с опорой на профессиональные затруднения, разнообразием и технологичностью предлагаемых форм, методов обучения, долевым участием заинтересованных структур и ведомств города. Регулярно проводятся семинары с участием приглашенных специалистов из городов Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Новосибирск, Москва.
Финансовые средства на укрепление и развитие материально-технической базы клубов, организацию спортивных, культурно-массовых, профилактических, организационно-методических мероприятий, организацию летнего отдыха детей дополнительно выделяются из средств местного бюджета по статьям "Молодежная политика", "Летний отдых" и целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в 2004-2007 гг.".
Воспитательный процесс в клубе осуществляется через индивидуальное, групповое, массовое взаимодействие детей и взрослых в форме мероприятия, игры, коллективно-творческого дела.
Анализ соотношения применяемых в клубах воспитательных форм, показывает преобладание мероприятий, где в активной позиции выступает педагог.
"Соотношение форм воспитательной работы, применяемых в подростковых клубах"
Проблемным на сегодняшний день остается организация общественно-полезной деятельности в социуме микрорайонов через реализацию социальных проектов.
"Характеристика мероприятий, проводимых в подростковых клубах, по отношению к основным направлениям воспитания за 2003-2004 учебный год"
За основу определения уровня результативности деятельности подростковых клубов, взяты количественные показатели участия воспитанников клубов в культурно-массовых, физкультурно-спортивных, профилактических мероприятиях на различных уровнях.
Организация летнего отдыха, занятости детей и подростков в условиях клубов по месту жительства включает в себя:
- работу летних дворовых площадок;
- работу агитбригад в отдаленных поселках;
- мероприятия в рамках развития внутреннего туризма (экскурсии по городу, в районные поселки);
- спортивно-оздоровительные сборы на базе отдыха "Татра";
- спортивно-оздоровительные мероприятия на базе спортивных комплексов;
- реализацию клубных каникулярных проектов;
- проведение городских физкультурно-спортивных, культурно-досуговых мероприятий;
- работу студенческого педагогического отряда.
Ежегодно на базе клубов работает 50 кружков различной направленности (1450 детей и подростков в возрасте от 7-18 лет). По сравнению с периодом 2003-2004 г. наблюдается увеличение количества проводимых культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Количество участников мероприятий увеличилось на 30% по сравнению с 2004 г.
Ребятам предоставляется возможность заниматься плаванием, различными видами спорта на базе спортивных комплексов "Нефтяник", "Спартак", "Северный", "Магистраль", отдыхать за городом на базе отдыха "Татра". Традиционными мероприятиями в летний период стали: Спартакиада "Юность", соревнования по различным видам спорта, конкурс "Игра - дело серьезное", праздники спорта в рамках фестиваля "Самотлорские ночи", игры, праздники, театрализованные представления на дворовых площадках, в городском парке, на площади перед Дворцом культуры "Октябрь" ("День мороженого", "Русские народные игры", "Игры народов Сибири и Дальнего Востока").
В период летних каникул проводятся выездные мероприятия в отдаленных поселках города: Дивный, Солнечный и Магистральный. Общий охват детей выездными мероприятиями оставляет около 2 400 человек.
Впервые в летний период 2005 года на базе подростковых клубов по месту жительства муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества" организована работа лагеря дневного пребывания, осуществляющего свою деятельность в рамках программы "Дворница", ставшей победительницей городского и призером окружного конкурса вариативных программ. (Общая численность участников лагеря 450 человек).
Одним из направлений деятельности клубов является оказание правовой и социально-реабилитационной помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации и состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города.
Потенциал подростковых клубов используется при развитии в городе Нижневартовске внутреннего туризма.
Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центр детского творчества" разработана комплексно-целевая программа на 2005-2007 годы "Система социоклубной работы с детьми и подростками по месту жительства города Нижневартовска", являющаяся стратегическим документом, регламентирующим деятельность подростковых (молодежных) клубов по месту жительства.
Таким образом, сегодня можно говорить о функционировании в городе Нижневартовске собственной модели социоклубной работы по месту жительства. Опыт работы подростковых клубов представлялся в сентябре 2004 года в городе Сургуте на окружной Коллегии Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа по проблеме: "Развитие сети учреждений для молодежи в Ханты-мансийском автономном округе - Югре" и был признан эффективным и имеющим потенциальные возможности для дальнейшего развития.
Несмотря на позитивные изменения, на сегодняшний день существует еще ряд проблем, решение которых возможно путем совершенствования нормативно-правового и программно-методического обеспечения деятельности клубов, ее организации на основе мониторинга, развития механизмов межведомственного взаимодействия, совершенствования подготовки педагогических кадров, внедрения инновационных форм и технологий работы с детьми и молодежью по месту жительства, применения эффективных социально-педагогических и психологических методик работы с подростками девиантного поведения, семьей, общественностью, организации коллективной творческой и проектной деятельности детей.
Так же существует проблема участия детей в мероприятиях регионального и федерального уровней, что не позволяет приобретать детям новый опыт, формировать мотив дальнейшего личностного роста. Реализация мероприятий Программы позволит в дальнейшем трансформировать подростковые клубы по месту жительства в Центры организации досуга, занятости подростков и молодежи в микрорайонах города, расширить спектр предоставляемых образовательных и досуговых услуг населению города, что позволит увеличить количество детей, охваченных организованными формами досуга, удовлетворить их интересы и потребности в общении, личностном становлении и развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей,
подростков и молодежи города
Порядок организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних и молодежи в городе Нижневартовске определен постановлением Главы города от 01.03.2002 N 197 "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи в летний период в городе Нижневартовске".
Количество путевок | 2003 | 2004 | 2005 | % соотношение |
С выездом за пределы города Нижневартовска |
1 230 | 1 120 | 930 | Уменьшение на 27% |
ФСС, в том числе с выездом |
- | 410 | 732 | Увеличение на 46,6 % |
Всего | 1 230 | 1 530 | 1 662 | Увеличение на 10,4% |
Сведения о финансировании
Источники финансирования |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Бюджет муниципального образования |
31 932 716 | 20 681 000 | 21 981 000 | 16 180 365 | 26 495 000 |
Средства родителей | 9 955 384 | 4 001 110 | 5 300 590 | 3 405 340 | 3 741 084 |
Отмечается положительный опыт работы администрации города с Региональным отделением Фонда социального страхования по организации отдыха оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи города Нижневартовска. Тесное сотрудничество администрации города и Регионального отделения Фонда социального страхования позволило разнообразить географию отдыха детей и подростков города, и увеличить сумму средств, привлекаемых из Фонда социального страхования на организацию отдыха и оздоровления детей и подростков города.
Количественный охват детей
Общее число школьников | Отдохнуло всего | % охват | За пределами региона |
|
2001 | 41 187 | 20 253 | 49,2 | 3 288 |
2002 | 39 277 | 21 018 | 53,5 | 2 848 |
2003 | 37 238 | 36 238 | 97,3 | 2 848 |
2004 | 34 199 | 33 840 | 98,9 | 3 560 |
2005 | 33 000 | 18 447 | 58 | 5354 |
Ежегодно при уменьшении общего числа школьников увеличивается количество детей отдохнувших за пределами региона.
География отдыха детей
География отдыха детей, подростков и молодежи |
Количество отдохнувших | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
1. | Отдохнуло на юге Тюменской области | 2 069 | 610 | 610 | 650 | 1 515 |
2. | Отдохнуло в климатически благоприятных зонах России, СНГ |
8 206 | 2 199 | 2 119 | 2 483 | 3 361 |
3. | Отдохнуло за границей | 424 | 119 | 119 | 427 | 547 |
Итого | 10 699 | 2 928 | 2 848 | 3 560 | 5 423 |
Сохраняется практика организации отдыха детей в климатически благоприятных зонах России и дальнего зарубежья. Помимо традиционных зон отдыха организуется отдых в Алтайском крае, Новосибирской и Свердловской области.
Положительным моментом в организации выездного отдыха и оздоровления необходимо отметить сотрудничество с постоянными партнерами на протяжении нескольких лет, что позволяет полностью контролировать выполнение условий договоров по организации отдыха и оздоровлению детей города.
Сохранена практика выделения путевок по льготной цене для поощрения талантливых детей и молодежи.
Второй год организуется выездной отдых для детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При организации отдыха на базе загородных лагерей с дневным пребыванием детей, администрация города уделяет большое значение разнообразию предлагаемых форм отдыха. Ежегодно проводятся конкурсы вариативных программ, программы победители рекомендуются для участия в окружном конкурсе вариативных программ.
Ежегодно помимо лагерей, работающих по программе оздоровления детей, организован отдых детей в авиационно-спортивном лагере, лагере круглосуточного пребывания детей с оказанием оздоровительных услуг, в лагере, организованном на базе учреждения культуры.
Динамика развития летнего отдыха при образовательных учреждениях
Всего | Июнь | Июль | Август | |||||
Лагерей | Детей | Лагерей | Детей | Лагерей | Детей | Лагерей | Детей | |
2002 | 36 | 3 644 | 31 | 3 165 | 4 | 380 | 1 | 99 |
2003 | 42 | 4 093 | 38 | 3 653 | 3 | 290 | 2 | 150 |
2004 | 46 | 4 400 | 40 | 3 840 | 4 | 385 | 2 | 175 |
2005 | 64 | 4 925 | 47 | 4 150 | 9 | 450 | 8 | 325 |
Возрастает не только численность лагерей, но и количество детей, посещающих лагеря. Материальная база лагерей строится на основе максимального использования материальной базы школы. В первую очередь это спортивные сооружения и инвентарь, библиотечные ресурсы, аудио и видео техника. Деятельность лагерей осуществляется на основе программ летнего пришкольного лагеря, среди которых преобладают комплексные программы по физическому, творческому, духовному развитию детей.
Качественное продуктивное межведомственное взаимодействие позволяет оперативно решать вопросы по подготовке лагерей к работе, обеспечивать безопасные условия пребывания детей в лагерях, организовывать полноценное питание, культурно-массовую и спортивную работу в масштабах города.
Комитетом по физической культуре и спорту администрации города ежегодно в летний период организуются учебно-тренировочные сборы, как в городе, так и за его пределами.
Управлением культуры администрации города все мероприятия для детей, подростков и молодежи в летний период проводятся в соответствии с программой "Каникулы".
Сравнивая основные показатели культурно-массовых мероприятий за 2001-2005 гг. необходимо отметить повышение качественного уровня организации и проведения мероприятий, увеличение количества, тематики и форм проводимых мероприятий.
Организацию летнего отдыха детей граждан льготной категории осуществляет Штаб по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, организованный на базе муниципального учреждения "Центр социальной помощи семье и детям".
География оздоровления детей в 2005 году в сравнении с 2000-2004 годами представляется следующим образом:
Направление отдыха | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Отдохнуло в Ханты-Мансийском автономном округе |
597 | 320 | 530 | 633 | 765 |
Отдохнуло в Тюмени и на юге Тюменской области |
300 | 300 | 308 | 437 | 610 |
Отдохнуло в климатически благоприятных зонах России и СНГ |
349 | 330 | 315 | 60 | 45 |
Итого: | 1 246 | 950 | 1 153 | 1 130 | 1 420 |
На базе муниципального учреждения "Детская городская поликлиника" в летний период организовано оздоровление детей, состоящих на диспансерном учете.
Сравнительный анализ охвата детей оздоровлением
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Общее количество оздоровленных детей 0-14 лет |
6 754 |
10 047 |
10 145 |
10 127 |
11 291 |
В том числе "Д" | 2 450 | 2 979 | 2 965 | 2 997 | 4 039 |
Подростков | 27(инв) | 397 | 623 | 570 | 663 |
В том числе "Д" | 27(инв) | 163 | 305 | 190 | 337 |
Оздоровление детей льготной категории
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Дети сироты | 380 | 409 | 449 | 254 | 279 |
Дети инвалиды | 29 | 98 | 125 | 269 | 281 |
Из многодетных и малообеспеченных семей |
911 | 682 | 759 | 675 | 689 |
Дети МНС | 15 | 24 | 108 | 53 | 68 |
Анализ представленной статистической информации позволяет прогнозировать развитие системы оздоровления, отдыха детей, подростков и молодежи в городе Нижневартовске на ближайшую перспективу. Поэтому в целях сохранения охвата детей организованными формами отдыха на территории города необходимо:
- увеличить количество лагерей дневного пребывания на базе муниципальных учреждений управления культуры, управления по охране здоровья населения, комитета по физической культуре и спорту администрации города администрации города;
- укреплять и развивать материально-техническую базу пришкольных лагерей, лагерей дневного пребывания детей и подростков на базе муниципальных учреждений посредством проведения конкурсов вариативных программ, конкурсов профессионального мастерства, финансирования образовательных школ, имеющих положительный опыт в организации пришкольных лагерей;
- продолжить работу по организации отдыха, оздоровления детей и подростков как в лагерях, расположенных на территории города Нижневартовска, так и за его пределами с привлечением денежных средств Фонда социального страхования;
- разработать механизм использования денежных средств Регионального отделения Фонда социального страхования при организации учебно-тренировочных сборов в летний период;
- продолжить практику организации отдыха и оздоровления детей и подростков в течение всего учебного года в оздоровительных лагерях на территории города и за его пределами с использованием денежных средств бюджета города, средств Фонда социального страхования, родительской платы.
Содействие профессиональному становлению молодежи
Одним из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет трудиться, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Но выбор профессии, получение знаний по выбранной профессии не всегда знак равенства между удачной трудовой, профессиональной деятельностью. Очень много факторов влияет на профессиональный и карьерный рост молодого человека.
По заключению специалистов сегодня серьезно меняется отраслевое распределение и количественно-качественная дифференциация рабочей силы. Данной программой предусмотрены мероприятия, направленные на помощь в выборе профессии (кампания "Будущий абитуриент", "Абитуриент", экскурсии на предприятия, консультации с детьми и родителями по проблемам выбора профессии, встречи с руководителями учебных заведений, предприятий города).
Организация временной занятости способствует трудовой адаптации подростков и молодежи при вхождении в профессию. Программа профобучения, подготовки, переподготовки, повышение квалификации безработных граждан является одной из основных программ активной политики занятости населения.
Наименование |
2003 год | 2004 год | ||||
Факт 2003 г. чел. |
В т.ч. подрост. |
Доля подрост. |
Факт 2004 г. чел. |
В т.ч. подрост. |
Доля подрост. |
|
Охват профессиональным обучением |
484 | 52 | 10.7% | 487 | 50 | 10.3% |
Оказание профориентационных услуг |
15 795 | 10 926 | 69.2% | 12 761 | 8 837 | 69.3% |
Проведение кампании "Абитуриент" |
94 00 | 8 950 | 95.2% | 8 824 | 8 418 | 95.45% |
Продолжает остро стоять проблема трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. Анализ на рынке труда города, с точки зрения работодателей (результат анкетирования работодателей, проведенного отделом труда управления по труду и социальной защите населения), показывает, что самым распространенным критерием, по которому работодатель принимает на работу сотрудников, среди крупных и средних организаций является "соответствующая квалификация, профессиональная подготовка, образование - 58 % от опрошенных. Существующие формы сотрудничества организации и учебных заведений разнообразны. Практически все работодатели отметили одну или более из указанных в анкете позиций по данному вопросу.
По количеству отмеченных позиций рейтинг форм сотрудничества выглядит следующим образом:
N п.п. |
Формы сотрудничества | Количество организаций |
% |
1. | Нет | 5 | 7 |
2. | Практика учащихся в организации | 47 | 68 |
3. | Краткосрочные курсы для работников организации | 28 | 40 |
4. | Выездные лекции в организации | 1 | 22 |
5. | Экскурсии обучающихся в организации | 15 | 22 |
6. | Оказание учебным заведениям услуг организаций | 13 | 19 |
7. | Оказание организацией услуг учебному заведению | 10 | 14 |
Всего пять организаций не отметили никакую форму сотрудничества с учебными заведениями. Наибольшее количество работодателей отметили форму сотрудничества как "практику учащихся в организации", таким образом, около 70 % организаций принимают у себя в организации учащихся на производственную практику. В 2004 году при государственном учреждении "Межрайонный профцентр" создано "Бюро по трудоустройству выпускников". Активно ведется поиск рабочих мест для студентов и выпускников профессиональных учебных заведений. Осуществляется издание ежегодных справочников "Советы выпускнику по эффективному поиску работы" и иных публикаций. Проводится привлечение работодателей к участию в выпускных экзаменах выпускников профессиональных учебных заведений с целью подбора персонала, необходимого предприятию.
На протяжении нескольких лет состояние рынка труда города Нижневартовска оценивается как стабильное. Коэффициент напряженности на рынке труда города на 01.01.2005 составляет 0,4 человека на 1 рабочее место. Для сравнения по Ханты-Мансийскому автономному округу данный показатель составил в 2003 году - 4,1 человека на место, в 2004 году - 3,6 человека на рабочее место.
Тем, не менее, в рамках данного раздела программы необходимо продолжить деятельность, направленную на совершенствование работы Центра содействию трудоустройству студентов и выпускников учреждений профессионального образования, расширить комплекс мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональной адаптации подростков и молодежи, содействовать трудовой адаптации молодежи и подростков от 14 лет, организации временной занятости.
Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 27 сентября 2006 г. N 80 в план мероприятий настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
План мероприятий по реализации городской программы
"Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 г.г."
Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 27 сентября 2006 г. N 80 в настоящий раздел программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
Необходимость финансового обеспечения программы
"Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 гг."
(с разбивкой по направлениям и годам)
Источник финансирования |
Содержание |
2006 (тыс. руб.) |
2007 (тыс. руб.) |
2008 (тыс. руб.) |
Итого |
Городской бюджет |
финансирование программных мероприятий |
9 127 | 5 185 | 5432 | 19744 |
финансирование организации летнего отдыха |
26081 | 15000 | 15000 | 56081 | |
Итого: | 35208 | 20185 | 20432 | 75825 |
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Источник финансирования |
2006 | 2007 | 2008 | Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет | 781 | 880 | 905 | 2 566 |
2. Информационное обеспечение детей и молодежи
Источник финансирования |
2006 | 2007 | 2008 | Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет | 690 | 700 | 700 | 2 090 |
3. Поддержка молодой семьи
Источник финансирования |
2006 | 2007 | 2008 | Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет | 375 | 330 | 365 | 1 070 |
4. Взаимодействие с детскими и общественными организациями
и объединениями
Источник финансирования |
2006 | 2007 | 2008 | Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет | 550 | 550 | 600 | 1 700 |
5. Молодежная культура и творчество
Источник финансирования |
2006 | 2007 | 2008 | Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет | 1 963 | 1 650 | 1 700 | 5 313 |
6. Работа по месту жительства
Источник финансирования |
2006 | 2007 | 2008 | Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет | 530 | 575 | 662 | 1 767 |
7. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи
Источник финансирования |
2006 |
2007 |
2008 |
Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет | 26081 | 15000 | 15000 | 56081 |
8. Содействие профессиональному становлению молодежи
Источник финансирования |
2006 | 2007 | 2008 | Итого (тыс. руб.) |
Городской бюджет |
4 238 | 500 | 500 | 5 238 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа изложена в новой редакции.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое воспитание; информационное обеспечение; поддержка молодой семьи; взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями; молодежная культура и творчество; работа по месту жительства; организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи города; содействие профессиональному становлению молодежи.
Ранее действовавшее решение утратило силу.
Решение вступает в силу с момента его подписания.
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 7 февраля 2006 г. N 634 "О принятии в новой редакции городской программы "Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 годы"
Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания
Текст решения опубликован в приложении "Факт" к газете "Варта" от 21 февраля 2006 г. N 22 (без программы)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 2 декабря 2008 г. N 500
Изменения вступает в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 17 октября 2008 г. N 482
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 22 сентября 2008 г. N 460
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 23 апреля 2008 г. N 400
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 28 марта 2008 г. N 394
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 29 февраля 2008 г. N 376
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 5 февраля 2008 г. N 358
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 26 октября 2007 г. N 280
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 21 сентября 2007 г. N 260
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 20 июня 2007 г. N 237
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 20 апреля 2007 г. N 214
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 23 марта 2007 г. N 202
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 22 февраля 2007 г. N 175
Изменения вступают в силу со дня подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 27 ноября 2006 г. N 119
Изменения вступают в силу с момента подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 27 сентября 2006 г. N 80
Изменения вступают в силу с момента подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 27 июня 2006 г. N 55
Изменения вступают в силу с момента подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 23 мая 2006 г. N 42
Изменения вступают в силу с момента подписания названного решения
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 17 апреля 2006 г. N 14
Изменения вступают в силу с момента подписания названного решения