Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы муниципального образования
город Нижневартовск
от 24 мая 2007 г. N 224
Городская подпрограмма
"Обращение с отходами на территории города"
Обзор системы обращения с отходами города Нижневартовска
Решение вопросов по обращению с отходами производства и потребления на территории муниципального образования законодательно закреплено за муниципальными органами исполнительной власти. Законом РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 7) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды отнесены вопросы по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для реализации данных полномочий необходимо выполнить следующий объем работ:
- создание системы комплексного обращения с отходами;
- внедрение мониторинга системы обращения с отходами на территории;
- полный охват предприятий на территории системой нормирования объемов образования и удаления отходов.
Развита система централизованного планово-регулярного сбора отходов потребления у населения и предприятий города силами МУП САТУ и ООО "Коммунальник", в рамках которой используется 50 единиц традиционных мусоровозных автотранспортных средств (АС). Вывоз ТБО от жилого сектора осуществляется ежедневно. Предприятия, учреждения и организации города заключают договора на вывоз и размещение отходов потребления (по планово-регулярному графику или по подаче заявок). Наряду с этим многие из них, не имея заключенных договоров, несанкционированно складируют отходы в контейнеры для ТБО от жилого сектора, либо вывозят их на несанкционированные свалки, что ложится дополнительной нагрузкой на бюджет города.
Для сбора ТБО и приравненных к ним отходов в г. Нижневартовске используется одноэтапная схема, при которой отходы собираются в специальные контейнеры и затем вывозятся мусоровозными АС на захоронение. В 9-16-этажной капитальной застройке предварительный сбор ТБО осуществляется в стационарные мусороприемные камеры с дальнейшей перегрузкой его в контейнеры. В управлении управляющих компаний МУП "ПРЭТ-1, 2" имеется 281 капитальный дом, оборудованный мусоропроводами, общее количество мусоропроводов 942.
Для 5-и этажной и ниже застройки, неблагоустроенного жилого фонда, а также для бюджетных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций используется контейнерный метод очистки от ТБО. На территории жилищного фонда находящегося в управлении управляющих компаний МУП "ПРЭТ-1", МУП "ПРЭТ-2", МУП "ПРЭТ-3" расположены 384 контейнерных площадки для сбора ТБО. Металлические контейнеры, объемом 0,75 м3 окрашенные масляной краской, располагаются на контейнерных площадках.
Сбор, накопление и транспортирование отходов осуществляется традиционным способом. В процессе эксплуатации мусоросборные контейнеры не отмываются и не дезинфицируются. На контейнерных площадках, имеющих твердое покрытие и ограждение, не смотря на ежедневный вывоз ТБО, имеют место случаи засорения ввиду переполнения контейнеров. Уборка контейнерных площадок возложена на службу жилищно-коммунального хозяйства или предприятия, на территории которых они располагаются.
Селективный сбор ценных фракций отходов от населения не производится.
В настоящий момент не представляется возможным оценить полностью объемы образования, перемещения и ликвидации отходов производства на предприятиях и организациях города. Имеющаяся государственная статистическая отчетность не дает полного представления об обращении с городскими отходами. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработаны не у всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По данным налоговой инспекции на 01.09.2005 в городе было зарегистрировано 9200 юридических лиц, предприятий отчитавшихся по форме 2-тп (отходы) на 09.02.2007 по городу Нижневартовску 92.
На ликвидацию несанкционированных свалок отходов, стихийно возникающих в различных частях города из городского бюджета в 2004 г. было выделено 3 млн. руб., в 2005 и в 2006 гг. - по 1 млн. руб., в 2007 году из бюджета выделено 2 млн. рублей. Однако этих средств явно недостаточно.
В приведенной ниже таблице представлена краткая характеристика отходов образующихся на территории города.
Основные виды отходов, образующиеся на территории города
Таблица 1
N п/п |
Виды отходов | Существующее положение | Направление деятельности | Источники образования, приблизительные объемы |
1. | Биологические отходы |
В настоящий момент, данный вид отходов не обезвреживается |
Проектирование и строительство установки по термическому обезвреживанию |
Ветеринарные клиники, подсобные хозяйства, перерабатывающие предприятия. Более 338 тонн |
2. | Медицинские отходы |
Запущена установка по утилизации медицинских отходов "NEWSTER-10", которая на данный момент решает проблему утилизации отходов класса Б и В для муниципальных учреждений |
Приобретение установки по утилизации медицинских отходов "NEWSTER-10", 2 шт. Проектирование и строительство комплекса по термическому обезвреживанию |
Лечебно-профилактические учреждения города. Общее количество всех классов опасности в ЛПУ подведомственных департаменту здравоохранения около 1200 тонн |
3. | Изношенные автопокрышки (ИА) |
Складирование осуществ- ляет ООО "Березка" в выемке бывшего карьера, на необорудованной площадке. Утилизации шин на данном участке не происходит, они просто накапливаются |
Организация производства по переработке в мелкодисперсную крошку |
Предприятия города, имеющие на своем балансе автомобиль- ный транспорт, станции технического обслуживания, гаражно-строительные кооперативы. В период с 2003 по 2005 год принято 49745 штук. Согласно опубликованным данным в городе Нижневартов- ске насчитывается более 120 тыс. автотранспортных средств. По экспертным расчетам, в среднем за жизненный цикл эксплуатации одного автомобиля используется от 8 до 12 единиц шин. Таким образом, если принять средний срок службы автомобиля за 15 лет, то минимально возможное количество только ежегодно образующихся на территории города изношенных автошин можно ориентировочно оценить в 80 тыс. штук |
4. | Масляные, воздушные фильтры |
Данный вид отходов в составе ТБО попадает на площадку складирования ТБО, что не соответст- вует экологическим требованиям. Учет не проводится |
Проектирование и строительство в составе комплекса по термическому обезвреживанию дополнительного модуля по обезвреживанию масляных и воздушных фильтров |
Минимально возможное количество только ежегодно образующихся на территории города воздушных фильтров можно ориентировочно оценить в 80 тыс. штук, масляных 120 тыс. штук |
5. | Отработанные аккумуляторы (ОА) |
Принимает ООО "Аккумулятор" |
Строительство производства по обезвреживанию электролита |
Минимально возможное количество только ежегодно образующихся на территории города аккумуляторных батарей - в 32 тыс. штук |
6. | Отработанные масла |
Принимает ООО "ЭКО-ТЭК" | Организация сбора данного вида отходов, приобретение мобильных установок |
Минимально возможное количество только ежегодно образующихся отработанных масел - в 8 тыс.м3 |
7. | Ветошь и грунт загрязненные нефтепродуктами |
Данный вид отходов в составе ТБО попадает на площадку складирования ТБО, что не соответст- вует экологическим требованиям. Учет не проводится |
Проектирование и строительство в составе комплекса по термическому обезвреживанию дополнительного модуля по сжиганию ветоши загрязненной нефтепродуктами |
Предприятия города имеющие на своем балансе автомобильный транспорт, станции технического обслуживания, гаражно-строи- тельные кооперативы. |
8. | Отходы бумага и картона |
Принимает ООО "Урал- Крон", транспортируют на переработку в г. Челя- бинск, г. Пермь |
Реализация постановления Главы города от 29.12.2006 N 1136 "О селективном сборе бумаги и картона" |
Предприятия, учреждения, ПБЮЛ осуществляющие хозяйственную деятельность. В течение 6 месяцев 2006 года при осуществлении деятельности предприятием было принято на переработку 37 тонн |
9. | Ртутьсодержащие отходы |
Принимают на демеркуризацию ООО "Коммунальник" |
Обеспечение организаций города специальными контейнерами для накопления, хранения и транспортировки отработанных люминесцентных ламп и других ртутьсодержащих отходов |
Предприятия, учреждения, ПБЮЛ осуществляющие хозяйственную деятельность |
10. | Осадки очистных сооружений (ООС) |
Складируются на иловых картах |
МУП "Горводоканал" имеет экологический сертификат на осадок, использует его для озеленения собственной территории. Возможность использования их в качестве высокоэффективного удобрения при проведении работ по укреплению откосов дорог и рекультивации нарушенных земель |
По данным, предоставленным МУП "Горводоканал", в 2005 году образовалось 11610,14 тонн такого осадка. Такие отходы размещаются на иловых площадках, одновременно являющиеся аварийными |
11. | Отходы, содержащие драгоценные металлы |
В данном направлении начата работа частными инвесторами, идет формирование пакета документов для осуществления деятельности в рамках существующего правового поля |
Централизованный сбор, транспорти- ровка и переработка отработанных фиксажных и проявляющих растворов, фотопленки, рентгенматериалов. Обеспечение организаций города специальными контейнерами и емкостями для накопления, хранения и транспортировки. Прием на демонтаж и утилизацию устаревшей и списанной компьютерной и электронной техники, неподлежащего ремонту промышленного и электротехнического оборудования |
Предприятия, учреждения, ПБОЮЛ осуществляющие хозяйственную деятельность, жилищный фонд |
12. | Пластик, пластмассы |
Складируется на санкционированной площадке ООО "Коммуналь- ник" в общей массе отходов |
Организация производства стройматериалов (тротуарная плитка из полимерпесчаной композиции и др.) |
В общей массе отходов по разным экспертным оценкам занимают от 5 до 7,5 %. Объемы образования увеличиваются и увеличение это будет постоянным |
13. | Стекло | Сбор осуществляется частными предпринимате- лями для дальнейшего оборотного использования за пределами города |
Возможность оборотного использования стеклотары |
Предприятия общественного питания, жилищный фонд |
14. | Крупногабаритные отходы |
Частично складирование на площадке захоронения отходов |
Захоронение либо утилизация в зависимости от класса опасности и возможности дальнейшего использования |
Предприятия, учреждения, ПБЮЛ осуществляющие хозяйственную деятельность, жилищный фонд |
15. | Строительные отходы |
Частично складирование на площадке захоронения отходов, в выработанных сухоройных карьерах |
Приобретение и ввод в эксплуатацию установки дробления крупногабаритных отходов |
Предприятия строительной индустрии. В настоящее время неучтенными являются крупногабаритные отходы (брак) образующиеся при производстве панелей для домостроения. Накопление данного вида отходов происходит на прилегающей к производственным мощностям территории |
16. | Отходы сноса | Частично складирование на площадке захоронения отходов, в выработанных сухоройных карьерах, без учета требований предъявляемых к захоро- нению опасных отходов |
Строительство полигона промышленных отходов |
Состав отходов сноса весьма разнообразен и, как показы- вает практика, в них присутствуют вредные вещества, такие как асбест, битум, гудрон, краска и другие |
17. | Отходы СОТ | Полиморфный состав отходов |
Строительство полигона промышленных отходов, создание приемных пунктов вторичного сырья |
В составе отходов значительный объем занимает пластик: бутылки, укрывные пленки и т.д. Особую проблему составляют остатки химикатов (удобрений, красок растворителей, ГСМ), отработанные технические жидкости и тара из-под них |
18. | Высокоопасные отходы (отрабо- танные элементы питания, остатки красок, препараты с истекшим сроком годности) |
Селективный сбор отсутствует |
Строительство полигона промышленных отходов, создание приемных пунктов вторичного сырья |
Предприятия, учреждения, ПБОЮЛ осуществляющие хозяйственную деятельность, жилищный фонд |
19. | Лом черных и цветных металлов |
Налажен сбор и вывоз на утилизацию |
Вывозится на утилизацию за пределы города |
Предприятия, учреждения, ПБОЮЛ осуществляющие хозяйственную деятельность, жилищный фонд |
Основные проблемы городской сферы обращения с отходами
Основными проблемами городской сферы обращения с отходами является:
1. Существующие нормы образования твердых бытовых отходов требуют пересмотра. В рамках реализации программных мероприятий утвержденной городской целевой программы "Оздоровление экологической обстановки в городе Нижневартовске в 2006-2010 годах" на мероприятие "Разработка норм образования твердых бытовых отходов для предприятий и учреждений на территории города" в 2007 году выделено 300 тыс. рублей. В течение одного года с момента заключения муниципального контракта "Нормы образования твердых бытовых отходов для предприятий и учреждений города" будут пересмотрены и представлены на утверждение в 2008 году.
2. Отсутствие реальных текущих и прогнозируемых данных об обращении с городскими отходами (количество; наименование и состав; класс опасности; источники образования; методы сбора, накопления, транспортирования и ликвидации; объекты переработки, обезвреживания и/или размещения).
3. Материально-техническая база по сбору, хранению, транспортированию и ликвидации городских отходов (мусорные контейнеры, контейнерные площадки, мусоровозы и т. п.) требует частичной замены и совершенствования.
4. Отсутствие или недостаточная организация селективного сбора и переработки (использования) ценных фракций городских отходов.
5. Сброс части опасных отходов от предприятий, учреждений и организаций города в систему сбора и удаления ТБО от жилого сектора.
6. Ограниченность, а по большинству видов отходов отсутствие производственной базы обезвреживания опасных и переработки ценных видов городских отходов
7. Отсутствие оборудованных по современным природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям объектов для размещения отходов производства, включая высокоопасные виды отходов.
8. Отсутствие навыков экологической культуры у населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения отходов и санитарного содержания мест собственного проживания и/или хозяйственной деятельности.
9. Захламление отходами городских и прилегающих к ним территорий, образование несанкционированных свалок.
Пути решения основных проблем обращения с отходами на
территории города
Для решения основных проблем обращения с отходами на территории города необходимо:
- создание муниципальной системы комплексного управления отходами (СКУО) и повышение эффективности санитарной очистки города;
- составление материального баланса городских отходов и создание системы их учета, контроля и прогнозирования;
- совершенствование муниципальной нормативно-правовой и инструктивно-методической базы по санитарной очистке города;
- развитие и модернизация производственно-технической базы города по сбору (в том числе раздельному), накоплению, транспортированию, переработке, обезвреживанию и размещению отходов;
- создание условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с городскими отходами;
- ликвидация несанкционированных свалок;
- воспитание экологической культуры населения и освещение в средствах массовой информации результатов работы муниципальной СКУО.
Ожидаемый эффект от выполняемых мероприятий
1. Создание муниципальной нормативно-правовой и инструктивно-методической базы по обращению с различными видами отходов на территории города.
2. Создание системы учета, контроля и прогнозирования городских отходов.
Результатом выполнения данной подпрограммы должно стать улучшение экологической ситуации в городе Нижневартовске за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления.
Мероприятия, способствующие решению основных проблем
обращения с отходами на территории города
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятий |
Всего, тыс. руб |
Объем вложений на 2008 год |
Объем вложений на 2009 год |
Объем вложений на 2010 год |
Ответственный исполнитель |
Источники финансирова- ния |
1. | Организация муниципальной системы комплексного управления отходами (СКУО) |
Управление по природополь- зованию и экологии |
|||||
2. | Составление материального баланса городских отходов и создание системы их учета, контроля и прогнозирования |
5000 | 5000 | Управление по природопользо- ванию и экологии |
Городской бюджет |
||
3 | Подготовка предложений по строительству площадки для санитарной обработки контейнеров |
Управление по природопользо- ванию и эколо- гии, МУПКС |
|||||
4. | Подготовка предложений по реконструкции площадки складирования отходов |
Управление по природопользо- ванию и эколо- гии; МУП КС |
|||||
5. | Подготовка предложений и изучение возможности и необходимости развития и модернизация производст- венно-технической базы города по сбору (в том числе раздельному), накоплению, транспортиро- ванию, переработке, обезвреживанию и размеще- нию отходов |
||||||
6. | Анонсированный вывоз отходов с территорий садово-огороднических товариществ, при условии заключения договора на вывоз отходов в течении года. |
1800 | 600 | 600 | 600 | Управление по природопользо- ванию и экологии |
Городской бюджет |
Итого по подпрограмме | 6800 | 5600 | 600 | 600 |
Примечание: Стоимость мероприятия будет определяться на основании муниципального конкурса.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 24 мая 2007 г. N 224 "О внесении изменений в городскую целевую... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.