Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решениюДумы муниципального образования
город Нижневартовск
от 27 сентября 2006 г. N 77
Правила землепользования и застройки
на территории города Нижневартовска
I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения Правил землепользования и застройки
1.1. Правила землепользования и застройки на территории города Нижневартовска (далее именуются - Правила землепользования и застройки) разработаны на основании положений Конституции Российской Федерации, Гражданского, Градостроительного, Водного, Жилищного и Земельного кодексов Российской Федерации и других действующих федеральных законов, Устава города Нижневартовска и иных нормативных правовых актов.
1.2. Правила землепользования и застройки являются муниципальным правовым актом, входят составной частью в систему градостроительных норм и правил и, учитывая местную специфику, регламентируют градостроительную деятельность на территории города Нижневартовска, основные направления и принципы которой определены муниципальной градостроительной политикой, формируемой на базе реализации утвержденной градостроительной документации.
1.3. Правила землепользования и застройки играют роль организационно-распорядительной основы градостроительной деятельности в городе Нижневартовске путем установления порядка территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также регулирования градостроительных отношений и отношений землепользования.
1.4. Правила землепользования и застройки действуют на территории города Нижневартовска в пределах городской черты. Они обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, физическими и юридическими лицами, участвующими в процессе градостроительных преобразований на территории города, вне зависимости от организационно-правовых форм, форм собственности и гражданства.
1.5. Регламент управления и распоряжения земельными участками на территории города Нижневартовска определяется Главой города.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Правилах землепользования и застройки
Владелец земельного участка, объекта капитального строительства - российские и иностранные физические и юридические лица (в т.ч. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования), обладающие зарегистрированными в установленном порядке вещными правами и обязательствами на земельные участки и объекты капитального строительства;
Временные объекты - строения и сооружения (летние кафе, палатки, торгово-остановочные павильоны, торговые павильоны и др. объекты сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, автостоянки и иные объекты) ограниченного срока эксплуатации из разборных конструкций, не относящиеся к объектам капитального строительства;
Градостроительная документация - документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования и документация по планировке территорий;
Линия регулирования застройки - граница застройки, устанавливаемая при размещении зданий, строений, сооружений преимущественно с отступом от красных линий и границ земельного участка;
Разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
Элементы благоустройства - различные малые архитектурные формы, объекты и сооружения, элементы оснащения территории, соответствующие ее функциональному назначению.
Статья 3. Назначение и содержание Правил землепользования и застройки
3.1. Назначение Правил землепользования и застройки:
- введение градостроительных регламентов и обеспечение правовых гарантий по использованию объектов недвижимого имущества для владельцев и лиц, желающих приобрести права владения, пользования и распоряжения земельными участками, объектами капитального строительства, а также по изменению видов и параметров разрешенного использования объектов капитального строительства в процессе их эксплуатации;
- создание условий для привлечения инвестиций в развитие объектов недвижимого имущества посредством предоставления возможности выбора наиболее эффективного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с градостроительными регламентами;
- обеспечение свободного доступа граждан и юридических лиц к информации и создание условий для их участия в принятии решений по вопросам землепользования и застройки посредством проведения публичных слушаний;
- обеспечение условий для реализации генерального плана города, сохранения природной и культурно-исторической среды;
- обеспечение контроля за соблюдением прав граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности.
3.2. Правила землепользования и застройки содержат:
- порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
Статья 4. Порядок утверждения Правил землепользования и застройки, внесения в них изменений
4.1. Правила землепользования и застройки разрабатываются администрацией города и утверждаются решением Думы города по представлению Главы города после проведения публичных слушаний.
4.2. Основаниями для рассмотрения Главой города вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки согласно Градостроительному кодексу РФ являются:
- несоответствие Правил землепользования и застройки генеральному плану города, возникшее в результате внесения в генеральный план изменений;
- поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
4.3. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется на основании предложений:
- федеральных органов исполнительной власти в случаях, если Правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
- органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в случаях, если Правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
- органов местного самоуправления города в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территориях города;
- физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения Правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
4.4. Предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки проходят предварительное рассмотрение на заседании специально создаваемой Главой города комиссии градостроительного зонирования (комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки) территории города. Порядок деятельности комиссии, ее персональный состав утверждается постановлением Главы города.
4.5. Изменениями Правил землепользования и застройки считаются любые изменения карты градостроительного зонирования, градостроительных регламентов либо текста Правил землепользования и застройки.
4.6. При внесении изменений в Правила землепользования и застройки на рассмотрение Думы города представляются:
- проект изменений в Правила землепользования и застройки с обосновывающими документами;
- заключение комиссии градостроительного зонирования (комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки) территории города;
- протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Статья 5. Проведение публичных слушаний
5.1. Проект Правил землепользования и застройки города, изменений в них, иные вопросы землепользования и застройки в случаях предусмотренных действующим законодательством подлежат рассмотрению на публичных слушаниях с участием населения.
5.2. Решение о проведении публичных слушаний принимается Главой города.
5.3. Порядок проведения публичных слушаний утверждается решением Думы города.
II. Деятельность органов местного самоуправления города
по регулированию землепользования и застройки
Статья 6. Цели и задачи градостроительной деятельности в городе Нижневартовске
6.1. Основная цель градостроительной деятельности, включающей процесс территориального планирования, градостроительного зонирования, проектирования, застройки и благоустройства территории города - создание безопасной, здоровой, функционально и пространственно сбалансированной среды обитания жителей города, эффективного развития производства при обеспечении охраны и улучшения окружающей среды.
6.2. Главными задачами градостроительной деятельности в городе является:
- повышение качественного уровня жизни населения, создание условий для устойчивого социально-экономического развития поселения;
- деятельность по территориальному планированию и градостроительному регулированию, направленная на улучшение инвестиционного климата;
- реструктуризация промышленного комплекса и комплексная реконструкция окружающей среды с учетом улучшения экологической ситуации и повышения интенсивности использования территории.
Статья 7. Объекты градостроительной деятельности
7.1. Объектами градостроительной деятельности в городе являются:
- территория города в пределах границ городской черты;
- территориальные зоны;
- территории планировочных районов, микрорайонов, кварталов города;
- градостроительные комплексы;
- земельные участки с возводимыми на них: зданиями и сооружениями; объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, временными сооружениями, в том числе элементами благоустройства;
- объекты капитального строительства.
Статья 8. Субъекты градостроительной деятельности
8.1. Субъектами градостроительной деятельности на территории города являются:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- физические и юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков на территории города, а также иностранные физические лица и организации, осуществляющие градостроительную деятельность как заказчики и инвесторы;
- юридические и физические лица, выступающие в качестве подрядчиков на исполнение конкретных видов работ;
- государственные органы и учреждения, создаваемые для осуществления надзорных, контрольных, экспертных и регистрационных функций.
8.2. Каждый субъект градостроительной деятельности имеет право на обеспечение его интересов, которое осуществляется посредством возможности:
- доступа к открытой градостроительной информации;
- участия в принятии решений, связанных с преобразованием окружающей материально-пространственной среды, а также за счет государственного регулирования градостроительной деятельности в виде:
- установления градостроительных регламентов, социально-градостроительных и технических нормативов и стандартов;
- лицензирования участников градостроительной деятельности, сертификации строительной продукции и услуг, экспертизы градостроительной и проектной документации;
- ведения государственного и общественного контроля реализации градостроительных решений.
8.3. Все субъекты градостроительной деятельности обязаны:
- выполнять положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативно-правовых актов градорегулирования, действующих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и города Нижневартовска, нести ответственность за их нарушение и возмещать ущерб, причиненный в результате своих незаконных действий;
- выполнять требования государственных органов в области архитектуры и градостроительства, землепользования, экологии, органов государственного контроля и надзора, предъявляемые в пределах их компетенции;
- не совершать действия, оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду, памятники природы, истории и культуры, природные ландшафты, объекты инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройство территорий, затрагивающие законные интересы третьих лиц и препятствующие реализации прав владельцев сопредельных земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья 9. Вопросы местного значения города и полномочия органов местного самоуправления города в сфере регулирования землепользования и градостроительной деятельности
9.1. Вопросы местного значения города в сфере регулирования землепользования и градостроительной деятельности определены Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 10. Полномочия Думы города в области градостроительной деятельности
К полномочиям Думы города в области градостроительной деятельности относятся:
- утверждение генерального плана города;
- принятие нормативных правовых актов в области регулирования градостроительных отношений и отношений землепользования, в том числе Правил землепользования и застройки;
- установление размеров земельного налога и арендной платы;
- иные полномочия, отнесенные к компетенции Думы города Уставом города Нижневартовска, решениями Думы города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статья 11. Полномочия администрации города в области градостроительной деятельности
11.1. К полномочиям администрации города в области градостроительной деятельности относятся:
- разработка и выполнение муниципальных целевых программ градостроительного планирования и рационального использования земель города, охраны земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
- обеспечение эффективного планирования использования земель города;
- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города;
- утверждение градостроительной документации по планировке территории города;
- предоставление, прекращение прав и изъятие в установленном порядке земельных участков, а также разработка и утверждение соответствующих регламентов на территории города;
- обеспечение контроля за использованием и охраной земель, в том числе за соблюдением собственниками земельных участков требований строительных, экологических, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных правил и нормативов;
- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города;
- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города.
- установление публичных сервитутов в качестве обременений использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд;
- содействие осуществлению контроля за охраной и использованием вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира, организации мероприятий по охране природы и улучшению экологической среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов, а также строительству и реконструкции объектов охраны природы, содействие проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны;
- взимание платы за землю, а также разработка и утверждение регламента по применению установленных ставок арендной платы на землю;
- иные полномочия, отнесенные к компетенции администрации города Уставом города Нижневартовска, решениями Думы города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
11.2. В целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной деятельности Главой города издаются муниципальные правовые акты в соответствии с Уставом города Нижневартовска.
III. Градостроительное планирование территориального развития города
Статья 12. Генеральный план города
12.1. Управление территориальным развитием города осуществляется на основе генерального плана.
12.2. Генеральный план города является основным градостроительным документом, определяющим перспективы развития города. В соответствии со своим назначением генеральный план определяет функциональное зонирование территории города, основные направления его территориального развития, организации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия, обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.
12.3. Решение о подготовке проекта генерального плана города или внесении изменений в генеральный план принимает Глава города в случае истечения срока реализации действующего генерального плана или возникновения других обосновывающих причин.
12.4. Генеральный план утверждается Думой города.
12.5. Проект генерального плана до его утверждения подлежит рассмотрению на публичных слушаниях и согласованию в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
12.6. После утверждения генеральный план подлежит опубликованию, и является обязательным для всех субъектов градостроительной деятельности на территории города.
Статья 13. Реализация генерального плана города
13.1. Реализация генерального плана города осуществляется на основании плана реализации генерального плана города, который утверждается Главой города.
13.2. В плане реализации генерального плана содержатся:
- решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки или о внесении изменений в Правила землепользования и застройки;
- сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов;
- сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения;
- финансово-экономическое обоснование реализации генерального плана.
Статья 14. Проект городской черты
14.1. Установление городской черты проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.
14.2. Городская черта устанавливается по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.
14.3. Утверждение и изменение городской черты осуществляются органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
14.4. Включение земельных участков в городскую черту не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Статья 15. Проекты планировки территорий города
15.1. Проекты планировки территорий города разрабатываются в соответствии с установленным генеральным планом города для выделения элементов планировочной структуры на основе градостроительных программ и содержат конкретные мероприятия по изменению среды обитания отдельных частей города.
15.2. Проекты планировки территорий города устанавливают: красные линии и линии регулирования застройки и использования земель, мероприятия по инженерной подготовке территории, благоустройству и охране окружающей среды; функциональное зонирование территории; границы территорий государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности; социально необходимый состав и размещение объектов культурно-бытового и коммунального обслуживания населения; организацию транспортного обслуживания; трассы магистральных инженерных коммуникаций; поперечные профили улиц, включают в себя иные положения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
15.3. В проектах планировки могут быть разработаны предложения по объемно-пространственному и архитектурно-художественному решению застройки, режиму использования зон охраны памятников истории и культуры.
15.4. Утвержденные проекты планировки являются основой для разработки проектов застройки отдельных земельных участков, проектов транспортных магистралей и узлов, магистральных инженерных сетей и сооружений.
Статья 16. Проекты межевания территорий города
16.1. Проекты межевания территорий города разрабатываются для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий кварталов, микрорайонов, земельно-имущественных комплексов.
16.2. Проекты межевания территорий могут разрабатываться в составе проектов планировки территорий и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города.
16.3. Проектами межевания застроенных территорий устанавливаются границы и определяются размеры земельных участков с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действующих на период застройки указанных территорий.
16.4. Нормы предоставления земельных участков вновь осваиваемых территорий устанавливаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки, градостроительными нормативами.
16.5. Проекты межевания территорий утверждаются Главой города и являются основанием для проведения комплекса землеустроительных работ по межеванию (составления межевого дела, установления границ земельных участков на местности).
Статья 17. Регламент ведения и утверждения сводного плана красных линий города
17.1. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территории города. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании застроенных или подлежащих застройке земель в границах города, при оформлении документов физическими и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и объектами капитального строительства, государственной регистрации прав и сделок на них.
17.2. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользования.
17.3. Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету:
- в документации по планировке территории и проектной документации;
- в проектах инженерно-транспортных коммуникаций;
- при инвентаризации земель;
- при установлении границ землепользования;
- в проектах территориального землеустройства;
- в проектах межевания территорий;
- при установлении границ территориальных зон.
17.4. Красные линии разрабатываются, согласовываются и утверждаются в составе градостроительной документации.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки документации по планировке территории, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.
17.5. Корректировка красных линий может осуществляться по решению уполномоченного органа администрации города в связи с изменением градостроительной ситуации, в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог, а также в иных случаях при соответствующем обосновании и обращении заинтересованных лиц.
17.6. Ведение сводного плана красных линий:
- сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается уполномоченным органом администрации города;
- подлинные чертежи планов красных линий, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий сдаются заказчиком градостроительной документации и хранятся в градостроительном архиве города вместе с соответствующей градостроительной документацией.
17.7. Предоставление материалов сводного плана красных линий:
- для получения выкопировки из сводного плана красных линий заинтересованное лицо направляет в уполномоченный орган администрации города соответствующую заявку. В заявке указывается территория (микрорайон, квартал, панель, улица), для которой запрашиваются красные линии, а также цель использования красных линий (проектирование, изыскания, строительство, прочие цели). Выкопировка предоставляется уполномоченным органом администрации города в течение пяти рабочих дней.
Статья 18. Градостроительные планы земельных участков
18.1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
18.2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
18.3. Форма градостроительного плана утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Проекты застройки
19.1. Проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города разрабатываются в границах установленных красных линий или границах земельных участков.
19.2. В проекте застройки определяются:
- линии регулирования застройки;
- расположение зданий, строений и сооружений, этажность и другие их характеристики;
- архитектурное решение застройки;
- системы инженерного оборудования, связи и благоустройства;
- организация движения транспортных средств и пешеходов, ширина проезжей части дорог и пешеходных дорожек, организация санитарно-защитных зон от дорог.
19.3. Проекты застройки, разработанные по заказу администрации города, утверждаются Главой города в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом мнения населения.
19.4. Проекты застройки, заказчиками которых являются физические и юридические лица, согласовываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и утверждаются заказчиками.
Статья 20. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации
Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
IV. Градостроительное зонирование и регламентирование использования
территорий города
Статья 21. Виды территориальных зон
21.1. Границы территориальных зон, отображаемые на карте градостроительного зонирования (согласно приложению 1 к Правилам землепользования и застройки), их наименования, градостроительные регламенты к ним устанавливаются индивидуально, с учетом:
- особенностей расположения и условий развития города, частей его территории;
- возможности территориального сочетания различных видов существующего и будущего использования земельных участков;
- функциональных зон, определенных генеральным планом города;
- сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
- планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с генеральным планом города и документацией по планировке территории города.
21.2. Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования устанавливаются по:
- красным либо другим линиям градостроительного регулирования;
- границам земельных участков;
- границам городской черты;
- естественным границам природных объектов;
- иным границам.
21.3. На карте градостроительного зонирования отображаются также границы зон градостроительных ограничений по требованиям охраны памятников истории и культуры, экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям в соответствии с утвержденным генеральным планом города.
21.4. По функциональному назначению территория города в соответствии с картой зонирования разделяется на следующие зоны:
Жилые зоны (Ж):
- зоны с застройкой многоэтажными жилыми домами (Ж-1);
- зоны с застройкой малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами (Ж-2);
- зоны с застройкой индивидуальными жилыми домами (Ж-3);
- жилая подзона городского центра (Ж-4);
- жилая подзона с объектами обслуживания и коммерческой активности (Ж-5).
Общественно-деловые зоны (ОД):
- зоны обслуживания и торговли (ОД-1);
- зоны деловые и учрежденческие (офисные, научно-учебные, административные здания, лечебно-оздоровительные функции) (ОД-2).
Производственные зоны (П):
- зоны производственно-складские и коммерческой активности с функциями торговли и обслуживания (П-1);
- зоны коммунально-складские (П-2);
- зоны предприятий IV и V класса вредности (П-3);
- зоны предприятий II-III класса вредности (П-4);
- зоны предприятий I класса вредности (П-5);
Природоохранные зоны (ПО);
Рекреационные зоны (Р):
- зоны городских парков (Р-1);
- зоны городских лесов (Р-2);
- зона акваторий (Р-3);
Зоны сельскохозяйственного назначения (СН)
- зоны сельскохозяйственных угодий и фермерских хозяйств (СН-1);
- зоны садово-огороднических объединений (СН-2);
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур (ИТ)
- зона полосы отвода железной дороги (ИТ-1);
- зона аэропорта (ИТ-2);
- зона автомобильных дорог и инженерных коммуникаций (ИТ-3);
Зоны специального назначения (С);
Зоны режимных территорий (РТ);
Резервные зоны (РЗ):
- зоны перспективного развития (РЗ-1);
- земли запаса (РЗ-2).
При установлении более одной зоны определенного вида в кодировке указывается порядковый номер зоны.
Статья 22. Градостроительный регламент
22.1. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительный регламент территории представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
22.2. Градостроительные регламенты устанавливаются в процессе разработки карты градостроительного зонирования на основании детального изучения социально-пространственного качества среды, возможности и рациональности ее изменения.
22.3. Градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства.
22.4. Градостроительный регламент распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
22.5. Граждане и юридические лица вправе выбирать виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения градостроительных и технических норм и требований к подготовке проектной документации и строительству.
22.6. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают:
- основные виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения особых градостроительных требований к формированию земельных участков и объектов капитального строительства и технических требований по подготовке проектной документации и строительству;
- условно разрешенные виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые лишь в качестве дополнительных к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними;
22.7. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
22.8. На территории города Нижневартовска устанавливаются градостроительные регламенты согласно приложению 2 к Правилам землепользования и застройки.
22.9. Выполнение градостроительных регламентов является обязательным для всех субъектов градостроительной деятельности.
Статья 23. Использование земельных участков и объектов капитального строительства, несоответствующих установленному градостроительному регламенту территориальных зон
23.1. Использование земельных участков и объектов капитального строительства, несоответствующих установленному градостроительному регламенту территориальных зон осуществляется в рамках предусмотренных действующим градостроительным и земельным законодательством.
Статья 24. Линии градостроительного регулирования
24.1. Линии градостроительного регулирования - границы территорий, в пределах которых действуют особые режимы и правила их использования в соответствии с нормативными требованиями.
24.2. Линии градостроительного регулирования устанавливаются проектами планировки, межевания и застройки территорий, а также проектами санитарно-защитных зон, проектами водоохранных зон, зон санитарной охраны источников водоснабжения, проектами охранных зон памятников истории и культуры и т.д.
24.3. На территории города действуют следующие линии градостроительного регулирования:
- красные линии;
- линии регулирования застройки;
- границы полосы отвода железных дорог;
- границы технических (охранных) зон действующих и проектируемых инженерных сооружений и коммуникаций;
- границы зон охраняемого городского и природного ландшафта.
24.4. Администрация города обеспечивает соблюдение и выдачу юридическим и физическим лицам исходно-разрешительной документации, содержащей полную информацию обо всех действующих на данной территории линиях градостроительного регулирования.
V. Требования к землепользованию и застройке территории города
Статья 25. Основные принципы организации застройки на территории города
25.1. Планировочная организация и застройка города должны отвечать требованиям создания среды, соответствующей значению города и наиболее способствующей организации жизнедеятельности населения, защите от неблагоприятных факторов природного окружения.
25.2. Для решения этих задач необходимо:
- обеспечивать эффективное использование территории с учетом особенностей ее функциональной организации, решений транспортной и инженерной инфраструктур города, заложенных в генеральном плане, инженерно-геологические и ландшафтные характеристики;
- учитывать характер исторически сложившейся среды и имеющихся в городе объектов историко-культурного значения;
- использовать, в том числе в новой застройке, архитектурно-планировочные приемы, наиболее соответствующие социально-гигиеническим параметрам территории.
25.3. Застройка города должна осуществляться в соответствии с генеральным планом, утвержденными проектами планировки территории, проектами межевания территории и проектами застройки, настоящими Правилами, а также действующими на территории города муниципальными правовыми актами в области градостроительной деятельности.
25.4. При проектировании и осуществлении любого вида строительства необходимо строго соблюдать красные линии застройки, предусмотренные утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией.
25.5. Строительство зданий, сооружений и объектов благоустройства на территории города, в том числе промышленных объектов, осуществляется только по проектам, разработанным имеющими лицензию проектными организациями и после получения в администрации города разрешения на строительство.
25.6. Все объекты капитального строительства и градостроительные комплексы должны вводиться в эксплуатацию только после выполнения всех строительно-монтажных работ, с обеспечением полного уровня инженерного оборудования, инвентарем и благоустройства (проезды, подходы, озеленение, наружное освещение и т.п.) в соответствии с утвержденными проектами, строительными, противопожарными, санитарно-эпидемиологическим нормами и правилами.
Статья 26. Особенности застройки и землепользования на территориях жилых зон
26.1. Жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, стоянок автомобильного транспорта, многоэтажных и поземных гаражей (паркингов).
26.2. Размещение нежилых помещений в жилых зданиях (при осуществлении нового строительства и при переводе жилых помещений в нежилой фонд) допускается в случаях предусмотренных действующим законодательством при условии отделения нежилых помещений от жилой части здания противопожарными преградами и обеспечения входов со стороны улиц и магистрали общегородского и районного значения. При этом запрещается использование помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. Вид функционального назначения данных помещений устанавливается настоящими Правилами землепользования и застройки в соответствии с градостроительными регламентами жилых зон.
26.3. Нежилые помещения, размещаемые на первом этаже жилого дома должны быть обеспечены необходимым количеством машиномест на прилегающей территории согласно требованиям градостроительного регламента и местных нормативов градостроительного проектирования.
26.4. Границы земельных участков для строительства объектов капитального строительства в жилых зонах устанавливаются в соответствии с градостроительным планом земельного участка, разработанным на основе проекта планировки соответствующей территории.
26.5. Предоставление земельных участков под жилищное строительство осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
26.6. Граждане и юридические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды вправе осуществлять снос, строительство или реконструкцию находящихся на данных земельных участках зданий, строений, сооружений в соответствии с градостроительным, земельным, жилищным законодательством, законодательством об охране окружающей среды и культурного наследия при условии соблюдения градостроительных и технических регламентов. Право начала строительства наступает после утверждения проекта в установленном порядке и получения разрешения на строительство в соответствии с действующим законодательством.
26.7. Застройка территорий должна осуществляться в строгом соответствии с проектами планировки, утвержденными в установленном порядке.
26.8. До начала строительства жилых домов и зданий гражданского назначения должно осуществляться устройство дорог, вертикальная планировка территорий, прокладка новых и реконструкция существующих подземных коммуникаций.
26.9. Тип застройки, этажность, плотность, архитектурно-композиционные особенности и другие ее характеристики должны соответствовать требованиям градостроительного регламента зоны размещения строительства и требованиям градостроительного плана земельного участка.
26.10. Жилые здания с квартирами на первом этаже следует располагать, как правило, с отступом от красных линий.
26.11. Запрещается осуществлять любой вид капитального строительства, в том числе сооружение отдельных частей зданий (портики, лестницы и т.п.) вне пределов красных линий (кроме прокладки инженерных коммуникаций, а также посадки зеленых насаждений общего пользования, предусмотренных градостроительной документацией).
26.12. Застройку жилых кварталов (микрорайонов) необходимо формировать поэтапно в виде законченных градостроительных комплексов в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. Законченность градостроительных комплексов должна обеспечиваться опережающей прокладкой инженерных сетей и одновременным, вместе с жилой застройкой, строительством объектов культурно-досугового и социально-бытового обслуживания, а также благоустройства в объеме, предусмотренном нормативами.
26.13. Объем и качество законченного строительством объекта, оснащение инженерным оборудованием, внешнее благоустройство земельного участка должны соответствовать проектно-сметной документации.
26.14. В кварталах (микрорайонах) жилой застройки, а также при объектах, характеризующихся интенсивной посещаемостью, следует предусматривать необходимое количество мест для парковки личного автотранспорта путем организации открытых стоянок и размещения многоэтажных гаражей (стоянок). Интенсивно использовать подземные пространства жилых и общественных зданий. В подвальных этажах жилых и нежилых объектах капитального строительства предусматривать стоянки легкового автотранспорта.
26.15. Установка временных металлических гаражей в жилых микрорайонах, кварталах допускается только для автотранспортных средств инвалидов, страдающих заболеванием опорно-двигательного аппарата и ветеранов Великой Отечественной войны.
Статья 27. Особенности застройки и землепользования на территориях общественно-деловых зон
27.1. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий и иных объектов капитального строительства, стоянок автомобильного транспорта в соответствии с видами разрешенного использования, установленными для каждого вида территориальной зоны картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
27.2. Изменение функционального назначения объектов социально-бытового и культурно-досугового обслуживания населения, которое влечет за собой снижение установленного государственными и муниципальными градостроительными нормативами уровня обслуживания населения, безопасности (в том числе пожарной) не допускается.
27.3. При принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства в рамках разрешенного использования территориальной зоны границы и размеры земельного участка могут быть пересмотрены в соответствии с действующими градостроительными нормативами в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством.
27.4. Объекты капитального строительства общественного назначения, торговли обслуживания должны быть обеспечены расчетным количеством машиномест согласно градостроительных регламентов и местных градостроительных нормативов. Не допускается увеличение мощности объектов капитального строительства за счет сокращения территории предусмотренной под автостоянки, благоустройство и озеленение.
Статья 28. Особенности застройки и землепользования на территориях производственных зон
28.1. Производственные зоны предназначены для размещения промышленных, производственно-технических, коммунальных и складских объектов, а также обеспечивающих их функционирование объектов инфраструктуры и санитарно-защитных зон.
28.2. В зонах производственно-складских и коммерческой активности с функциями торговли и обслуживания допускается размещение объектов обслуживания и оптово-розничной торговли и питания (кафе, бары, рестораны).
28.3. При застройке промышленных, производственно-технических и коммунально-складских зон должно обеспечиваться рациональное и эффективное землепользование с соблюдением утвержденных градостроительных регламентов.
28.4. Строительство новых предприятий, имеющих вредные выбросы в атмосферу и водоемы, без мероприятий по улучшению качества природной среды на территории города не допускается.
28.5. Строительство промышленных предприятий, имеющих вредные выбросы и другие неблагоприятные факторы опасности воздействия на человека (шум, электромагнитное излучение и т.д.) может быть разрешено только на территориях производственных зон, соответствующих классу вредности намечаемого к строительству объекта.
28.6. На территориях производственных предприятий могут быть размещены объекты общественно-делового назначения для обслуживания работника предприятия (столовая, медпункт, спортзал, магазины товаров первой необходимости).
28.7. Земельные участки, на которых расположены предприятия, являющиеся источником повышенной опасности, должны быть огорожены с учетом санитарно-защитных зон.
28.8. Степень экологической, пожарной, социальной и иной опасности от размещения предприятия определяется проектом строительства, прошедшим государственную экспертизу.
28.9. Строительство предприятий должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденными в установленном законом порядке природоохранными, санитарными, строительными нормами и правилами, а также правилами, обеспечивающими необходимую охрану труда, пожарную безопасность и сохранность зон, установленных для инженерных сооружений и коммуникаций.
28.10. Проекты строительства или реконструкции промышленных предприятий должны разрабатываться в соответствии с генеральным планом города и Правилами землепользования и застройки.
28.11. Проектом строительства производственных объектов должны предусматриваться обеспечение противопожарных и санитарных норм, рациональные решения по охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха, по отводу сточных вод, снятие и хранение природного слоя почвы, рекультивация земельного участка.
28.12. Предприятия производственного назначения независимо от формы собственности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований пожарной безопасности, требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. В этих целях они обязаны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе внедрения экологически безопасных технологий, надежной и эффективной работы очистных сооружений, обеззараживания и утилизации отходов с обязательным проведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.
28.13. В промышленных зонах и санитарно-защитной зоне промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, образовательных учреждений, учреждений культуры, здравоохранения, отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, садово-огороднических объединений граждан, а также производство сельскохозяйственной продукции.
28.14. Территории санитарно-защитных зон должны быть озеленены согласно норм с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.
28.15. Санитарно-защитная зона должна быть благоустроена, являясь архитектурно-эстетическим переходным элементом между промышленными зонами и зонами иного назначения.
28.16. При размещении предприятий и других производственных объектов необходимо предусматривать меры по исключению загрязнения почв, поверхностных и подземных вод и атмосферного воздуха, меры по сохранению имеющихся зеленых насаждений.
28.17. Работы, связанные с вырубкой деревьев в промышленных и коммунально-складских зонах на лесопокрытых участках проводятся на основании лесорубочного билета, выдаваемого в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Статья 29. Особенности застройки и землепользования на территориях зон инженерной и транспортной инфраструктуры
29.1. Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования объектов железнодорожного транспорта, аэропорта, автомобильных дорог, трубопроводного транспорта и инженерных сетей энергообеспечения, связи, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации, а также для объектов инженерной инфраструктуры очистных сооружений водоснабжения, канализации, котельных, электрических подстанций, тепловых пунктов, насосных станций и включают территории, необходимые для их технического обслуживания, охраны и организации санитарно-защитных зон.
29.2. Вся территория зоны инженерной и транспортной инфраструктуры должна использоваться в соответствии с видами разрешенного использования, установленными для этой зоны. Размещение на территории зоны инженерной инфраструктуры объектов жилого и общественно-делового назначения не допускается.
29.3. Инженерные коммуникации проектируются в соответствии с генеральным планом города, схемой территориального планирования Российской Федерации, схемой территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа, а также планируемым размещением объектов капитального строительства федерального и регионального значения, в том числе:
- объектов энергетических систем регионального значения;
- объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий.
29.4. Прокладка магистральных коммуникаций должна производиться, как правило, на территориях зон инженерной и транспортной инфраструктуры. Места прокладки коммуникаций по улицам и транспортным магистралям определяются их поперечными профилями. При прокладке коммуникаций в охранных зонах требуется согласование специально уполномоченных государственных органов.
29.5. При прокладке коммуникаций по благоустроенным территориям в проектах должны предусматриваться объемы и мероприятия по качественному восстановлению благоустройства в первоначальном объеме, в том числе и озеленению, которые должны быть согласованы с владельцами этих территорий и осуществлены за счет заказчика до ввода в эксплуатацию данного объекта.
29.6. Владельцы подземных и наземных коммуникаций обязаны иметь достоверную и полную документацию по принадлежащим им сетям и сооружениям и в установленные сроки передавать в администрацию города документы об изменениях, связанных с их проектированием, строительством и эксплуатацией.
29.7. При разработке рабочей документации отдельной транзитной или магистральной коммуникации должен учитываться проект строительства, реконструкции, благоустройства улицы, по которой намечена прокладка сети, а также ранее разработанные или разрабатываемые проекты на размещение других инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.
29.8. Земляные работы, связанные с прокладкой и переустройством инженерных коммуникаций, могут производиться только после получения разрешения на производство земляных работ в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
29.9. Ответственность за сохранность геодезических знаков, зеленых насаждений, элементов благоустройства и инженерных сетей в районе выполнения работ возлагается на производителя работ и застройщика.
29.10. В состав зон транспортной инфраструктуры включаются территории улично-дорожной сети, крупных транспортных развязок, а также допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных и наземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах общественного транспорта).
29.11. Планирование, проектирование, строительство и реконструкция дорожно-транспортной инфраструктуры города (улиц, дорог, площадей, линий железных дорог, путепроводов, транспортных развязок) осуществляются на основе утвержденного генерального плана города, схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, схемы территориального планирования Российской Федерации, а также с учетом размещения объектов капитального строительства федерального и окружного значения.
29.12. Внутриквартальные проезды, подъездные пути предназначены для обеспечения транспортной связи с объектами, размещенными на внутриквартальной территории, с транспортными магистралями и разрабатываются в составе проекта планировки или межевания квартала (микрорайона). Ширина внутриквартальных проездов должны быть не менее 6 метров. При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечить возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроено-пристроенными помещениями, и доступ пожарных автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. При размещении объекта, не предусмотренного ранее разработанным проектом планировки, подъездные пути и проезды, необходимые для строительства и эксплуатации объекта выполняются за счет застройщика. Проектная документация на строительство внеплощадочных подъездов и сооружений разрабатывается и согласовывается в составе документации на объект в целом.
29.13. При осуществлении работ по развитию улично-дорожной сети, других объектов транспортного назначения, финансируемых за счет федерального, окружного бюджета или бюджета города, расходы по выносу из зон строительства инженерных сетей и коммуникаций, находящихся на балансе предприятий, организаций и учреждений, предусматриваются в рамках реализуемых проектов.
29.14. При прокладке новых железнодорожных линий на территории города тип пересечения с другими транспортными и инженерными коммуникациями должен согласовываться с администрацией города.
29.15. Территории зон транспортной инфраструктуры, как правило, относятся к землям общего пользования, за исключением земельных участков, предоставляемых предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного и автомобильного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, развитию подземных и наземных зданий, строений и сооружений.
29.16. Работы, связанные с вырубкой деревьев в зонах инженерной и транспортной инфраструктуры на лесопокрытых участках проводятся в порядке, указанном в пункте 28.17 Правил землепользования и застройки.
Статья 30. Особенности застройки и землепользования на территориях рекреационных зон
30.1. Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, водные и другие природные объекты.
30.2. Зона городских парков предназначена для обеспечения правовых условий сохранения и пользования природных объектов для кратковременного отдыха, спорта и проведения досуга населения на обустроенных пространствах. К зоне городских парков относятся парки, скверы, пешеходные бульвары, набережные и другие элементы ландшафтного строительства.
Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются в соответствии с утвержденной документацией по планировке территорий.
30.3. Зона городских лесов выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующих массивов городских лесов, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и организации мест отдыха населения.
Границы городских лесов, в том числе территорий, не покрытых растительностью, предназначенных для лесовосстановления, лесоразведения и ведения лесного хозяйства, определяются в соответствии с градостроительным зонированием с учетом данных государственного земельного кадастра, материалов лесоустройства и паркоустройства.
В городских лесах могут осуществляться следующие виды лесопользования:
- пользование участками лесов для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
- побочное лесопользование;
- пользование участками для научно-исследовательских целей.
30.4. На территориях рекреационных зон допускается ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
30.5. Выбор участков для устройства в рекреационных зонах водных объектов, их оборудование, благоустройство и содержание, а также качество воды водных объектов должны отвечать требованиям санитарных норм и правил.
Ответственность по выполнению санитарных норм при использовании в рекреационных зонах водного объекта и прилегающей территории лежит на физических и юридических лицах, являющихся собственниками, владельцами, землепользователями и арендаторами, осуществляющими хозяйственную деятельность на участке рекреационных зон, водного объекта.
Статья 31. Особенности застройки и землепользования на территориях зон специального назначения
31.1. Зоны специального назначения предназначены для размещения объектов ритуального назначения (кладбищ, крематориев), а также складирования и захоронения отходов. На территориях указанных зон размещение объектов, относящихся к основным видам разрешенного использования для других территориальных зон, не допускается.
31.2. На территориях зон специального назначения градостроительным регламентом устанавливается особый правовой режим использования этих территорий с учетом требований государственных градостроительных нормативов и правил, а также специальных нормативов.
31.3. В состав территорий зон специального назначения включаются охранные зоны, установленные в соответствии со специальными нормативами.
Статья 32. Особенности застройки и землепользования в резервных зонах городских земель
32.1. Резервные зоны городских земель предназначены для перспективного освоения в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
32.2. В состав зон резервного фонда городских земель включаются:
- территории, зарезервированные под перспективное развитие в соответствии с генеральным планом города, под муниципальные объекты капитального строительства;
- территории, выявленные для дополнительного использования;
- территории, используемые с нарушением установленного разрешенного использования, подлежащие изъятию.
32.3. Территории резервных зон могут быть использованы для размещения временных объектов с разрешения администрации города до принятия решения об их освоении и переводе в соответствующий вид территориальной зоны.
32.4. Границы резервных зон городских земель определяются картами градостроительного зонирования. Разрешенное использование конкретных территориальных резервных зон устанавливается градостроительным регламентом.
Статья 33. Требования к благоустройству территории и дизайну городской среды
33.1. Для создания эстетически полноценной среды города следует широко использовать архитектурно-художественные и дизайнерские средства: свето-цветовое решение, монументально-художественное оформление, малые архитектурные формы и т.д.
33.2. Все проекты благоустройства территорий города разрабатываются в соответствии действующими строительными нормами и другими нормативными документами.
33.3. Юридические и физические лица, эксплуатирующие на правах собственника, владельца или арендатора здания или сооружения в границах предоставленных им земельных участков несут полную ответственность за осуществление всех предусмотренных соответствующей проектной документацией и предписаниями соответствующих служб администрации города мероприятий по благоустройству территорий, содержат в порядке территорию в границах предоставленных земельных участков, а также несут ответственность за сохранность зеленых насаждений на территории в границах предоставленных земельных участков.
33.4. На наиболее значимых с точки зрения формирования образа городской среды территориях (общественно-деловых зон, территориях центральных улиц, скверов и парков и т.д.) проекты размещения временных объектов и малых архитектурных форм: летних кафе, торговых павильонов, остановочных пунктов, опор освещения, скамеек, стендов, скульптуры, ограждений, рекламы и других элементов, а также проекты монументально-художественного оформления зданий и сооружений (включая промышленные и коммунальные объекты) и праздничного оформления города согласовываются с уполномоченным органом администрации города и утверждаются заказчиком.
33.5. Собственники, пользователи, владельцы и арендаторы зданий, строений и сооружений обязаны осуществлять ремонт и окраску, облицовку фасадов зданий исключительно по разработанным паспортам цветового решения фасадов. В случае утраты паспорта либо изменения цветового решения здания, строения или сооружения вновь разработанный паспорт цветового решения фасада согласовывается с уполномоченным органом администрации города. За выполнение отделки фасадов зданий, строений и сооружений без паспорта или с нарушением решений, указанных в паспорте, собственники, пользователи, владельцы и арендаторы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
33.6. Приемка законченных работ по благоустройству производится в соответствии с действующим законодательством.
33.7. Содержание элементов благоустройства определяется Правилами благоустройства и содержания территории города, утверждаемых Думой города. Размещение объектов наружной рекламы регламентируется Положением о порядке размещения наружной рекламы в городе, утверждаемым Главой города.
Статья 34. Требования к застройке и содержанию территорий садово-огороднических объединений
34.1. Застройка территорий садово-огороднических объединений производится в соответствии с действующими строительными нормами и правилами на основании утвержденной градостроительной документации - проектом планировки или застройки, проектом межевания, согласованными в установленном порядке.
34.2. Основными нормативами организации застройки территории коллективных садов являются:
- количество и размер подъездных и внутренних дорог;
- минимальное расстояние между зданиями, строениями и сооружениями, границами земельных участков;
- техническая характеристика инженерного обеспечения территории;
- перечень необходимых противопожарных мероприятий;
- перечень мероприятий по охране окружающей среды.
34.3. Для строительства садового домика сезонного, временного пользования и хозяйственных построек на земельных участках следует применять индивидуальные или типовые проекты. Габариты садовых домиков и хозяйственных построек, место их размещения на участке, этажность, степень огнестойкости должны соответствовать установленному градостроительному регламенту и решениям, принятым в проекте застройки соответствующей территории.
34.4. Застройщик садово-огородного участка вправе по своему усмотрению производить отделку фасадов, декоративное устройство внешних и внутренних элементов участка и сооружений, не нарушая их размеров.
34.5. Подведение инженерных коммуникаций к строениям следует осуществлять с соблюдением технических условий, полученных в установленном порядке и требований нормативных документов.
34.6. На территории каждого садово-огороднического объединения должны быть организованы места складирования и временного хранения твердых бытовых отходов (не менее 1 на 100 участков). Указанные площадки размещаются равномерно на территории садово-огороднического объединения и должны иметь водонепроницаемое покрытие, удобный подъезд и ограждение (в т.ч. зелеными насаждениями). Расстояние между местами складирования и временного хранения твердых бытовых отходов должно быть не более 100 метров. На каждом садовом участке должно быть определено место кратковременного сбора твердых бытовых отходов с соблюдением санитарных разрывов до ближайшего садового домика.
34.7. На всей территории садово-огороднического объединения должна регулярно проводиться санитарная очистка и уборка от мусора, валежника, кустарника и травостоя. Ответственность за санитарную очистку территории участка несут собственники, владельцы, в местах общего пользования - правление садово-огороднического объединения.
34.8. При проектировании застройки садоводческих объединений учитываются следующие противопожарные мероприятия:
- расстояние застройки до лесных массивов должно быть не менее 15 м;
- проектируемая территория садоводческого объединений с числом участков до 50 должна иметь один въезд, более 50 участков - не мене двух въездов;
- тупиковые проезды должны обеспечиваться разворотными площадками размером не менее 12х12 м;
- на территории общего пользования должно проектируется не менее двух пожарных водоемов;
- рядом с пожарными водоемами должно быть запроектированы обустройство площадки и подъезды для установки пожарной техники с возможностью забора воды насосами.
Существующие садоводческие объединения должны обеспечить указанные пожарные мероприятия на своей территории в соответствии с требованиями государственных органов противопожарной службы.
34.9. Порядок использования территорий садово-огороднических некоммерческих объединений граждан регулируется действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Требования к озеленению территорий города
35.1. Зеленые насаждения, располагаемые в пределах городской черты, формируют единую систему озеленения города, в которую включаются: парки, сады, скверы, бульвары, озеленение улиц (озеленение общего пользования), озеленение жилой застройки, участков учреждений здравоохранения, образования, других предприятий и организаций (озеленение ограниченного пользования), санитарных, водоохранных зон, кладбищ и пр. (озеленение специального назначения).
35.2. Формирование новых объектов озеленения общего пользования, а также реконструкция существующих осуществляется по специальным проектам, согласованных в установленном порядке.
35.3. При организации застройки территорий необходимо обеспечивать максимальное сохранение существующего озеленения. Для этой цели следует выделять соответствующие участки озеленения на стадии проектирования и обеспечивать их охрану от неорганизованного использования в процессе строительства.
35.4. При невозможности сохранения зеленых насаждений в смете на строительство объекта должны предусматриваться необходимые средства на пересадку или восстановление древесно-кустарниковой растительности, восстановление растительного грунта и травяного покрова.
35.5. При проектировании прокладки инженерных сетей вблизи зеленых насаждений необходимо выполнение подеревной съемки в зоне 5 м от оси коммуникации.
35.6. Ответственность за сохранность зеленых насаждений возлагается:
- в парках, садах, бульварах - на владельцев территорий;
- на улицах перед строениями до красных линий, на внутриквартальных участках - на руководителей жилищно-эксплуатационных участков, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, владельцев земельных участков и строений;
- на территориях организаций в пределах их защитных зон - на руководителей организаций;
- на территориях зеленых насаждений, предоставленных под застройку - на руководителей организаций и граждан, которым предоставлены земельные участки, а со дня начала работ - на руководителей подрядных организаций и граждан.
35.7. За повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений на предоставленном земельном участке, а также непринятие мер охраны находящихся в их ведении зеленых насаждений виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.
VI. Охрана окружающей среды. Градостроительные ограничения и особые
условия использования территории города
Статья 36. Охрана окружающей среды
36.1. Охрана окружающей среды обеспечивается системой мер экологического контроля на стадиях проектирования, строительства объектов капитального строительства и их эксплуатации в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
36.2. Разработка градостроительной документации должна осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды и учетом последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.
36.3. В составе генерального плана города обязательна разработка раздела охраны окружающей среды. Основные направления охраны среды, определенные генеральным планом, используются для конкретизации этих положений в соответствующей градостроительной документации для микрорайонов жилой застройки и нежилых зон, отдельных объектов производственного, энергетического, транспортного и др. коммунального назначения.
36.4. При разработке разделов "Охрана окружающей среды" в проектной документации должны предусматриваться:
- конкретные мероприятия по охране территорий, водного и воздушного бассейнов города от загрязнения атмосферными выбросами, производственными и хозяйственными стоками, отходами производства и потребления, вредного физического воздействия, подтопления и заболачивания;
- организация и благоустройство санитарно-защитных зон производственных предприятий и других негативно воздействующих на окружающую среду объектов, водоохранных зон водотоков и водоемов, охранных зон источников водоснабжения, охранных зон гидрометеостанций и постов;
- для объектов, производственная деятельность которых оказывает влияние на воздушный и водный бассейн города, - опережающее строительство воздухоохранных и водоохранных сооружений по отношению к производственным объектам, а также внедрение малоотходных и безотходных технологий.
36.5. Соблюдение природоохранных требований при проектировании объектов обеспечивается системой государственной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
Статья 37. Водоохранные зоны, зоны санитарной охраны водоисточников и прибрежные защитные полосы
37.1. Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны водоисточника является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
37.2. Водоохранной зоной является территория, прилегающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности.
37.3. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
37.4. Порядок установления водоохранных зон и зон санитарной охраны водоисточников устанавливается проектом водоохранных зон, разработанным с учетом конкретных условий планировки и застройки и в соответствии с утвержденным генеральным планом города.
37.5. Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется в соответствии с нормативно-методическими документами по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Проектирование зон санитарной охраны водоисточников осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
37.6. В водоохранных зонах запрещается:
- размещение складов горюче-смазочных материалов, мест складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов;
- складирование мусора;
- заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;
- размещение стоянок транспортных средств;
- иная деятельность, ограничения по которой предусмотрены действующим законодательством.
37.7. До утверждения в установленном порядке проектов водоохранных зон, зон санитарной охраны водоисточников при установлении режима использования территориальных зон применяются размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с действующим санитарным законодательством.
37.8. Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах население города информируется в установленном порядке.
37.9. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, на которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.
37.10. Установление водоохранных зон и береговых полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов или запрета на совершение сделок, предусмотренных законодательством.
37.11. Предельные размеры земельных участков зон санитарной охраны водоисточников и предельные параметры разрешенного строительства в них определяются действующими санитарными нормами и правилами. Установление зон санитарной охраны водоисточников не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников земли, землепользователей, арендаторов. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках, находящихся в зонах санитарной охраны водоисточников регламентируется санитарным законодательством.
37.12. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках, находящихся в водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах устанавливается законодательством Российской Федерации.
37.13. Не допускается размещать новые производственные объекты в зоне санитарной охраны водоисточников.
37.14. В производственных зонах, которые могут оказаться во второй и третьей зонах санитарной охраны подземного водозабора не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического заражения подземных вод. Для существующих и планируемых к размещению объектов в этих производственных зонах должны быть проведены мероприятия по санитарному благоустройству (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностных вод и др.).
Статья 38. Санитарно-защитные зоны производственных предприятий, коммунальных, радиотехнических, транспортных и других объектов
38.1. Санитарно-защитные зоны - территории, отделяющие объекты производственных предприятий, являющихся источниками выделения вредных веществ, запаха, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества, ионизирующих излучений от жилой застройки. В этих зонах не допускается размещение спортивных сооружений, парков, детских учреждений, школ, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования.
38.2. В соответствии с действующими санитарными правилами и нормами для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, потенциально опасными для человека, в зависимости от мощности и в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:
- предприятия первого класса - 1000 м;
- предприятия второго класса - 500 м;
- предприятия третьего класса - 300 м;
- предприятия четвертого класса - 100 м.
- предприятия пятого класса - 50 м
38.3. Санитарно-защитные зоны предназначены для обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния физических факторов от предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач на население.
38.4. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого промышленного предприятия и других объектов, которые могут быть источником химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
38.5. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки, а также для перспективного развития жилой застройки. Санитарно-защитная зона не может рассматриваться как территория для размещения коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
38.6. Параметры санитарно-защитных зон в зависимости от класса, характера производства и мощности объектов промышленности различных отраслей, коммунальных, ветеринарных, радиотехнических объектов, воздушных линий электропередачи, железных и автомобильных дорог и ограничения прав по использованию земли в санитарно-защитных зонах устанавливаются проектами санитарно-защитных зон, разработанными в соответствии с генеральным планом города.
Статья 39. Зоны обременений сервитутами
39.1. Сервитуты могут быть частными и публичными.
39.2. Частные сервитуты устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством.
39.3. Публичные сервитуты устанавливаются в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.
39.4. Границы действия сервитутов обозначаются на градостроительных планах земельных участков, входящих в состав исходно-разрешительной документации на строительство.
VII. Порядок разработки, согласование и утверждение проектной
документации
Статья 40. Проведение инженерных изысканий
40.1. Перед подготовкой проектной документации проводятся инженерные изыскания для изучения природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и расположенных на них земельных участков. Не допускается подготовка проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
40.2. Порядок выполнения инженерных изысканий определяется действующим законодательством.
Статья 41. Технические условия на инженерное обеспечение объекта
41.1. Технические условия (ТУ) на подключение к системам водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, радио- и телекоммуникаций запрашиваются заинтересованными лицами в организациях, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
41.2. Организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, технические условия выдаются в срок не более 14-ти рабочих дней, и которые содержат условия подключения к инженерным сетям и сооружениям, условия подачи и данные о выделяемой мощности энергоресурсов, точки подключения, условия для организации учета потребляемых энергоресурсов, воды, теплоносителей, мероприятия по энергосбережению, экологические требования.
41.3. Технические условия действительны в течение периода, указанного организациями осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, но не мене 2 лет с даты выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Статья 42. Проектная документация
42.1. Проектная документация разрабатывается применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
42.2. Подготовка проектной документации осуществляется физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование.
42.3. Состав, порядок разработки проектной документации устанавливается действующими нормативными актами.
42.4. Стадийность проектирования объекта устанавливается застройщиком или заказчиком в задании на разработку проектной документации и архитектурно-планировочным заданием, выдаваемым администрацией города.
42.5. Требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, устанавливаются действующими нормативными актами.
Статья 43. Согласование проектной документации
43.1. Проектная документация подлежит согласованию уполномоченными органами в области:
- архитектуры и градостроительства;
- природопользования и экологии;
- санитарно-эпидемиологического надзора;
- государственного пожарного надзора на строительство объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования, имеются отступления от противопожарных требований действующих норм проектирования;
- жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с эксплуатирующими организациями инженерного обеспечения;
- транспорта, связи и эксплуатации дорог, в том числе с эксплуатирующими организациями связи и эксплуатации дорог.
43.2. Органы, которым направлена на согласование проектная документация, рассматривают, согласовывают или дают мотивированный отказ в срок, предусмотренный действующим законодательством.
Статья 44. Утверждение проектной документации
44.1. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.
44.2. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу в порядке, установленном законодательством.
44.3. Один экземпляр копии материалов инженерных изысканий и проектной документации в составе и порядке, установленном действующим законодательством, передается в администрацию города для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
VIII. Порядок осуществления строительства и реконструкции объектов
капитального строительства
Статья 45. Право на осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства
Правом осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительное изменение объекта капитального строительства) на территории города обладают физические и юридические лица, являющимися правообладателями земельных участков.
Статья 46. Разрешение на строительство
46.1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
46.2. Разрешение на строительство на территории города выдается уполномоченным органом администрации города в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 47. Консервация объектов капитального строительства
47.1. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
47.2. Консервация объекта капитального строительства - временная приостановка работ по строительству (реконструкции) объекта, сопровождающаяся рядом организационно-технических мероприятий, направленных на сохранность и безопасность объекта до возобновления его строительства (реконструкции).
47.3. Решение о консервации строящегося объекта капитального строительства принимают физические и юридические лица, владеющие земельными участками (на правах собственности, аренды, постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения), иными объектами недвижимости или их доверенные лица. Решение о консервации объекта должно содержать перечень организационно-технических мероприятий, направленных на сохранность и безопасность объекта.
47.4. На срок консервации объекта разрешение на строительство отзывается.
47.5. Работы по прекращению консервации объекта, включая восстановительные работы, выполняются на основании оформленного разрешения на строительство.
Статья 48. Разрешение на ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов капитального строительства
48.1. Право на эксплуатацию вновь построенного, реконструированного, отремонтированного объекта возникает на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
48.2. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного и отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка, утвержденной проектной документации, требованиям конструктивно-технологической надежности и безопасности сооружений.
48.3. Порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.
48.4. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 49. Строительные работы, не требующие оформления разрешения на строительство
49.1. Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города и его отдельных частей и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
49.2. Разрешение на строительство не требуется в случаях, указанных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также при осуществлении следующих работ:
а) реконструктивные работы:
- изменение формы оконных и дверных проемов;
- создание, ликвидация оконных и дверных проемов;
- устройство и остекление лоджии и балконов, не используемых в качестве аварийных выходов;
- замена столярных и других элементов фасада;
- устройство козырьков, навесов, крылец;
б) ремонтно-восстановительные работы фасадов:
- замена отделочных материалов на материалы, соответствующие пожарно-техническим характеристикам и имеющим санитарно-эпидемиологические заключения;
- проведение штукатурных, облицовочных и окрасочных работ;
- ремонт, восстановление архитектурных элементов;
- ремонт и покраска столярных изделий;
- ремонт и покраска кровли;
в) перепланировка помещений:
- замена или устройство ненесущих перегородок;
- закладка дверных проемов в несущей стене;
- устройство тамбуров внутренних или наружных;
г) замена технологического оборудования:
- замена инженерного и сантехнического оборудования (за исключением случаев переоборудования по всему зданию);
д) благоустройство и озеленение (без предоставления земельного участка и без применения капитальных конструкций):
- размещение малых архитектурных форм;
- установка коммунально-бытового оборудования;
- размещение временных попутных объектов торговли и бытового обслуживания (летние кафе, палатки, лотки и т.п.);
- размещение и оборудование детских и спортивных площадок и т.п.;
- посадка групп деревьев и кустарников.
49.3. Определение дополнительного перечня объектов, для строительства (реконструкции) которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
IX. Контроль за использованием и охраной земель города,
ответственность за нарушение установленного порядка использования
и охраны земель города
Статья 50. Осуществление контроля за использованием и охраной земель на территории города
50.1. Муниципальный контроль за использованием земель на территории города осуществляется уполномоченным органами администрации города.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
50.2. Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами, осуществляется специально уполномоченным государственным органом.
Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
50.3. Контроль за соблюдением градостроительных требований к землепользованию в городе осуществляет уполномоченный орган администрации города.
Статья 51. Ответственность за нарушение Правил землепользования и застройки города, установленного порядка использования и охраны земель поселения
Ответственность за нарушение настоящих Правил землепользования и застройки, установленного порядка использования и охраны земель города наступает по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством.
Статья 52. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области землепользования и застройки
52.1. По факту выявленного административного правонарушения должностные лица уполномоченных администрацией города органов, осуществляющих контроль за использованием земель города, извещают соответствующие государственные органы согласно законодательству Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об административных правонарушениях.
52.2. Дела об административных правонарушениях в области использования земельных участков и застройки рассматриваются уполномоченными органами в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.