Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
муниципального образования
город Нижневартовск
от 31 октября 2006 г. N 99
Городская целевая программа по преодолению социального сиротства
и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, "Семь Я" на 2007-2009 годы
1. Паспорт Программы
Название программы
|
Городская целевая Программа по преодолению социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Семь Я" на 2007-2009 годы. |
Основание для разработки программы
|
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год; Семейный Кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2006 N 84-оз "О формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размерах, порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка, об оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-мансийском автономном округе - Югре"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.06.2006 N 60-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829. |
Заказчик |
Администрация города Нижневартовска |
Разработчики |
Управление по опеке и попечительству |
Координатор
|
Заместитель Главы города по социальной и молодежной политике, Управление по опеке и попечительству |
Исполнитель |
Управление по опеке и попечительству |
Цели и задачи программы
|
Создание условий для воспитания и полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семье, их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Материальное стимулирование создания и развития на территории города семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (передачи данной категории детей на воспитание в семью под опеку (попечительство) или приемную семью). Пропаганда и развитие на территории города семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование, за счет городского бюджета, системы дополнительных мер социальной помощи и социальной поддержки семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Сроки реализации Программы |
2007- 2009 годы
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
Увеличение числа детей, передаваемых на воспитание в семью под опеку (попечительство) или приемную семью (до 20 детей в год), увеличение количества приемных семей (до 3 приемных семей в год); Сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в государственные учреждения или находящихся в них, за счет передачи детей в семью под опеку (попечительство) или приемную семью; Обеспечение дополнительных мер социальной помощи и социальной поддержки для приемных родителей, опекунов (попечителей) и их воспитанников; Создание методической, нормативно-правовой и информационной базы для развития и совершенствования на территории города Нижневартовска семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. |
Контроль за исполнением программы |
Управление по опеке и попечительству администрации города
|
2. Введение
Городская целевая Программа по преодолению социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Семь Я" на 2007-2009 годы (далее - Программа) является программой социальной ответственности администрации города и определяет основные направления ее деятельности в сфере развития семейных форм устройства, защиты личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганды и развития семейных форм их устройства.
Основными целевыми показателями Программы являются:
- преодоление социального сиротства;
- стимулирование создания и развития на территории города Нижневартовска семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (передачи данной категории детей на воспитание в семью под опеку (попечительство) или приемную семью);
- пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание системы дополнительных мер социальной помощи и социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение пропаганды и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа обеспечивает преемственность в реализации ранее проводимой администрацией города политики в сфере развития семейных форм устройства и защиты личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказания стимулирующей социальной поддержки и социальной помощи приемным семьям и семьям, взявшим ребенка (детей) под опеку (попечительство).
В структуру Программы входят разделы:
Раздел 1. Дополнительные меры социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1.1. Меры материально-технического оснащения приемных семей.
1.2. Меры материального стимулирования и содействия развитию приемных семей и семей опекунов (попечителей).
Раздел 2. Методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение пропаганды и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Анализ и актуальность исходного состояния проблемы
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год выразил озабоченность проблемами социального сиротства и подчеркнул необходимость разработки "программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Таких детей, находящихся сегодня в детских домах России, около 200 тысяч.
По состоянию на май 2006 года в управлении по опеке и попечительству администрации города на учете состоит 1110 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Из общего числа состоящих на учете 568 социальных сирот, 221 ребенок - это круглые сироты. Под опекой находятся 532 ребенка. В приемных семьях воспитывается 35 детей. 142 ребенка находятся в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждаются в семейном устройстве.
Анализ социальной ситуации показал, что основной причиной отсутствия родительского попечения является уклонение родителей от воспитания в отношении 36 % детей, являющихся социальными сиротами; 32% родителей лишены родительских прав; 32 % социальных сирот - это дети, которых родители отказались забрать в семью из государственных учреждений.
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию и поддержке семейных форм устройства детей, отмечается постоянное увеличение числа воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Так за первую половину 2006 года в государственные учреждения был устроен 21 ребенок, под опеку - 47 детей, усыновлено 5 детей и переданы в приемную семью только 7 детей.
Хорошо известны тяжелые последствия социального сиротства. Наиболее тяжелый след сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, развивается чувство тревоги, неуверенности в себе, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие.
Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показали, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определены статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации:
- передача на воспитание в семью - на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) и приемную семью;
- а при отсутствии такой возможности - в учреждения.
Наиболее распространенная форма семейного устройства осиротевших детей - опека. Когда ребенка забирают в семью, как правило, близкие или дальние родственники. На сегодня это более развитая форма устройства. Большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство).
Согласно законодательству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры опекунам выплачиваются денежные средства на содержание подопечного из средств бюджета автономного округа, переданные в виде субвенции на муниципальный уровень. Организуется отдых в каникулярное время для опекаемых и приемных детей и лиц, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также оплачивается санаторно-курортное лечение и проезд к местам отдыха и обратно. Опекаемым и приемным детям по окончании общеобразовательного учреждения выплачивается пособие на приобретение одежды и обуви.
В последнее время получила развитие еще одна форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья. Как правило, воспитанниками приемной семьи становится определенный контингент детей - воспитанники детских учреждений интернатного типа, если у них нет близких или полностью утрачена связь с кровной семьей. Приемная семья становится родным домом и для детей-инвалидов, которым зачастую не остается места в родной семье. Находят в ней приют и дети из многодетных семей, когда разъединить братьев и сестер не представляется возможным и имеет прямой смысл ввести их всех в новую - приемную семью.
Разработка и реализация городской целевой программы развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Семь Я" на 2007-2009 обусловлена необходимостью решения проблемы воспитания в замещающих семьях, развивать и сохранять социальные связи, связи в отношениях ребенок - родитель, братья - сестры.
В настоящее время в Нижневартовске в 5 приемных семьях воспитываются 35 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Две из этого числа, благодаря предпринимаемым мерам, открыты в 2006 году.
4. Цели и задачи программы
Основной целью программы является преодоление социального сиротства и создание условий для воспитания и полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье (приемной или семье опекунов), их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
1. Пропаганда и развитие на территории города семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Материальное стимулирование создания и развития на территории города семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (передачи данной категории детей на воспитание в семью под опеку (попечительство) или приемную семью).
3. Формирование, за счет городского бюджета, системы дополнительных мер социальной помощи и социальной поддержки для семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Основные направления реализации Программы
Раздел 1. Дополнительные меры социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1. Меры материально-технического оснащения приемных семей.
1.2. Меры материального стимулирования и содействия развитию приемных семей и семей опекунов (попечителей).
Программа предусматривает реализацию мероприятий по материальному стимулированию и развитию на территории города семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дополнительные меры социальной поддержки приемным семьям и семьям, взявшим детей под опеку (попечительство). Намечается разработка системы обеспечения психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей.
Приемная семья должна желать и иметь возможность на воспитание максимальное количество детей, чувствуя уверенность, поддержку и заботу со стороны органов власти, в том числе органов местного самоуправления.
Раздел 2. Методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение пропаганды развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оказание своевременной правовой, социальной, психолого-медико-педагогической помощи в воспитании детей, перенесших эмоциональные и психические травмы.
Разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание.
Формирование информационной базы данных приемных семей, кандидатов в приемные родители.
Предусматривается осуществление комплекса мероприятий по информированию населения по вопросам состояния проблемы социального сиротства, пропаганды положительного опыта работы приемных семей и семей опекунов (попечителей).
6. Финансовое обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства городского бюджета, спонсорские денежные средства.
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает три основных направления:
- утверждение расходов на Программу в соответствии с предусмотренными мероприятиями;
- организацию выполнения мероприятий;
- координацию действий соисполнителей и контроль за выполнением мероприятий Программы.
7.1. Утверждение расходов на реализацию мероприятий Программы
Управление по опеке и попечительству администрации города:
- обеспечивает реализацию предусмотренных Программой мероприятий, координацию деятельности основных исполнителей, контролирует выполнение намеченных мероприятий;
- формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную заявку, предусматривая в ней объем ассигнований на поэтапную реализацию мероприятий Программы, и представляет ее в департамент финансов и департамент экономики администрации города.
Бюджетная заявка рассматривается на бюджетной комиссии и утверждается Главой города.
Объемы финансовых средств для реализации Программы корректируется с учетом возможностей бюджета города.
7.2. Организация выполнения мероприятий программы
Основные исполнители Программы:
- разрабатывают и утверждают планы работы по выполнению соответствующих мероприятий;
- осуществляют организацию выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ и мероприятий, контроль за сроками и качеством выполнения мероприятий;
- подготавливают и направляют предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Вопросы взаимодействия в рамках программы и контроля за ходом ее реализации рассматриваются на заседаниях при заместителе Главы города по социальной и молодежной политике.
7.3. Контроль за выполнением мероприятий Программы и координация работы по их выполнению
Координацию работы по выполнению мероприятий Программы и контроль за ходом ее реализации осуществляет управление по опеке и попечительству администрации города.
Отчеты о выполнении мероприятий Программы представляются соисполнителями Программы ежеквартально в установленном порядке. Один раз в полугодие управление по опеке и попечительству администрации города представляет Главе города информационно-аналитические материалы о ходе реализации Программы.
Вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств, согласно планам работы Думы города, администрации города, рассматриваются на заседаниях Думы города и аппаратных совещаниях при Главе города, заместителе главы города по социальной и молодежной политике, ежеквартально анализируются на совместных заседаниях исполнителей Программы.
8. Социально-экономические последствия и оценка
эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяемых для воспитания в приемную семью (до 20 детей в год) и увеличить количество приемных семей на территории города (до 3 приемных семей в год);
- обеспечить преемственность и стабильность городской социальной политики в сфере семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечить защиту личных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- стимулировать, пропагандировать и развивать на территории города семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшить социальное и материальное положение детей, оставшихся без попечения родителей;
- сформировать комплекс мероприятий правовой, социальной, психолого-медико-педагогической помощи в воспитании детей, перенесших эмоциональные и психические травмы.
Оценка эффективности программных мероприятий проводится через наблюдение за изменениями ситуации, связанной с определением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи и семьи опекунов (попечителей), а также улучшение их социально-экономического положения, проведение социологических опросов, анализ и мониторинг обращений граждан в администрацию города. Показателем эффективности программных мероприятий является также увеличение количества детей (до 20 детей в год), устраиваемых в приемные семьи и под опеку (попечительство), наряду с этим, уменьшение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устраиваемых в учреждения. Также рост числа приемных семей (до трех семей в год) и семей опекунов (попечителей).
О внесении изменений в настоящий перечень см.:
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 28 марта 2008 г. N 388
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 27 ноября 2007 г. N 307
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 26 октября 2007 г. N 285
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 20 июня 2007 г. N 240
Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 22 февраля 2007 г. N 183
Перечень основных мероприятий
городской целевой Программы по преодолению социального сиротства и
развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, "Семь Я" на 2007-2009 годы,
сроки их реализации и объемы финансирования
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 31 октября 2006 г. N 99 "Об утверждении городской целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.