Судебная коллегия по уголовным делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой С.А,
судей Боярищевой Е.О, Полковникова А.В.
при секретаре Звягинцевой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2019 года уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Алексеева Д.С. на приговор Калужского районного суда Калужской области от 09 ноября 2018 года, по которому
АЛЕКСЕЕВ Д.С, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", несудимый,
осужден по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения до вступления приговора в законную силу избрана в виде заключения под стражу, осужденный Алексеев Д.С. взят под стражу в зале суда.
Срок наказания постановлено исчислять с 09 ноября 2018 года.
В приговоре принято решение о судьбе вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Прокофьевой С.А, объяснения осужденного Алексеева Д.С. и его защитника - адвоката Яшина А.А, поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Бызова А.В, возражавшего на доводы апелляционной жалобы, полагавшего приговор изменить, зачесть в срок наказания осужденному время его содержания под стражей, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев Д.С. признан виновным в совершении в составе организованной группы покушения на незаконный сбыт наркотических средств в значительном и крупном размере.
Преступление им совершено в 2018 году, в период по 20 июля 2018 года, на территории "адрес" и "адрес" при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Алексеев Д.С. виновным себя признал полностью.
В апелляционной жалобе осужденный Алексеев Д.С, выражая несогласие с приговором, находит, что назначенное ему наказание не соответствует степени общественной опасности совершенного преступления, указывает, что, вопреки выводам суда, имеются основания для применения ч. 6 ст. 15 УК РФ; им совершено неоконченное преступление; он совершил преступление, связанное с незаконным оборотом "легких" наркотиков природного происхождения, которые в случае доведения им преступления до конца могли причинить минимальный вред здоровью; имеются основания для учета смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. "е" ч. 1 ст. 61 УК РФ, поскольку у него не было корыстных мотивов, он являлся потребителем наркотических средств и имел наркотическую зависимость; он признает свою вину и раскаивается в содеянном, преступление совершил впервые, является законопослушным гражданином, официально трудоустроен и, соответственно, является послушным налогоплательщиком, состоит в гражданском браке с ФИО8, которая является студенткой, и он был единственным кормильцем в семье, намерен узаконить их отношения; до постановления приговора он находился на свободе и принимал участие в работе оперативных сотрудников, всеми силами способствовал следствию, поменял свое отношение к наркотическим средствам, намерен пройти лечение от наркозависимости, в связи с чем обращался в соответствующую клинику.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и приведенные в судебном заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия находит приговор Калужского районного суда Калужской области от 09 ноября 2018 года в отношении Алексеева Д.С. подлежащим изменению.
Выводы суда о виновности Алексеева Д.С. в совершении в составе организованной группы покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере сторонами не оспариваются, основаны на приведенных в приговоре доказательствах, тщательно исследованных в ходе судебного разбирательства и надлежаще оцененных в их совокупности.
Доказательства, положенные судом в основу своих выводов о виновности осужденного Алексеева Д.С, правильно оценены как допустимые и достоверные, а в своей совокупности - достаточные для разрешения уголовного дела.
Обоснованность выводов суда о фактических обстоятельствах уголовного дела сомнений не вызывает.
Доводы осужденного об отсутствии у него корыстных мотивов опровергаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, в частности показаниями самого Алексеева Д.С, согласно которым за участие в совершении преступления от руководителя организованной группы он получал не только часть наркотического средства, но и вознаграждение в виде денежных средств, за каждую сделанную им закладку с наркотическими средствами ему выплачивалась определенная сумма денежных средств.
Суд правомерно квалифицировал действия осужденного по квалифицирующему признаку "в крупном размере", поскольку Алексеев Д.С. совершил покушение на незаконный сбыт в том числе наркотического средства " "данные изъяты"", общая масса которого в перерасчете на сухое вещество составила 207,57 г, то есть в размере, который, согласно постановлению Правительства РФ от 01 октября 2012 года N 1002 (с последующими изменениями), является крупным.
Правильно судом квалифицированы действия осужденного Алексеева Д.С. и по признаку совершения преступления "организованной группой", поскольку покушение на незаконный сбыт наркотических средств совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения незаконного сбыта наркотических средств. На основании доказательств, рассмотренных в судебном заседании и приведенных в описательно-мотивировочной части приговора, суд правильно установил, что деятельность неустановленного лица и Алексеева Д.С. по сбыту наркотических средств осуществлялась в составе созданной в 2018 году, в период, предшествующий 20 июля 2018 года, и руководимой неустановленным лицом устойчивой преступной группы, о чем свидетельствуют предварительная договоренность между соучастниками и их сорганизованность, степень согласованности действий Алексеева Д.С. с неустановленным лицом - руководителем, четкое распределение обязанностей и ролей при совершении преступления, способ совершения преступления, применяемые меры конспирации.
Сведения о виде наркотических средств смягчающим обстоятельством не являются. Наркотические средства " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"", за незаконный оборот которых осужден Алексеев Д.С, включены в Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681.
Вопреки мнению осужденного, данные о наличии у него синдрома зависимости от каннабиоидов со склонностью к злоупотреблению иными психоактивными веществами степень общественной опасности совершенного им преступления не уменьшают и не свидетельствуют о наличии смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. "е" ч. 1 ст. 61 УК РФ. Доводы осужденного о наличии смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. "а" ч. 1 ст. 61 УК РФ, являются безосновательными. Указанной нормой закона в качестве смягчающего обстоятельства признается совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств, тогда как Алексеев Д.С. признан виновным в покушении на особо тяжкое преступление.
Утверждения осужденного Алексеева Д.С. о том, что он состоит в фактических семейных отношениях, не регламентированных Семейным кодексом РФ, намеревался заключить брак и являлся единственным кормильцем семьи, своего объективного подтверждения в представленных материалах не находят. Вопреки доводам осужденного, показания свидетеля ФИО8 не содержат фактических данных, подтверждающих вышеприведенные утверждения осужденного.
Сведения о том, что осужденным совершено неоконченное преступление - покушение на особо тяжкое преступление, а также данные о его личности, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом при назначении наказания Алексееву Д.С. учтены.
Признание вины и активное способствование расследованию преступления, а также наличие у Алексеева Д.С. заболеваний судом признаны смягчающими обстоятельствами и учтены в качестве таковых при назначении осужденному наказания.
Оснований для признания наличия иных смягчающих наказание Алексеева Д.С. обстоятельств, помимо тех, которые установлены и учтены судом, судебная коллегия не находит.
В связи с осуждением Алексеева Д.С. за совершение покушения на преступление, наличием смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ (активное способствование расследованию преступления), и отсутствием отягчающих обстоятельств судом при назначении Алексееву Д.С. наказания применена совокупность правил смягчения наказания, предусмотренных ч. 3 ст. 66 и ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Решение суда об отсутствии оснований для применения при назначении Алексееву Д.С. наказания ст. 64, 73 УК РФ судебная коллегия находит законным, обоснованным и справедливым.
Учитывая фактические обстоятельства совершенного преступления и степень его общественной опасности, вывод суда об отсутствии оснований для изменения категории совершенного Алексеевым Д.С. преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ судебная коллегия находит правильным.
Органами следствия при производстве предварительного расследования и судом при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, допущено не было.
Вместе с тем судебная коллегия находит необходимым внести в приговор в отношении Алексеева Д.С. изменения.
По смыслу закона, одновременный сбыт более одного наркотического средства в рамках единого умысла, направленного на их реализацию в целом, образует одно преступление, подлежащее квалификации в зависимости от количества того средства, для которого установлен наименьший показатель для определения размера как значительного, крупного или особо крупного.
Суд, оценивая действия Алексеева Д.С. по покушению на незаконный сбыт наркотических средств: " "данные изъяты"" общей массой 10,09 г и " "данные изъяты"" общей массой 207,57 г, не учел, что данные действия совершены одновременно, в рамках единого умысла, направленного на сбыт указанных средств в целом, независимо от их вида, что влечет правовую оценку содеянного им по одному из квалифицирующих признаков, характеризующих размер в данном случае как крупный.
В связи с приведенными обстоятельствами судебная коллегия считает необходимым исключить излишний квалифицирующий признак значительного размера, снизив Алексееву Д.С. размер назначенного ему наказания.
При этом судебная коллегия учитывает вносимые в приговор изменения, все обстоятельства дела, характер и общественную опасность совершенного преступления, личность осужденного, установленные судом первой инстанции смягчающие обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Кроме того, в силу положений ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ) в срок лишения свободы засчитывается время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу, в том числе и в случаях избрания указанной меры пресечения при постановлении приговора. В резолютивной части приговора должно быть принято решение о зачете времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу со ссылкой на соответствующую часть (части) ст. 72 УК РФ, с указанием периода зачета (с момента начала содержания лица под стражей до момента вступления приговора в законную силу) и примененных правил расчета (коэффициентов), установленных ч. 3, 3.1, 3.2, 3.4 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ).
Однако указанные требования закона судом первой инстанции не выполнены.
Поэтому судебная коллегия считает необходимым внести в приговор соответствующие изменения, учитывая при этом, что мера пресечения по настоящему уголовному делу в виде заключения под стражу Алексееву Д.С. избрана при постановлении приговора 09 ноября 2018 года, Алексеев Д.С. осужден по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, в связи с чем в силу ч. 3.2 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ) время содержания Алексеева Д.С. под стражей подлежит зачету в срок лишения свободы из расчета один день за один день.
Вид исправительного учреждения осужденному Алексееву Д.С. определен судом в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Калужского районного суда Калужской области от 09 ноября 2018 года в отношении АЛЕКСЕЕВА Д.С. изменить.
Исключить из осуждения Алексеева Д.С. по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ указание на квалифицирующий признак "в значительном размере".
Считать Алексеева Д.С. осужденным по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный организованной группой в крупном размере.
Смягчить назначенное Алексееву Д.С. по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ наказание до 5 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
На основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ) время содержания Алексеева Д.С. под стражей с 09 ноября 2018 года по день вступления приговора в законную силу 14 января 2019 года включительно зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день.
В остальном приговор в отношении Алексеева Д.С. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.