Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы г. Урай
от ________N __________
Генеральный план Положения о территориальном планировании
Генеральный план МО г. Урай разрабатывается в 2006-2007 гг. Научно-проектным институтом пространственного планирования "ЭНКО" (Санкт-Петербург) по заказу МУ "Управление капитального строительства г. Урай" в соответствии с Муниципальным контрактом N 63 от 27 декабря 2006 г.
Территориальное планирование, к которому относится и Генеральный план МО г. Урай, в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, направлено на определение назначения территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план - основной вид градостроительной документации о планировании развития территории города, отражающий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности.
Генеральный план разработан на следующие проектные периоды:
- I этап (первая очередь строительства) - 2015 г.
- II этап (расчетный срок Генерального плана) - 2025 г.
- III этап - прогноз на 25-30 лет, перспектива.
III этап графически отражается в территориях, резервируемых для перспективного развития города за пределами расчетного срока Генерального плана.
В Генеральном плане определены основные параметры развития города: перспективная численность населения, объемы жилищного строительства, необходимые для жилищно-коммунального строительства территории, основные направления транспортного комплекса и инженерной инфраструктуры. В проекте выполняется зонирование городских территорий с выделением жилых, производственных, общественных, рекреационных зон, территорий для развития других функций городского комплекса. Планировочные решения Генерального плана являются основой для разработки проектной документации последующих уровней, а также программ, осуществление которых необходимо для успешного функционирования различных городских систем.
Градостроительная документация, выполненная ранее:
Генеральный план 1992 г. (ЛеННИПградостроительства)
Генеральный план 2002 г. (ТюменьГражданпроект)
Концепция Генерального плана 2006 г. ( ГУП ХМАО "Гражданпроект")
В целом город территориально развивался в соответствии с данными проектами, отставая от намеченного по главным параметрам - численность населения, коммунальное и жилищное строительство, развитие сферы обслуживания, развитие транспортной инфраструктуры.
Цели и задачи проекта
Цель Генерального плана - разработка долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития, создания благоприятной городской среды.
Устойчивое развитие города предполагает обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышение инвестиционной привлекательности города, повышение уровня жизни и условий проживания населения, достижение долговременной экологической безопасности города и смежных территорий, рациональное использование всех видов ресурсов, современные методы организации транспортных и инженерных систем, создание благоприятной для жизни городской среды.
Цель устойчивого развития градостроительной системы - улучшение условий жизни, сохранение и приумножение всех ресурсов для будущих поколений.
Основными задачами Генерального плана, на решение которых направлены основные разделы проекта, являются:
Разработка мероприятий по качественному улучшению состояния городской среды - реконструкция отдельных микрорайонов города и благоустройство неосвоенных городских территорий;
Резервирование территорий для жилищного строительства, обслуживания, производства, отдыха и других функций;
Мероприятия по охране природного наследия, оптимизации экологической ситуации;
Мероприятия по развитию системы зеленых насаждений и благоустройству города, развитию транспортной и инженерной инфраструктур.
Основные сведения о городе
Современная история Урая начинается с середины XX в. вместе с освоением нефтеносных территорий западной Сибири. На Трехозерной площади Шаимского нефтяного месторождения из скважины N 6, пробуренной бригадой мастера С. Н. Урусова, забил первый нефтяной фонтан. Пристальное же внимание изучению геологического строения Шаимского района стали уделять после открытия Березовского газового месторождения (1953 г.). Первая скважина Р-6 была пробурена 13 июня 1960 года. 17 июня началась перфорация, и при первом же простреле появились признаки нефти. 18 июня скважина зафонтанировала.
В марте 1964 создается нефтепромысел Шаимнефть, Шаимская контора разведочного бурения N 3. В этом же году - 23 мая 1964 года - в направлении г. Омска от причала Сухоборского товарного парка отошел первый танкер с шаимской нефтью и уже в июле нефтепродукты с шаимской пропиской поступили на предприятия страны. В 1966 году был преодолен миллионный рубеж добычи нефти, а уже через год в работе находился второй нефтепромысел. 70-е годы стали годами становления главного градообразующего предприятия Урая ТПП "Урайнефтегаз", заложившего промышленную и социальную базу молодого города.
Внешние транспортные связи Урая, одного из ведущих центров добычи нефти Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляются автомобильным, водным и воздушным транспортом. Прямая железнодорожная связь с городом отсутствует.
Автомобильные дороги связывают город с другими населенными пунктами: станцией Устье-Аха Кондинского района (140 км), ст. Верхнекондинская (200 км), г. Советский (240 км). Сезонная автомобильная дорога обеспечивает сообщение до ст. Тавда (380 км). Основной поток грузоперевозок осуществляется автомобильным и сезонным речным транспортом.
Воздушный транспорт связывает Урай с Москвой, Ханты-Мансийском, Екатеринбургом, Уфой, Тюменью и другими городами.
Первый Генеральный план города был разработан в 1969 г. институтом ЛенНИИП Градостроительства. В 1992 г. этим же институтом была выполнена корректировка Генерального плана. При размещении города учитывался основной принцип размещения поселений - приближение мест проживания к местам приложения труда.
В северо-западной части проектируемой территории располагается полуостровной участок промышленной зоны. Селитебная компактная часть города вследствие сложных инженерно-строительных условий разместилась восточнее, на крутой надпойменной террасе. Застройка города велась в основном согласно Схемы упорядочения застройки и ПДП промзоны г. Урай, выполненной ГПКИ ТЮМЕНСКИЙ ПРОМСТРОЙПРОЕКТ.
Левобережная часть территорий городского округа не получила развития до настоящего времени. Размещавшиеся коммунально-складские территории, туристические базы в настоящее время в плачевном или заброшенном состоянии, а немногие участки садово-огороднических хозяйств редеют.
Город расположен на высоком коренном берегу р. Конда. Планировочная структура города в целом ориентирована на обширную низкую пойму реки, хотя композиция селитебной части города носит "полураскрытый" характер, традиционный для планировки северных поселений. Основная селитебная зона города отличается компактной, достаточно ясной регулярной планировочной схемой. Основные магистрали хорошо озеленены. Производственная зона имеет предпосылки для организации современного технопарка (высокий уровень озеленения, ясная планировочная схема). Климатическая обстановка в городе характеризуется доминированием ветров южных направлений.
Современная численность населения составляет около 43 тыс. человек. Основная часть населения работает на базисном предприятии города - "Урайнефтегаз".
1. Выводы комплексного градостроительного анализа
Комплексный градостроительный анализ территории выполнен с целью определения потенциала города для дальнейшего развития и выявления проблемных планировочных ситуаций, требующих разрешения.
Проведен анализ по следующим факторам:
- Экономико-географическое положение г. Урая
- Природные условия и ресурсы
- Эколого-гигиеническая ситуация
- Экономическая база развития города
- Современное использование территории
- Состояние жилого фонда и объектов обслуживания
- Планировочные ограничения - территории с нормированным градостроительным режимом использования (санитарно-защитные зоны и др.)
- Территориальные ресурсы
- Состояние транспортной и инженерной инфраструктур.
Оценка инженерно-строительных условий выполнена на основе анализа природных условий и ресурсов (особенностей рельефа местности, геолого-литологических и гидрологических характеристик), а также с учетом зон с особыми условиями использования территории (планировочных ограничений).
На Схеме комплексной оценки выделены:
Территории, благоприятные для градостроительного освоения (~ 42% территории):
- Это территории водораздельных участков надпойменных террас р. Конда, с абсолютными отметками от 50 м и выше, что соответствует II, III и частично I надпойменным террасам. Для территории характерна глубина залегания грунтовых вод от поверхности земли не менее 3 м, уклон поверхности до 10%, а нормативное давление на грунты оснований не менее 1,5 кг/см2. Район сложен аллювиальными отложениями, представленными переслаивающимися песками, супесями, суглинками и глинами. Из опасных физико-геологических процессов отмечаются: эрозия, в весенне-осенний период возможно образование верховодки. Для предотвращения последствий этих процессов необходимо проведение тщательной вертикальной планировки, также рекомендуется возведение зданий и сооружений на свайных фундаментах.
Территории, ограниченно благоприятные для градостроительного освоения (~ 16% территории):
- Это территории заболоченные и близкого залегания грунтовых вод, приуроченные к пониженные участкам I надпойменной террасы и фрагментарно к относительно ровным участкам II надпойменной террасы. Относительные уклоны 0,5-1,0%. Отложения аллювиальные. Грунты представлены слабозаторфованными песками, супесями, суглинками и глинами. Глубина залегания грунтовых вод 1,0-3,0 м, в весенне-осенний период выходят на поверхность. Из физико-геологических явлений широко встречаются обводненность и интенсивное заболачивание. Застройка возможна после проведения повсеместной подсыпки территории, вертикальной планировки, а также мероприятий, связанных с выторфовыванием, проведением дренирования, отводом поверхностных вод, замена торфа минеральными грунтами
- Небольшие узкие полосы крутых уклонов (10-30%) вдоль долины р. Конды и её притоков, в пределах I и II надпойменных террас. Глубина залегания грунтовых вод на таких участках примерно 5,0 м. и глубже. Сложены склоны переслаивающимися аллювиальными песками, супесями, суглинками и глинами. Так как на склонах наблюдается эрозионное выветривание, сопровождающееся образованием оврагов и оползней, необходимы мероприятия по выполаживанию склонов и их укреплению.
Территории, неблагоприятные для градостроительного освоения (~42% территории):
- Это пойменный комплекс, с небольшими участками I-й надпойменной террасы. Для района характерно близкое залегание грунтовых вод. Сложен аллювиальными, элювиально-делювиальными отложениями, представленными песчаными и суглинисто-песчаными грунтами мощностью 1,0-3,0 м. Кроме того, большая часть этой территории подвержена затоплению паводками 1% обеспеченности (абс. отметка 47,75 м) и 10% обеспеченности (абс. отметка 46,7 м). Эти участки приурочены к низинной, обводненной, местами заболоченной поверхности поймы р. Конды. Глубина залегания грунтовых вод 0,5-1,0 м. Строительство в этой зоне возможно только после повсеместной подсыпки территории до абс. отметки 47,8 м.
- Болотные комплексы. Участки приурочены к ровным обводненным поверхностям, преимущественно второй надпойменной террасы, с абсолютными отметками 55,0-60,2 м. Мощность торфа варьируется: до 2 м, 2,0-6,0 и более м. Участки поверхности сложены торфом водонасыщенным, слабо- и среднеразложившимся, подстилаемым толщей переслаивающихся песков, супесей, суглинков и глин. Глубина залегания грунтовых вод менее 1 м.
- Карьеры, расположенные на правом берегу Конды, один из них в районе промышленной зоны. Использование этих территории для градостроительных целей возможно после проведения рекультивации.
Территории, не подлежащие градостроительному освоению:
- Зоны нормативного недропользования - месторождения полезных ископаемых. Использование территорий в соответствии со СНиП 2.07.01-89*, п. 9.2* (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений), Закон РФ "О недрах": " ...застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки".
В комплекс мероприятий по инженерной подготовке территории города следует включать: использование свайных фундаментов, вертикальную планировку, подсыпку территории, организацию водоотведения поверхностного стока и его очистку, водопонижение грунтовых вод (дренаж), защиту затопляемой территории от паводков, уположение склонов и др.
Выводы комплексного градостроительного анализа территории являются основанием для планировочных решений Генерального плана г. Урая.
Выводы комплексного градостроительного анализа:
Город Урай имеет значительный потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения городской среды.
К положительным факторам, определяющим перспективы развития города, относятся:
- Урай - новый город, построенный по Генеральному плану. Ясная пространственная структура и сложившееся функциональное зонирование определяют возможности планировочного развития на расчетный срок Генерального плана.
- В пределах селитебной части города почти нет промышленных территорий со значительными санитарно-защитными зонами. Промышленные и коммунально-складские территории компактно расположены в производственной зоне к северо-западу от города.
- Город расположен на р. Конде с живописными зелеными берегами, городская территория достаточно хорошо озеленена.
- С запада и юга к капитальной застройке Урая примыкают территории, занятые садово-огородническими участками, значительная часть которых может быть использована для индивидуальной малоэтажной застройки. Инженерно-строительные условия на этих территориях благоприятны для строительства.
- В городе имеются благоприятные условия для интенсивного развития речного и воздушного транспорта как в области грузовых, так и пассажирских перевозок.
К основным проблемным особенностям сложившейся городской среды относятся:
- По данным инженерно-геологического районирования значительная часть территории города ограниченно благоприятна для градостроительного освоения, требует проведения мероприятий по инженерной подготовке. Проектированию и строительству должны предшествовать детальные инженерно-геологические изыскания. К югу от города имеются заболоченные участки, неблагоприятные для строительства.
- Шумовая зона от аэропорта накрывает восточную часть существующей застройки города.
- Часть внешних автомобильных дорог не имеет усовершенствованного покрытия, отсутствует автостанция, что отрицательно влияет на уровень обслуживания пассажиров внешним автомобильным транспортом. Отсутствует дублирующее транспортное соединение между селитебной и промышленной частью города.
2. Социально-экономические предпосылки градостроительного развития. Население
При разработке Генерального плана г. Урая в части экономической базы были учтены позиции, вытекающие из общего экономико-географического положения города, специфики его хозяйственного комплекса, социально-демографических, экологических и прочих факторов.
Перспективы социально-экономического развития города определяются, главным образом, оптимистичной динамикой развития нефтегазодобывающей отрасли в регионе. По данным ТПП "Урайнефтегаз" объемы добычи нефти и нефтяного газа в ближайшие 10-15 лет существенно вырастут, что потребует продолжения реконструкция и развития в Урае существующих профильных производств по нефтепереработке и транспортировке, развития нефтепроводной системы.
В рассматриваемый период в Урае должны существенно расшириться сферы коммерческой деятельности, в первую очередь торговли и услуг, финансового обслуживания.
В рассматриваемой перспективе строительный сектор имеет все предпосылки для расширения своей деятельности в связи с развитием экономики города и ростом численности населения.
Население
По данным Комитета статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу, численность населения МО г. Урай на 1 января 2007 года составила 43,0 тыс. человек.
Население города стабильно растет, как за счет естественного прироста, так и за счет миграции. Данная тенденция характерна для небольшого количества городов России и свидетельствует об экономической устойчивости Урая. В последние годы рост численности населения замедлился, но не прекратился.
Перспективная численность населения Урая будет определяться не только существующими демографическими тенденциями, а, главным образом, динамикой развития нефтегазовой отрасли в регионе.
Исходя из этого, НПИ "ЭНКО" был выполнен вариантный расчет численности населения города на расчетный срок Генерального плана:
I вариант - 50 тыс. чел.
II вариант - 55 тыс. чел.
Администрация МО "Городской округ город Урай", рассмотрев предложенные варианты по масштабам развития города, согласовала I вариант с численностью населения 50 тыс. чел.
Численность населения на I очередь (2015 г.) определена в размере 46 тыс. чел.
3. Стратегические направления градостроительного развития города
3.1. Планировочная концепция. Развитие планировочной структуры.
Функциональное зонирование территории
Градостроительная организация города характеризуется двумя важнейшими составляющими - планировочной структурой и зонированием городских территорий. Данные составляющие дают наиболее полное представление о принципах размещения основных функционально-пространственных элементов города, застроенных и открытых пространств, природно-рекреационных и урбанизированных территорий, основных планировочно-композиционных узлов и главных коммуникационно-планировочных осей.
Проектные предложения включают развитие трех базовых компонентов планировочной структуры городского пространства:
- Природный каркас
- Урбанизированный каркас.
Природный каркас - взаимосвязанная система городских озелененных пространств - парков, скверов, бульваров, особо охраняемых природных территорий, гидрологических объектов, лесных и лесопарковых массивов, рекреационных зон.
Урбанизированный каркас Урая образуют следующие главные структурные элементы:
- система основных транспортных магистралей
- главные планировочные оси города общегородской центр
- главные градостроительные узлы
- площади и общественные центры во всех частях города.
Развитие планировочной структуры
Планировочная структура Урая - система основных улиц и площадей, озелененные и водные пространства, зоны концентрации памятников истории и культуры сравнительно молодого города - является историко-культурным и градостроительным ресурсом, сохраняющим привычные, присущие данному городу черты и особенности.
В Генеральном плане предлагается преемственное развитие существующей городской среды, предусматривается сохранение и развитие сложившейся планировочной структуры города с учетом характерных особенностей ландшафта.
Естественные планировочные ограничения, инженерно-геологические данные, сложившаяся планировочная структура предопределили линейно-компактный характер развития города вследствие исторического расположения города на высоком берегу реки Конда в окружении болот.
Планировочная структура города линейная, вытянута вдоль р. Конда. В центральной части города расположен микрорайон Центральный и "Перекресток Времен" вдоль набережной. Подчеркнутая гексагональность композиции противопоставлена живописному природному ландшафту прибрежных территорий. С восточной стороны селитебной зоны располагается аэропорт, шумовая зона которого в микрорайонах Старый Урай и Аэропорт накрывает застройку.
На развитие планировочной структуры оказали значительное влияние характерные природные условия, в том числе заболоченный участок территории в центре. В предыдущих Генеральных планах на этих землях предлагалось создание городского парка. Вдоль основной магистрали ул. Узбекистанской предполагается размещение нового микрорайона многоэтажной застройки, соседствующей с центральной рекреационной зоной. Проектируется второй микрорайон многоэтажной застройки на территории, ранее занимаемой гаражными кооперативами. Проектом предусматривается в микрорайоне Юго-восточный значительное сокращение территорий, занимаемых тремя гаражными кооперативами и выделение территорий под два многоэтажных гаража. На сокращенных территориях предполагается размещение второго микрорайона многоэтажной застройки. Таким образом, предлагается создать пространственное развитие второй продольной магистрали ул. Узбекистанской и завершить предложения предыдущих Генеральных планов по формированию четкого центра города между пр. Ленина и ул. Узбекистанской. Пространственное развитие предполагается от административного центра на углу ул. Космонавтов и ул. Узбекистанской в сторону микрорайона Старый Урай и общественного центра. Проектом предусматривается чередование полузакрытых и открытых пространств, пересечение с основной пешеходной улицей - аллеей Мира - и главным монументом города.
Важным решением для обеспечения здоровой жилой среды является реконструкция территорий ветхой жилой застройки между ул. Космонавтов и ул. Нефтяников. Здесь на месте старых ветхих домов методом реновации территории предполагается разместить двух-четырех этажную (среднеэтажную) застройку. Вдоль второстепенной внешней магистрали и ул. Южной предполагается развитие новых селитебных микрорайонов. Один из новых микрорайонов среднеэтажной застройки, предлагаемый к размещению по ул. Южной, придаст городу завершенный объемно-пространственный образ при движении из периферии. Проектируемые в непосредственной близости с новым районом объекты социальной инфраструктуры позволят повысить уровень обеспеченности объектами обслуживания, особенно в новых периферийных районах. Новый узел объектов социальной инфраструктуры проектируется и в новых периферийных микрорайонах "Западный проект" и "Южный проект". Зона объектов общественно-делового назначения в микрорайоне "Западный проект" располагается поблизости от спортивного юношеского комплекса.
В проектном плане предусмотрено формирование "полуоткрытой планировочной структуры", предоставляющей возможность развития города по основным планировочным осям (транспортным и природным), в соответствии с историческими градостроительными особенностями. Открытость планировочной структуры обеспечивает возможность перспективного развития основных функциональных зон - жилых зон, мест приложения труда, природно-рекреационных территорий, обслуживающих зон и др.
Проектное функциональное зонирование территории
Зонирование территории города является одним из основных инструментов регулирования градостроительной деятельности. Зонирование устанавливает рамочные условия использования городской территории, обязательные для всех участников градостроительной деятельности, в части функциональной принадлежности, параметров застройки (этажность, плотность и др.), ландшафтной организации территории.
При разработке проектного функционального зонирования были использованы следующие исходные материалы, предоставленные Заказчиком:
- топографические основы в различных масштабах
- цифровые слои адресного плана, красных линий
- цифровые материалы земельных отводов
- прочие имеющие цифровые и традиционные материалы по использованию и перспективам развития городских земель
- ранее разработанные планировочные проекты
- цифровое космическое изображение.
Разработанное в составе Генерального плана г. Урай функциональное зонирование учитывает:
- результаты комплексного градостроительного анализа территории
- планировочную специфику города
- сложившиеся особенности использования городских земель.
При установлении территориальных зон учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, Федерального Закона РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, требования специальных нормативов и правил, касающиеся зон с нормируемым режимом градостроительной деятельности.
При разработке зонирования учитывались произведенные отводы, полученные от Управления архитектуры и градостроительства городского округа Урай.
Ниже приводится перечень функциональных зон, показанных на основном чертеже Генерального плана Урая:
- жилые зоны - зона застройки многоэтажными жилыми домами; зона застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами; зона застройки индивидуальными жилыми домами
- общественно-деловые зоны - зона центра города; зона объектов среднего и высшего профессионального образования; зона делового, общественного и коммерческого назначения; зона учреждений здравоохранения и социальной защиты
- производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур - зона промышленных объектов; зона коммунально-складских объектов и объектов инженерной и транспортной инфраструктур
- рекреационные зоны - зона городских парков, скверов, бульваров; зона лесопарков и городских лесов; зона спортивных комплексов и сооружений; зона, отдыха и туризма, зона естественного природного ландшафта
- зоны специального назначения - зона кладбищ; зона полигонов ТБО, промышленных отходов, зона объектов недропользования
- зоны сельскохозяйственного назначения - зона сельскохозяйственных угодий и объектов; зона садово-огороднического использования
- прочие зоны - зона озеленения специального назначения, зона перспективного развития инфраструктуры.
Зоны с особыми условиями использования территорий
В состав зон с особыми условиями использования территории входят:
Водоохранные зоны и прибрежные полосы рек устанавливаются в целях защиты водных объектов; хозяйственная деятельность проводится в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными, краевыми и местными Постановлениями.
Зоны особо охраняемых природных территорий. Зоны устанавливаются в целях сохранения природно-экологических условий территории. Порядок использования зон осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Постановлениями местных органов власти, а также действующими градостроительными нормативами.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в целях санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление хозяйственной деятельности в пределах зоны осуществляется в соответствии со специальными нормативами и правилами.
Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-технических, санитарно-технических, инженерно-технических объектов) устанавливают специальный режим использования территории и осуществления хозяйственной деятельности, определяемый в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, специальными нормативами и правилами.
Охранные коридоры инженерных коммуникаций устанавливаются в целях обеспечения их нормального функционирования и защиты от возможного воздействия на безопасность населения. Осуществление хозяйственной деятельности в пределах зоны осуществляется в соответствии со специальными нормативами и правилами.
Месторождения полезных ископаемых. Виды и режим использования недвижимости и земельных участков определяется по согласованию со специально уполномоченными органами в соответствии с законодательством о недрах, государственными градостроительными нормативами и правилами, специальными нормативами.
Объекты риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (потенциально опасные объекты экономики, зоны возможного химического заражения, коридоры коммуникаций, зоны затопления и др.)
В ГИС "Генеральный плана г. Урай" разработан электронный слой "Проектное зонирование территории города" по разработанному авторским коллективом классификатору с учетом требований Градостроительного кодекса РФ.
Градостроительные регламенты (перечень разрешенных видов хозяйственного использования, основные градостроительные параметры и ограничения на использование) разрабатываются в составе местного нормативного акта "Правила землепользования и застройки г. Урай".
Природная специфика Урая определила необходимость выделения в проектном зонировании территории особого назначения со специальным режимом градостроительной деятельности, которая показана на основном чертеже генерального плана:
Проектные мероприятия по оптимизации функционального зонирования территории городского округа Урай
При разработке предложений по проектному зонирования территории в Генеральном плане Урая последовательно проводились принципы общественно-культурного и экологического приоритетов принимаемых решений.
Проектное зонирование территории г. Урай предусматривает:
- Преемственность в функциональном назначении сложившихся территориальных зон, если это не противоречит нормативным требованиям экологической безопасности, эффективного и рационального использования городских территорий
- размещение нового жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры на экологически безопасных территориях с предварительным комплексом работ по инженерной и инфраструктурной подготовке территории
- Реконструкция и модернизация городских территорий, в том числе активный выход общественных, жилых и рекреационных зон к водному пространству р. Конда
- Проведение ряда структурных изменений в зонировании городской территории: сокращение доли территорий специализированного функционального назначения и увеличение многофункциональных зон - общественно-деловой, перспективного развития инфраструктуры.
- Увеличение площади рекреационных зон и территорий природного комплекса в структуре городских территорий
- Изменение функционального назначения ряда производственно-коммунальных объектов в центре и в составе жилых районов и развитие на этих участках коммерческо-деловых, обслуживающих и жилых функций
- Увеличение в проектном балансе территории города доли жилых и общественно-деловых зон при сокращении площадей, занятых в настоящее время производственными объектами.
Развитие планировочной структуры города и проектное зонирование территории показаны на Основном чертеже Генерального плана.
4. Мероприятия по территориальному планированию
4.1. Развитие жилых зон. Новое жилищное строительство и реконструкция
жилищного фонда
В течение расчетного срока жилищный фонд города планируется увеличить до 1,5 млн. кв. м (в настоящее время порядка 0,8 млн. кв. м общей площади), что позволит увеличить среднюю жилищную обеспеченность с 17,5 кв. м до 30 кв. м общей площади на человека. Объем нового жилищного строительства с учетом убыли 95 тыс. кв. м жилищного фонда составит порядка 840 тыс. кв. м (среднегодовой объем ~ 44 тыс. кв. м), что потребует увеличения годового объема строительства по сравнению с существующим в последние годы примерно в 1,5 раза.
Реализация достаточно большой жилищной программы за двадцатилетний период, намеченной Генеральным планом, предусматривает сочетание нового жилищного строительства на свободных территориях с реконструктивными мероприятиями.
При выборе площадок под новое жилищное строительство была произведена комплексная оценка территориальных ресурсов города: наличие свободных территорий, пригодных для застройки, проанализировано состояние имеющегося жилищного фонда, возможность и целесообразность сноса и уплотнения существующих кварталов и микрорайонов и др.
В процессе проектирования была проанализирована и учтена в части предложений, не утративших актуальность к настоящему времени, ранее разработанная планировочная документация по г. Ураю.
Учитывая существующую структуру и динамику жилищного строительства, а также современные градостроительные тенденции Проектом принята следующая структура нового жилищного строительства:
- Многоэтажные жилые дома (5 эт. и выше) - 35%
- Среднеэтажные жилые дома (3-4 эт.) - 25%
- Индивидуальные жилые дома - 40%
При выборе площадок под новое жилищное строительство была произведена комплексная оценка территориальных ресурсов города, выявившая наличие свободных территорий, пригодных для застройки, а также возможность реконструкции существующих микрорайонов и кварталов.
Проектом предполагается разместить новые площадки многоэтажного жилищного строительства вдоль ул. Узбекистанской (от пересечения ул. Узбекистанской и ул. Космонавтов в сторону микрорайона Аэропорт), вторая площадка выделяется на территориях бывших гаражных кооперативов в микрорайоне Юго-восточный вдоль ул. Узбекистанской.
Новые площадки среднеэтажного жилищного строительства располагаються вдоль ул. Шаимской (у пересечения ул. Южной и ул. Космонавтов), вторая площадка размещается в микрорайоне N 2а (рядом с микрорайоном Центральный). Также предлагается реконструировать под среднеэтажные жилые дома территории микрорайонов N 1А, N 1Г, N 1Д.
Проектом предлагается выделение ряда территорий под площадки малоэтажного жилищного строительства. Основная площадка - в микрорайоне Центральный. Также предлагаются два микрорайона для индивидуального жилищного строительства - Западный и Южный проекты. Первый располагается на выходе ул. Южной к автодороге на Усть-Аха, второй располагается на Юге от существующих садово-огороднических товариществ.
Основные первоочередные мероприятия по новому строительству и реконструкции жилищного фонда
В целом по городу Генеральным планом в период первой очереди запланировано жилищное строительство в объеме 275 тыс. кв. м общей площади.
К концу периода первой очереди жилищный фонд города с учетом убыли части существующего фонда вырастет до 985 тыс. кв. м., а средняя жилищная обеспеченность увеличится с 17,5 кв. м/чел. до 21,5 кв. м/чел.
Убыль жилищного фонда в течение периода первой очереди определена в размере 45 тыс. кв. м общей площади.
Из общего объема первоочередного жилищного строительства порядка 60% приходится на много- и среднеэтажные дома, 40% - это индивидуальные жилые дома.
4.2. Развитие городского центра, системы общественных зон и комплексов.
Социальная инфраструктура
Определение емкости и размещение объектов социальной сферы на стадии Генерального плана выполнено с целью учета потребности в территориях общественной застройки в общей сумме селитебных территорий города. Необходимо зарезервировать требуемые территории для перспективного развития объектов обслуживания, а их конкретная номенклатура может меняться в зависимости от возникающей потребности.
Расчет потребности в учреждениях культурно-бытового обслуживания на проектное население Урая произведен с ориентацией на нормативы СНиП 2.07.01-89* и НБП 101-95 (Нормы проектирования объектов пожарной охраны). Вместе с тем, учитывая снижение потребности в некоторых традиционных видах учреждений обслуживания (кинотеатрах, клубах) проектом принимались нормативы, близкие к государственным минимальным социальным стандартам 1.
Расчет потребности и размещение объектов микрорайонного уровня, наиболее крупными из которых являются детские дошкольные учреждения и образовательные школы, в задачи Генерального плана не входит, так как их участки учтены в территориях микрорайонов и кварталов. Эти задачи решаются на последующих стадиях проектирования - в проектах планировок, проектах застройки и т.д.
Перечень новых крупных объектов культурно-бытового назначения, предлагаемых
Генеральным планом к размещению в течение расчетного срока
Таблица 1
N п/п |
Наименование |
Емкость |
Размещение |
|
Спортивные сооружения |
|
|
1 |
Аквапарк |
1 объект |
1 мкр-н |
2 |
Универсальный спортивно-зрелищный зал (Ледовый Дворец) |
1 объект |
центр |
3 |
Центр зимних видов спорта |
1 объект |
дорога на поселок "Половинка" |
4 |
Спортзалы |
2000 кв. м площ. пола |
во всех районах города |
5 |
Бассейны |
500 кв. м зерк. воды |
ул. Юбилейная |
|
Учреждения культуры |
|
|
1 |
Театр |
250 мест |
центр |
2 |
Кинотеатры |
600 мест |
во всех районах города |
3 |
Выставочные залы, музеи |
2 объекта |
центр |
4 |
Клубы или учреждения клубного типа |
1400 мест |
во всех районах города |
5 |
Внешкольные учреждения (центры творчества детей, детско-юношеские спортивные школы, музыкальные, художественные, хореографические школы и др.) |
150 мест |
во всех районах города |
|
Учреждения здравоохранения |
|
|
1 |
Поликлиники |
300 пос./см |
центр |
2 |
Больницы |
300 коек |
центр |
|
Учреждения социальной защиты |
|
|
1 |
Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, платные пансионаты |
50 мест |
дорога на аэропорт |
2 |
Дома-интернаты для детей-инвалидов |
100 мест |
дорога на аэропорт |
|
Прочие объекты обслуживания |
|
|
1 |
Транспортно-обслуживающий центр |
|
на основном въезде в город |
2 |
Гостиницы |
260 мест |
центр |
3 |
Пождепо |
1 объект |
ул. Южная - ул. Магистральная |
1 Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. N 1063-р, социальные нормативы, принятые Правительством РФ в 1996 г., и "Методикой определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры (1999 г .)"
4.3. Градостроительная реорганизация производственных зон
Градостроительная реорганизация производственных зон является одним из важнейших направлений обновления и развития городской среды. Одно из основных мероприятий по реорганизации производственных территорий - установление и закрепление на местности границ промышленных узлов, отдельных производственных зон с целью регулирования их территориального развития.
В картографических материалах ГИС "Генеральный план" даны предложения по установлению границ производственных зон, которые увязаны с зонами иного функционального назначения. Проведено укрупненное функциональное зонирование территорий промышленных зон, выделены коммунальные, производственные объекты, прочие зоны.
Производственные и коммунально-складские территории занимают в настоящее время в Урае порядка 450 га. Основная часть производственно-коммунальных объектов локализована на территории Северного промышленного узла.
Основные планировочные проблемы:
- недостаточная информационная обеспеченность по современному функционированию и перспективам развития производственных территорий
- промышленные узлы Урая (наряду с выбросами автотранспорта) являются основной причиной формирования ареалов загрязнения воздушного бассейна, почвенного покрова
- в санитарно-защитных зонах промышленных узлов и отдельно расположенных предприятий находятся незначительные территории жилой застройки
- в существующем северном производственном узле большой резерв территорий в санитарно-защитных зонах существующих предприятий, не освоенных в соответствии с предыдущим Генеральным планом и проектом упорядочения застройки Северного промышленного узла г. Урай
Проектом предусмотрены следующие планировочные мероприятия по реорганизации производственных территорий:
- эффективное использование территории существующих производственных зон: проведение инвентаризации, территориальное упорядочение производственной деятельности, уплотнение, концентрация производственных объектов в пределах северо-западного промышленного узла
- увеличение доли территорий смешанного функционального назначения: развитие многофункциональных производственно-деловых, производственно-торговых, производственно-транспортных зон во всех частях города и на внешних транспортных направлениях
- перепрофилирование ряда производственных объектов, имеющих санитарно-защитные зоны и расположенных на ценных в градостроительном отношении территориях (центр, жилые районы) в объекты обслуживающего и коммерческого назначения, не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду
- первоочередная реорганизация производственно-коммунальных территорий, расположенных в водоохранных и прибрежных зонах, ликвидация источников загрязнения и соблюдение режима природоохранной деятельности в соответствии с действующими нормативами по охране водного бассейна.
До настоящего времени отсутствуют правовые акты, регламентирующие функциональное использование и планировочную организацию производственных территорий, что приводит к противоречиям между предприятиями и городом.
Одним из основных принципов дальнейшего развития промышленных узлов должен стать переход на экологически сбалансированный механизм, снижение вредного экологического воздействия на природную среду, в том числе:
- улучшение состояния окружающей среды за счет ликвидации источников загрязнения в селитебных зонах, проведения мероприятий по технологической модернизации экологически опасных и ресурсоемких производств, обеспечения на сохраняемых производствах требований экологических нормативов
- комплексное благоустройство территорий производственных объектов, строительство и ремонт автомобильных подъездов, озеленение территорий предприятий и СЗЗ, ликвидация несанкционированных свалок
- строительство локальных очистных сооружений на предприятиях
- организация сбора и очистки поверхностных стоков
- развитие системы вторичного использования и переработки отходов
- разработка проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон предприятий, сводных проектов санитарно-защитных зон промышленных узлов, групп предприятий, вынесение их на местность.
4.4. Природный каркас территории. Городская система озеленения
Формирование природного каркаса, как взаимосвязанной непрерывной системы природно-рекреационных территорий и городских зеленых насаждений, является приоритетным направлением по реализации стратегии устойчивого развития города.
Земли городских лесов составляет 44 588 га, что составляет около 82,57 % от площади всего городского округа. Генеральным планом предусмотрено резервирование территорий под градостроительное освоение в пределах земель городских лесов с учетом вывода этих земель с данной категории на территории микрорайонов Западный и Южный.
Система зеленых насаждений Урая представлена следующими объектами:
I. Насаждения общего пользования:
- озеленение пространства общественного центра
- гидропарк
- центральная ландшафтно-рекреационная зона
- озелененная территория мемориального комплекса
- бульвар и скверы
II. Насаждения ограниченного пользования:
- озеленение детских дошкольных и школьных учреждений
- озеленение селитебных территорий (дворы и междомовые пространства)
- микрорайонные сады
- озеленение больничного комплекса и других обслуживающих объектов
III. Насаждения специального назначения:
- санитарно-защитные зоны предприятий
- озеленение городских улиц.
Общая площадь озеленения общего пользования Урая в настоящее время - 37,3 га, что соответствует обеспеченности зелеными насаждениями в 8,6 мI/чел.
Основным недостатком существующей системы городского озеленения является отсутствие четко выраженной взаимосвязи глубинных озелененных пространств с прибрежными парковыми территориями.
Проектные предложения по развитию планировочной структуры природного каркаса:
1. Озелененные пространства центральной части города должны подчеркивать и усиливать эстетические качества ансамблей площадей и застройки центра путем:
- преимущественного развития регулярных композиций и линейных планировочных структур с использованием разнообразных форм озеленения, скульптуры, водоемов, пейзажных форм зеленых группировок
- композиционное объединение расчлененных элементов застройки средствами озеленения; концентрация наиболее выразительных элементов озеленения, внешнего благоустройства, элементов геопластики, декоративно-монументального искусства в узловых зонах скопления людей
- максимальное использование декоративных экзотов
- отсутствие декоративных питомников диктует необходимость широкого использования метода "лесных культур" при строительстве крупных парковых объектов
- увеличение площадей, газонов и цветников.
Проектным предложением является создание композиционного планировочного центра - ландшафтно-рекреационной зоны, площадью 22 га, которая будет на месте осушаемого болота. Это так называемое "зеленое сердце" города, одна из задач которого - планировочно связать административно-деловую и общественно-деловую зоны посредством озеленения и благоустройства. Здесь возможно применение пейзажной планировки с включением отдельных геометрически правильных планировочных форм. Данную рекреационную зону можно организовать как полифункциональный комплекс, с созданием искусственных водоемов, спортивных и детских игровых комплексов, плоскостных досуговых учреждений. Создание парковой зоны в центре города повысит рекреационные ресурсы городской территории и качественно улучшит среду проживания. Природно-рекреационный комплекс "зеленое сердце" планировочно связан с проектными и существующими участками зеленых открытых пространств посредством улично-дорожной сети:
- сквер на пересечении улиц Космонавтов и Узбекистанской
- открытое пространство перед зданием Администрации города
- развитие парковой зоны в районе церкви - мемориального комплекса
- озеленение зоны аэропорта и развитие инфраструктуры спортивно-оздоровительного комплекса ("Звезды Югры", Детско-юношеский клуб физподготовки) вблизи микрорайона "Аэропорт".
2. Озелененные зоны территорий общественных центров связаны с городским композиционным центром по радиальным направлениям: проспект Мира, ул. 40 лет Победы, бульвар по ул. 50 лет ВЛКСМ, проектируемый бульвар "Зодиак" от бизнес-центра мимо торгового дома "Сибирь".
3. В широтном направлении по территории города проходят зеленые артерии:
улица Ленина с пешеходной зоной, насыщенной монументально-декоративными композициями
бульварное кольцо вдоль улицы Узбекистанской, связывает зеленую зону общественного центра дома культуры "Нефтяник" с лесопарком в районе аэропорта
парадная пешеходная набережная с декоративными композициями на речную тематику.
необходимо озеленение вдоль улицы Узбекистанской, соединяя центр и спортивный комплекс
озеленение вдоль ул. Космонавтов до пересечения с ул. Южной.
4. Водный рекреационный комплекс (рабочее название "Перекресток времен") решается как общий градостроительный и функциональный организм побережья. Сеть комплексов общественно-культурных зданий и рекреационная зона взаимно дополняют друг друга, что актуально в данной климатической среде, так как комплекс может использоваться круглогодично. Комплекс располагается на одном берегу, оставляя нетронутой природу на другом. Исключается движение транзитного транспорта в зоне отдыха. Планируются только местные подводящие проезды к автостоянкам, пунктам проката лодок и спортивного инвентаря.
5. Создание рекреационной зоны "Набережная реки Конда".
6. Озеленение территории селитебной зоны - озеленение придомовых и междомовых пространств, создание микрорайонных садов. Основная функциональная роль озеленения этого типа - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий для повседневного отдыха жителей микрорайона, улучшение микроклиматического режима, защита от ветра, шума, пыли, излишней солнечной радиации.
7. Благоустройство санитарно-защитных зон от промпредприятий и ветрозащитных полос:
- сохранение естественной растительности с минимальными посадками пылегазоустойчивых декоративных полос вдоль пешеходных и автомобильных трасс
- устройство ветрозащитных и снегозащитных сооружений в зонах господствующих ветров.
Площадь зеленых насаждения общего пользования на 1 очередь будет составлять 560 004 кв. м, обеспеченность увеличится до 12,1 кв. м./чел. На расчетный срок - 747 251 кв. м. при обеспеченности 14,9 кв. м./чел. Таким образом, проектный уровень озеленения Урая будет соответствовать нормативному уровню озеленения среднего города.
4.5. Транспортная инфраструктура
Анализ современного состояния городских путей сообщения показал, что существующая сеть магистральных улиц и дорог в основном отвечает сложившимся в городе направлениям главных транспортных связей. Однако улично-дорожная сеть не обеспечивает необходимой пропускной способности, безопасного и быстрого передвижения автотранспорта и пешеходов. Об этом свидетельствует наличие напряженных в отношении пропуска транспортных средств пересечений, наличие которых обуславливается отсутствием дублирующей связи основного загруженного направления "город - производственная зона" (объездная дорога находится в стадии строительства).
Техническое состояние ряда магистральных улиц и искусственных сооружений не соответствует действующим нормативам и размерам движения автотранспорта. Отсутствие достаточного финансирования вынуждает производить лишь текущий ремонт улиц и дорог, хотя многие из них нуждаются в капитальном.
Значительная часть автобусного парка города (62%) представлена микроавтобусами "Газель", что свидетельствует о низкой конкурентоспособности городского общественного транспорта большой вместимости, непомерно больших интервалах движения автобусов на основных муниципальных маршрутах и негативно сказывается на загруженности магистралей в сторону её неоправданного увеличения.
На отдельных участках магистральной сети происходит совмещение интенсивных потоков пассажирского и грузового автотранспорта.
Рост количества автотранспорта индивидуальных владельцев требует организации обустроенных мест хранения. Преимущественное строительство одноэтажных боксовых гаражных кооперативов отвлекает значительные территории ценных городских земель, пригодных для других видов градостроительного освоения.
В части внешних автодорожных связей следует отметить отсутствие усовершенствованного покрытия ряда автомобильных дорог, главным образом на объездной автомобильной дороге, а также отсутствие автостанции, что отрицательно влияет на уровень обслуживания пассажиров внешним автомобильным транспортом.
Имеющаяся инфраструктура воздушного транспорта позволяет увеличить объем грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом. Особое внимание следует уделить технической модернизации инфраструктуры аэропорта.
В городе сложились благоприятные условия для интенсивного развития речного транспорта как в области грузовых, так и пассажирских перевозок. Особое внимание следует уделить пассажирским перевозкам и созданию соответствующей инфраструктуры для их развития (причалов, пристаней, речного вокзала).
В проекте заложены следующие концептуальные положения:
- Сохранение и дальнейшее развитие исторически сложившейся специфической структуры каркаса магистральной улично-дорожной сети (УДС) в виде выраженных парно-параллельных направлений.
- Организация дублирующих и обходных направлений для обеспечения надлежащей пропускной способности и надежности системы УДС с учетом ожидаемого роста транспортной нагрузки и трассирования рациональных с точки зрения защиты окружающей среды основных путей пропуска грузового автотранспорта
- Строительство новых магистральных улиц для обеспечения жизнедеятельности существующих и вновь создаваемых жилых образований, расположенных южнее ул. Узбекистанской
Данная концепция реализуется в виде следующих проектных мероприятий:
- Строительство второй (дублирующей) магистрали в основную производственную зону города. Данное предложение позволит разгрузить наиболее напряженные участки и узлы УДС, обеспечить надежность, высокую скорость и безопасность движения транспорта на важнейшем направлении городских сообщений
- Завершение строительства объездной городской дороги по ул. Южной с сооружением "поточного" закругления при подключении к объездной автодороге в сторону промзоны
- Организация новой городской дороги вдоль западной границы городской жилой застройки, соединяющей ул. Южную и причал у проектируемой спортивной зоны.
- Реконструкция существующей и строительство нового продолжения автодороги на Половинку, огибающего территорию аэропорта с южной стороны
- Благоустройство существующих и строительство новых магистралей районного значения на территориях, расположенных между улицами Узбекистанской и Южной (улицы Шаимская, Югорская, Тенистая и др.)
- Организация путей пропуска по городу основных потоков грузового автотранспорта в обход селитебных зон
- Организация пешеходных зон (улиц, набережных, парковых дорожек, аллей, бульваров) для улучшения социальных, функциональных и эстетических характеристик городской среды.
Основной акцент в развитии автобусного сообщения делается в сторону увеличения перевозок муниципальным транспортом, с оснащением маршрутов подвижным составом большой, средней и малой вместимости и существенного сокращения доли микроавтобусов (маршрутных такси) в целях понижения общей интенсивности движения транспорта на наиболее загруженных улицах города.
На расчетный срок протяженность городских улиц и дорог с автобусом (без линий маршрутных такси) возрастет с 45 до 70 км. Плотность автобусной сети составит 2,5 км/км2 . Значительно увеличится частота движения автобусов на основных муниципальных маршрутах.
Предлагается сократить территории боксовых массивов и организовать строительство на высвободившихся площадках крупных многоярусных гаражей, а также сооружение встроенных, пристроенных, подземных и полуподземных гаражей при проектировании и возведении новых, реконструкции существующих объектов жилой и общественной застройки.
В части развития внешнего транспорта Генеральным планом предусмотрено:
- Доведение параметров подходов к городу существующих автомобильных дорог до полного их соответствия присвоенным категориям
- Увеличение частоты движения автобусов на пригородных и междугородных маршрутах как минимум в 2 раза с соответствующим обеспечением комфортабельным подвижным составом
- Строительство современного автовокзала, рассчитанного на отправление 10 автобусов в час пикового спроса
- Развитие инфраструктуры водного транспорта (причалов, навигационных обустройств, приобретение специализированных грузовых и комфортабельных пассажирских судов, сооружение речного вокзала) для наращивания объема переработки грузов и расширения ареала пассажирских перевозок, особенно рекреационных
- Увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом, модернизация инфраструктуры аэропорта.
4.6. Охрана окружающей среды. Санитарная очистка территории
Эколого-градостроительная стратегия города Урая направлена на обеспечение устойчивого и экологически безопасного развития территории, создание условий, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, формирование комфортных условий проживания населения.
В проекте выполнен комплексный эколого-градостроительный анализ состояния окружающей среды города, определены экологически проблемные территории, разработаны градостроительные мероприятия по оздоровлению экологической обстановки. В проекте проанализированы источники вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду, выявлены объекты экологического риска, проведено ранжирование промышленных предприятий по уровню экологической опасности, построены санитарно-защитные зоны от промышленно-коммунальных предприятий, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, определены экологически проблемные территории (территория промышленной зоны, территория месторождения, аэропорт).
Предусмотрены планировочные мероприятия, направленные на снижение вредного воздействия промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры, разработаны мероприятия по усовершенствованию санитарной очистки территории.
Градостроительные мероприятия по оптимизации экологической ситуации носят комплексный характер, связаны с установлением экологически обоснованного зонирования территории.
Генеральным планом предусмотрены следующие основные эколого-градостроительные мероприятия:
Мероприятия, направленные на охрану атмосферного воздуха:
1. Перспективное развитие селитебной и рекреационной зон города планируется на наиболее благоприятных в экологическом отношении территориях
2. Сосредоточение промышленных предприятий в специально отведенных под размещение промышленности зонах
3. Реконструкция котельных, работающих на нефтяном газе, организация зеленых зон, между котельными и жилой застройкой
4. Организация, озеленение и благоустройство санитарно-защитных зон предприятий
5. Предлагается, за счет усовершенствования планировочных решений и активного использования зеленых коридоров, увеличения притрассовых (придорожные) зеленых полос.
Мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану водных ресурсов:
1. Строительство локальных очистных сооружений на предприятиях
2. Развитие системы ливневой канализации
3. Озеленение и благоустройство водоохраной зоны и прибрежной полосы р. Конды
4. Обустройства организованных мест отдыха на р. Конда
5. Организация зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения в составе трех поясов
Мероприятия по охране почвенного покрова и санитарной очистке территории:
1. Проведение мероприятий по очистке почвенного покрова от нефтепродуктов
2. Проведение мероприятий по восстановлению земель на территории месторождения
3. Усовершенствование системы санитарной очистки территории:
- создание систем селективного (раздельного) сбора отходов, подлежащих переработке
- полный охват городских территорий планово-регулярной системой санитарной очистки
- внедрение системы утилизации токсичных отходов
Для снижения шумового фона предусматривается создание зеленых насаждений специального назначения вдоль основных транспортных магистралей.
В результате реализации запланированных планировочных, организационно-технических, инженерно-технических мероприятий ожидается снижение уровня загрязнения городских территорий и улучшение условий проживания населения в пределах расчетного срока Генерального плана, в том числе по следующим показателям:
- экологическая реабилитация водных объектов города в результате строительства очистных сооружений, развития системы ливневой канализации, организации и благоустройства водоохранных зон
- улучшение состояния атмосферного воздуха городских территорий за счет проведения атмосфероохранных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников и проведения комплекса мероприятий по оптимизации транспортной инфраструктуры города
- достижение современного уровня инженерного благоустройства городских территорий
- снижение техногенной нагрузки на территорию города за счет создания системы управления движением отходов, расширения системы вторичного использования и переработки отходов, ликвидации несанкционированных свалок
- организация защитных зеленых зон между производственными и жилыми зонами
- снижение шумового загрязнения селитебных территорий, уменьшение количества населения, проживающего в зонах акустического дискомфорта.
4.7. Инженерная инфраструктура. Инженерная подготовка территории
4.7.1. Водоснабжение
Водоснабжение города осуществляется из артезианских скважин (водозабор 1), расположенных на территории промзоны. Водозабор расположен в 3,5 км северо-западнее г. Урая.
Проектная производительность водозабора - 23 тыс. мi/сут.
Фактическая производительность водозабора - 11 тыс. мi/сут.
Водозабор II существует для технических нужд, расположен на р.Конда на территории промзоны. Проектная производительность - 14,4 тыс. мi/сут., фактическая производительность 0,5-1,2 тыс. мi/сут.
В настоящем проекте рассматривается развитие системы водоснабжения в зависимости от расхода воды, определенного по удельным среднесуточным нормам водопотребления в соответствии со СНиП 2.04.02-84*. В нормы водопотребления включены все расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды в жилых и общественных зданиях.
Коэффициент суточной неравномерности принимается равным 1,2.
Расходы воды на поливку улиц, проездов, площадей и зеленых насаждений определены по норме 50 л/сут. на чел.
Расходы воды на нужды промышленных предприятий из системы городского водопровода приняты по существующему потреблению.
Расходы воды для предприятий местной промышленности, обслуживающей население, и прочие расходы приняты в размере 10% от расхода воды на нужды населения.
Пожарные расходы воды
Расходы воды для нужд наружного пожаротушения города принимаются в соответствии со СНиП 2.04.02-84.
На расчетный срок принято 2 пожара по 25 л/с каждый.
Расходы воды на внутреннее пожаротушение приняты 10 л/с (СНиП 2.04.01-85*).
Трехчасовой пожарный запас составляет:
(25 х 2+10) х 3,6 х 3 =648 мi
Хранение трехчасового запаса воды предусматривается в резервуарах чистой воды.
Пополнение пожарных запасов предусматривается за счет сокращения расхода воды на другие нужды.
Суммарные расходы воды питьевого качества
Таблица N 2
Наименование потребителей |
Расчетный срок |
|
Среднесут. расход воды тыс.мi/сут. |
Maксимальносут. расход воды тыс. мi/сут. |
|
Население (50 тыс. чел ) |
13,35 |
16,02 |
Неучтенные расходы 10% |
1,34 |
1,60 |
Промышленные предприятия |
1,80 |
1,80 |
Поливочные нужды |
2,50 |
2,50 |
Собственные нужды ВОС |
0,70 |
0,70 |
Итого по городу |
19,70 |
22,60 |
Основные мероприятия для развития водоснабжения города:
- реконструкция городского водозабора в связи с моральным и физическим износом, в т.ч. монтаж охранного ограждения вокруг территории водозаборных сооружений
- для бесперебойного обеспечения потребителей питьевой водой необходимо поэтапное обновление эксплуатационных артезианских скважин
- формирование сети скважин для резервного водоснабжения города на период чрезвычайных ситуаций и пр.
- проектирование и строительство внеп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.