Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы г. Ханты-Мансийска
от 31 октября 2008 г. N 630
Городская Программа
"Дети-сироты" на 2009-2011 годы
I. Паспорт городской Программы "Дети-сироты" на 2009-2011 годы"
Наименование Программы |
"Дети-сироты" на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Заказчик программы |
Администрация города Ханты-Мансийска (далее Администрация города) |
Разработчик Программы |
Управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска |
Исполнитель Программы |
Управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска |
Сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы 2009-2011 годы Этапы реализации: 1 этап 2009 год II этап 2010 год III этап 2011 год |
Цель Программы |
Создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа |
Задачи Программы
|
- создание основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, проживающих на территории города Ханты-Мансийска; предупреждение социального сиротства; - совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и адаптация их к самостоятельной жизни; - улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей; поддержка и развитие семейных форм жизнеустройства детей |
Финансовое обеспечение Программы |
Необходимый объем финансирования Программы составляет 2 390,0 тысяч рублей По годам: 2009 год - 750,0 тыс. руб. 2010 год - 800,0 тыс. руб. 2011 год - 840,0 тыс. руб. Бюджет муниципального образования город Ханты-Мансийск - 2 390,0 тыс. руб. Ежегодные необходимые объемы финансирования Программы определяются в соответствии с утвержденным бюджетом города на соответствующий финансовый год |
Осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы |
Контроль осуществляется Думой города Ханты-Мансийска, Главой города Ханты-Мансийска, администрацией города Ханты-Мансийска |
II. Основные характеристики Программы
Программа "Дети-сироты" на 2009-2011 годы" (далее - Программа) разработана на основании статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениям и дополнениями) в целях сохранения системы дополнительных мер социальной поддержки, направленных на создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Важнейшими целевыми показателями Программы являются:
- создание основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, проживающих на территории города Ханты-Мансийска; предупреждение социального сиротства;
- совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и адаптация их к самостоятельной жизни;
- улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей; поддержка и развитие семейных форм жизнеустройства детей.
В структуру Программы входят разделы:
1. Меры социальной поддержки, направленные на предупреждение социального сиротства.
3. Меры социальной поддержки, направленные на поддержку и развитие семейных форм жизнеустройства детей.
Разработчиком и исполнителем Программы является управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска.
1. Анализ ситуации (проблемы) и обоснование необходимости ее решения
Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в Управлении опеки и попечительства по состоянию на 01.01.2008, составляет 262 человека (9 месяцев 2008 года - 241 чел.).
Из общего количества детей, состоящих на учете (2007 год/9 мес. 2008 года):
- подопечных -175/159 детей (под опекой с согласия родителей - 39/25 детей),
- приемных - 7/5 детей,
- воспитанников государственных учреждений - 80/77 детей (на патронатном воспитании 2/2 ребенка).
Количество лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, - 85 человек.
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных за 9 месяцев 2008 года, составила 20 детей (за 2007 год - 44 ребенка, 2006 год - 42 ребенка, 2005 год - 45 детей).
Из общего количества выявленных детей в 2007 году, только 18 % являются сиротами, а остальные 82 % - социальные сироты (9 мес. 2008 года - 35% - сироты, 65% - социальные сироты).
Основной причиной социального сиротства является уклонение родителей от выполнения ими родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Забота о детях, обеспечение и защита их прав и интересов, соблюдение свобод относится к приоритетным направлениям деятельности государства, так как в соответствии с международным и российским законодательством основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство.
Если родители в силу жизненных обстоятельств не справляются со своими обязанностями в отношении детей, либо злостно уклоняются от их исполнения, то государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по защите и обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию говорится: "_ нужно признать, что сегодня без поддержки государства многие сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных, финансовых вопросов, что влечет появление многих острых проблем, таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая, беспризорность и т.д.
В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство."
Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Самой приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остается усыновление, поскольку между усыновителями и усыновленным складываются не только близкие, родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление отношений, при которых усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
Усыновление |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г |
9 мес. 2008 года |
Всего усыновлено детей. Из них: |
6 |
30 |
21 |
21 |
Мачехами |
0 |
0 |
3 |
0 |
Отчимами |
2 |
16 |
10 |
8 |
Другими гражданами РФ (чужими) |
3 |
10 |
8 |
13 |
Иностранными гражданами (не родственниками) |
1 (США) |
4 (США) |
0 |
0 |
В Региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в г. Ханты-Мансийске:
|
Всего |
Численность детей, состоявших на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2007/01.01.2008 |
68/79 |
Поставлено детей на учет в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, за отчетный год |
56 |
Снято детей с учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, за отчетный год |
45 |
Численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 31.12.2007/01.10.2008 |
79/74 |
Увеличение количества анкет, зарегистрированных в Банке данных, напрямую связано с увеличением воспитанников в ГОУ ХМАО - Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Радуга". Дети поступают в учреждение по путевкам Департамента образования и науки со всей территории округа.
В настоящее время все более приоритетными становятся те виды социальной помощи, которые в той или иной мере способствуют улучшению материального благополучия, облегчению жизни и "социального самочувствия" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и семей, занимающихся их воспитанием.
Серьезной проблемой является отказ матери от ребенка в медицинских учреждениях. Работа Управления опеки и попечительства, направленная на профилактику "отказничества", дает положительные результаты.
За 2007 год зарегистрировано 8 новорожденных, родители которых отказались забрать детей из медицинского учреждения (2006 г. - 9 детей, 2005 г. - 10 детей).
В 2007 году специалистами Управления осуществлено основное право ребенка, определяемое ст. 53 Семейного Кодекса РФ, как сохранение права жить и воспитываться в семье: из восьми детей - 2 детей возвращены на воспитание в кровные семьи, 5 детей усыновлены, 1 ребенок направлен в Дом ребенка г. Урая (по состоянию здоровья). За 9 месяцев 2008 года зарегистрировано 3 новорожденных, родители которых отказались забрать детей из медицинского учреждения (из них 2 ребенка усыновлены, 1 - передан под опеку).
Анализ последних лет показал, что благодаря комплексному решению проблем семьи и детей, в городе Ханты-Мансийке сложилась система работы по охране прав детства, подтверждением чего является:
увеличение количества детей, устроенных на воспитание в семьи;
исполнение законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Вместе с тем особо остро стоят вопросы:
1. Защита личных прав несовершеннолетних:
сохранение для ребенка кровной семьи, а при отсутствии такой возможности - передача его на воспитание в семьи близких родственников.
2. По защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
сохранность жилья в ветхих помещениях или помещениях, не соответствующих социальным нормам;
возвращение детей-сирот на закрепленную площадь, где остались проживать родители, лишенные родительских прав;
- сохранение жилья за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым было предоставлено жилье вне очереди (это связанно с низкой адаптацией данной категории граждан к самостоятельной жизни, низкой профессиональной квалификацией, а соответственно и низкой заработной платой, что приводит к накоплению долгов по квартирной плате и коммунальных услуг).
Исходя из того, что реализация Программы позволяет стабилизировать рост социального сиротства, повышает уровень жизни детей, находящихся под особой заботой государства, защищает их права и интересы, создает условия для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает необходимость продолжения финансирования данной городской Программы на 2009-2011 годы. Вместе с тем, сегодня мы пытаемся через Программу "Дети-сироты" решить проблемы детей, граждан, замещающих семей муниципального образования город Ханты-Мансийск.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- создание основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, проживающих на территории города Ханты-Мансийска; предупреждение социального сиротства;
- совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и адаптация их к самостоятельной жизни;
- улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей; поддержка и развитие семейных форм жизнеустройства детей.
3. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2009-2011 годы.
Этапы реализации:
1 этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год.
4. Перечень основных мероприятий Программы
Предусматривается проведение мероприятий (приложение к Программе), направленных на создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа:
1. Меры социальной поддержки и социальной помощи, направленные на предупреждение социального сиротства.
2. Меры социальной поддержки и социальной помощи, направленные на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и адаптацию их к самостоятельной жизни.
3. Меры социальной поддержки и социальной помощи, направленные на поддержку и развитие семейных форм жизнеустройства детей.
5. Исполнители - бюджетополучатели Программы
Исполнителем - бюджетополучателем Программы является Управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска.
6. Механизм реализации Программы
1. Реализация Программы осуществляется путем предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на основании решения Комиссии по оказанию единовременной материальной помощи семьям опекунов (попечителей), усыновителей, приемным родителям, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Координацию работы по реализации Программы осуществляет заместитель главы города по социальным вопросам.
3. Исполнителем Программы является: Управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска.
7. Финансовое обеспечение Программы
Необходимый объем финансирования Программы составляет 2 390,0 тысяч рублей.
По годам:
2009 год - 750,0 тыс. руб.
2010 год - 800,0 тыс. руб.
2011 год - 840,0 тыс. руб.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы - бюджет муниципального образования.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Организация работы по мероприятиям Программы будет способствовать:
- увеличению числа детей, передаваемых на воспитание в семью на усыновление, под опеку (попечительство) или приемную семью (до 20 детей в год);
- увеличению количества приемных семей (до 2-3 приемных семей в год);
- сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в государственные учреждения или находящихся в них, за счет передачи детей в семью под опеку (попечительство) или приемную семью;
- обеспечению дополнительных мер социальной помощи и социальной поддержки для усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, и их воспитанников.
III. Перечень мероприятий городской Программы
"Дети-сироты" на 2009-2011 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Общий объем финансирования, необходимый для реализации Программы (тыс. руб.) |
|||
Всего |
В том числе по годам |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||||
I |
Меры социальной поддержки и социальной помощи, направленные на предупреждение социального сиротства |
||||||
1 |
Единовременная материальная выплата матерям, имевшим намерения отказаться от новорожденного ребенка, но впоследствии, забравшим малолетнего на воспитание в семью (не более 1-го прожиточного минимума, установленного в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
45,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
2 |
Единовременная материальная выплата родителям, нуждающимся в лечении от алкогольной зависимости, для последующего восстановления детско-родительских отношений (по фактически понесенным расходам, но не более 2-х прожиточных минимумов, установленных в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
90,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
|
Итого по разделу: |
|
|
135,0 |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
II |
Меры социальной поддержки и социальной помощи, направленные на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и адаптацию их к самостоятельной жизни |
||||||
1 |
Единовременная материальная выплата семьям усыновителей, опекунов, приемных родителей на оплату за пребывание ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей во вневедомственном дошкольном учреждении (в счет частичной компенсации стоимости услуг - не более 3-х прожиточных минимумов, установленных в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
475,0 |
125,0 |
175,0 |
175,0 |
2 |
Единовременная материальная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, для осуществления ремонта жилых помещений, закрепленных за ними (в счет частичной компенсации затрат на ремонт - не более 6-ти прожиточных минимумов, установленных в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
450,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
3 |
Единовременная материальная выплата на оплату обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет в высших учебных заведениях при получении ими 1-го высшего образования (в счет частичной компенсации стоимости услуг - не более 3-х прожиточных минимумов, установленных в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
4 |
Единовременная материальная выплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет на обустройство жилого помещения по достижении ими совершеннолетия (оплата коммунальных услуг, приобретение бытовой техники, мебели, другие необходимые нужды) (по фактически понесенным расходам, но не более 3-х прожиточных минимумов, установленных в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
700,0 |
225,0 |
225,0 |
250,0 |
III |
Меры социальной поддержки и социальной помощи, направленные на поддержку и развитие семейных форм жизнеустройства детей |
||||||
1 |
Единовременная материальная выплата семьям усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в период урегулирования отношений между принимаемым в семью ребенком и законными представителями (до 1-го прожиточного минимума, установленного в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
2 |
Единовременная материальная выплата семьям опекунов, приемных родителей к началу учебного года для подготовки к школе приемных и опекаемых детей (первоклассников) (в счет частичной компенсации затрат - не более 0,5-ти прожиточного минимума, установленного в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
90,0 |
25,0 |
25,0 |
40,0 |
3 |
Единовременная материальная выплата для поощрение усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей к Дню семьи и Дню матери (в размере 2000 руб. на 1 чел.) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
60,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
4 |
Единовременная материальная выплата семьям усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей на развитие творческих, спортивных способностей детей (в счет частичной компенсации затрат - не более 1-го прожиточного минимума, установленного в автономном округе для трудоспособного населения) |
Управление опеки и попечительства |
Бюджет муниципального образования |
180,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
|
Итого по разделу: |
|
|
480,0 |
155,0 |
155,0 |
170,0 |
|
Всего по программе: |
|
|
2 390,0 |
750,0 |
800,0 |
840,0 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы г. Ханты-Мансийска от 31 октября 2008 г. N 630 "О городской Программе "Дети - сироты" на 2009... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.