Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы г. Ханты-Мансийска
от 28 ноября 2008 г. N 673
Программа
"Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса
города Ханты-Мансийска" на 2009 - 2012 годы г. Ханты-Мансийск, 2008 год
30 октября 2009 г.
I. Паспорт Программы
"Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса
города Ханты-Мансийска" на 2009-2012 годы
Полное наименование Программы |
"Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Ханты-Мансийска" на 2009-2012 годы |
Заказчик Программы |
Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ Администрации г. Ханты-Мансийска |
Разработчик Программы |
Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ Администрации г. Ханты-Мансийска |
Исполнители Программы |
Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ Администрации г. Ханты-Мансийска, муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска", муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа в ЖКХ", Департамент муниципальной собственности. |
Сроки реализации Программы |
Сроки реализации Программы: 2009-2012 годы |
Цель Программы |
- повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения в г. Ханты-Мансийске; - привлечение частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса города; - преобразование жилищно-коммунального комплекса в финансово и юридически самостоятельный сектор экономики, действующий в рамках, установленных законодательством. |
Задачи Программы |
- создание рыночно-ориентированной системы управления, обеспеченной регламентом правоотношений субъектов хозяйствования - повышение доли жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами); - повышение надежности работы коммунальных систем жизнеобеспечения, сокращения числа аварий, отказов и повреждений до 0,1 на 1 километр сетей в год; - повышение эффективности использования материалов, энергии и трудовых ресурсов, а также инвестиционного потенциала коммунальных предприятий; - сокращение объемов нерационального потребления коммунальных услуг: снижения удельного водопотребления на 10 процентов, потребления тепловой энергии на 5 процентов; - обеспечение финансирования расширенного воспроизводства объектов коммунальной инфраструктуры, позволяющего ликвидировать накопившийся недоремонт основных фондов и осуществлять замену изношенных основных фондов, их модернизацию и строительство; - появление доли кредитных ресурсов в инвестиционных проектах, увеличение доли собственных средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства до 5 процентов |
Финансовое обеспечение Программы по источникам |
Объем бюджетных средств, необходимых для реализации программы в 2009-2012 годы. - 3 197 306 тыс. руб., в том числе: 2009 г. - 882631 тыс. руб., 2010 г. - 881130 тыс. руб., 2011 г. - 716613 тыс. руб., 2012 г. - 716932 тыс. руб. |
Система организации и контроля за исполнением Программы |
Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ Администрации г. Ханты-Мансийска контролирует ход реализации Программы, обобщает и анализирует отчетность и ежегодно представляет доклад о ходе реализации Программы главе города и в Думу города Ханты-Мансийска. |
II. Основные характеристики Программы
1. Цели Программы
1. Повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения в г. Ханты-Мансийске;
2. Привлечение частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса города;
3. Преобразование жилищно-коммунального комплекса в финансово и юридически самостоятельный сектор экономики.
Достижение основных целей Программы обеспечит возможность устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса города.
Анализ ситуации (проблемы) и обоснования необходимости их решения
Программа "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Ханты-Мансийска" на 2009-2012 годы разработана в соответствии с Программой развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2012 гг, в целях ее реализации на территории г. Ханты-Мансийска, и определяет основные направления и источники развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры города, повышения качества обслуживания в условиях формирования регулируемого рынка услуг, а именно:
- институциональное построение органов управления и хозяйствующих субъектов;
- развитие инженерной инфраструктуры, в том числе в районах индивидуальной жилой застройки и в новых микрорайонах;
- финансовое оздоровление ЖКК и предотвращение воспроизводства финансовых и организационно-технических проблем;
- разработка правового обеспечения мероприятий Программы;
- оценка состояния жилищно-коммунального комплекса и разработка предложений по приоритетным направлениям и объемам инвестиций, источникам их финансирования исходя из объективных требований к замене изношенных фондов, модернизации и строительству;
- вхождение частного бизнеса в этот сектор экономики города путем акционирования предприятий, организации имущественных отношений на основе аренды инфраструктуры, появление и развитие свободной конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- выбор оптимальных схем централизованного и локального теплоснабжения, предоставления других видов услуг, начисления и сбора платежей.
Большинство этих мер имеет стратегическое значение, создавая предпосылки превращения жилищно-коммунального комплекса в финансово самодостаточный бизнес, решающий задачи жизнеобеспечения населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра с максимальным использованием инвестиционного потенциала предприятий и антимонопольным регулированием органами власти.
Программа "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса г. Ханты-Мансийска" на 2009 - 2012 гг охватывает:
- социальные аспекты (повышение качества условий проживания);
- технические (развитие инфраструктуры, повышение ее надежности, оптимизация схем производства и реализации услуг);
- экономические (финансовое оздоровление, повышение ресурсной эффективности).
Основным признаком ухудшения состояния инфраструктуры является уровень износа сетей и оборудования, а, соответственно, низкая надежность.
Предприятия ЖКК не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации затрат, к повышению ресурсной эффективности. Серьезные проблемы имеются с экологической безопасностью (дефицит мощностей на канализационных очистных сооружениях, отсутствие современной технологии утилизации отходов).
Низкий уровень инвестиционного потенциала тарифа (не более 3-5% тарифа) приводит к накоплению недоремонта и дальнейшему снижению надежности работы коммунальных систем.
Сложившаяся ситуация в жилищно-коммунальном комплексе не стимулирует к рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов в значительной мере обусловлены ориентацией на исключительно эксплуатационную деятельность, а также отсутствием предпринимательских стимулов, организацией финансирования "от факта", отсутствием даже элементов конкуренции и блокированием развития рыночных отношений в ЖКК.
Эффективность комплексного решения организационных, экономических и правовых проблем в каждом виде жилищно-коммунальных услуг обеспечивается применением программно-целевого метода.
2. Срок реализации Программы
Программа будет выполняться в течение 2009 - 2012 годов.
3. Перечень основных мероприятий Программы
3.1. Институциональные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе г. Ханты-Мансийска.
Институциональное построение жилищно-коммунального комплекса г. Ханты-Мансийска должно обеспечить соответствие организации жилищно-коммунального обслуживания экономическим и организационным условиям, методам и формам рыночного хозяйствования. Институциональные преобразования предполагают акционирование унитарных предприятий, развитие договорных отношений, стимулирование интереса со стороны частного капитала, финансово-промышленных групп к жилищно-коммунальной сфере.
Предлагается максимальное развитие конкуренции на рынке обслуживания жилья и конкуренции за рынок коммунальных услуг, а также комплекс правовых и экономических методов регулирования монополизированного рынка. Полномочия органов местного самоуправления реализуются через:
1. взвешенную тарифную политику в рамках установленных полномочий,
2. реализацию документов территориального планирования г. Ханты-Мансийска,
3. реорганизацию муниципальных предприятий ЖКХ, с целью увеличения инвестиционной привлекательности, а так же приватизацию,
4. организацию договорных взаимоотношений, связанную с арендой объектов коммунального назначения,
5. бюджетное планирование,
6. проведение открытого конкурса на управление жилыми домами, собственники которых не выбрали или не реализовали способ управления.
Корпоративное институциональное устройство ЖКХ содействует:
- регулированию рыночными методами достижения социально значимых результатов деятельности независимого субъекта хозяйствования;
- сохранению управляемости коммунального акционерного общества органом власти через участие в собрании акционеров, Совете директоров, через обязательства договора аренды муниципальной инфраструктуры;
- повышению финансовой и правовой самостоятельности коммунального акционерного общества, позволяющей выполнять свои обязанности наиболее квалифицированным и эффективным образом, сокращать ресурсные затраты.
С целью повышения социальной и ресурсной эффективности, финансового оздоровления предприятий требуется привлечь внебюджетные ресурсы в финансировании жилищно-коммунальной сферы города. Для подготовки и реализации инвестиционных проектов, повышения эффективности хозяйствования целесообразно укрупнение некоторых муниципальных предприятий ЖКХ, например, путем слияния МП "УТС" и МП "Ханты-Мансийскгаз", приватизировать в краткосрочном периоде полученное путем слияния предприятие. Это позволит привлечь квалифицированные кадры (носители основных технических и управленческих компетенций), снизить непроизводительные расходы, обеспечить эффективность инвестиций в рамках достаточно крупных проектов.
Для подготовки данного мероприятия необходимо провести оценку основных фондов по их рыночной (а не балансовой) стоимости.
Институциональные преобразования должны сопровождаться совершенствованием материально технической базы муниципальных жилищно-коммунальных предприятий. Одним из важнейших направлений такой деятельности является приобретение современной спецтехники. Данное направление обусловлено необходимостью повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, уменьшением времени устранения аварийных ситуаций, повышения уровня культуры производства в жилищно-коммунальном комплексе города. Кроме того, необходимость выполнения данных мероприятий связана с высокими темпами прироста эксплуатируемых муниципальными предприятиями объектов жилищно-коммунального комплекса, а так же сложность привлечения спецтехники из других муниципальных образований из-за значительной удаленности.
Управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивают разделение функций хозяйствования и управления (представляя интересы собственника), поддержание уровня комфортности жилых домов и благоустройства придомовой территории, взаимодействуют с жильцами, обеспечивают собираемость платежей.
Задача ускорения процесса создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) определяется настоятельной необходимостью ликвидации правовой неопределенности статуса собственника жилищного фонда для построения эффективной системы взаимоотношений потребителей и исполнителей услуг. Данный способ управления является самым эффективным с точки зрения оптимизации затрат собственников помещений в многоквартирных жилых домах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества, реально наделяет собственников правами распоряжения общим имуществом дома, платой за содержание и ремонт.
Для ускорения создания ТСЖ необходимо разработать и реализовать комплекс мер по формированию благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, в качестве стимула предложить на первом этапе финансовую поддержку в форме субсидий на возмещение части затрат, связанных с регистрацией ТСЖ, а так же в связи с проведением капитального, текущего ремонта, субсидий на содержание общего имущества жилых домов ТСЖ. В первоочередном порядке товарищества собственников жилья должны быть созданы в жилых домах, где доля муниципальной собственности на жилые помещения менее 100% но более 50% (право решающего голоса).
3.2. Совершенствование финансирования жилищно-коммунального комплекса г. Ханты-Мансийска.
Основными задачами реализации мероприятий Программы в части финансирования ЖКК являются:
1. - оптимизация соотношения источников финансирования: скорейший переход от присутствия бюджетного финансирования текущей деятельности к полной оплате услуг потребителями. Начиная с 2009 г. - осуществление мероприятий по поэтапной ликвидации дотационной схемы финансирования коммунальных услуг, направление бюджетных средств на финансирование инвестиций в замену изношенных сетей, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры;
2. - создание социальных предпосылок более жесткой тарифной политики путем опережающего финансирования замены изношенных фондов с привлечением внебюджетных источников (в том числе кредитных ресурсов) и погашения задолженности;
3. - прогнозирование минимально допустимого уровня финансирования из всех источников с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса основных фондов, а с другой - предельных возможностей бюджета.
Совершенствование финансирования жилищно-коммунального комплекса должно обеспечить:
1. повышение обоснованности финансирования содержания жилищного фонда и коммунального обслуживания;
2. обеспечение финансирования расширенного воспроизводства объектов коммунальной инфраструктуры;
В результате оптимизации тарифной политики, реструктуризации себестоимости, перехода к арендным платежам-инвестициям возрастет доля собственных средств предприятий в финансировании ЖКК.
При сложившемся состоянии жилищного фонда и инфраструктуры абсолютная величина бюджетных ассигнований снижаться не должна. Задача - перераспределить направления использования бюджетных ресурсов.
3.3. Совершенствование тарифной политики жилищно-коммунального комплекса города Ханты-Мансийска.
Тарифная политика является наиболее остро воспринимаемым населением ключевым звеном реформы ЖКХ, обеспечивая основу финансового оздоровления ЖКК, привлечение и возвратность кредитов и в итоге - надежное коммунальное обслуживание.
Основными задачами совершенствования тарифной политики являются:
1. - отражение в тарифе реальной стоимости услуги - объективно необходимых текущих расходов, а также инвестиционных затрат;
2. - определение максимально допустимого по платежеспособности и оправданного по качеству услуг тарифа;
3. - стимулирование ресурсосбережения, рационализация эксплуатационных (операционных) затрат;
4. - расчет инвестиционной составляющей на основе объективной оценки объемов затрат на замену изношенных основных фондов, их модернизацию и новое строительство коммунальных объектов;
5. - оптимизация тарифной политики с учетом реальной платежеспособности города (бюджета и населения), возможности оплачивать услуги для предотвращения роста неплатежей, чрезмерного увеличения числа субсидируемых семей, а также нагрузки на бюджет для выплаты субсидий;
6. - корректировка себестоимости и прибыли на основе экспертизы обоснованности затрат коммунальных предприятий.
3.4. Основные направления инвестиционной деятельности.
Реализация инвестиционных проектов рассматривается в Программе в трех основных направлениях:
- замена изношенных основных фондов: ветхого жилья, сетей, спецтехники и оборудования (при этом допускается изменение технических параметров объектов без изменения их функциональных свойств) - основное в течение ближайших 3-4 лет направление. Приоритетность этого направления и существенная доля в общем объеме инвестиций, направляемых в коммунальный сектор, определяется накопившимся недоремонтом основных фондов, а также необходимостью ежегодной замены 2-4% сетей и оборудования и в дальнейшем.
- непосредственно модернизация жилищного фонда и объектов инфраструктуры, обеспечивающая замену морально устаревшего и неэффективного с точки зрения ресурсных затрат оборудования и технологии. При помощи модернизации необходимо решить задачу снижения удельных затрат электроэнергии, топлива, трудовых ресурсов.
Модернизация жилищного фонда реализуется как путем реконструкции и капитального ремонта, так и сноса ветхих жилых домов, построенных с использованием архаичных материалов и методов.
- строительство новых объектов коммунального назначения. Цель - обеспечение инженерными коммуникациями площадок нового жилищного строительства (для всех типов поселений), строительство сетей и головных сооружений для повышения уровня благоустройства существующего жилищного фонда, строительство объектов, соответствующих новым технологиям, повышающих качество, услуг и ресурсную эффективность.
Основные мероприятия по реализации Программы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса г. Ханты-Мансийска, представлены в таблице
4. Исполнители Программы-бюджетополучатели
Реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляют:
- Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ Администрации г. Ханты-Мансийска;
- Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска";
- Муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа в ЖКХ".
Бюджетополучателями являются:
- Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска";
- Муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа в ЖКХ".
5. Механизм реализации Программы
1. Координатором Программы является Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ Администрации г. Ханты-Мансийска
2. Для оценки эффективности реализации Программы Департаментом градостроительства, архитектуры и ЖКХ проводится ежеквартальный мониторинг.
3. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств.
4. Контроль за ходом исполнения Программы осуществляют Дума города, Глава города в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством, Уставом города.
5. Программа может корректироваться в зависимости от изменений в законодательстве, объёмах выделяемых средств из различных источников, а также от результатов обследования жилищного фонда и иных обстоятельств.
6. Финансовое обеспечение Программы в целом и по годам
Год реализации программы |
Объем средств на реализацию программы, тыс. руб. |
2009 |
882 631 |
2010 |
881 130 |
2011 |
716 613 |
2012 |
716 932 |
Всего |
3 197 306 |
Объем средств, необходимых для реализации Программы, 3197306 тыс. рублей.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будет обеспечено повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания в г. Ханты-Мансийске:
- обеспечено комплексное благоустройство жилищного фонда;
- повышена надежность работы коммунальных систем жизнеобеспечения за счет ликвидации накопившегося недоремонта изношенных основных фондов;
- повышена ответственность хозяйствующих субъектов за принятие неадекватных решений по ценовой и финансовой политике, за качество обслуживания.
Кроме того, будет повышена ресурсная эффективность и обеспечена финансовая стабилизация жилищно-коммунального комплекса, в том числе:
- повышена эффективность использования материалов, энергии и трудовых ресурсов, а также инвестиционный потенциал коммунальных предприятий, что позволит увеличить использование собственных средств предприятий на инвестиции;
- сокращены объемы нерационального потребления услуг, снижено удельное водопотребление, потребление тепловой энергии, предотвращена оплата фактически неполученных услуг;
- обеспечена оптимизация источников финансирования жилищно-коммунального комплекса города.
В результате будут созданы условия для преобразования муниципальных предприятий в финансово и юридически самодостаточные хозяйствующие субъекты, решающие задачи жизнеобеспечения с максимальным использованием инвестиционного потенциала предприятий в рамках регулируемого рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.