Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решениюДумы муниципального образования
город Нижневартовск
от 15 мая 2009 г. N 591
Положение о порядке управления и распоряжения собственностью
муниципального образования - город Нижневартовск
1. Общие положения
1.1. Положение "О порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования - город Нижневартовск" (далее Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями), от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями), от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Уставом города Нижневартовска (в новой редакции, с изменениями), Положением о департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города, утверждённым распоряжением Главы города от 18.04.2006 N 438-р (с изменением), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.2. Собственностью муниципального образования - город Нижневартовск (далее - муниципальная собственность) является имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию - город Нижневартовск (далее - Муниципальное образование).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
Средства городского бюджета и иное муниципальное имущество, не закреплённое за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями составляют казну Муниципального образования.
Термины "муниципальная собственность" и "муниципальное имущество", используемые в настоящем Положении, признаются равнозначными.
1.3. В состав муниципальной собственности входит:
- имущество, переданное Муниципальному образованию в результате разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальную собственность;
- имущество, переданное в муниципальную собственность из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
- имущество, переданное в муниципальную собственность предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности;
- имущество, приобретенное за счёт средств бюджета города;
- имущество, приобретенное на доходы от использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, в результате осуществления хозяйственной деятельности муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казёнными предприятиями и разрешенной хозяйственной деятельности муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями;
- плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования объектов муниципальной собственности;
- имущество, переданное в муниципальную собственность другими органами местного самоуправления;
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные казённые предприятия, муниципальные бюджетные учреждения, муниципальные автономные учреждения;
- ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), принадлежащие Муниципальному образованию;
- имущество предприятий - банкротов, поступившее в муниципальную собственность в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- имущество, переданное в муниципальную собственность по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Объекты муниципальной собственности могут находиться как на территории Муниципального образования, так и за его пределами.
2. Отношения, регулируемые Положением
2.1. Настоящее Положение регулирует:
- порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью Муниципального образования;
- порядок создания, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных автономных учреждений;
- порядок владения, пользования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, переданным муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, муниципальным казённым предприятиям, муниципальным бюджетным учреждениям, муниципальным автономным учреждениям - на праве оперативного управления;
- порядок передачи муниципального имущества в аренду, субаренду и расчётов по договору аренды при проведении капитального ремонта и реконструкции муниципального имущества;
- порядок участия Муниципального образования в хозяйственных обществах, управления и распоряжения акциями (долями) Муниципального образования в уставных капиталах хозяйственных обществ.
2.2. Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами, а также средствами бюджета города.
3. Цели, принципы и задачи управления и распоряжения муниципальной собственностью
3.1. Целями управления и распоряжения муниципальной собственностью, являются:
- укрепление материально - финансовой основы Муниципального образования;
- преумножение и улучшение муниципальной собственности, используемой для социально-экономического развития Муниципального образования;
- организация единообразного порядка управления муниципальным имуществом;
- создание условий эффективного использования муниципальной собственности;
- повышение эффективности работы городского хозяйства в целом и каждого муниципального унитарного предприятия, муниципального казённого предприятия, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения в отдельности;
- привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории городского округа;
- реализация контролирующих функций органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
3.2. Управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляется на основе принципов законности, эффективности, подконтрольности, подотчётности, целевого использования имущества, закреплённого за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями, переданного иным юридическим и физическим лицам.
3.3. В указанных целях при управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, решаются задачи:
- увеличения неналоговых поступлений в бюджет города за счёт вовлечения в гражданский оборот объектов муниципальной собственности, повышения эффективности их использования;
- сохранения и приумножения в составе муниципальной собственности имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает увеличение доходов бюджета города, сохранения в муниципальной собственности имущества, необходимого для эффективного решения вопросов местного значения;
- оптимизации структуры муниципальной собственности;
- увеличения доходов от использования имущества, закреплённого за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казёнными предприятиями, долей (пакетов акций) в хозяйственных обществах;
- осуществления контроля за эффективным использованием и сохранностью объектов муниципальной собственности, находящихся в казне города Нижневартовска, а также закреплённых за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями;
- пообъектного учёта имущества, составляющего муниципальную собственность, и его движения.
4. Реализация правомочий собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности
4.1. Муниципальное образование является собственником принадлежащего ему имущества.
4.2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности от имени Муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной Уставом города Нижневартовска, настоящим Положением, иными актами, определяющими статус этих органов.
4.3. Городская Дума:
а) определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
б) определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных автономных учреждений.
4.4. Администрация города:
а) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
б) принимает решение об учреждении, в том числе определяет учредителя муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных автономных учреждений, иных коммерческих и некоммерческих организаций, определяет порядок осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных автономных учреждений;
в) ведет учёт объектов муниципальной собственности;
г) обладает иными полномочиями в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом муниципального образования.
4.5. Полномочиями по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени администрации города обладает департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (далее - Департамент).
4.6. Департамент:
- ведет реестр (учёт) объектов муниципальной собственности города, в том числе акций (паёв, долей) в хозяйственных обществах, включая реестр муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных автономных учреждений;
- организует работу по приёму объектов в муниципальную собственность и передаче объектов из муниципальной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством;
- ведет бюджетный учёт нефинансовых активов имущества казны и финансовых вложений по счёту "Акции и иные формы участия в капитале";
- закрепляет на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными автономными учреждениями муниципальное имущество; изымает муниципальное имущество по основаниям и в порядке, установленными законодательством и настоящим Положением;
- организует работу по созданию, реорганизации и ликвидации в установленном порядке муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных автономных учреждений;
- утверждает уставы муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных автономных учреждений, в которых является учредителем, изменения и дополнения к ним, разделительные балансы и передаточные акты, отчёты, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закреплённого за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными автономными учреждениями;
- осуществляет от имени администрации города права собственника муниципального имущества в порядке, предусмотренном законодательством и Положением о Департаменте;
- от имени администрации города заключает сделки в отношении объектов муниципальной собственности:
а) купли-продажи, поставки, безвозмездного пользования (ссуды), мены, доверительного управления, аренды, хранения, страхования, безвозмездной передачи имущества (дарения, пожертвования), подряда, возмездного оказания услуг, коммерческой концессии, простого товарищества, об определении долей в имуществе;
б) договоров купли-продажи, мены, аренды, найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
в) о передаче муниципального имущества в залог, в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ;
г) заключение иных договоров, предусмотренных законодательством, с муниципальным имуществом и имуществом, приобретаемым в муниципальную собственность и отчуждаемым из муниципальной собственности;
- осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Положением о Департаменте.
5. Порядок приобретения и отчуждения объектов муниципальной собственности
5.1. В отношении объектов муниципальной собственности могут совершаться любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящему Положению.
5.2. Имущество принимается в муниципальную собственность и отчуждается на основании правовых актов администрации города, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
5.3. Решения об отчуждении либо приобретении объектов муниципальной собственности принимаются администрацией города в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями), от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законодательством, решением Думы города о приватизации.
5.4. При осуществлении сделок объекты муниципальной собственности подлежат независимой оценке в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Выбор оценщика осуществляется с соблюдением норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении муниципального заказа.
6. Муниципальные унитарные предприятия, муниципальные казённые предприятия, муниципальные бюджетные учреждения, муниципальные автономные учреждения
6.1. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятий), муниципальных казённых предприятий (далее - казённых предприятий), муниципальных бюджетных учреждений (далее - учреждений) и муниципальных автономных учреждений (далее - автономных учреждений) определяется законодательством Российской Федерации и приложением 1 к настоящему Положению.
6.2. Управление предприятиями, казёнными предприятиями, учреждениями и автономными учреждениями предполагает:
- оптимизацию структуры и количества предприятий, казённых предприятий, учреждений, автономных учреждений;
- ежегодную разработку прогнозных показателей развития предприятий, казённых предприятий;
- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий, казённых предприятий, финансовой деятельности учреждений, автономных учреждений;
- контроль сохранности и целевого использования имущества, переданного предприятиям в хозяйственное ведение, казённым предприятиям, учреждениям и автономным учреждениям - в оперативное управление;
- оценку деятельности руководителей предприятий, казённых предприятий, учреждений, автономных учреждений;
- принятие решений о внесении изменений в учредительные документы, в контракт с руководителем, о реорганизации, ликвидации, смене руководителя предприятия, казённого предприятия, учреждения, автономного учреждения.
6.3. Порядок управления муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятий, оперативном управлении казённых предприятий, учреждений и автономных учреждений определяется законодательством Российской Федерации и приложением 2 к настоящему Положению.
6.4. Порядок, размер, льготы при отчислении части прибыли в бюджет города от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий, оперативном управлении казённых предприятий, определяются Думой города Нижневартовска.
6.5. Порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, казённого предприятия определяются администрацией города.
6.6. Предприятие помимо резервного фонда формирует фонд накопления (развития), в который обязано направлять не менее 30% чистой прибыли на развитие производства.
Предприятие также вправе формировать фонды потребления и социальной сферы. Порядок формирования и использования фондов потребления и социальной сферы определяется предприятием самостоятельно, с учётом положений коллективного договора и законодательства.
6.7. Бухгалтерская отчетность предприятия, казённого предприятия подлежит обязательной аудиторской проверке независимым аудитором.
Предприятия, казённые предприятия объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, аудиторские проверки проводят ежегодно. Остальные - один раз в два года.
Предприятия, казённые предприятия проводят аудиторские проверки самостоятельно, за счёт собственных средств. Технические задания по проведению аудиторских проверок предприятия предварительно согласовывают с первым заместителем Главы города.
Выбор аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе.
Отчеты о проведении аудиторской проверки предприятие, казённое предприятие представляет в Департамент и структурное подразделение администрации города, курирующее деятельность предприятия, казённого предприятия.
6.8. При неудовлетворительных результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятие, казённое предприятие обязано вместе с отчётным балансом представить в Департамент мероприятия по финансовому оздоровлению для рассмотрения возникшей ситуации на городской комиссии по контролю за деятельностью предприятий, казённых предприятий, создаваемой администрацией города.
Предприятие обязано ставить в известность Департамент и руководителя структурного подразделения администрации города, курирующего деятельность предприятия, казённого предприятия, о признаках несостоятельности (банкротства) предприятия, казённого предприятия.
6.9. При неудовлетворительных результатах финансово-хозяйственной деятельности и отсутствии механизмов финансового оздоровления предприятия, казённого предприятия либо их неэффективности предприятие, казённое предприятие подлежит ликвидации.
Предложения о ликвидации предприятия, казённого предприятия направляются Главе города Департаментом, структурным подразделением администрации города, курирующим деятельность предприятия, казённого предприятия, самим предприятием, казённым предприятием.
6.10. Назначение на должность руководителей предприятий, казённых предприятий, учреждений, автономных учреждений и освобождение их от должности осуществляется Главой города в соответствии с утверждённым им порядком.
6.11. Предприятие, казённое предприятие как имущественный комплекс юридического лица, учреждение, автономное учреждение являются объектами учёта реестра собственности Муниципального образования.
7. Порядок направления в городской бюджет доходов от использования муниципальной собственности
7.1. К доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся:
- средства, получаемые от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- доходы по акциям, принадлежащим Муниципальному образованию, в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ;
- часть прибыли предприятий, казённых предприятий остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от приватизации объектов муниципальной собственности;
- доходы от продажи активов (имущества) учреждений, автономных учреждений и имущества ликвидированных предприятий, казённых предприятий;
- иные предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования объектов муниципальной собственности.
7.2. Доходы от использования муниципальной собственности относятся к неналоговым видам доходов и перечисляются в городской бюджет.
8. Другие положения
8.1. Порядок передачи муниципального имущества в аренду, субаренду и взаиморасчётов по договору аренды при проведении капитального ремонта и реконструкции муниципального имущества определяется законодательством Российской Федерации и приложением 3 к настоящему Положению.
8.2. Порядок участия Муниципального образования в хозяйственных обществах определяется законодательством Российской Федерации и приложением 4 к настоящему Положению.
8.3. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с порядком, установленным решением Думы города.
8.4. Финансирование всех необходимых мероприятий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, включая:
- расходы по проведению технической инвентаризации, в том числе первичной, плановой, внеплановой, бесхозяйных объектов и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
- расходы по государственной регистрации прав на муниципальное имущество и имущество, приобретаемое в муниципальную собственность и отчуждаемое из муниципальной собственности, и сделок с ним, включая оплату государственной пошлины, в том числе и при обращении в судебные органы с заявлениями о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, об установлении юридических фактов, включая различные факты по выморочному имуществу;
- расходы по проведению оценки бесхозяйных объектов и объектов, находящихся в муниципальной собственности, и страхованию объектов муниципальной собственности в случаях, предусмотренных законодательством;
- расчёты по договорам на приобретение объектов в муниципальную собственность;
- расчёты по иным договорам, предусмотренным законодательством, с муниципальным имуществом и имуществом, приобретаемым в муниципальную собственность;
- расчёты по компенсации затрат в случаях, предусмотренных законодательством;
- расходы по сносу объектов муниципального жилищного фонда, иных муниципальных объектов;
- расходы по содержанию объектов муниципальной казны,
а также иные расходы, предусмотренные федеральным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления по объектам казны и бесхозяйным объектам осуществляются за счёт бюджетных средств муниципального образования и иных законных источников.
8.5. Перечень муниципального имущества, подлежащего передаче во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утверждается администрацией города.
Порядок и условия предоставления муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства определяются настоящим пунктом Положения, а также приложением 3 к Положению.
Заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется без проведения торгов на право заключения договоров в случаях:
- передачи имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления приоритетных, социально значимых видов деятельности, определенных целевой программой "Поддержка и развитие малого предпринимательства города Нижневартовска на 2006 - 2010 годы", утверждённой решением Думы города от 25.11.2005 N 558;
- передачи имущества в аренду и безвозмездное пользование некоммерческим организациям как формы оказания им материальной помощи в виде предоставления имущества (безвозмездно или в аренду на льготных условиях);
- передачи имущества в аренду, безвозмездное пользование государственным учреждениям, при котором имущество не вовлекается в хозяйственный оборот и не оказывает влияние на состояние конкуренции;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.