Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова О.В.
судей Ситьковой О.Н, Тепловой Т.В.
при секретаре Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Георгиевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" о признании незаконными действий по начислению задолженности по оплате за газ, понуждению произвести перерасчет задолженности,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", впоследствии уточненным, в котором просила признать действия ответчика по начислениям по лицевому счету N за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 356991,10 рублей незаконными, обязать произвести перерасчет, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование иска указано, что она является потребителем газа в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу "адрес" площадью 190,8 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" составлен акт проверки, выявленные замечания: при обследовании в присутствии абонента г/с был установлен в целлофановый пакет опл. пл.ном N не нарушены. После вскрытия пакета под счетным механизмом, г/с имеется механическое повреждение (в виде отверстия). Акт проверки подписан ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ составлен акт установки пломб на приборе учета газа. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол поверки о годности счетчика газа зав. N, ДД.ММ.ГГГГ ООО "Газсервис" проведено комплексное (метрологическое и трасологическое) исследование. ДД.ММ.ГГГГ истец получила извещение, в котором указана сумма к оплате за предыдущий период в размере 375 482,63 рублей. Не согласившись начислениями в указанной сумме, истец обратилась к ответчику с претензией о необоснованном начислении задолженности за потребленный природный газ, в которой просила аннулировать выставленную задолженность или произвести перерасчет в соответствии с договором и законом не более 6 месяцев. Ответчик претензию не признал. Считает, что выставленная ответчиком задолженность рассчитана необоснованно, т.к. объем газа в случае выявления при проверке повреждения пломб, должен исчисляться за период со дня проведения последней проверки, но не более чем за 6 месяцев. Неправомерными действиями ответчика причинен моральный вред, который истец оценивает в 50 000 рублей.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2018 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просила решение суда отменить по основаниям неправильного определения имеющих значение для дела обстоятельств, неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает, что судом неверно применены нормы п.81(11) Правил предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ N 354. Считает, что ответчик должен произвести доначисление объемов потребленного газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, не более чем за 6 месяцев (не применяя повышающий коэффициент 10), поскольку это условие предусмотрено договором, заключенным между сторонами.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика ФИО7, ссылаясь на доводы возражений, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Истец, извещенная о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив по ним законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из дела ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации в ЕГРН N
Между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" и ФИО1 действует договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан с момента первого присоединения к сети от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии заключен письменный договор N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" проведен осмотр прибора учета ВК G6 N, установленного в квартире истца.
В выявленных в ходе проверки замечаниях к акту указано, что "Под счетным механизмом г/с в присутствии абонента обнаружено механическое повреждение в виде отверстия. Проволочное крепление пл. N не фиксирует входную гайку. Необходимо снять г/с на гос. экспертизу". ДД.ММ.ГГГГ контролерами филиала в акте подтверждено наличие механического повреждения "в виде отверстия" на приборе учета газа.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что доначисление ответчиком платы за потребленный газ, произведенное на основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 в данном случае законно, поскольку факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа подтвержден надлежащими доказательствами.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ), в связи с чем на собственнике и пользователе газового оборудования, лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения - счетчика газа, а также по своевременному предоставлению счетчика на поверку.
Пунктом 1 ст. 543 ГК РФ предусмотрена обязанность абонента немедленно сообщать о неисправностях приборов учета энергии (газа) снабжающей организации.
Пунктом 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549 газа, установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил поставки газа).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа поставщик вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О газоснабжении в РФ" Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа N 549).
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 354 Правительство РФ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354).
Согласно пп. "б" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, Правила, утвержденные указанным Постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549.
В пункте 3 Постановления N 354 указано, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из Письма Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354" следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в не урегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа является несанкционированное изменение в настройку и/или конструкцию прибора учета газа, умышленное повреждение прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа, а также несанкционированное нарушение пломб прибора учета газа.
Правилами поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ N 549 случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, поэтому в данном случае подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
Таким образом, пункт 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 является специальной нормой и предусматривает повышенную ответственность, а иное толкование действующего законодательства свидетельствовало бы о том, что незаконное потребление коммунального ресурса является более выгодным.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении президиума Ставропольского краевого суда по делу N 44 г 6/18 от ДД.ММ.ГГГГ.
Способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения.
Правилами поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ N 549 случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, поэтому в данном случае подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
Пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 в редакции, действующей до внесения в них изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1498) предусмотрено, что при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Указанный пункт Правил является специальной нормой и предусматривает повышенную ответственность.
Иное толкование действующего законодательства свидетельствовало бы о том, что незаконное потребление коммунального ресурса является более выгодным.
Согласно экспертному исследованию N от ДД.ММ.ГГГГ при проведении внешнего осмотра установлено что "на крышке счетного механизма снизу имеется повреждение в виде отверстия". При исследовании пломбы завода-изготовителя установлено, что "в гнезде посадки заводской пломбы счетчика расхода газа типа ВК G6 N, 2007 года выпуска, находится фрагмент металла цилиндрической формы серого цвета с плохо читаемыми маркировочными обозначениями с лицевой стороны "... 07... ", а с оборотной стороны "IV". Формой и размером металлический цилиндр, находящийся в гнезде, предназначенном для установки пломбы завода-изготовителя (либо организации, проводившей последнюю поверку) совпадает по размерам с заводскими пломбами, а маркировочные обозначения при сравнении с маркировкой, указанной в паспорте исследуемого счетчика не совпадают... При съеме крышки счетного механизма установлено, что с ее нижней стороны на корпусе имеется повреждение в виде сквозного отверстия диаметром до 0,5 мм и оплавлением пластмассы с "минусом" пластика... " На шильдике счетного механизма "имеется повреждение в виде динамических трас, по ширине и по месту расположения совпадающее с повреждением на корпусе счетного механизма. По характеру следообразования и повреждений, обнаруженных на крышке счетного механизма и шильдика можно сделать вывод, что повреждение было образовано нагретым металлическим предметом с рабочей частью диаметром до 0,5 мм (например игла, шило и др.).
Судебная коллегия приходит к выводу, что проведенная экспертиза счетчика газа истца установилафакт вмешательства в работу счетного механизма в частности: демонтаж оригинальной металлической пломбы завода-изготовителя, установку на ее место металлического цилиндра, совпадающего по размерам с заводской пломбой, повреждения на шильдике счетного механизма, что в совокупности является признаками несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета газа, повлекшего искажение его показаний.
При таких обстоятельствах, суд правомерно руководствовался положениями п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
Доводы апелляционной относительно того, что суд не вправе применять положение п. 81 (11) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, при расчете задолженности при несанкционированном вмешательстве в работу учета газа и обязан применять положения абзаца 2 пункта 28 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549, являются ошибочными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка была проведена в отсутствие истца и без ее надлежащего уведомления не могут повлечь отмену постановленного решения.
Обязательное участие абонента при проведении проверки действующим законодательством и Правилами не предусмотрено. Из системного толкования положений Правил следует, что для проведения проверки прибора учета газа должен быть обеспечен доступ в жилое помещение.
Из актов проверки от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении проверки участвовала ФИО5 добровольно допустившая сотрудников ответчика для проверки, которая согласно копии домовой книги является лицом, постоянно зарегистрированным и проживающим в квартире истца.
Принимая во внимание презумпцию добросовестности действий сторон, установленную статьей 10 ГК РФ, учитывая действия члена семьи абонента ФИО5, осуществившей допуск в жилое помещение контролеров для осмотра газового оборудования и подписавшей без замечаний акт проверки, оснований полагать, что нарушены права и интересы истца не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не подтверждены допустимыми доказательствами, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ и не опровергают правильность выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.