Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Нижневартовского района
от 14 сентября 2009 г. N 1055
Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным отделом администрации района
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным отделом администрации района (далее - Инструкция) составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом района, решениями Думы района, постановлениями и распоряжениями администрации района, Положением о контрольно-ревизионном отделе администрации района.
1.2. В Инструкции используются следующие понятия и термины:
Контрольно-ревизионный отдел администрации района (далее - Отдел) - структурное подразделение администрации района, организующее и осуществляющее финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств района.
Департамент финансов администрации района (далее - Департамент финансов) - структурное подразделение администрации района, осуществляющее составление и организацию исполнения бюджета района, обеспечивающее проведение единой финансовой и бюджетной политики в районе, уполномоченное управлять финансами района.
Ревизуемые организации - учреждения и организации всех форм собственности, являющиеся главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета района и (или) использующие имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также организации, учредителем которых является администрация района.
Акт - документ, содержащий обобщающее описание тех или иных фактов или событий, выявленных в ходе проверки. В акте обычно содержится сообщение об определенных проверках, обследованиях.
Справка - документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов или событий, выявленных в ходе проверки.
Программа - документ, содержащий примерный план (перечень) вопросов по планируемой работе с указанием распределения вопросов и участков работы между членами ревизионной группы.
Нарушение - действие (бездействие) должностных лиц ревизуемых организаций, запрещенное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нарушения в использовании средств бюджета района и муниципального имущества выражаются в следующих формах (далее - нарушения):
нарушение законодательной и нормативной правовой базы - использование средств бюджета района и муниципального имущества с нарушением законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных правовых актов; осуществление деятельности при отсутствии необходимых разрешений (лицензий, аттестации, аккредитации) или с их нарушением;
нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом (бюджетной росписью, уведомлениями о бюджетных ассигнованиях, сметой), которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении; расход средств на цели, не предусмотренные учредительными документами; не предусмотренные сметами на содержание учреждения, на реализацию мероприятий, целевых программ; направление средств на новое строительство и капитальный ремонт объектов; расходование средств сверх утвержденных годовых назначений по бюджетной смете;
недостача денежных средств и материальных ресурсов - неполное наличие денежных средств и материальных ценностей; расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке; отсутствие первичных бухгалтерских документов; выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе;
неэффективное использование средств - наличие просроченной дебиторской задолженности; непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности; неэффективное управление муниципальным имуществом, не приводящее к целям, определенным при наделении данным имуществом; хранение на складе имущества, приобретенного за счет средств бюджета района либо не используемого по назначению; расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата; неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании;
недопоступление платежей в бюджет - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, непринятие мер по удержанию налога на доходы физических лиц при возмещении работникам стоимости утерянных билетов при направлении к месту использования отпуска и обратно;
излишки материальных ценностей и денежных средств - выявленное в ходе проведения инвентаризации неучтенное имущество;
неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов - переплаты и неположенные выплаты заработной платы; расходы денежных средств без подтверждения оправдательными документами; сверхнормативные расходы; предоставление муниципального имущества в аренду без заключения договоров в установленном порядке; предоставление в пользование объектов государственной собственности; неправомерное отчуждение муниципальной собственности; направление средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на цели, не предусмотренные нормативными правовыми актами и разрешительными документами; расходование средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, сверх предусмотренного бюджетной сметой; осуществление деятельности, не предусмотренной учредительными документами;
другие финансовые нарушения - заключение муниципальных контрактов без проведения конкурсов (при отсутствии правовых оснований), проведение конкурсов с нарушением установленных требований, выдача авансов под отчет при наличии задолженности по ранее выданным денежным средствам; нарушения порядка отчетности об исполнении бюджета; несоответствие данных бухгалтерского учета первичным документам; отсутствие обязательных реквизитов документов и иные нарушения бухгалтерского учета и отчетности.
Меры принуждения, применяемые в отношении получателей бюджетных средств, допустивших нарушения в их использовании, - комплекс мер воздействия и мероприятий, предусмотренных законодательством в отношении ревизуемых организаций, направленный на соблюдение норм законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных правовых актов.
II. Понятия, цель и задачи ревизий и проверок
2.1. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемый период хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
2.2. Цель ревизии финансово-хозяйственной деятельности или проверки - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных правовых актов при осуществлении ревизуемой организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и бюджетными сметами.
2.3. Основной задачей ревизии (проверки) является исследование финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
исполнение бюджетных смет и смет от приносящей доход деятельности;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей;
соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью;
эффективность управления муниципальным имуществом и использования средств;
соблюдение норм финансовых затрат;
формирование финансовых результатов и их распределение.
III. Организация проведения ревизий и проверок
3.1. Ревизии и проверки осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке.
3.2. Ревизии и проверки организаций проводятся на основании годовых планов, согласованных заместителем главы района по экономике и финансам, курирующим деятельность Отдела, и утвержденных до начала нового финансового года Главой района.
План ревизий и проверок хранится как документ, не подлежащий оглашению.
3.3. Отдел в обязательном порядке сообщает структурным подразделениям администрации района о времени проведения ревизии (проверки) в подведомственных организациях.
3.4. В случае поступления сигналов о злоупотреблениях и нарушениях, а также недостатков, установленных по представленной отчетности, по распоряжению администрации района должна быть проведена внеплановая проверка организации.
3.5. Документы и бухгалтерские записи проверяются сплошным или выборочным порядком. При сплошном методе они проверяются полностью за весь ревизуемый период, а при выборочном - только за отдельные периоды.
3.6. Ревизии и проверки проводятся на основании распоряжения администрации района о проведении ревизии и проверки с указанием состава ревизионной группы, наименования ревизуемой организации, срока проведения ревизии и проверки, периода, за который проводится ревизия (проверка).
3.7. Сроки проведения ревизии (проверки), состав ревизионной группы и ее руководитель определяются начальником Отдела с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой организации. Срок проведения ревизии (проверки) не может превышать 45 календарных дней.
Продлить первоначально установленный срок ревизии (проверки) может Глава района по мотивированному представлению начальника Отдела.
3.8. Ревизия и проверка проводятся за период деятельности проверяемой организации, указанный в утвержденном плане проведения ревизий и проверок.
3.9. Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой или перечнем основных вопросов и утверждаются начальником Отдела.
В ходе проведения ревизии (проверки) с учетом изучения необходимых документов, отчетных, статистических данных, других материалов допускается изменение (дополнение) программы ревизии и проверки с последующим ее утверждением начальником Отдела.
3.10. Руководитель ревизионной группы до начала ревизии (проверки) знакомит членов ревизионной группы с содержанием программы ревизии (проверки), распределяет вопросы и участки работы между исполнителями, составляет план ревизии (проверки) и представляет его на утверждение начальнику Отдела.
IV. Методы и порядок проведения ревизии и проверки
4.1. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности и проверка ревизуемой организации проводятся путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных учетных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
организации процедур фактического контроля за наличием и движением денежных средств, материальных ценностей и основных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств, материальных ценностей, основных средств путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров, экспертиз и т.п.;
проверки использования и сохранности бюджетных и внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок использования средств бюджета района, внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
4.2. Перед тем как приступить к ревизии (проверке), руководитель ревизионной группы предъявляет руководителю ревизуемой организации распоряжение о проведении ревизии (проверки), знакомит его с задачами ревизии (проверки), представляет членов ревизионной группы.
4.3. Руководитель ревизуемой организации перед началом ревизии (проверки) представляет ревизионную группу ответственным работникам, обязывает всех должностных лиц представлять по требованию проверяющих планы, бюджетные сметы, денежные, бухгалтерские и другие документы, а также давать справки, устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к ревизии (проверке), дает указания о назначении инвентаризационных комиссий.
4.4. Руководитель ревизионной группы вправе требовать от руководителей и должностных лиц ревизуемой организации создания надлежащих условий для проведения членами ревизионной группы ревизий, предоставления отдельных помещений, обеспечивающих сохранность документов и оборудованных необходимыми организационно-техническими средствами.
Требования руководителя ревизионной группы, связанные с исполнением им служебных обязанностей, являются обязательными для руководителей и должностных лиц ревизуемой организации независимо от их формы собственности.
В случае отказа работниками ревизуемой организации представить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение ревизии (проверки), руководитель ревизионной группы сообщает начальнику Отдела, а в необходимых случаях начальник Отдела сообщает об этих фактах заместителю главы района по экономике и финансам, курирующему деятельность Отдела.
4.5. При отсутствии или неправильном ведении бухгалтерского учета, следствием чего явились искажения в бухгалтерском учете и отчетности в ревизуемой организации, руководитель ревизионной группы составляет об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящей Инструкции, и докладывает начальнику Отдела. Начальник Отдела направляет руководителю ревизуемой организации и в вышестоящую организацию письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации и сообщает об этих фактах заместителю главы района по экономике и финансам, курирующему деятельность данной организации.
Ревизия (проверка) проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
V. Оформление результатов ревизии и проверки
5.1. Заключительным этапом ревизии и проверки является оформление акта с обобщением всех результатов проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности. В случаях убытия члена ревизионной группы в очередной (льготный) отпуск, неявок на работу по причине нетрудоспособности до окончания срока проведения ревизии или проверки членом ревизионной группы составляются справки о проведенной проверке. Акт (справка) ревизии и проверки составляется в трех экземплярах, которые имеют одинаковую силу.
5.2. Акт (справка) ревизии или проверки подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии (проверки), подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы устанавливается срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии (проверки) и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы в срок до пяти рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменное заключение, которое представляется начальнику Отдела.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии (проверки) может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом с обязательным фиксированием даты его получения. При этом к экземпляру акта, который остается на хранении в Отделе, прилагаются документы, подтверждающие факт передачи акта.
Материалы каждой ревизии (проверки) в делопроизводстве Отдела должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел Отдела.
5.3. В тех случаях, когда выявленные ревизией (проверкой) нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры по их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии и проверки составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточные акты (справки) составляются также для оформления результатов проверки отдельных разделов деятельности ревизуемой организации.
Промежуточные акты (справки) подписываются членом ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы проверки, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в сводный акт ревизии (проверки).
5.4. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующую информацию:
наименование темы ревизии (проверки);
дату и место составления акта;
кем и на каком основании проведено контрольное мероприятие (номер и дату распоряжения, а также указание на плановый характер или ссылку на задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии (проверки);
полное наименование и реквизиты организации, идентификация по общероссийским классификаторам;
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности ревизуемой организации;
имеющиеся у ревизуемой организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в департаменте финансов администрации района;
кто в проверяемом периоде имел право первой подписи в ревизуемой организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером).
Вводная часть может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии (проверки).
5.5. В акте ревизии (проверки) должна соблюдаться объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, точность описания выявленных фактов, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии (проверки) излагаются на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля и других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должно содержать следующую информацию: какие законодательные и другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии (проверки) не допускается включение различного рода выводов, предложений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии (проверки) не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
5.6. По каждому выявленному в ходе ревизии (проверки) нарушению главный бухгалтер ревизуемой организации обязан дать в письменной форме на имя руководителя ревизионной группы объяснения с указанием причин, по которым они были допущены. Объяснения должны быть согласованы с руководителем ревизуемой организации. Руководитель ревизуемой организации дает объяснения в письменном виде в лаконичной форме на имя Главы района.
5.7. В окончательном виде материалы ревизии (проверки) состоят из акта ревизии (проверки) и надлежащим образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (проверки).
5.8. Руководителем ревизионной группы материалы каждой ревизии (проверки), а также проект распоряжения о результатах ревизии (проверки) с конкретными предложениями, направленными на устранение нарушений, представляются начальнику Отдела в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта в ревизуемой организации без разногласий и восьми рабочих дней после подписания акта ревизии (проверки) с разногласиями.
VI. Принятие мер по устранению выявленных ревизией или проверкой нарушений и недостатков
6.1. Принятие мер по результатам проведенных контрольных мероприятий осуществляется только по решению Главы района в форме издания распоряжения о мерах по результатам ревизии (проверки).
Не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта ревизии (проверки) начальником Отдела представляется на согласование проект распоряжения о мерах по результатам проведенной ревизии или проверки (с приложением оформленного дела с материалами проведенной проверки) согласующим должностным лицам.
6.2. В отдельных случаях, по заданию Главы района, Отдел направляет материалы ревизии (проверки) в правоохранительные органы в установленном порядке.
6.3. Ревизуемая организация в установленные в распоряжении о мерах по результатам проведенной ревизии (проверки) сроки представляет в Отдел информацию об устранении нарушений (на имя начальника Отдела).
6.4. Для повышения эффективности контрольных мероприятий Отдел обеспечивает контроль за ходом реализации распоряжений о мерах по результатам проведенных ревизий (проверок), проводит контрольные проверки выполнения предписаний по устранению выявленных нарушений. При выявлении неустраненных и продолжающих иметь место нарушений сообщает об этих фактах заместителю главы района по экономике и финансам, курирующему Отдел, и заместителю главы района, курирующему деятельность ревизуемой организации.
6.5. Руководитель ревизуемой организации несет, в соответствии с действующим законодательством, ответственность в случае, если меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц не приняты или таких мер недостаточно.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 сентября 2009 г. N 1055... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.