Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации муниципального образования
города Нижневартовск
от 27 ноября 2009 г. N 1687
Долгосрочная целевая программа по преодолению социального сиротства,
развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, "Семь Я" на 2010-2012 годы
30 декабря 2010 г., 26 декабря 2011 г., 27 декабря 2012 г.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 24 декабря 2012 г. N 1607 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Забота о детях, обеспечение и защита их прав и интересов, соблюдение свобод относится к приоритетным направлениям деятельности государства, так как в соответствии с международным и российским законодательством основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности и создание механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства.
В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Наиболее уязвимой категорией являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей). Актуальной эта проблема остается и для города Нижневартовска. По данным статистики на 01.01.2009 детское население составляет 52192 ребенка, на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города на 01.07.2009 состоит 814 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества детей как в России, так и в Нижневартовске только 14% являются сиротами, а остальные 86% - социальные сироты. Основной причиной социального сиротства является уклонение родителей от выполнения ими родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей (таблица 1).
Структура причин отсутствия родительского попечения над детьми, выявленными в городе Нижневартовске в 2009 году (по состоянию на 01.07.2009)
Таблица 1
Причины отсутствия родительского попечения |
Смерть единственного или обоих родителей |
Лишены родительских прав |
Письменный отказ забрать детей из учреждений |
Находятся в местах лишения свободы |
Болезнь родителей |
Количество детей |
8 |
34 |
16 |
14 |
2 |
Рисунок 1
Если родители в силу жизненных обстоятельств не справляются со своими обязанностями в отношении детей либо злостно уклоняются от их исполнения, то государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по защите и обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей.
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в управлении опеки и попечительства администрации города по состоянию на 01.07.2009, составляет 814 детей, из них 609 детей находятся под опекой, 60 детей воспитываются в семьях усыновителей, 55 - в приемных семьях, 90 детей - в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" и нуждаются в семейном устройстве (рисунок 2).
Рисунок 2
"Распределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города, в зависимости от их формы устройства (человек)"
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию семейных форм устройства, доля детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему велика (из 74 выявленных за первое полугодие 2009 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 были определены в государственные учреждения).
Ребенок, лишенный положительного опыта семейной жизни, помещенный в условия интерната, деформируется в личностном развитии. У таких детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, развивается чувство тревоги, неуверенности в себе, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показали, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определены статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации - это передача на воспитание в семьи - на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) и приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в государственные учреждения.
Наиболее распространенной формой семейного устройства осиротевших детей является опека, когда ребенка забирают в семьи, как правило, близкие или дальние родственники. На сегодня это - более развитая форма устройства, преимущественно дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку (попечительство).
В последнее время получила развитие такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. Как правило, в приемной семье воспитываются не более 8 детей. Часто приемная семья становится родным домом для детей, у которых есть братья и сестры, и данное обстоятельство становится препятствием для их усыновления и принятия под опеку.
Вопросы улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм устройства являются приоритетными для администрации города Нижневартовска.
Анализ последних лет показал, что благодаря комплексному решению проблем семьи и детей в городе Нижневартовске сложилась система работы по охране прав детства.
Важным шагом в этом направлении явилась реализация городской целевой программы по поддержке семей с детьми, преодолению социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Семь Я" на 2007-2009 годы, утвержденная решением Думы города от 30.10.2006 N 99.
Значимыми показателями для города в результате реализации городской целевой программы по поддержке семей с детьми, преодолению социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Семь Я" на 2007-2009 годы являются устойчивые тенденции снижения доли детей, определенных в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличение количества детей, устроенных на воспитание в семьи.
За время реализации программных мероприятий достигнуты основные ее цели и задачи. Реализация программных мероприятий, в том числе с использованием возможностей СМИ, позволила привлечь внимание горожан к проблемам социального сиротства, граждане более охотно стали принимать в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В городе увеличилось количество приемных семей, в сравнении: 2007 год - 5 семей/37 детей, 2008 год - 8 семей/49 детей, на 01.07.2009 - 10 семей/56 детей (рисунок 3).
Рисунок 3
"Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи"
Сократилось количество детей, определенных в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сравнении: 2007 год - 120 детей, 2008 год - 110 детей, 2009 год - 90 детей (рисунок 4).
Рисунок 4
"Количество воспитанников учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" (человек)"
Учитывая, что принимаемые меры показали свою эффективность и востребованность, необходимо принятие новой долгосрочной целевой программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Программа разработана на основании Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях сохранения и дальнейшего совершенствования системы мер по преодолению социального сиротства, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создания условий для их воспитания и полноценного развития.
Настоящая Программа определяет деятельность органов местного самоуправления в области социальной политики города в направлении улучшения положения детей в городе, укрепления системы профилактики беспризорности и безнадзорности, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создания механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа обеспечивает преемственность в реализации ранее проводимой администрацией города политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания социальной поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет систематизировать работу, направленную на пропаганду и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важнейшими целями Программы являются:
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для воспитания и полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
На этой программно-целевой основе предусматривается решение следующих задач:
- пропаганда и развитие на территории города семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование за счет городского бюджета системы дополнительных мер социальной помощи и социальной поддержки семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Сроки реализации Программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2010 по 2012 годы.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 24 декабря 2012 г. N 1607 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства бюджета города.
Планируемое финансирование Программы на 2010-2012 годы составляет 1066,55 тыс. рублей.
Таблица 4
тыс. руб. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
410 |
300 |
356,55 |
Объемы финансирования мероприятий программы на 2010-2012 годы за счет средств городского бюджета будут уточняться при формировании проекта городского бюджета на соответствующий год.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает в себя два основных направления утверждения расходов на Программу соответственно предусмотренным мероприятиям:
- организация и реализация мероприятий Программы;
- контроль и координация мероприятий Программы.
5.1. Утверждение расходов на Программу соответственно предусмотренным мероприятиям
Управление по опеке и попечительству администрации города на основе мероприятий Программы своевременно формирует сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объем ассигнований на поэтапную реализацию мероприятий программы, и представляет ее в департамент финансов администрации города и департамент экономики администрации города.
Объемы финансовых ресурсов для реализации Программы корректируются с учетом возможностей бюджета города.
5.2. Организация и реализация мероприятий Программы
Основные исполнители программы:
- обеспечивают реализацию мероприятий Программы;
- разрабатывают и утверждают планы работы по выполнению соответствующих мероприятий;
- осуществляют организацию выполнения в полном объеме предусмотренных Программой мероприятий качественно и в срок;
- ежеквартально представляют отчет в департамент экономики администрации города о ходе реализации мероприятий Программы и использовании финансовых средств;
- несут ответственность за рациональное, целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных для реализации программных мероприятий.
5.3. Контроль и координация деятельности по выполнению мероприятий Программы
5.3.1. Исполнители Программы обязаны представлять координатору информацию о реализации мероприятий для текущего мониторинга и формирования сводного отчета.
5.3.2. Координатор ежеквартально, с нарастающим итогом с начала года, в срок до 15 числа месяца, следующего после окончания квартала, направляет в департамент экономики администрации города отчет о ходе реализации программы и использовании финансовых средств, с пояснительной запиской для формирования итогов социально-экономического развития города Нижневартовска за отчетный период.
5.3.3. Ежегодно координатором Программы проводится оценка эффективности ее реализации.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 26 декабря 2011 г. N 1598 в подпункт 5.3.4 пункта 5.3. раздела 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
5.3.4. Информация о результатах оценки эффективности реализации Программы за прошедший финансовый год доводится до сведения главы администрации города и председателя Думы города не позднее 1 апреля следующего года. Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком.
5.3.5. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель Главы города по социальной и молодежной политике.
5.3.6. Исполнители Программы несут ответственность за рациональное, целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципального образования город Нижневартовск.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 24 декабря 2012 г. N 1607 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
6. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Таблица 5
N п/п |
Наименование показателя результата |
Базовый показатель на начало реализации Программы |
Значения показателя по годам |
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Показатели непосредственных результатов | ||||||
1. |
Количество детей, воспитывающихся в семьях опекунов |
612 |
630 |
660 |
672 |
672 |
2. |
Количество детей, воспитывающихся в приемных семьях |
56 |
60 |
65 |
70 |
70 |
3. |
Количество приемных семей |
10 |
12 |
14 |
16 |
16 |
4. |
Количество детей, проживающих в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
90 |
85 |
75 |
65 |
65 |
7. Перечень программных мероприятий
7.1 Перечень основных мероприятий Программы (таблица 6) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях её реализации.
7.2. Дополнительные меры социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- материально-техническое оснащение приемных семей;
- меры материального стимулирования и содействия развитию приемных семей и семей опекунов (попечителей).
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 24 декабря 2012 г. N 1607 в пункт 7.3 раздела 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7.3. Методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение пропаганды и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таблица 6
Основные мероприятия программы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Сроки исполнения |
Общая сумма затрат (тыс. руб.) |
В том числе по годам: |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Раздел 1. Дополнительные меры социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||||
1.1. Меры материально-технического оснащения приемных семей |
|
|
|
|
|||
1.1.1. |
Расходы на проведение ремонтных работ в жилых помещениях действующих приемных семей в экстренном порядке |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.1.2. |
Оборудование жилого помещения для вновь созданных приемных семей (приобретение мебели, бытовой техники, электрооборудования и другого бытового и кухонного инвентаря) |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
80 |
- |
40 |
40 |
1.1.3. |
Приобретение мебели, инвентаря для приемных детей, вновь передаваемых в приемную семью |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
220 |
100 |
60 |
60 |
1.2. Меры материального стимулирования и содействия развитию приемных семей и семей опекунов (попечителей) | |||||||
1.2.1. |
Выплаты на страхование жизни и здоровья приемного ребенка (детей) от несчастного случая |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2.2. |
Единовременная материальная помощь в виде денежной выплаты к началу учебного года для подготовки к первому классу школы приемных и опекаемых детей (ребенка) |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2.3. |
Дополнительные выплаты денежных средств на оплату труда приемных родителей из средств бюджета города: выплата единовременного поощрения приемным родителям к юбилейным датам (50, 55, 60 лет ) |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего по разделу 1 |
300 |
100 |
100 |
100 |
|||
Раздел 2. Методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение пропаганды и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||||
2.1. |
Издание и распространение среди семей города информационно-методических материалов по семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
266,55 |
110 |
50 |
106,55 |
2.2. |
Разработка и размещение социальной рекламы (баннеров), направленной на пропаганду семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
управление по опеке и попечительству администрации города |
весь период |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3. |
Освещение в средствах массовой информации проблем социального сиротства, вопросов развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление по опеке и попечительству администрации города, управление по информационной политике администрации города |
весь период |
500 |
200 |
150 |
150 |
Всего по разделу 2 |
766,55 |
310 |
200 |
256,55 |
|||
Всего по Программе |
1066,55 |
410 |
300 |
356,55 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.