Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Ханты-Мансисйкого района
от 5 июля 2010 г. N 96
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района на 2010-2013 годы" |
Правовое обоснование для разработки Программы |
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 08 мая 2010 года); Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями на 27 декабря 2009 года); Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2003 года N 82-оз "О программе развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004 - 2010 годы" (с изменениями на 02 февраля 2010 года); Устав Ханты-Мансийского района; постановление администрации Ханты-Мансийского района от 14 сентября 2009 года N 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района" |
Заказчик Программы |
администрация Ханты-Мансийского района |
Разработчик Программы |
комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района (далее - комитет экономической политики) |
Исполнители Программы |
администрация района, комитет экономической политики, департамент имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района |
Цель Программы |
создание благоприятных условий, способствующих устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства на территории района |
Основные задачи Программы |
развитие и совершенствование форм и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение доступности информации о поддержке малого и среднего предпринимательства; создание условий для повышения уровня знаний субъектов малого и среднего предпринимательства; определение перспективных направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций; создание условий для продвижения производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) на рынки Российской Федерации; развитие семейного бизнеса; популяризация предпринимательской деятельности |
Сроки и этапы реализации Программы |
срок реализации Программы - 2010 - 2013 годы: I этап - 2010 год II этап - 2011 год III этап - 2012 год IV этап - 2013 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
источником финансирования Программы является бюджет Ханты-Мансийского района, объемы финансирования Программы утверждаются Думой Ханты-Мансийского района при утверждении бюджета на очередной финансовый год: 2010 год - 2 000 тыс. рублей, 2011 год -1 000 тыс. рублей, 2012 год - 1 000 тыс. рублей, 2013 год -1 000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение объемов производимых товаров, работ, услуг субъектами малого и среднего предпринимательства; увеличение доли поступлений от сферы малого и среднего предпринимательства в общем объеме всех налоговых поступлений в местный бюджет; увеличение численности вновь созданных рабочих мест |
Основные термины, используемые в Программе
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
1. Семейный бизнес - осуществление субъектом хозяйственной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением к осуществлению хозяйственной деятельности по трудовым договорам членов своей семьи (лиц, связанных родственными отношениями), либо членов своей семьи и иных лиц или в качестве юридического лица, участниками которого являются исключительно члены семьи субъекта, возглавляемого одним из членов семьи.
2. Образовательные мероприятия - семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и иные занятия обучающего характера для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Субъекты) и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Организации);
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
4. Уполномоченный орган - орган администрации Ханты-Мансийского района, обеспечивающий реализацию политики района в области развития малого и среднего предпринимательства.
5. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - база данных систематизированной информации о субъектах малого и среднего предпринимательства.
1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации
На территории Ханты-Мансийского района по статистическим данным на 01 января 2010 года зарегистрировано 173 малых и средних предприятия и 307 индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2007 годом количество предприятий увеличилось на 3 единицы, количество индивидуальных предпринимателей на 113 человек или 158 процентов. Отраслевая структура количества малых и средних предприятий представлена следующими основными видами деятельности: сельское хозяйство и рыболовство - 33 процента, розничная, оптовая торговля - 27 процентов, обрабатывающие производства (хлебопечение, заготовка древесины, производство рыбной продукции) - 20 процентов, аренда транспортных средств - 11 процентов, строительство - 5 процентов, прочие виды деятельности - 4 процента. Если рассматривать деятельность индивидуальных предпринимателей района, то структура их распределения по видам экономической деятельности будет аналогична структуре, сложившейся по малым и средним предприятиям.
На территории Ханты-Мансийского района одним из приоритетных направлений экономической деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства является сельское хозяйство. По итогам 2009 года крестьянско-фермерскими хозяйствами, животноводческо-сельскохозяйственными кооперативами района произведено 371,5 тонн мяса скота и птицы, что выше уровня 2008 года на 0,5 процента Такой объем сформирован, в основном, ЖСК "Родина", КФХ "Веретельникова", "им. А.Ф. Чирковой", "Носковой". Положительная динамика отмечается и в производстве молока, валовый надой молока за 2009 год выше 2008 года на 1,2 процента. Продукция растениеводства производится в ЖСК "Батово" и ЖСК "Реполовский". Национальные общины занимаются выловом рыбы и заготовкой ягод, грибов, ореха кедрового, лекарственно-технического сырья.
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели наращивают и объемы производства хлеба. Так, за 2009 год ими произведено данной продукции в натуральных показателях 315 тонн, что выше уровня 2008 года на 0,2 процента.
Переработкой и заготовкой лесопромышленной продукции в районе занимается ООО "Бобровское лесозаготовительное предприятие". Большой вклад в социально-экономическое развитие района вносят предприниматели, занимающиеся строительной деятельностью, которые оказывают услуги строительства и ремонта жилья, объектов социальной сферы.
Сферой жизнеобеспечения населения Ханты-Мансийского района занимаются малые предприятия и предприниматели, действующие в сфере розничной торговли. Ими ежегодно открываются вновь построенные предприятия розничной торговли, расширяется и пополняется ассортимент товаров, реализуемых населению, совершенствуются методы торговли.
В сельских поселениях субъектами предпринимательства открывается и расширяется перечень платных услуг. В сельском поселении Горноправдинск индивидуальные предприниматели оказывают услуги парикмахерской, работает обувная мастерская, предоставляются услуги такси, ремонта транспорта, действует фотоателье. В п. Луговской работает парикмахерская, в п. Кедровый - швейная мастерская.
Также необходимо отметить, что субъекты малого предпринимательства принимают активное участие в торгах по размещению муниципального заказа. Всего за 2009 год сумма размещенного заказа составила 100 млн. рублей.
Вместе с тем, несмотря на это, Ханты-Мансийский район характеризуется высоким уровнем официальной безработицы, который по состоянию на 01 января 2010 года составил 6,5 процента или 905 человек; по данному показателю район находится на 22 месте среди муниципальных образований автономного округа (в среднем по автономному округу - 1,7 процента). Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в Ханты-Мансийском районе в 2009 году составляла - 5,5 процента, в то время как в автономном округе - 14,7 процента; по данному показателю район также находится на последнем месте среди муниципальных образований округа. Число субъектов малого предпринимательства в Ханты-Мансийском районе в 2009 году составило 193 единицы на 10 тыс.жителей; по данному показателю среди муниципальных образований автономного округа район находится 21 месте. Соответственно, учитывая вышеназванные тенденции, оборот предприятий (организаций) малого предпринимательства на одного жителя в районе составил 49,5 тыс.рублей, в то время как по автономному округе - 173,8 тыс.рублей; по данному показателю район находится на 20 месте среди муниципальных образований региона.
Сложившуюся ситуацию усугубляют следующие проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства на территории района:
- недостаточность трудовых ресурсов и отсутствие должной квалификации занятых предпринимательской деятельностью. Население, проживающее на территории района, имеет низкий образовательный уровень: лишь 13,6 процента граждан имеют высшее или незаконченное высшее образование, 26,7 процента проживающих в районе имеют среднее профессиональное образование, более 40 процентов граждан не имеют профессионального образования;
- отсутствие торгового и технологического оборудования, необходимого для организации и открытия собственного дела, ввиду дефицита собственных и заемных средств;
- отсутствие помещений для сдачи в аренду субъектам предпринимательства, используемых для своей предпринимательской деятельности. Главами сельских поселений сформированы перечни муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду предпринимателям. Однако в них отражены только те объекты недвижимости, которые фактически уже находятся в пользовании субъектов предпринимательства. Свободных помещений для возможной аренды предпринимателями в данных перечнях нет.
Таким образом, решить проблемы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства, можно лишь совместными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством программно-целевого метода.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий, способствующих устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства на территории района.
Задачи Программы:
- развитие и совершенствование форм и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступности информации о поддержке малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для повышения уровня знаний субъектов малого и среднего предпринимательства;
- определение перспективных направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций;
- создание условий для продвижения производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) на рынки Российской Федерации;
- развитие семейного бизнеса;
- популяризация предпринимательской деятельности.
- Задачи, которые предполагается решить в ходе выполнения Программы, будут направлены на достижение следующих планируемых результатов - приложение 1 к Программе.
3. Перечень мероприятий Программы
Решение задач и достижение целей, определенных Программой, предполагается путем реализации основных программных мероприятий - приложение 2 к Программе.
Реализация основных мероприятий Программы направлена на оказание поддержки в развитии приоритетных видов предпринимательской деятельности, обеспечение занятости населения.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя:
- имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
- информационно-консультационную поддержку;
- поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве.
3.1. Имущественная поддержка представляет собой:
3.1.1. Передачу во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
3.1.2. Формирование и утверждение уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийский район с участием координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Ханты-Мансийского района перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Муниципальное имущество, переданное во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, используется по целевому назначению.
Уполномоченный орган местного самоуправления Ханты-Мансийского района, оказавший имущественную поддержку, в соответствии с пунктами 5.1.1. и 5.1.2. вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставленным им муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) ежегодно формируют, корректируют, дополняют и утверждают перечень движимого и недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) организуют и проводят конкурсы и аукционы с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по продаже прав на заключение договоров аренды движимого и недвижимого муниципального имущества;
3) осуществляют иные мероприятия в области имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок передачи муниципального имущества устанавливается в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Ханты-Мансийский район, и действующим законодательством.
3.2. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру осуществляется посредством:
3.2.1. Размещения на официальном информационном портале органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района в сети Интернет следующей информации:
1) о развитии малого и среднего предпринимательства на территории района;
2) о реализации муниципальной программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района на 2010-2013 годы";
3) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.2.2. Создания и ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей поддержки.
3.2.3. Проведения круглых столов, деловых встреч и иных аналогичных мероприятий, создания условий для повышения уровня знаний субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.3. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется посредством следующих мероприятий:
3.3.1. Проведения образовательных мероприятий, в том числе курсов по повышению квалификации, разовых лекций, стажировки, семинаров.
3.3.2. Оказания методической и практической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам социально-трудовых отношений, охраны труда.
3.3.3. Привлечения руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства и Организаций для прохождения повышения квалификации при содействии Фонда поддержки предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, окружного Бизнес-Инкубатора.
3.4. Формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве осуществляется посредством:
3.4.1. Целевых радио- и телепередач (программ), издания статей, рекламных материалов, направленных на освещение информации о действующих субъектах малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в различных сферах экономики района, о реализации мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
3.4.2. Семинаров, конференций, деловых встреч, круглых столов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.4.3. Выставок, ярмарок на территории района, города Ханты-Мансийска, а также за его пределами.
3.4.4. Смотров-конкурсов предприятий, конкурсов профессионального мастерства, фестивалей и других мероприятий в целях повышения имиджа малого и среднего предпринимательства, а также привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в подобных мероприятиях, проводимых за пределами района и города.
Реализация вышеназванных мероприятий осуществляется путем размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд или путем предоставления субсидий Субъектам и Организациям для компенсации фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, связанных с проведением вышеуказанных мероприятий при участии администрации Ханты-Мансийского района.
4. Приоритетные виды предпринимательской деятельности
Учитывая социально-экономическую значимость развития малого и среднего предпринимательства для Ханты-Мансийского района, определить приоритетные виды предпринимательской деятельности:
- обрабатывающие производства;
- производственная деятельность в сфере хлебопечения;
- сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственной продукции;
- сбор и переработка дикоросов;
- бытовое обслуживание населения;
- общественное питание;
- ремесленническая деятельность;
- развитие семейного бизнеса;
- услуги в сфере молодежного и детского досуга.
5. Условия оказания поддержки Субъектам и Организациям
5.1. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют пакет документов, подтверждающих их соответствие условиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и должны отвечать следующим условиям:
- регистрация и осуществление деятельности на территории района;
- отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей в бюджет всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
- отсутствие задолженности по уплате арендной платы за землю и (или) арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
5.2. В целях получения поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют заявление о предоставлении поддержки с приложением документов:
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- учредительных документов;
- паспорта гражданина РФ;
- выписки из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
- документов, подтверждающих произведенные расходы (договоры, акты выполненных работ и т.д.);
- справки о среднесписочной численности работников.
5.3. В целях получения поддержки организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют заявление о предоставлении поддержки с приложением документов:
- учредительных документов;
- выписки из единого государственного реестра юридических лиц;
- документов, подтверждающих произведенные расходы.
5.4. В оказании поддержки может быть отказано, если:
- заявителем не представлены документы, определенные настоящей Программой, или представлены недостоверные сведения и документы;
- заявителем не выполнены условия оказания поддержки;
- с момента признания заявителя, допустившего нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившего целевого использования средств поддержки, прошло менее трех лет.
6. Срок рассмотрения обращений Субъектов и Организаций
6.1. Срок рассмотрения обращений с целью получения поддержки не может составлять более тридцати календарных дней с момента предоставления полного пакета документов, предусмотренных Программой.
6.2. Субъекты малого и среднего предпринимательства, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должны быть проинформированы о решении, принятом по обращению об оказании поддержки, в течение пяти дней со дня его принятия.
7. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки
7.1. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) ведется в целях:
7.1.1. Хранения и обновления информации о субъектах малого и среднего предпринимательства, обеспечения оперативного доступа к ней.
7.1.2. Решения аналитических задач по мониторингу состояния и выявлению тенденций развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском районе.
7.1.3. Принятия решений о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства мер поддержки, предусмотренных настоящей Программой.
7.1.4. Проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого и среднего предпринимательства.
7.1.5. Информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о реализации муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
7.2. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым органами администрации Ханты-Мансийского района оказывается поддержка в формах, предусмотренных настоящей Программой, вносятся в Реестр в обязательном порядке.
7.3. Порядок ведения Реестра в части пополнения информации, содержащей сведения о получателях поддержки, и предоставления хранящейся в нем информации, устанавливается в порядке, определенном администрацией Ханты-Мансийского района.
7.4. Органы администрации Ханты-Мансийского района, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, представляют в уполномоченный орган информацию о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым они оказали поддержку, в течение тридцати дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки.
7.5. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на внесение сведений о них в Реестр в добровольном порядке.
7.6. Держателем Реестра, осуществляющим его ведение, является уполномоченный орган - комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района.
8. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2010 - 2013 годы.
9. Объемы и источники финансирования Программы
9.1. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Ханты-Мансийский район.
9.2. Общий объем финансирования, необходимый для реализации Программы на 2010 - 2013 годы, составляет 5 000 тыс. рублей, в том числе;
2010 год - 2 000 тыс. рублей,
2011 год - 1 000 тыс. рублей,
2011 год - 1 000 тыс. рублей,
2013 год - 1 000 тыс. рублей.
9.3. Ежегодный объем финансирования Программы определяется в соответствии с бюджетом района, утвержденным на очередной финансовый год.
9.4. Администрация Ханты-Мансийского района вправе перераспределить объемы финансирования между мероприятиями Программы, а также между видами поддержки внутри мероприятий Программы.
10. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает в себя два основных направления:
10.1 Утверждение расходов на реализацию программных мероприятий.
10.2. Контроль и координация выполнения основных мероприятий
Программы.
Расходы на реализацию Программы ежегодно утверждаются в соответствии с предусмотренными мероприятиями.
Комитет экономической политики в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контролируют выполнение намеченных мероприятий.
11. Оценка ожидаемой эффективности Программы
11.1. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства со 173 единиц в 2009 году до 200 единиц в 2013 году, прирост по прогнозной оценке составит 16 процентов к уровню 2009 года.
11.2. Увеличение оборота предприятий (организаций) малого предпринимательства на одного жителя с 49,5 тыс.рублей в 2009 году до 64 тыс. рублей к 2013 году.
11.3. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 5,5 процента в 2009 году до 6 процентов в 2013 году.
11.4. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих семейный бизнес, с 6 до 18 единиц.
12. Механизм контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель главы района по финансам. Комитет экономической политики ежегодно представляет отчет главе Ханты-Мансийского района об исполнении Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.