Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Хамирзова М.Х.
Судей: Мисхожева М.Б. и Бейтуганова А.З.
при секретаре Кишевой А.В.
с участием: Жаппуевой Л.Х. и её представителя Мусаевой Ф.А, представителя ГУ ОПФ РФ по КБР Дзамихова С.Б.
по докладу судьи Бейтуганова А.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жаппуевой Лейлы Хаждаутовны на решение Нальчикского городского суда КБР от 21 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску Жаппуевой Лейлы Хаждаутовны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию,
установила:
Жаппуева Л.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР, в котором просит включить в ее специальный стаж следующие периоды ее работы: с 01.08.1988 г. по 31.08.1990 г.; с 01.09.1990 г. по 30.09.1993 г.; с 01.01.2001 г. по 01.09.2003 г.; 03.09.2003 г. по 31.03.2006 г.; с 01.04.2006 г. по 31.12.2006 г.; с 01.01.2007 г. по 30.11.2010 г.; с 01.12.2010 г. по 27.07.2016 г.; с 01.09.2016 г. по 27.07.2016 г, с 01.09.2016 г. по 27.07.2017 г.; 01.09.2017 г. по 24.01.2018 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность с 24.01.2018 г, а также взыскать представительские расходы в размере 25 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что 24 января 2018 года она подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решением ответчика ей было отказано, в ее специальный стаж не включены периоды работы: с 01 августа 1988 года по 01 сентября 1990 года - работа по должности преподавателя ДШИ N1, не подтверждается факт работы лицевыми счетами по заработной плате, так как не сохранились в архиве организации;
с 01 апреля 2006 года по 31 декабря 2006 года, с 01 декабря 2010 года по 27 июля 2016 года, с 01 сентября 2016 года по 27 июля 2017 года, с 01 сентября 2017 года по 23 января 2018 года работа в должности преподавателя МКУ ДО ДШИ - на 01 января 2001 года специальный стаж менее 16 лет 8 месяцев;
с 01 января 2001 года по 01 сентября 2006 года, с 01 января 2007 года по 30 ноября 2010 года - работа в должности преподавателя ДШИ - специальный стаж менее 16 лет 8 месяцев на 01 января 2001 года.
Из трудовой книжки следует, что с 01.08.1988г. по 01.09.1990г. Жаппуева Л.Х. работала преподавателем хоровых и теоретических дисциплин в Детской школе искусств.
Касательно исключенных периодов с 01.01.2001 г. по 23.01.2018г. по причине того, что на 01.01.2001г. педагогический стаж менее 16 лет и 8 месяцев из трудовой книжки усматривается, что Жаппуева Л.Х. работала с 01.06.1995г. по 01.09.2003г. в Детской школе искусств в качестве преподавателя, 24.06.1999г. ей присвоен 13 разряд по ЕТКС высшую категорию, 01.09.2000г. присвоен 14 разряд. А также с 03.09.2003г. по 31.03.2006г. по совместительству на полную ставку Жаппуева работала в должности преподавателя Детской школы искусств, которая не являлась учреждением дополнительного образования.
Имеется справка о переименованиях учреждения, из которой следует, что Тырныаузская Детская музыкальная школа переименована в Детскую школу искусств затем в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени Султан-Бека Абаева", затем переименовано в Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств им. Султан-Бека Абаева".
Детская школа искусств являлась именно образовательным учреждением, а не просто учреждением дополнительного образования.
Муниципальное образовательное учреждение "Детская школа искусств" преобразовано в учреждение дополнительного образования, лишь с 01.04.2016г. Детская школа искусств согласно Уставу работает по образовательным программам в соответствии с законом РФ "Об образовании" и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", нормативными актами Министерства образования и науки, Конвенциях о правах ребенка. Из-за переименования данного учреждения характер ее профессиональной деятельности никак не изменился.
Наличие в Уставе Детской школы искусств указание на то, что они являются учреждениями дополнительного образования, не является основанием к отнесению их к ч.2 Списка N от ДД.ММ.ГГГГ
Продолжительность обучения в школе составляет от 5 лет до 9 лет.
Жаппуева Л.Х. работает в Детской школе искусств с 01.06.1995г. по настоящее время и в связи с преобразованием Детской школы искусств в Муниципальное образовательное учреждение "Детская школа искусств" с 03.04.2006г, а затем в Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" характер ее работы в данном учреждении и направление деятельности учреждения не изменились.
Также из трудовой книжки усматривается, что Жаппуева Л.Х. до учебы с 01.08.1988г. по 01.09.1990г. работала в должности преподавателя в Детской школе искусств.
Имеется диплом N, подтверждающий период учебы с 1990г. по 23.05.1995г.
После периода обучения имеется также педагогическая деятельность, а именно с 01.10.1993г. Жаппуева Л.Х. принята преподавателем хора в Детскую школу искусств.
Таким образом, период обучения в университете подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Касательно периода с 01.01.2007г. по 30.11.2010г. следует отметить, что в этот период Жаппуева Л.Х. работала в должности преподавателя в МОУ "Начальная школа - Детский сад N4". В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, работа в должности преподавателя в Начальной школе - Детский сад включается в педагогический стаж.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признал, поддержав решение пенсионного органа.
Истец в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 21 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены частично и постановлено: "Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР включить в специальный стаж Жаппуевой Лейлы Хаждаутовны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, следующие период ее работы с 01.08.1988 г. по 31.08.1990 г.
В удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж следующих периодов работы Жаппуевой Л.Х.: с 01.09.1990 г. по 30.09.1993 г.; с 01.01.2001 г. по 01.09.2003 г.; 03.09.2003 г. по 31.03.2006 г.; с 01.04.2006 г. по 31.12.2006 г.; с 01.01.2007 г. по 30.11.2010 г.; с 01.12.2010 г. по 27.07.2016 г.; с 01.09.2016 г. по 27.07.2016 г, с 01.09.2016 г. по 27.07.2017 г.; 01.09.2017 г. по 24.01.2018 г, назначения досрочной страховой пенсии по старости с 24 января 2018 года, - отказать.
Взыскать с ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по КБР в пользу Жаппуевой Лейлы Хаждаутовны представительские расходы в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей".
Не согласившись с указанным решением, Жаппуева Л.Х. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить его в части отказа во включении в педагогический стаж периодов работы с 01.09.1990г. по 30.09.1993г... с 01.01.2001г. по 01.09.2003г, с 03.09.2003г. по 31.03.2006г, с 01.04.2006г. по 31.12.2006г, с 01.01.2007. по 30.11.2010г, с 01.12.2010г. по 27.07.2016г... с 01.09.2016г. по 27.07.2017г. с 01.09.2017г. по 24.01.2018г, в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью с 24.01.2018г. отменить, приняв по делу новое решение, удовлетворить ее требования.
Так, автор жалобы выражает свое несогласие с выводом суда в обжалуемом решении о том, что 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии не выработано, поскольку до и после учебы имеется стаж в должностях и учреждениях дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Должность и учреждения, в которых работала Жаппуева Л.Х, предусмотрены всеми Списками должностей и учреждений. На момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею выработано не менее 2/3 педагогического стажа.
Также на 01.01.2001г. действовал Список должностей и учреждений от 22.09.1999г. и данным Списком условие 16 лет и 8месяцев на 01.01.2001г. не предусмотрено.
Из трудовой книжки следует, что Жаппуева Л.Х. работает преподавателем хоровых и теоретических дисциплин в Детской школе искусств с 01.08.1988г. по 01.09.1990г, с 01.10.1993г. по 17.10.1994г, с 01.06.1995г. по настоящее время. Имеются стажевые справки, подтверждающие вышеуказанные периоды работы Жаппуевой Л.Х. в должности преподавателя в Детской школе искусств на одну ставку. В наблюдательном деле, хранящемся в пенсионном фонде в документах представленных страхователем - перечне рабочих мест, наименование профессии и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение пенсии по МОУ ДО Детская школа искусств им. С.Б. Абаева, включена должность - преподаватель.
На дату обращения педагогический стаж Жаппуевой Л.Х. до 01.04.2016г, т.е. до переименования в учреждение дополнительного образования составляет 27 лет и 18 дней.
Начиная с 1995г. по настоящее время Жаппуева Л.Х. работала в одной и той же должности и в одном и том же учреждении, выполняла одни и те же функциональные обязанности при этом период работы до 01.01.2001г. включен в педагогический стаж, с 01.01.2001г. исключен.
Ответчиком не представлено доказательств изменения вида деятельности Жаппуевой Л.Х. в связи с переименованием учреждения.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство в суде апелляционной инстанции".
При этом суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (абзац первый части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разъяснения относительно пределов рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции приведены в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно которым суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия, проверив в силу вышеприведённых норм процессуального права и разъяснений их применения, решение суда в обжалуемой части, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, Жаппуева Л.Х. 24 января 2018 года обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по КБР в г. Нальчике с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02 августа 2018 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. К зачету принят стаж 06 лет 04 месяца 26 дней.
В педагогический стаж не засчитаны следующие периоды работы истца: с 01 августа 1988 г. по 31 августа 1990 г.; с 01 сентября 1990 г. по 30 сентября 1993 г.; с 01 января 2001 г. по 01 сентября 2003 г.; 03 сентября 2003 г. по 31 марта 2006 г.; с 01 апреля 2006 г. по 31 декабря 2006 г.; с 01 января 2007 г. по 30 ноября 2010 г.; с 01 декабря 2010 г. по 27 июля 2016 г.; с 01 сентября 2016 г. по 27 июля 2017 г.; 01 сентября 2017 г. по 24 января 2018 г.
Разрешая требования и отказывая истцу в части включения в специальный стаж период её работы с 01 сентября 1990 года по 30 сентября 1993 года, суд исходит из следующего.
Абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалась, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Согласно абзацу 5 пункта 2 данного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу пункта 4 данного Положения период работы указанный в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Констатировав то обстоятельство, что истцом не выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, суд, вопреки доводам апеллянта, пришел, по мнению Судебной коллегии, к правильному и обоснованному выводу о том, что указанный период не подлежит включению в специальный стаж истца.
При этом доводы апеллянта, как относительно того, что у истца до и после учебы имеется стаж в должностях и учреждениях дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, так и относительно того, что на неё не распространяются требования пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а соответственно подлежали включению в специальный стаж периоды работы после 01 января 2001 года, отклоняются Судебной коллегией по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067", включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Так, пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка (таких как "директор", "заместитель директора", "преподаватель", "педагог дополнительного образования") в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка (таких как учреждения дополнительного образования детей), за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Указанные положения Правил были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в определениях от 17 ноября 2011 N 1535-О-О, от 18 октября 2012 N 1881-О, 16 июля 2013 N 1143-О высказана позиция о том, что само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Таким образом, для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство РФ в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности при наличии определенных условий. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
На 01 января 2001 года, стаж работы истицы в должностях в учреждениях, названных в Списке, менее требуемых 16 лет 8 месяцев, в связи с чем, вопреки доводам апеллянта, спорные периоды работы истицы с 2001 года протекали в учреждениях дополнительного образования детей и их зачет в специальный стаж для досрочного назначения пенсии возможен только при наличии у истца на 01 января 2001 года стажа не менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в списке от 29 октября 2002 года N 781.
При этом, вопреки доводам апеллянта, МОУ ДО Детская школа искусств им. С.Б. Абаева, согласно Уставу, является Учреждением дополнительного образования.
Доказательств, свидетельствующих о том, что названное образовательное Учреждение имеет иной статус в материалах дела не представлено.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, предусмотренных статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его проверки в апелляционном порядке в полном объеме не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 21 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жаппуевой Лейлы Хаждаутовны - без удовлетворения.
Председательствующий М.Х. Хамирзов
Судьи: М.Б. Мисхожев
А.З. Бейтуганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.