Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Когалыма
от 29 октября 2010 г. N 2139
Долгосрочная целевая Программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме на 2011 - 2015 годы"
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме на 2011- 2015 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Когалым - "молодой", современный, благоустроенный город с монопрофильной экономикой.
Наряду с другими моногородами, для него характерен ограниченный рынок труда и преобладание на нём "мужских вакансий", что является одним из основных факторов сложившейся напряжённости на рынке труда.
На потребительском рынке города Когалыма существует дисбаланс между спросом и предложением на товары и услуги как в плане качества и предлагаемого ассортимента товаров и услуг, так и ценового диапазона.
При достаточно развитой розничной торговой сети, многие торговые объекты в городе Когалыме находятся в подвальных помещениях, не отвечающих современным требованиям к технологии организации торговых процессов, нормам санитарной и пожарной безопасности, а также создающим определённые неудобства жителям данных домов.
В рамках Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме на 2006 - 2010 годы" было предусмотрено два этапа выделения земельных участков для строительства торговых объектов.
На I этапе приоритет в предоставлении в аренду земельных участков под строительство объектов торговли и обслуживания населения предоставлялся субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю и обслуживание населения в подвальных помещениях для их вывода из подвалов жилых домов.
На II этапе планировалось проведение конкурсов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков под строительство объектов потребительского рынка по приоритетным направлениям.
В рамках городской Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме на 2006 - 2010 годы" предпринимателям было выделено 20 земельных участков, 19 из которых были поставлены на кадастровый учет, со многими были заключены договоры аренды земельных участков. По итогам 1 полугодия 2010 года, пять объектов введены в эксплуатацию: ООО "Эллис", ООО "Скиф", ИП Петренко В.П. (магазин "Рыболовные товары"), ООО "Джинн", ООО "Союз", один планируется к вводу в эксплуатацию: ИП Айрумов Х.В. (магазин "Ах"); срок действия договоров аренды 2 земельных участков истёк (ООО "Домовой" по ул. Прибалтийская, ООО "Викинг" по ул. Югорская). Остальные участники не оформили необходимую документацию и строительство не начали.
В целях более эффективного решения вопроса с размещением и строительством объектов, достижения баланса спроса и предложения на различные виды товаров и услуг целесообразно продолжить работу по содействию субъектам малого и среднего предпринимательства посредством выделения земельных участков (в том числе и на льготных условиях) для осуществления социально-значимых (приоритетных) видов деятельности (Приложение N 1 к Программе).
В Когалыме остаётся актуальной проблема организации качественного и доступного по ценам питания населения, ощущается недостаток в организованном досуге горожан, а также в предоставлении бытовых услуг населению.
Одним из механизмов решения данных проблем является содействие развитию в городе Когалыме малого и среднего предпринимательства, способного сбалансировать спрос и предложение на товары и услуги на потребительском рынке города, создавать новые рабочие места, в том числе и "женские".
Решение вышеуказанных задач требует создания благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме.
2. Анализ текущего состояния в сфере малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим перечнем развитых сфер хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом квалифицированного управленческого персонала.
Охарактеризовать развитие малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме, можно по следующим показателям (по данным статистики).
Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в городе Когалыме, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии, но также показывают и ряд существующих проблем.
В 2005 году на территории города Когалыма осуществляло свою деятельность 211 предприятий малого бизнеса. За период с 2006 по 2009 годы количество предприятий малого бизнеса увеличилось с 218 до 252 единиц, число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - с 535 до 1152 единиц.
По итогам 1 полугодия 2010 года среднесписочная численность работников малых предприятий составила 3,3 тыс. человек. С учётом индивидуальных предпринимателей, общее количество работающих в секторе малого бизнеса составило 4,4 тыс. человек, то есть 9,9 % от общей численности занятых в экономике города Когалыма.
Чтобы проанализировать ситуацию со среднесписочной численностью работников, занятых в малых предприятиях города, информация о статистических данных представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Статистическая информация о развитии малого предпринимательства в городе Когалыме
N |
Показатели |
Единицы измерения |
Отчётный период |
||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
|||
1 |
Количество малых предприятий города Когалыма |
единиц |
211 |
218 |
230 |
239 |
252 |
2 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых в малых предприятиях города Когалыма |
человек |
2900 |
2955 |
3300 |
3195 |
3300 |
3 |
Оборот малых предприятий города Когалыма в сопоставимых ценах |
млн.руб. |
1475,5 |
1777,4 |
2310,6 |
3065,7 |
3400,0 |
Оборот малых предприятий за 2009 год составил 3,4 млрд. рублей, что на 10,9% выше показателя за 2008 год и составляет 230,43% от оборота малых предприятий 2005 года (увеличение более чем в 2 раза).
Деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Субъекты) немало способствует появление в 2009 году в городе Когалыме представительств организаций, образующих инфраструктуру поддержки Субъектов. Так с февраля 2009 года в городе Когалыме начало работу Выездное представительство Сургутского филиала Фонда поддержки предпринимательства Югры; с 19 октября 2009 года представительство Сургутского филиала Фонда поддержки предпринимательства Югры в городе Когалыме работает на постоянной основе. В апреле 2009 года было открыто Представительство ООО "Окружной Бизнес-Инкубатор" в городе Когалыме.
Ведётся совместная работа по оказанию консультационной, финансовой, информационной поддержки малому и среднему предпринимательству города Когалыма.
В целях изучения сложившейся в городе Когалыме ситуации в сфере услуг, в мае 2010 было проведено исследование мнения жителей города Когалыма. Данное исследование проводилось методом анкетирования, в котором приняло участие более 320 горожан: работники более 14 основных предприятий города и жители, принявшие участие в опросе на официальном сайте Администрации города Когалыма. Данный метод позволил жителям высказать своё истинное мнение и отношение к сфере услуг в городе, так как позволил использовать принцип анонимности.
Результаты проведенного исследования сферы услуг в городе Когалыме позволили выявить потребность в услугах, основные недостатки системы существующих услуг и приоритеты развития сферы услуг.
Так, граждане города Когалыма, считают наиболее востребованными в городе и требующими развития в первую очередь услуги в сфере культуры и досуга, медицинские и ветеринарные услуги и услуги в сфере физической культуры и спорта. Далее следуют образовательные услуги, бытовые услуги и услуги торговли и общественного питания. И замыкает рейтинг наиболее востребованных услуг развитие туристических услуг.
Необходимо также отметить, что имеется существенная диспропорция в развитии сфер предпринимательской деятельности города Когалыма: большинство предпринимателей предпочитают заниматься оптовой и розничной торговлей, на втором и третьем месте - транспортные услуги и строительство. С целью решения данного вопроса, в рамках Программы оказывается поддержка в развитии сфер предпринимательской деятельности, необходимых на сегодняшний день городу Когалыму.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства, в городе существует ряд причин и факторов, препятствующих становлению и дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме.
При изучении данных факторов, выявилось, что на первом месте находится проблема ограниченности доступа к финансированию на всех стадиях "развития" предпринимательства, на втором месте - отсутствие подходящих для ведения предпринимательской деятельности помещений.
Фактическая недоступность финансово - кредитных ресурсов, необходимых для создания и развития бизнеса, обусловлена в большей части следующими причинами: высокими процентными ставками по кредитам и чрезмерно жесткими требованиями к гарантийному обеспечению кредитов. Особенно это касается предпринимателей, находящихся на стадии создания своего бизнеса. Банки избегают кредитовать таких предпринимателей в виду высокого риска невозврата кредита и отсутствия ликвидного залога. Поэтому особо важную роль в решении данной проблемы играют организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предоставляют обеспечение обязательств субъектов предпринимательства перед банками и другими кредитными учреждениями в форме поручительства.
Сдерживающим фактором развития, также является высокая арендная плата за аренду помещений, используемых под ту или иную предпринимательскую деятельность. В городе по-прежнему остаётся актуальной проблема дефицита помещений, подходящих для осуществления предпринимательской деятельности (помещения не соответствуют существующим требованиям, строительство новых муниципальных помещений не осуществляется).
Вместе с тем, существует проблема получения достоверной оперативной информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований, отсутствие статистического наблюдения за предпринимателями, что не позволяет составить полного представления о ситуации, сложившейся в предпринимательской среде. Так, многие Субъекты являются уже не действующими, но не ликвидированными, что искажает реальные показатели развития предпринимательства в городе.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях оказания поддержки и объединения усилий по решению вышеуказанных проблем был создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме. Регулирование деятельности данного органа: Положение о Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме и его состав утверждается постановлением Администрации города Когалыма.
Все это свидетельствует о необходимости значительного увеличения потенциала малого и среднего предпринимательства и изменения его отраслевой структуры с торговли на другие, необходимые городу виды деятельности. Для этих целей требуется активная поддержка со стороны органов местного самоуправления.
Вышеперечисленные факторы определяют необходимость принятия Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Когалыма на 2011 - 2015 годы", которая будет содействовать развитию малого и среднего предпринимательства на территории города Когалыма.
3. Цель Программы
Целью программы является содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории города Когалыма.
4. Основные задачи Программы
Достижение поставленной Программой цели требует решения следующих задач:
- формирования нормативно-правовой базы;
- оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Когалыма и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме;
- оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Когалыма;
- обеспечение доступности для жителей города Когалыма информации о поддержке малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступности консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме;
- создание условий для повышения уровня знаний субъектов малого и среднего предпринимательства (а также лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью);
- содействие популяризации предпринимательской деятельности, вовлечению населения в создание собственного бизнеса;
- изучения общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве и проведение мониторинга развития Субъектов".
5. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы рассчитан на период с 2011 по 2015 годы. Каждый этап реализации Программы равняется одному финансовому году. Сроки выполнения отдельных мероприятий определяются в зависимости от их масштабов и подготовленности.
6. Направления мероприятий, включенных в Программу
6.1. Формирование нормативно-правовой базы
Анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, затрагивающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства и разработка муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих конкретные вопросы в сфере малого и среднего предпринимательства, а также направленных на реализацию мероприятий Программы.
6.2. Финансовая поддержка
Финансовая поддержка Субъектов и организаций, образующих инфраструктуру поддержки Субъектов в городе Когалыме (далее - Организации), оказывается путём предоставления субсидий Организациям в целях компенсации части их затрат, связанных с осуществлением деятельности по бизнес-инкубированию; предоставления начинающим Субъектам грантов в форме субсидии на создание бизнеса.
6.2.1. Субсидии предоставляются Организациям в целях возмещения части фактически произведённых и документально подтверждённых затрат, связанных с осуществлением деятельности по бизнес-инкубированию: предоставлению Организациями Субъектам на ранней стадии их деятельности (до трех лет с даты их государственной регистрации) помещений в аренду на льготных условиях и оказание им консультационных, бухгалтерских, юридических и иных сопутствующих услуг по ведению бизнеса. Порядок и условия предоставления субсидий Организациям устанавливаются постановлением Администрации города Когалыма.
6.2.2. Начинающим Субъектам предоставляются гранты в форме субсидии на создание бизнеса. Порядок и условия предоставления грантов устанавливаются постановлением Администрации города Когалыма.
6.3. Имущественная поддержка
6.3.1. Оказание имущественной поддержки осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества на возмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению, определяемому в момент его передачи.
Запрещается продажа переданного Субъектам и Организациям имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
6.3.2. Постановлением Администрации города Когалыма утверждается перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав Субъектов). Муниципальное имущество, включённое в указанный перечень, используется только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) Субъектам и Организациям. Этот перечень подлежит обязательному опубликованию в газете "Когалымский вестник", а также размещению на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети "Интернет" (www.admkogalym.ru).
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанного перечня, а также порядок и условия предоставления муниципального имущества в аренду, в том числе льготы для Субъектов, осуществляющих социально-значимые (приоритетные) виды деятельности (Приложение N 1 к Программе), устанавливаются отдельным муниципальным правовым актом.
Муниципальное имущество, включенное в перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность Субъектов, арендующих это имущество.
6.3.3. Предоставление Субъектам в аренду земельных участков под строительство объектов для осуществления социально-значимых (приоритетных) видов деятельности (Приложение N 1 к Программе) осуществляется в соответствии с Генеральным планом застройки города Когалыма и производится только путём проведения торгов (аукционов).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются Субъектам в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципального образования город Когалым.
Передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме.
6.4. Информационная поддержка
6.4.1. Оказание информационной поддержки Субъектам осуществляется в виде размещения на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети "Интернет" (www.admkogalym.ru) следующей информации:
1) о реализации настоящей Программы;
2) о деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) опубликование экономической, правовой, статистической и другой информации, необходимой для развития Субъектов;
4) объявлений для Субъектов.
6.4.2. Информационная поддержка оказывается в виде размещения в средствах массовой информации материалов о проводимой органами местного самоуправления города Когалыма деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства, о деятельности Организаций, иной информации для Субъектов.
6.4.3. Информационная поддержка Субъектов может оказываться в виде организации и проведения конференций, деловых встреч, круглых столов с участием представителей органов местного самоуправления, финансовой или банковской сферы, субъектов малого и среднего предпринимательства для освещения актуальных вопросов развития бизнеса и выработки совместных предложений по их решению, а также привлечения Субъектов к участию в подобных мероприятиях, проводимых за пределами города Когалыма.
6.5. Консультационная поддержка
6.5.1. Субъектам оказывается консультационная поддержка в виде предоставления консультаций о мерах поддержки, оказываемых органами местного самоуправления города Когалыма, Организациями.
6.6. Проведение образовательных мероприятий для Субъектов
6.6.1. Поддержка Субъектов осуществляется в виде организации обучающих семинаров, курсов, тренингов, мастер-классов и иных мероприятий обучающего характера для работников Субъектов, самих Субъектов, а также для лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью.
6.6.2. Совместно с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымский центр занятости населения" вовлекать в предпринимательскую деятельность безработных граждан посредством их обучения основам предпринимательской деятельности, иным аспектам ведения собственного бизнеса.
6.7. Формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве
6.7.1. Формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве осуществляется путём организации и проведения конкурсов среди Субъектов, а также лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе конкурсов профессионального мастерства и подобных мероприятий в целях повышения имиджа малого и среднего предпринимательства, а также привлечения Субъектов к участию в подобных мероприятиях, проводимых за пределами города Когалыма.
6.8. Организация мониторинга развития Субъектов
6.8.1. Организация мониторинга развития Субъектов в целях сбора данных об их количестве, категории, виде экономической деятельности.
6.8.2. Изучение общественного мнения населения города Когалыма о малом и среднем предпринимательстве и его роли в социально-экономическом развитии города Когалыма.
Результаты мониторинга развития Субъектов и изучения общественного мнения населения города Когалыма подлежат официальному опубликованию.
7. Ведение реестра Субъектов - получателей поддержки
Сведения о Субъектах, которым была оказана поддержка в рамках настоящей Программы, а также оказана финансовая и имущественная поддержка в рамках других долгосрочных и ведомственных целевых программ, реализуемых в городе Когалыме, вносятся в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в обязательном порядке.
Порядок ведения Реестра и предоставления хранящейся в нём информации определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Постановлением Администрации города Когалыма.
8. Порядок и условия оказания поддержки Субъектам и Организациям
В рамках настоящей Программы право на получение поддержки имеют:
1) Субъекты, отвечающие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ), зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города Когалыма.
2) Организации, отвечающие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, осуществляющие свою деятельность, направленную на реализацию мероприятий в городе Когалыме и отвечающие следующим требованиям:
- одно из направлений уставной деятельности Организации должно быть направлено на развитие и поддержку Субъектов;
- отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
В целях получения финансовой и имущественной поддержки Субъекты в заявительном порядке письменно обращаются в Администрацию города Когалыма о предоставлении соответствующего вида поддержки. Для получения поддержки необходимо предоставить следующие документы:
1) копии: свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов, лицензии на право осуществления соответствующей хозяйственной деятельности (для юридических лиц);
2) копии: свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, паспорта гражданина Российской Федерации, лицензии на право осуществления соответствующей хозяйственной деятельности (для индивидуальных предпринимателей);
3) справка о среднесписочной численности работников;
4) справка из налоговых органов об отсутствии задолженности в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
5) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
6) документы, подтверждающие полномочия руководителя;
7) копии статистического отчёта о численности работников с отметкой органа госстатистики о принятии;
8) копия бухгалтерской отчётности с отметкой налогового органа о принятии.
9) иные документы (информацию), необходимые для принятия решения о предоставлении соответствующей формы поддержки и определённые законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования.
Субъекты, получившие поддержку в рамках данной Программы обязаны предоставить сведения, необходимые для включения в Реестр субъектов - получателей поддержки.
В целях получения поддержки, Организации в заявительном порядке письменно обращаются в Администрацию города Когалыма о предоставлении соответствующего вида поддержки. Для получения поддержки необходимо предоставить следующие документы:
1. Заверенные в установленном порядке копии:
1.1. свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
1.2. свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц либо свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
1.3. свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
1.4. выписки из единого государственного реестра юридических лиц;
1.5. учредительных документов;
1.6. лицензии на виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.7. документа, подтверждающего полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
2. Оригинал справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
3. Иные документы (информацию), необходимые для принятия решения о предоставлении соответствующей формы поддержки, определённые законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования.
9. Срок рассмотрения обращений Субъектов и Организаций
Срок рассмотрения обращений с целью получения поддержки не может превышать более тридцати календарных дней с момента предоставления полного пакета документов, предусмотренного настоящей Программой.
Субъекты и Организации должны быть письменно проинформированы о решении, принятом по обращению об оказании поддержки.
10. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовой основой реализации Программы являются средства бюджета города Когалыма. Для финансирования Программы могут привлекаться средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иные источники финансового обеспечения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11. Организация управления и механизм выполнения Программы
Координатором Программы является управление экономики Администрации города Когалыма.
Координатор Программы и исполнители мероприятий разрабатывают нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы.
Координатор Программы ежегодно уточняет перечень и затраты на реализацию программных мероприятий на очередной финансовый год.
Расходы бюджета города Когалыма на реализацию Программы предусматриваются в составе бюджета города Когалыма на очередной финансовый год и утверждаются Думой города Когалыма ежегодно.
Для обеспечения контроля и анализа за ходом реализации Программы Координатор программы производит сопоставление достигнутых показателей с базовыми показателями на начало реализации Программы.
Исполнители мероприятий, включенных в Программу, ежеквартально сдают отчёт и пояснительную записку о ходе её реализации Координатору в срок до 10 числа первого месяца квартала, следующим за отчётным.
Координатор Программы, при необходимости - исполнители мероприятий Программы, ежегодно отчитываются о ходе выполнения Программы.
Контроль за выполнением Программы осуществляет заместитель Главы города Когалыма, курирующий данную сферу деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.