Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 14 октября 2010 г. N 157
Долгосрочная целевая Программа
"Современное здравоохранение Ханты-Мансийского района" на 2011-2013 годы
и на период до 2015 года"
1 июня, 30 сентября, 26 декабря 2011 г., 12 апреля, 5 октября, 22 октября 2012 г., 11 марта, 21 мая , 15 июля, 22 августа 2013 г.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 15 июля 2013 г. N 52 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Современное здравоохранение Ханты-Мансийского района" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) |
Правовое обоснование для разработки Программы |
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об Основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 N 86-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Разработчик Программы |
комитет по здравоохранению администрации Ханты - Мансийского района (далее - комитет по здравоохранению) |
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
комитет по здравоохранению |
Основные цели и задачи Программы |
целью программы является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности на основе повышения качества и доступности медицинской помощи, направленное, в дальнейшем, на увеличение продолжительности жизни населения. Задачи: 1. Развитие первичной медико-санитарной помощи в соответствии с современными требованиями. 2. Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и других видах травматизма. 3. Информатизация системы здравоохранения и развитие телемедицинских технологий. 4. Совершенствование информационно-пропагандистской деятельности. 5. Стабилизация эпидемической ситуации по социально-значимым заболеваниям. 6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ханты-Мансийского района через реализацию комплексных мероприятий по специфической и неспецифической профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. 7. Приведение инфраструктуры здравоохранения в соответствие с современными требованиями для обеспечения комфортных условий пребывания пациентов |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы; реализация Программы осуществляется в 5 этапов: I этап - 2011 год; II этап - 2012 год; III этап - 2013 год; IV этап - 2014 год; V этап - 2015 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования на 2011 - 2015 годы за счет средств всех бюджетов составляет 186683,71 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 60228,8 тыс. рублей (факт - 58056,89 тыс. рублей); 2012 год - 38740,67 тыс. рублей (факт - 38495,77 тыс. рублей); 2013 год - 57881,05 тыс. рублей; 2014 год - 16125,0 тыс. рублей; 2015 год - 16125,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета района - 152766,75 тыс. рублей: 2011 год - 40827,8 тыс. рублей (факт - 38655,89 тыс. рублей); 2012 год - 24181,97 тыс. рублей (факт - 23979,81 тыс. рублей); 2013 год - 57881,05 тыс. рублей; 2014 год - 16 125,0 тыс. рублей; 2015 год - 16 125,0 тыс. рублей; за счет средств окружного бюджета - 33916,96 тыс. рублей: 2011 год - 19 401,0 тыс. рублей (факт - 19 401,0 тыс. рублей); 2012 год - 14558,7 тыс. рублей (факт - 14515,96 тыс. рублей); 2013 год - 0,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
к 2015 году ожидается: снижение общей смертности с 11,9 до 11,0 на 1000 среднегодового населения; снижение младенческой смертности на 1 тыс. родившихся живыми в диапазоне от 4,0 до 10,7 случаев; стабилизация показателей общей заболеваемости взрослого населения до 1 196,0 случаев на 1 тыс. населения; увеличение средней продолжительности жизни до 70,6 лет у женщин и до 55,2 лет у мужчин |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая задача
Здоровье определяется сложнейшим взаимодействием различных факторов: социальных, экономических, политических, экологических и прочих.
Процессы формирования здоровья населения отражают общие тенденции социально-экономического развития Российской Федерации и сельского населения автономного округа.
В настоящее время в системе здравоохранения Ханты-Мансийского района сохраняется ряд проблем, связанных как с климатическими и территориальными, так и с демографическими и социальными особенностями, решение которых требует программно-целевого подхода.
Долгосрочная целевая программа "Современное здравоохранение Ханты-Мансийского района" на 2011-2013 годы действует в Ханты-Мансийском районе в течение двух лет. Продление Программы необходимо в целях дальнейшего комплексного решения вопросов по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения района, стабилизации демографической ситуации, дальнейшему развитию первичной медико- санитарной помощи, организации мероприятий по дальнейшей реализации приоритетных направлений в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского района, информатизации системы здравоохранения, а также в целях улучшения качества и доступности медицинской помощи при использовании методов программного подхода.
Реализация программных мероприятий в 2011-2012 годах позволила добиться ряда положительных результатов:
сохранение положительного естественного прироста населения с 2008 года (2010 год - 5,1, 2011 год - 3,1);
снижение смертности населения от социально-значимых заболеваний на 10,0% (2010 год - 178 случаев, 2011 год - 161 случай), в том числе от болезней системы кровообращения - на 13,4% (2010 год - 104 случая, 2011 год - 90 случаев), от новообразований - на 2,6% (2010 год - 38 случаев, 2011 год - 37 случаев), от управляемых причин - на 5,5% (2010 год - 36 случаев, 2011 год - 34 случая);
снижение первичного выхода населения на инвалидность - на 44,4% (2010 год - 63,7, 2011 год - 35,4 случаев на 10 тыс. населения);
внедрение новых методик диагностики сердечно-сосудистых, онкологических и инфекционных заболеваний (экспресс-диагностика онкозаболеваний, инфекционных заболеваний, инфарктов миокарда);
укрепление материально-технической базы.
Вместе с тем складывающаяся эпидемиологическая и социальная обстановка в районе, климатические, территориальные, демографические особенности района, положительная динамика уровней смертности и заболеваемости диктуют необходимость продолжения программно-целевого подхода в целях дальнейшего совершенствования системы здравоохранения района, повышения доступности и качества оказания медицинской помощи.
Всего на территории Ханты-Мансийского района функционируют 27 учреждений здравоохранения, из них в типовых зданиях, введенных в период с 2002 по 2012 годы, размещены три участковые больницы: Кышиковская, Сибирская и Луговская, многие учреждения располагаются в приспособленных помещениях, построенных в 60-х - 80-х годах, и требуют комплексного капитального ремонта и реконструкции. Неудовлетворительное состояние кровель, многочисленные протечки ведут к разрушению внутренних конструктивных элементов зданий - полов, стен, панелей перекрытий, потолков. Средняя степень износа всех зданий лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Ханты-Мансийского района в 2009 году составляла 52,9%.
Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности учреждений здравоохранения является одной из приоритетных задач комплексного проекта модернизации учреждений здравоохранения Ханты-Мансийского района. В ходе реализации Программы в 2011 году произведены капитальные ремонты в Горноправдинской участковой больнице, фельдшерско-акушерских пунктах с. Цингалы, с. Тюли, врачебной амбулатории п. Урманный. В 2012 году завершено строительство типового здания Луговской участковой больницы, произведена прокладка инженерных сетей к объекту здания модульного типа д. Ярки, завершены капитальные ремонты на фельдшерско-акушерских пунктах с. Реполово, д. Ягурьях, д. Шапша. Начаты капитальные ремонты в Кедровской и Кышиковской участковых больницах с привлечением средств из бюджета автономного округа.
Демографическая ситуация.
На фоне ежегодного снижения численности населения района в период с 2003 по 2010 годы в 2011 году наблюдается её рост на 21,3%. В результате на 01 января 2012 года численность постоянного населения поселений Ханты-Мансийского района составила 20 138 человек, среднегодового - 19785 человек. Доля коренных малочисленных народов Севера в общей численности населения Ханты-Мансийского района составила 11,0%.
Возрастная структура населения представлена следующим образом: 0-17 лет - 23,9%; доля населения трудоспособного возраста - 58,6%, доля населения старше трудоспособного возраста - 17,5%.
С 2008 года в районе число рождений превышает число смертей и наблюдается положительный естественный прирост. После пика рождений в 2010 году (281 родившийся живым) в 2011 году их количество снизилось на 5,7% и составило 265 человек (13,4 на 1 тыс. населения).
На фоне снижения смертности на 14,9% в 2011 году (10,3 на 1000 населения) в сравнении с 2010 годом (12,1 на 1000 населения), в структуре причин смертности населения лидируют сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а также последствия внешних причин (травмы и отравления - на возраст от 0 до 50 лет приходится 76,5% смертей). Эти же заболевания и состояния являются одними из основных причин инвалидизации населения как в Ханты-Мансийском районе, так и в Югре в целом.
Показатель болезненности на 1 тыс. населения за 2011 год в сравнении с 2010 годом снизился на 31,9%; показатель заболеваемости сельского населения за аналогичный период снизился на 22,4% (что также обусловлено ростом численности населения района).
Болезненность заболеваниями системы кровообращения снизилась на 7,8% за 2011 год в сравнении с 2010 годом (2010 год - 170,2, 2011 год - 156,9 на 1 тыс. населения), но превышает окружной показатель на 27,8%. В том числе болезненность ишемическими болезнями сердца при снижении на 4,4% за 2011 год в сравнении с 2010 годом (2010 год - 27,0, 2011 год - 25,8 на 1 тыс. населения) превышает окружной показатель на 37,2%.
Материнская смертность не регистрируется в районе на протяжении многих лет.
Несмотря на меры, предпринятые в предыдущие годы, остаётся тревожной ситуация по социально-значимым заболеваниям.
За 2011 год выросло число пациентов с впервые установленным диагнозом туберкулез (2010 год - 9 человек, 2011 год - 14 человек). Анализ данных пациентов показывает, что более половины из заболевших составляют неработающие молодые люди. Работа по данному направлению требует своего продолжения, особенно в условиях финансово- экономического кризиса и массового освобождения из мест лишения свободы лиц, больных туберкулезом.
В Ханты-Мансийском районе по итогам 2011 года число пациентов с впервые выявленными онкозаболеваниями снизилось на 17,5% (2010 год - 63 случая, 2011 год - 52 случая), при этом наблюдается рост пациентов с впервые выявленной IV стадией заболевания на 1,8%. По этим причинам необходимо совершенствование ранней диагностики, лечения и реабилитации онкологических больных, что имеет не только медицинское, но и важное социально-экономическое значение.
Смертность от болезней кровообращения по-прежнему занимает лидирующие позиции. За годы реализации программных мероприятий удалось снизить число умерших от болезней системы кровообращения. Этот факт подтверждает положительный социальный эффект проводимых программных мероприятий и требует дальнейшего его продолжения.
Заболеваемость сахарным диабетом снизилась на 34,1% за 2011 год в сравнении с 2010 годом (2010 год - 4,1, 2011 год - 2,7 на 1 тыс. населения) - достигла окружного уровня (2,6 на 1 тыс. населения).
Сахарный диабет - одно из самых распространенных заболеваний, являющихся значимой медико-социальной проблемой. В Ханты-Мансийском районе состоит на диспансерном учете 461 больной сахарным диабетом. Среди данной категории пациентов диагностируются: слепота - в 10 раз, нефропатия - 12-15 раз, гангрена нижних конечностей и другие сосудистые осложнения - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом, что обуславливает высокий уровень инвалидизации при сахарном диабете, особенно, в молодом трудоспособном возрасте. Смертность от болезней сердца и инсульта при данном заболевании - в 2-3 раза выше, чем среди населения в целом. Необходимость постоянного врачебного мониторинга и проведения самоконтроля, высокая стоимость лекарственных средств и расходных материалов при данной патологии требуют существенных финансовых затрат и комплексного программного подхода.
Следует отметить улучшение материально-технического обеспечения подразделений муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием, расходными материалами, санитарным транспортом.
За 2011 год и 8 месяцев 2012 года приобретено медицинского оборудования на сумму 6 581,6 тыс. рублей, в том числе наиболее крупные приобретения:
аппарат ультразвуковой диагностики для Ханты-Мансийской районной поликлиники; фетальный монитор и биохимический анализатор для Сибирской участковой больницы; стоматологическая установка для Выкатновской амбулатории и ФАПа с. Цингалы; гематологические анализаторы для Горноправдинской и Кышиковской участковых больниц; электрокардиографы для Горноправдинской, Кышиковской, Кедровской и Луговской участковых больниц, Урманной и Выкатновской амбулаторий; аппарат УВЧ-терапии для Нялинской и Кедровской участковых больниц; шприцевые насосы для Кедровской и Луговской участковых больниц и Нялинской амбулатории; паровые стерилизаторы для Кедровской, Сибирской и Луговской участковых больниц; холодильная камера для хранения трупов в новую больницу п. Луговской;
компьютерная и оргтехника для всех учреждений здравоохранения, являющихся юридическими лицами, а также телемедицинский комплекс для Сибирской и Кышиковской участковых больниц на сумму 2 078,5 тыс. рублей;
расходные материалы, тест-системы и аппараты индивидуального контроля в целях раннего выявления социально-значимых и инфекционных заболеваний на сумму 1 809,7 тыс. рублей; в том числе тест-полоски для определения уровня сахара крови, холестерина, онкомаркеры, экспресс-тесты для диагностики кишечных и вирусных инфекций;
иммунобиологические препараты и вакцины для всех учреждений здравоохранения на сумму 911,1 тыс. рублей.
За аналогичный период приобретено 3 автомобиля ( а/м Шевроле-Нива в МБУЗ "Луговская участковая больница", УАЗ санитарный МБУЗ "Ханты-Мансийская районная поликлиника", УАЗ санитарный в МБУЗ "Луговская участковая больница") на сумму 1 350,0 тыс. рублей.
Несмотря на предпринятые за годы реализации Программы меры по дооснащению учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, во многих учреждениях имеется медицинское оборудование и санитарные автомобили, имеющие 100 - процентный износ.
В настоящее время на балансе учреждений здравоохранения числится 1884 единицы медицинского оборудования, в том числе срок службы, превысивший 5 лет - 1005 единиц. Общий износ медицинского оборудования составляет 53% (в 2009 году - 66%), что в свою очередь диктует необходимость дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения в части обновления медицинского оборудования в соответствии порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России. Учитывая особенности транспортного сообщения между населенными пунктами врачебных участков, в рамках реализации национального проекта во втором полугодии 2010 года приобретена моторная лодка в МБУЗ "Сибирская участковая больница", в то же время за 2010-2012 годы лодочные моторы не приобретались, что не позволяет активизировать выездную работу в приписные поселки врачебных участков в навигационный период. Это также свидетельствует о необходимости продления Программы
на период до 2015 года.
В период с 2010 года и 1-е полугодие 2012 года проведено списание 1 542 единиц медицинского и немедицинского оборудования, мебели, оргтехники, автотранспорта в муниципальных учреждениях здравоохранения на сумму 24 666,1 тыс. рублей.
В рамках реализации Программы прошли профессиональную подготовку 35 медработников первичного звена (8 врачей и 27 средних медработников) на сумму 441,9 тыс. рублей.
Вместе с тем нельзя не обозначить и существующую кадровую проблему. Укомплектованность учреждений специалистами в 2011 году в сравнении с 2010 годом снизилась на 3,6% и составила 88,5%, в том числе снижение укомплектованности врачебными кадрами - на 3,9%, средними медработниками - на 3,9%. Это объясняется не укомплектованностью врачебными кадрами Кышиковской участковой больницы, Выкатновской амбулатории; недоукомплектованностью Горноправдинской, Кедровской, Луговской участковых больниц и районной поликлиники. Отмечается снижение коэффициента совместительства в 2011 году в сравнении с 2010 годом у врачей - с 1,41 до 1,34, у средних - остался на прежнем уровне и составил 1,08. Снижение укомплектованности привело к снижению числа врачебных посещений на 1 жителя с 6,8 до 6,5 (на 4,4%). За 8 месяцев 2012 года в учреждения здравоохранения района трудоустроилось 4 врача.
Дальнейшая информатизация системы здравоохранения необходима для повышения доступности и качества квалифицированной медицинской помощи, возможности записи на прием к врачу через Интернет-ресурс, обеспечения эффективной информационной поддержки системы здравоохранения, граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания.
Общая численность медицинского персонала в муниципальных бюджетных учреждениях здравоохранения - 483 человека, из них 37 врачей и 229 средних медицинских работников. По итогам 2012 года обновление компьютерного парка составит 25,0%. Учитывая развитие информатизации системы здравоохранения, внедрение новых программ, необходимо дальнейшее обновление компьютерной и оргтехники и модернизация локальных вычислительных сетей. Работают в сети Интернет 100 процентов юридических лиц и 72,0 процента фельдшерско-акушерских пунктов. В районе существует проблема не только отсутствия технической возможности подключения учреждений к Интернету, но и проблема по обеспечению бесперебойной связью и высокоскоростным Интернетом.
Оборудование для проведения телемедицинских консультаций имеется в трех учреждениях здравоохранения Ханты-Мансийского района. В рамках Программы приобретено еще два телемедицинских пункта.
Достигнутые результаты в ходе реализации мероприятий целевых долгосрочных программ подтверждают их актуальность и необходимость дальнейшего решения имеющихся проблем путем комплексного и программно-целевого подхода.
3. Основные цели и задачи Программы, оценка ожидаемой эффективности Программы (экономическая, бюджетная и социальная эффективность)
Цель Программы: снижение заболеваемости, инвалидности и смертности на основе повышения качества и доступности медицинской помощи, направленное, в дальнейшем, на увеличение продолжительности жизни населения.
Задачи:
1. Развитие первичной медико-санитарной помощи в соответствии с современными требованиями.
2. Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и других видах травматизма.
3. Информатизация системы здравоохранения и развитие телемедицинских технологий.
4. Совершенствование информационно-пропагандистской деятельности.
5. Стабилизация эпидемической ситуации по социально-значимым заболеваниям.
6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ханты-Мансийского района через реализацию комплексных мероприятий по специфической и неспецифической профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.
7. Приведение инфраструктуры здравоохранения в соответствие с современными требованиями для обеспечения комфортных условий пребывания пациентов.
Система показателей, характеризующих результаты реализации Программы, приведена в приложении 1 к Программе.
4. Программные мероприятия
Достижение поставленной цели и решение задач Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, представленных в приложении 2 к Программе.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 15 июля 2013 г. N 169 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование ресурсного обеспечения целевой Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета автономного округа и бюджета района.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы, устанавливается в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на год и плановый период, решением Думы Ханты-Мансийского района о бюджете Ханты-Мансийского района на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования на 2011 - 2015 годы за счет средств всех бюджетов составляет 186683,71 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 60228,8 тыс. рублей (факт - 58056,89 тыс. рублей);
2012 год - 38740,67 тыс. рублей (факт - 38495,77 тыс. рублей);
2013 год - 57881,05 тыс. рублей;
2014 год - 16125,0 тыс. рублей;
2015 год - 16125,0 тыс. рублей,
в том числе:
за счет средств бюджета района - 152766,75 тыс. рублей:
2011 год - 40827,8 тыс. рублей (факт - 38655,89 тыс. рублей);
2012 год - 24181,97 тыс. рублей (факт - 23979,81 тыс. рублей);
2013 год - 57881,05 тыс. рублей;
2014 год - 16125,0 тыс. рублей;
2015 год - 16125,0 тыс. рублей;
за счет средств окружного бюджета - 33916,96 тыс. рублей:
2011 год - 19 401,0 тыс. рублей (факт - 19 401,0 тыс. рублей);
2012 год - 14558,7 тыс. рублей (факт - 14515,96 тыс. рублей);
2013 год - 0,0 тыс. рублей;
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей.
6. Механизм реализации целевой Программы
Исполнителем Программы является комитет по здравоохранению администрации Ханты-Мансийского района.
Координацию работы по реализации Программы осуществляет заместитель главы администрации района по социальным вопросам.
Реализация Программы осуществляется на основе четко скоординированного взаимодействия органов местного самоуправления с комитетом по здравоохранению путем заключения в установленном порядке комитетом по здравоохранению, администрацией Ханты-Мансийского района муниципальных контрактов (договоров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнитель Программы вправе передать часть функций подведомственным муниципальным учреждениям. Реализация программных мероприятий муниципальными учреждениями Ханты-Мансийского района осуществляется в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского района на иные цели.
Комитет по здравоохранению разрабатывает и является ответственным
исполнителем Программы и обеспечивает поквартальное представление информации о ходе реализации Программы заместителю главы администрации района по социальным вопросам и в уполномоченный орган администрации района в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.